Социальная адаптация в условиях общества инновационного типа, в котором темпы и характер трансформаций делают проблематичной возможность их осознания и принятия значительной частью населения, выступает как попытка контролировать быстро развивающуюся, сложную и хаотичную социальную систему. Поиск устойчивости в постоянно меняющемся мире особенно сложен для молодёжи, которая испытывает дефицит позитивного влияния всех институтов социализации, результатом чего является возникновение постоянных противоречий между «социальным» и «индивидуальным». В этой связи миссия социальной адаптации – помочь молодому человеку в выборе такого варианта жизнедеятельности, при котором он найдет своё место в обществе и станет его полноправным членом. В этих условиях перед системой высшего профессионального образования встаёт задача поиска путей и средств педагогического обеспечения успешной социальной адаптации юношей и девушек как в годы обучения в вузе, так и на дальнейшую перспективу. Решение данной задачи, на наш взгляд, связано с формированием у обучающихся способности к адаптации в обществе – социальной адаптивности [1].
В научной литературе традиционно выделяют адаптацию как процесс, как результат и как свойство любой саморегулируемой системы. Процессуальный аспект адаптации основывается в первую очередь на выделении её временных характеристик: протяжённости, стадий, этапов и др. Результативный аспект, как ключевой при оценке успешности адаптационного процесса, обозначается понятием «адаптированность». Для определения свойства саморегулируемой системы, формируемого в процессе адаптации и оказывающего влияние на его результат, используют понятие «адаптивность».
В свою очередь, при рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют функциональные уровни: биологический, физиологический, социальный. При этом говорят о биологической, физиологической и социальной адаптации. На практике все уровни и формы адаптационного процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, отражая его интегративную целостность. Вместе с тем каждый вид адаптации имеет свою специфику, которую нельзя не учитывать. Так, социальная адаптация, в зависимости от методологических оснований, трактуется: как приспособление человека к социальной среде (Д.А. Андреева, Д.Н. Дубровин, В.И. Плотников, Г.И. Царегородцев и др.); как процесс активного взаимодействия индивида и социального окружения (Г.Д. Гриценко, Л.Г. Гуслякова, Ю.П. Доронин, И.Д. Кайдаков, А.Н. Кочергин, Э.С. Маркарян, И.А. Милославова, О.В. Пополитова, М.В. Ромм, В.М. Сафронова, Г.И. Симонова, М.А. Шабанова, Л.Л. Шпак и др.); как механизм развития личности (О.И. Зотова, П.К. Кряжева, В.В. Петровский, А.А. Реан, В.В. Становов и др.).
В подавляющем большинстве современных исследований социальная адаптация характеризуется активностью личности по отношению к среде, её способностью к продуктивной жизнедеятельности в том обществе, к которому она принадлежит, готовностью к поиску адекватных способов реализации адаптационной активности. Более того, факт рассмотрения человека не просто как объекта воздействия общества, но и активного субъекта деятельности является тем обстоятельством, благодаря которому само понятие «социальная адаптация» появилось в науке. Активность – первое принципиальное отличие социальной адаптации от биологической.
Ключевым в современных определениях феномена социальной адаптации становится категория «взаимодействие». Так, например, в педагогическом словаре В.М. Полонский даёт следующее определение: «Адаптация социальная – взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласовываются с самооценкой, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников» [4]. Взаимодействие предполагает влияние как личности со своими особенностями, опытом на окружающую её среду, так и социальной среды на личность. В результате социальной адаптации происходит как усвоение личностью норм, ценностей среды, социальных ролей, так и изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
Способом проявления адаптирующей активности выступают стратегии адаптации. В отношениях личности и общества выделяют две полярные стратегии взаимодействия: активную и пассивную (П.М. Козырева, А.А. Машанов, М.В. Ромм, М.В. Ростовцева и др.). Все остальные, так или иначе, тяготеют к ним. Пассивная стратегия характеризуется тенденцией следовать принятым в конкретной среде обычаям, правилам и нормам поведения, т.е. заданной средой программе. Вторая стратегия – активная. Одна из её крайних интерпретаций заключается в понимании её как направлении человека на изменение, преобразование среды, подстраивании её под себя, свои потребности. На этой основе сомоизменяется, саморазвивается как сам человек, так и изменяется и развивается социум. При таком ходе событий человек становится не просто исполнителем заданной обществом программы, но «революционером», созидателем, творцом. Очевидно, что такая крайняя позиция свойственна лишь единицам наиболее талантливых новаторов, способных противостоять консерватизму социума. Однако это не значит, что большинству свойственна пассивная позиция. Человек как разумное, сознательное и деятельное существо не просто усваивает социальный опыт, но усваивает его отлично от других, индивидуально, сообразно своим потребностям и особенностям своей личности. Более того, человек на протяжении своей жизни сталкивается с единственным в своём роде рядом проблем, по-своему решая их, используя свои индивидуальные адаптационные ресурсы. Если деятельность человека направлена на активное преодоление трудностей и поиск различных вариантов выхода из проблемной ситуации, то такую стратегию рассматривают как активную, т.к. её результатом будет прибавка к уже существующему опыту нового. Такая активность лежит в основе самоактуализации, саморазвития и самореализации личности. Избегание или уход от проблемы демонстрируют, соответственно, пассивную стратегию адаптации.
В связи с вышесказанным согласимся с мнением М.В. Ростовцевой и А.А. Машанова о том, что смысл социальной адаптации, её полезность и ценность для человека и общества заключается в формировании необходимых знаний, умений, навыков, позволяющих быстро и эффективно разрешать трудные ситуации, выбирать тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который будет соответствовать как нормам, ценностям, требованиям данного общества, так и особенностям самого человека, т.е. способствовать его самореализации, самостановлению в социуме [5]. В данной идее заложен глубокий педагогический смысл – необходимо целенаправленно формировать (в первую очередь у учащейся молодёжи) способность личности к выбору оптимальных стратегий адаптации, которые будут способствовать как удовлетворению основных социогенных потребностей (быть востребованным членом общества), так и потребности в самоутверждении и самореализации, что, в свою очередь, будет способствовать развитию самого общества.
Как уже говорилось выше, адаптация, в том числе и социальная, рассматривается не только как процесс, но и как результат. Результатом социальной адаптации является адаптированность. А.А. Налчаджян определяет адаптированность как «состояние взаимоотношений личности и группы, когда: личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность; личность удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней референтная группа; личность переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [3, с. 26–27.]. По сути дела, в данном определении уже содержатся показатели адаптированности личности.
Целый ряд исследователей (В.Н. Безносиков, А.А. Баранов, И.А. Георгиева, А.Н. Жмыриков, И.К. Кряжева, А.Р. Кудашев, Н.Н. Мельникова, А.А. Реан и др.) показатели адаптированности объединяют в две большие группы: внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Результат адаптации в этом случае понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха, внешнего благополучия. В свою очередь, внутренний критерий отражает общее психическое состояние, чувство удовлетворённости, комфорта, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения и тревоги.
Согласование внешних и внутренних критериев, индивидуальных потребностей и требований среды является основной задачей процесса социальной адаптации. В этом контексте оптимальной адаптированностью можно считать результат, который удовлетворяет требованиям внешних и внутренних критериев.
В свою очередь, результативность процесса адаптации, достигнутый личностью уровень адаптированности связывают с двумя группами факторов: внешними (объективными, т.е. относящимися к окружающей индивида среде) и внутренними (субъективными, т.е. связанными с особенностями самого субъекта деятельности). К первой группе факторов относят комплекс параметров, связанный с видом деятельности личности и особенностями социальной организации группы, среды (М.П. Будякина, И.К. Кряжева, Л.М. Растова, А.А. Русалинова и др.). К внутренним факторам относятся социально-демографические характеристики личности, её диспозиции, мотивация, направленность, ценностные ориентации и прочее (И.А. Георгиева, В.В. Гриценко, И.К. Кряжева, Н.А. Свиридов, Е.В. Таранов и др.). К этой же группе относится способность личности к адаптации – социальная адаптивность.
Исходя из вышесказанного, педагогическое обеспечение эффективной социальной адаптации обучающихся, в том числе в высшей школе, возможно двумя путями: через создание максимально благоприятных внешних условии для успешности протекания адаптационных процессов (образовательной среды) или через целенаправленное формирование внутреннего фактора – способности к социальной адаптации (социальной адаптивности).
Понимание роли собственной активности личности в процессе социальной адаптации, а также социальной адаптивности как внутреннего фактора, определяющего результативности протекания адаптационных процессов, ставит перед исследователями вопрос о соотношении понятий «социальная адаптация» и «социализация» на чём и остановимся далее.
Само понятие «социализация», как и «адаптация», имеет междисциплинарный статус. Общим для всех предметных исследований является рассмотрение социализации как механизма и результата приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.
В современной науке практически утвердился субъект-субъектный подход к проблеме социализации личности, сторонники которого делают акцент на активной роли личности в ходе социализации, когда индивид целенаправленно адаптируется, изменяя не только неблагоприятную социальную ситуацию, но и самого себя (Ч.Х. Кули, А. Маслоу, Дж.Г. Мид, А.В. Мудрик, К. Роджерс, Е. Томас и др.). Так, например, В.Г. Крысько даёт следующее определение социализации: «Социализация – двустосторонний процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается». Иными словами, в определениях социализации практически безоговорочным является рассмотрение её, с одной стороны, как процесса включения индивида в систему общественных отношений посредством приобретения необходимых социально типичных, социально значимых черт (социальная адаптация), с другой – как процесса приобретения неповторимых, уникальных свойств личности (индивидуализация). В свою очередь, содержание процесса социализации определяется как освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих ценностей, так и отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я», раскрытием потенциальных возможностей и творческой природы личности. В нашем исследовании проблемы формирования социальной адаптивности обучающихся, социализация будут рассматриваться в контексте подхода А.В. Мудрика, определяющего её с позиции субъект-субъектного подхода «как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [2].
Как же соотносятся понятия «социализация» и «социальная адаптация»? Социализация и социальная адаптация тесно взаимосвязаны между собой в жизнедеятельности личности, поскольку благодаря им человек развивает свою социальную сущность, овладевает жизненным опытом. Но в рамках научного анализа эти процессы рассматриваются через общее и особенное, через совпадающие и специфические механизмы, лежащие в их основе. В этой связи в современных научных исследованиях можно встретить различные подходы к соотношению понятий «социализация» и «социальная адаптация».
В целом все авторы указывают на тесную взаимосвязь и взаимозависимость понятий «социализация» и «социальная адаптация», так как они отражают единый процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя интериоризацию индивидом социальных норм и обратное воздействие индивида на социальную среду. При этом подавляющее большинство исследователей считают неприемлемым их отождествление и разводят понятия «социализация» и «социальная адаптация» по «объёму», содержанию «часть – целое», по отношению «условие – следствие», придерживаясь диаметральных позиций. Однако одно кардинальное различие между социализацией и социальной адаптацией признаётся практически всеми. Социализация – это процесс непрерывный (инкретный), длящийся с момента рождения до смерти, а социальная адаптация представляет собой прерывистый (дискретный) процесс, связанный с новыми обстоятельствами жизнедеятельности, когда в относительно короткий промежуток времени личность активно осваивают социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
В нашем исследовании мы разделяем позицию А.В. Мудрика относительно сущности процесса социализации, позволяющую развести понятия «социализация» и «социальная адаптация». По мнению учёного, с точки зрения субъект-субъектного подхода, сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальную адаптацию) А.В. Мудрик определяет как процесс взаимодействия человека с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий его участников. В свою очередь, обособление трактуется им как процесс автономизации человека в обществе, в результате которого у человека появляется: потребность иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия); потребность самостоятельно решать лично касающиеся его вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Иными словами, приспособление (социальная адаптация) рассматривается учёным как процесс и результат становления индивида социальным существом, обособление – как процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Эффективная социализация личности, по мнению А.В. Мудрика, предполагает достижение личностью определённого баланса между адаптацией и обособлением. Здесь следует особо подчеркнуть, что противопоставление социальная адаптация – обособление строится не на противопоставлении «пассивность – активность» (выше было показано, что подавляющее большинство исследователей активность относят к видовым признакам социальной адаптации), а на противопоставлении «социальное – индивидуальное».
На практике достичь баланса между адаптацией и обособлением в обществе весьма сложно. Более того, социализированность как достижение этого баланса носит мобильный характер, т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами. В условиях современного трансформирующегося общества противоречие, лежащее в основе процесса социализации личности, резко обостряется. В первую очередь это касается учащейся молодёжи, которая в силу недостаточности опыта испытывает затруднения в поиске паритета между социальным и индивидуальным. Под воздействием целого ряда виктимогенных факторов возрастает вероятность становления её части жертвой условий социализации. В этой связи воспитание как относительно социально контролируемая социализация, целенаправленно осуществляемое в образовательных организациях, может создать такие условия для развития обучающегося, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нём, тем самым минимизировав возможность становления его жертвой социализации.
Целенаправленное формирование социальной адаптивности обучающихся как способности личности к выбору оптимальных стратегий адаптаций, которые будут способствовать удовлетворению её основных социогенных потребностей наряду с потребностью в самоутверждении, самореализации и самоутверждении, нами рассматривается в качестве одного из возможных путей разрешения противоречия между адаптацией и обособлением в обществе.
Библиографическая ссылка
Воскрекасенко О.А. CОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 485-489;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36255 (дата обращения: 21.11.2024).