Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Гетман Н.А. 1 Котенко В.В. 2 Котенко Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В данной работе рассматриваются подходы к педагогической деятельности в условиях реализации профессионального стандарта преподавателя высшей школы. Выделены профессиональные компетенции педагогической деятельности преподавателя. Авторы выделяют из профессионального стандарта группу занятий, такую как профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования и обобщенные трудовые функции. На основании этого разработаны паспорта педагогических компетенций для преподавателя высшей школы. Анализируются научно-педагогическая, психолого-педагогическая и организационно-педагогическая компетенции, рассматривается компонентный состав компетенций. Представлено понимание авторов о способах формирования данных компетенций с помощью различных технологий. Указывается на то, что планирование и проведение занятий осуществляется в рамках накопительной системы повышения квалификации, актуальность тем определяется самими слушателями, исходя из возникающих затруднений в их профессиональной педагогической деятельности. Авторы статьи размышляют о путях оперативного реагирования преподавателя на изменяющиеся требования.
педагогическая деятельность
профессиональные компетенции
паспорт компетенции
профессиональный стандарт
1. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г., Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б., Рыбакова Н.Н. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12–4. – С. 563–564.
2. Гетман Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза с помощью гуманитарных технологий // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 87–91.
3. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Зырянов Б.Н. К вопросу о подготовке преподавателя медицинского вуза к оцениванию результатов образовательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=24419.
4. Котенко В.В., Котенко Е.Н. Современные технологии оценивания учебных достижений студентов // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции; под общ. ред. М.П. Лапчика; ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». – 2014. – С. 216–219.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608 н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/01.004.pdf (дата обращения к ресурсу 24.08.2016).
6. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – М.: Изд-во: Логос, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/179799 (дата обращения к ресурсу 14.06.2016).

Одной из основных проблем на современном этапе развития вуза является работа с профессорско-преподавательским составом. Изменяются взгляды, подходы ученых и практиков к своей деятельности. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей, позволили наиболее близко подойти к решению проблемы: подготовке персонала к профессиональной деятельности на новом качественном уровне [2; 6].

При всем многообразии существующих подходов к решению этой проблемы в различных странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора, подбора и найма кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений. Основные требования к преподавателю высшей школы обозначены в профессиональных стандартах, которые реализуются с 2016 года во всех образовательных организациях [5].

Цель исследования – проанализировать профессиональные стандарты и выделить основные компетенции преподавателя высшей школы.

Материалы и методы исследования

Были использованы следующие методы исследования: анализ нормативной документации, выявление основных компонентов компетенций и их описание. Для достижения оптимального уровня профессиональной компетентности преподавателя, а именно это является основополагающим условием развития вуза, необходимо постоянное стремление к активной профессиональной деятельности, к самосовершенствованию. С целью развития профессиональной компетентности преподавателей нами определены основные направления повышения профессионализма, адекватные потребности самой образовательной организации; установлена взаимосвязь системы повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности преподавателя; определена структура, содержание теоретических и практических занятий в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями профессорско-преподавательского состава [1].

В профессиональном стандарте, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», содержатся общие требования к педагогической деятельности в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании (наименование вида профессиональной деятельности), где основная цель профессиональной деятельности формулируется следующим образом: организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ. Рассматривая группу занятий, такую как профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования и их обобщенные трудовые функции, код наименования и уровень квалификации наименования, нами были разработаны паспорта педагогических компетенций, которым должен соответствовать преподаватель высшей школы [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим научно-педагогическую компетенцию, которую мы определили как способность и готовность к организации и руководству научно-исследовательской деятельностью обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), подготовке кадров высшей квалификации и (или) программам дополнительного профессионального образования (ДПО); разработке научно-методического обеспечения реализации образовательных программ. Компонентный состав компетенции состоит из перечня компонентов, технологий формирования, средств и технологий оценки, а также дисциплин. В компонентный состав входят: Знания (З), Умения (У) и Владения (В). З1 – актуальные проблемы и основные тенденции развития науки, способы интеграции современных научных знаний в преподавании учебных дисциплин; З2 – теоретические основы и технологии организации научно-исследовательской деятельности; З3 – основные базы данных, электронные библиотеки и электронные ресурсы, необходимые для организации исследовательской деятельности обучающихся; З4 – требования к оформлению исследовательских работ, особенности научного и научно-публицистического стиля; З5 – методологию научного исследования, особенности научного исследования в психологии и педагогике; З6 – теоретические, научно-методические основы и технологию организации научно-исследовательской работы обучающихся; З7 – способы оценки качества (рецензирования и экспертизы) учебников, учебно-методических пособий, исследовательских работ; З8 – требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик. У1 – обеспечивать поддержку научной активности обучающихся; У2 – использовать опыт и результаты собственных научных исследований в процессе руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся; У3 – обеспечивать научно-методическое и консалтинговое сопровождение выбора обучающимися темы исследовательских работ; У4 – осуществлять контроль хода выполнения, оценивать качество выполнения и оформления исследовательских работ; У5 – обобщать и критически оценивать результаты различных исследований (в том числе и студенческих); У6 – планировать проведение исследований (в том числе студенческих) в соответствии с целями обучения и уровнем подготовленности обучающихся; У7 – создавать научно-методические тексты с учетом требований научного и научно-публицистического текста; У8 – проводить экспертизу и рецензирование научно-методических материалов. В1 – способами научно-методического и консультационного сопровождения процесса и результатов исследовательской деятельности обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), подготовки кадров высшей квалификации и (или) программ ДПО; В2 – способами контроля выполнения исследовательских работ обучающихся; В3 – технологией рецензирования исследовательских работ обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), подготовки кадров высшей квалификации и (или) программ ДПО. К технологиям формирования нами отнесены: практические занятия по определению проблем, метод проектов, самостоятельная работа, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, кейс-технология, технология контекстного обучения, технология портфолио. Средства и технологии оценки включают: план НИР, защиту отчетов по исследовательским работам, защиту проектов, собеседование, опрос, тестирование, блиц-игры, эссе, кейс, веб-квест, мультимедиа-презентации, упражнение, портфолио, вебинары.

Выделенная нами организационно-педагогическая компетенция определяется как способность и готовность к организации учебной деятельности обучающихся по освоению образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования с использованием компетентностно-ориентированных и информационно-коммуникационных технологий [3]. Преподаватель осуществляет педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы; разработку учебно-методического обеспечения реализации программ высшего образования, программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ; организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся. В паспорте компетенций рассмотрены технологии, средства и дисциплины формирования знаний, умений, владений. З1 – знает специфику и этапы проектирования целей, содержания, педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации процесса обучения и воспитания; З2 – классификацию, содержание, специфику, условия эффективной реализации и этапы проектирования современных образовательных технологий профессионального образования в медицинском вузе; З3 – методику разработки и применения контрольно- измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся; З4 – виды и формы организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся; З5 – способы проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; З6 – основные подходы и направления работы в области педагогической поддержки и сопровождения личностного и профессионального самоопределения студентов; З7 – требования к учебно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ высшего образования; З8 – методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; З9 –Законодательство Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса; З10 – требования к оформлению проектных работ; З11 – специфику деятельности кафедры медицинского вуза. У1 – проектировать и реализовывать цели, содержание, педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся; У2 – разрабатывать и применять контрольно-измерительные и контрольно-оценочные средства, использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебного курса, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки; У3 – применять современные образовательные технологии профессионального образования в медицинском вузе; У4 – осуществлять выбор видов и форм самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся в зависимости от специфики учебной дисциплины; У5 – оказывать помощь каждому студенту в выборе образовательной траектории; У6 – обеспечивать поддержку общественной и творческой активности студентов, их личностного и профессионального самоопределения; У7 – разрабатывать учебное и методическое обеспечение преподаваемых учебных курсов, дисциплин (модулей) и отдельных занятий программ высшего образования; вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного курса, дисциплины (модуля) на основании анализа образовательного процесса и его результатов; У8 – применять технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы; У9 – учитывать нормативную базу при организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса; У10 – создавать на занятиях проблемно-ориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) профессиональными стандартами. В1 – владеет опытом разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств; В2 – технологией проведения учебных занятий по программам высшего образования, подготовки кадров высшей квалификации и (или) программам дополнительного профессионального образования; В3 – технологией организации самостоятельной работы обучающихся; В4 – технологией проектирования совместно с обучающимися и коллегами индивидуальных образовательных маршрутов студентов; В5 – технологией организации педагогической поддержки общественной и творческой активности студентов, профессионального и личностного самоопределения обучающихся; В6 – опытом разработки учебного и методического обеспечения преподаваемых учебных курсов, дисциплин (модулей) и отдельных занятий программ высшего образования, подготовки кадров высшей квалификации и (или) программ дополнительного профессионального образования [4; 5].

Изучение профессиональных стандартов позволило нам выделить психолого-педагогическую компетенцию (ППК), которая заключается в способности и готовности обеспечивать формирование у студентов устойчивого позитивного отношения к своей будущей профессии и университету [6]. Преподаватель владеет технологиями установления педагогически целесообразных взаимоотношений с субъектами образовательного процесса; управления учебной деятельностью разных категорий обучающихся; диагностирования ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной сфер студентов и содействия их развитию. Состав компетенции включает в себя перечень компонентов: З1 – знает тенденции развития педагогики высшей школы, современного медицинского образования в России и за рубежом; З2 – психолого-педагогические закономерности процесса обучения и воспитания; З3 – психолого-педагогические основы развития мотивации учебной деятельности; З4 – возрастные и психологические особенности студентов; З5 – основы теории и технологии обучения взрослых; З6 – основные принципы управления учебной деятельностью, её формы и методы; З7 – техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; З8 – основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению; З9 – способы педагогической диагностики и условия развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной сфер студентов; З10 – способы психической саморегуляции и собственной профессиональной педагогической деятельности. У1 – умеет использовать общепсихологические и андрагогические принципы в процессе преподавания в высшей медицинской школе; У2 – подбирать и использовать конкретные техники при построении взаимодействия с аудиторией; У3 – диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики студентов; У4 – обеспечивать индивидуальный подход к студентам в зависимости от психологических особенностей личности; У5 – формировать у студентов лидерские качества, ценности, систему общекультурных компетенций; У6 – устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с субъектами образовательного процесса; У7 – формировать у студентов устойчивое позитивное отношение к своей будущей профессии, медицинскому университету, стремление к постоянному самосовершенствованию; У8 – оценивать динамику подготовленности мотивации обучающихся в процессе изучения учебного курса. В1 – владеет способами эффективной коммуникации; В2 – методами и способами вовлечения студентов в решение практических ситуаций, требующих разных стратегий мышления с возможностью и необходимостью применения теоретических знаний; В3 – методами психической саморегуляции и собственной профессиональной педагогической деятельности; В4 – способами установления педагогически целесообразных взаимоотношений с субъектами образовательного процесса.

Выводы

Вышеперечисленные знания, умения, владения могут быть развиты у преподавателей с помощью различных форм и методов переподготовки. Проводимые учебно-методические семинары позволяют преподавателям овладевать теоретическими подходами к проблеме современных способов осуществления образовательной деятельности в системе высшего образования, разрабатываемыми в отечественной и зарубежной науке, и их приложения к конкретной образовательной практике. Планирование и проведение учебно-методических семинаров осуществляется в рамках накопительной системы повышения квалификации, актуальность тем определяется самими слушателями, исходя из возникающих затруднений в их профессиональной педагогической деятельности [4].


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Котенко В.В., Котенко Е.Н. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 490-494;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36256 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674