Проектирование, строительство современных производственных и технологических процессов, основанных на последних достижениях научно-технического процесса, эксплуатация, модернизация, консервация, ликвидация существующих производств должны осуществляться с учетом обеспечения высокого уровня культуры безопасности жизнедеятельности, в частности таких показателей, как низкий уровень травматизма и аварийности, высокая эффективность использования ресурсов, минимально возможное наличие выбросов. В силу ряда причин существующие производства не могут обеспечить данных показателей, о чем свидетельствует статистика.
Официальный реестр Ростехнадзора насчитывает более 330 тысяч опасных производственных объектов на территории страны, в их число входит около 350 тыс. км внутрипромысловых трубопроводов, на которых ежегодно отмечается свыше 50 тыс. инцидентов, приводящих к опасным последствиям. Основными причинами высокой аварийности при эксплуатации трубопроводов является сокращение ремонтных мощностей, низкие темпы работ по замене отработавших срок трубопроводов (не более 2 %), а также человеческий фактор.
Культура новой России рискогенна в том смысле, что не успевает осваивать стремительно меняющуюся ситуацию. Чтобы успевать, необходима интенсификация социокультурной рефлексии и рефлективности. В нашем случае социокультурная рефлексия – это перманентное критическое осмысление меняющейся ситуации и публичный диалог по поводу современного состояния общества. Под рефлективностью мы подразумеваем трансформацию старых и возникновение новых социальных акторов и институтов в ответ на вызовы общества риска [6].
Ввиду сложившейся ситуации в современных кризисных условиях проблема обеспечения безопасности (экологической, дорожно-транспортной, энергетической, промышленной) остается важнейшей государственной задачей, составной частью обеспечения национальной безопасности, что зафиксировано в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2016) и Федеральном законе «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21.07.2011 № 256-ФЗ (действующая редакция, 2016), а также Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 29.10.2012 г. ПР-3167) и других нормативных правовых актах.
В качестве одной из мер повышения уровня безопасности функционирования производственных объектов Правительством Российской Федерации в 2011 году была одобрена «Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года». Основная роль в этом документе принадлежит современному подходу к обеспечению безопасной эксплуатации производственных объектов, использованию, так называемого, риск-ориентированного подхода.
Для решения этой проблемы необходимы специалисты с высоким уровнем культуры безопасности жизнедеятельности, с новым типом мышления – риск-ориентированным, для которых обеспечение социальной, экологической и производственной (профессиональной и промышленной) безопасности является императивом.
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 723 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность», риск-ориентированное мышление студентов – способность анализировать причины происходящих явлений и процессов, выявлять закономерности, их порождающие, и, используя полученные знания, на основе системного подхода, находить решение в нестандартных ситуациях, когда нет готовых способов действия.
В соответствии с «Основной профессиональной образовательной программой высшего образования (программа бакалавриата) направления 280700.62 – «Техносферная безопасность» профиля подготовки «Безопасность технологических процессов и производств»» (на примере Пермского национального исследовательского политехнического университета), общекультурная компетенция ОК-7 – «Владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности» реализуется в следующих дисциплинах: Б2.Б.05 – «Экология», Б2.Б.06 – «Теория горения и взрыва», Б2.В.01 – «Системный анализ и моделирование опасных явлений и процессов», Б3.В.09 – «Проектирование систем защиты», Б3.ДВ.01.2 – «Андрагогика (педагогика обучения взрослых)», Б3.ДВ.02.1 – «Психология безопасности», Б3.ДВ.02.2 – «Психология делового общения», Б3.ДВ.05.2 – «Ответственность должностных лиц за выполнение требований экологической безопасности».
Необходимость формирования риск-ориентированного мышления у выпускаемых специалистов побудила нас начать исследования в указанной области, и, в частности, разработать методологические основы формирования риск-ориентированного мышления обучающихся как компонента культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в условиях политехнического вуза.
В настоящее время понятие «риск-ориентированное мышление» упоминается довольно редко, это можно объяснить тем, что теоретическая база риск-ориентированного подхода еще не сформирована. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (идентичен ISO 9001:2015 «Quality management systems – Requirements», IDT) раскрывает значение данного понятия относительно риск-менеджмента: «риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей».
Для того чтобы разработать терминологический аппарат, педагогическую технологию формирования риск-ориентированного мышления обучающихся, необходимо составить портрет будущего специалиста, профессионала, обладающего риск-ориентированным мышлением. Такие понятия, как риск-менеджер, риск-менеджмент, в настоящий момент встречаются лишь в области финансов, бизнес-управления, страхования. Они представляют определенный интерес для понимания сути в данном вопросе.
В соответствии с Приказом Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению рисками» от 07.09.2015 № 591н, риск-менеджмент (управление рисками) – это процесс, осуществляемый советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками организации, который начинается при разработке стратегии и затрагивает всю деятельность организации. Он направлен на определение событий, которые могут влиять на организацию, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль того, чтобы не был превышен риск-аппетит организации и предоставлялась разумная гарантия достижения целей организации.
Риск-менеджер, в соответствии с Requirements for the qualification of risk manager: ONR 49003, это специалист, который способен идентифицировать, анализировать, оценивать, документировать риски, контролировать и проводить мониторинг рисков в рамках всей организации а также в рамках отдельных частей и систем в организациях различных организационно-правовых форм и отраслей деятельности. Риск-менеджер помогает владельцам риска и всем сотрудникам организации, обоснованно и систематически управлять рисками, применять результаты оценки риска и внедрять риск-менеджмент в общую систему управления.
На основе принятых нормативных документов и исследований российских ученых [1–6] считаем достаточно научно обоснованным следующее понимание «риск-ориентированное мышление» – это способность индивида определять ситуацию с позиции риска, идентифицировать, анализировать и оценивать риск, обладание готовностью воздействовать на риск с целью получения положительного результата, включающего безопасность жизнедеятельности. «Риск-ориентированное мышление обучающихся» – это способность анализировать причины происходящих явлений и процессов, связанных с риском, выявлять закономерности их порождающие, используя полученные знания и готовность находить решение по преодолению опасности в нестандартных ситуациях, когда нет готовых способов безопасного действия.
Риск-ориентированное мышление совершается при помощи мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, абстрагирования, обобщения, которые конкретизируются в контексте исследования в представленные в таблице виды мышления обучающихся (таблица).
Данная последовательность мыслительных операций используется при анализе производственных и профессиональных рисков в рамках учебного процесса студентов направления подготовки 280700 – «Техносферная безопасность». Использование данного алгоритма имеет ряд положительных преимуществ, например позволяет студентам более грамотно проводить анализ опасностей для здоровья человека, производственного объекта или окружающей среды, детально отслеживать причинно-следственные связи исследуемых аварий, инцидентов, профессиональных заболеваний, производственного травматизма, в том числе смертельного, оценивать масштабы аварий, осуществлять контрольно-надзорные функции (в рамках учебного материала), в соответствии с полученными результатами составлять график профилактических ремонтов, планировать мероприятия по обеспечению безопасности, как производственной так и профессиональной.
Продуктивность риск-ориентированного мышления определяется следующими основными качествами:
1) быстрота – способность находить правильные решения в условиях дефицита времени (одно из важнейших качеств, учитывая, что многие аварии можно предотвратить еще на стадии зарождения);
2) гибкость – умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения (нормативное законодательство по промышленной безопасности довольно часто дополняется и изменяется, поэтому будущий инженер должен предусматривать эти обстоятельства в своей деятельности, своевременно внося корректировки во внутреннюю документацию предприятия в рамках своих компетенций);
Виды мыслительных операций риск-ориентированного мышления обучающихся
Операция мышления |
Сущность процесса |
Примечание |
Анализ |
Мысленное разделение технического объекта, технологической цепочки, ЧС на составляющие элементы, выделение отдельных частей, событий |
По функциональному назначению магистральный нефтепровод можно разделить на следующие элементы: линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие насосные станции, резервуарные парки |
Сравнение |
Сопоставление выделенных элементов, явлений, событий (анализируемых технических объектов, технологических цепочек, ЧС), их свойств, выявление влияния друг на друга, общности и различия между ними |
В развитии чрезвычайных ситуаций выделяют стадии зарождения, инициирования, кульминации, затухания, в зависимости от принятых превентивных мер, наличия сопутствующих факторов, эта последовательность может сохраняться, а может ограничиться стадией зарождения, поэтому данный этап предполагает проведение идентификации опасностей каждой стадии, величину риска развития стадий, оценку суммарного эффекта |
Синтез |
Объединение выделенных элементов, связей анализируемого технического объекта, технологической цепочки, явлений, событий ЧС в единое целое |
Разрабатываются новые знания, подходы, процедуры, корректируются методики расчета, уточняются требования нормативных документов локального характера |
Абстрагирование |
Отвлечение от несущественных и выделение основных признаков (качеств, связей, закономерностей) выделенных элементов, явлений, событий |
Производственные помещения обладают большим количеством характеристик (функциональное назначение, площадь, количество рабочих мест и т.д.), однако в отношении опасности поражения людей электрическим током учитываются такие факторы, как наличие влажности, токопроводящей пыли и полов, высокой температуры и т.д., т.к. именно эти факторы увеличивают риск поражения током |
Обобщение |
Объединение выделенных элементов, явлений, событий (анализируемых технических объектов, технологических цепочек, ЧС), по какому-то общему, существенному признаку (степень риска, класс опасности, рабочее давление) |
Классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень риска возникновения и масштабы аварий необходима для осуществления контрольно-надзорных функций, составления графика профилактических ремонтов, планирования мероприятий по обеспечению безопасности |
3) глубина – степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между элементами задачи (одно из важнейших качеств, характеризует уровень профессионализма в данной сфере);
4) критичность – способность при познании не оказываться под влиянием чужих мыслей, трезво оценивать сильные и слабые стороны своих и чужих решений (это качество мышления требует прочного теоретического и практического фундамента, т.к. для того чтобы грамотно оценивать и реагировать на критику своего и чужого мышления, необходимо быть компетентным в рассматриваемой сфере);
5) самостоятельность – умение, используя общественный опыт и независимость собственной мысли, увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами (качество риск-ориентированного мышления, соответствующее творческому уровню овладения профессиональными компетенциями);
6) последовательность – умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса (специфика деятельности в рассматриваемой сфере предполагает следование федеральным законам, подзаконным актам, инструкциям, исполнение предписаний различных органов).
Перечисленные качества риск-ориентированного мышления подлежат корректировке наряду с ЗУНами в течение учебного процесса, а также оцениваются во время текущего, рубежного и итогового контролей, для этого используются различные педагогические приемы и технологии, которые будут освещены в последующих статьях авторов.
На основе анализа [1–6], используя активные и интерактивные методы обучения, способствующие формированию риск-ориентированного мышления, имеется возможность подготовки специалистов, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора в условиях дефицита времени, прогнозировать их возможные последствия, владеть такими процедурами, как анализ возможных опасностей и оценка риска аварий на производственных объектах, разработка обоснованных рекомендаций (в приоритетном порядке) по предотвращению профессиональных заболеваний, производственного травматизма, экологического ущерба, инцидентов, аварий, что является составной частью риск-менеджмента и управления промышленной безопасностью.
Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы связаны с анализом особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов, для определения необходимого объема знаний, навыков и умений, педагогических приемов, установления условий, в которых должна развиваться личность. Разработка модели формирования риск-ориентированного мышления проводится на основе структурно-динамической модели формирования культуры БЖД студентов [3], что позволит пересмотреть образовательный процесс и решить вопрос о подготовке специалистов с риск-ориентированным типом мышления, с высоким уровнем культуры безопасности жизнедеятельности, профессионалов, четко осознающих всю глубину связи человека со средой обитания, возможные угрозы и опасности, индуцируемые и производимые научными и технологическими достижениями, и, самое главное, «всевозрастающей взаимозависимостью повседневных решений и глобальных последствий».
Библиографическая ссылка
Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОПЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 495-499;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36257 (дата обращения: 21.11.2024).