Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Дедловская М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма»
В статье рассматривается проблема исследования уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Авторами статьи приведены экспериментальные данные исследования критериев, показателей и методик измерения уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности. Аксиологический компонент спортивной культуры отражает ценностное отношение личности к физкультурно-спортивной деятельности. Критериями развития аксиологического компонента спортивной культуры личности являются материальные и духовные ценности физкультурно-спортивной деятельности. Показателями критериев развития аксиологического компонента спортивной культуры личности являются терминальные и инструментальные ценности физкультурно-спортивной деятельности. Ценностное отношение есть процесс и результат отражения в сознании человека позитивной значимости избранного объекта (предметная ценность) в силу его жизненного значения (субъективная ценность) и приоритета (ценностные ориентации) к определенному избранному виду деятельности (действия и поступки), предающей индивидууму личностный смысл (смыслообразование).
аксиологический компонент
ценности спортивной культуры личности
ценности физической культуры личности
ценностное отношение студентов
физкультурно-спортивная деятельность
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5–2. – С. 329–333.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4–1. – С. 76–79.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; http://science-education.ru/ru/article/view id=20532 (дата обращения: 10.09.15).
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Зотова Ф.Р. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–23. – С. 5178–5182.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–25. – С. 5655–5659.
6. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–17. – С. 3816–3820.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–5. – С. 1147–1151.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». – Казань, 2012. – № 4 (32). – С. 113–118.
9. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 14–21.
10. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». – Казань, 2012. – № 3 (31). – С. 140–146.

Анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования спортивной культуры учащейся молодежи свидетельствует о недостаточной технологической разработанности вопросов, позволяющих раскрыть, установить и определить критерии, показатели и методики измерения уровня развития структурных компонентов спортивной культуры личности [7].

В данной статье нами рассматривается проблема исследования критериев, показателей и методик измерения уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Физкультурно-спортивная деятельность является одним из специфических видов сознательной, социально обусловленной активности человека в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение социально и личностно значимых потребностей в присвоении материальных и духовных, терминальных и инструментальных ценностей физической и спортивной культуры личности (далее ФСД) [8, 10]. В соответствии с методологическими предпосылками исследования и признания обусловленности спортивной культуры целью и содержанием спортивной деятельности (деятельностный подход), свойствами личности (личностно ориентированный подход) и представлениями об её системной организации (системный подход) под спортивной культурой личности мы понимаем целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику человека, как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта как социокультурного феномена [6, 9].

Ведущая смыслообразующая роль в структуре спортивной культуры личности принадлежит аксиологическому компоненту, определяющему цель, содержание, развитие и функционирование составляющих структурных компонентов спортивной культуры личности (мотивационный, личностно-поведенческий, физический, информационный, операционный, рефлексивный) [1, 2, 3, 4, 5]. Аксиологический компонент спортивной культуры отражает ценностное отношение личности к физкультурно-спортивной деятельности. Критериями развития аксиологического компонента спортивной культуры личности являются материальные (значимость материальной деятельности и ее результатов) и духовные (значимость духовной деятельности и ее результатов) ценности ФСД. Показателями критериев развития аксиологического компонента спортивной культуры личности являются терминальные (цели, результаты) и инструментальные (средства, процесс) ценности ФСД (табл. 1). Содержание аксиологического компонента спортивной культуры составляют субъективно значимые целевые установки личности (ценностные ориентации), побуждающие и направляющие личность к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности.

Цель функционирования аксиологического компонента спортивной культуры личности заключается в формировании положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Ценностное отношение есть процесс и результат отражения в сознании человека позитивной значимости избранного объекта (предметная ценность) в силу его жизненного значения (субъективная ценность) и приоритета (ценностные ориентации) к определенному избранному виду деятельности (действия и поступки), придающей индивидууму личностный смысл (смыслообразование).

Элементами ценностного отношения как психологического образования личности являются когнитивный, аффективный и конативный компоненты. Развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности происходит при условии трансформации «категории знания» в «категорию значимости». Этот процесс определяется, с одной стороны, личностными особенностями, развитием и осознанием собственных интересов и ценностей, с другой, – социальными факторами-ценностями, значимыми для социума. При этом в основе общего психологического механизма развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности лежит диалоговый стиль общения и развитие рефлексивных способностей студентов в процессе формирования спортивной культуры.

Развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности осуществляется посредством различных психологических механизмов: интериоризация, идентификация, интернализация, экстериоризация, рефлексивное принятие и освоение социальных ролей, сдвиг мотива на цель и обособление.

Поскольку для студентов основными видами деятельности являются учебная, учебно-тренировочная и соревновательная, то одними из ведущих факторов, влияющих на развитие ценностного отношения личности к физкультурно-спортивной деятельности, выступают особенности учебного, учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования, можно заключить, что развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности студентов представляется нами как движение от процессов интериоризации (освоение ценностей, связанных с самоутверждением личности) и идентификации (когнитивное и эмоциональное отождествление себя со сверстниками, подражательное усвоение ценностных ориентаций и выражение ценностных отношений, принятых в группе) через интернализацию (восприятие и принятие ценностей, принятых в социуме) к экстериоризации (порождение внешних действий на уровне операционного элемента ценностного отношения) и далее, посредством механизма сдвига мотива на цель – наполнение положительными эмоциональными переживаниями, связанными с реализацией ценностного отношения.

В результате видоизменяется система ценностных отношений студентов к физкультурно-спортивной деятельности, происходит рефлексивное принятие и освоение социальных ролей (социальный статус спортсмена) и далее посредством механизма обособления, индивидуализации присвоенного поведения (спортивный стиль жизни), в процессе формирования спортивной культуры личности [3].

В соответствии с критериями и показателями развития аксиологического компонента спортивной культуры личности выделяются три уровня развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Низкий уровень (отвергаемые ценности) характеризуется негативным отношением к изучаемым ценностям ФСД, средний уровень (индифферентные ценности) характеризуется нейтральным отношением к ценностям ФСД, высокий уровень (значимые ценности) характеризуется положительным отношением к ценностям ФСД. Ценности, занимающие в психологической структуре личности доминирующее положение, реализуют функцию смыслообразования, побуждая и направляя индивидуума к определенному личностно значимому виду спорта, отвечающему индивидуальному своеобразию образовательных потребностей, мотивов, установок, интересов, свойств, способностей и возможностей личности [2].

В результате личностно-деятельностного освоения, усвоения и присвоения ценностей (материальные и духовные) физической культуры и спорта формируется позитивное ценностное отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, доминирование значимых ценностей спортивной культуры в иерархии ценностно-смысловых предпочтений личности формирует положительное ценностное отношение студентов к ФСД.

Материалы и методы исследования

Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели формирующий педагогический эксперимент по исследованию уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к ФСД. В эксперименте приняли участие студенты 1, 2-го курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В каждой группе было по 100 студентов. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. В контрольную группу вошли студенты физико-математического факультета, а в экспериментальную группу студенты факультета естественнонаучного образования. Испытуемые обеих групп не имели спортивных разрядов. Физическое воспитание испытуемых контрольной группы осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. Экспериментальная группа была скомплектована из студентов, проявивших интерес к одному из видов спорта (мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика). Физическое воспитание испытуемых экспериментальной группы проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта.

Для оценки уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности авторы использовали модифицированные ими методику «Ценностные ориентации» (М. Рокич) с расчетом индекса реализуемости (Н.Р. Салихова), адаптированную применительно к ценностям физической и спортивной культуры личности (Г.Л. Драндров).

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице приведены показатели ранжирования ценностей ФСД (по методике RVS – Rokeach Value Sutvay).

В результате ранжирования ценностей физической и спортивной культуры мы выявили, что ценности спортивной культуры испытуемых ЭГ по сравнению с КГ занимают приоритетное значение в формировании положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. У испытуемых КГ по сравнению с ЭГ значимыми ценностями по-прежнему оставались ценности физической культуры личности.

Заключение

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, можно заключить, что в ЭГ преобладают ценности спортивной культуры личности, что свидетельствует о высоком уровне развития аксиологического компонента спортивной культуры студентов, а в КГ – ценности физической культуры личности, что свидетельствует о высоком уровне развития аксиологического компонента физической культуры студентов.

Показатели ранжирования материальных и духовных ценностей физической и спортивной культуры студентов КГ и ЭГ

Физическая культура личности

Ранги

Спортивная культура личности

Ранги

Материальные ценности

терминальные ценности

инструментальные ценности

группы

терминальные ценности

инструментальные ценности

группы

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Здоровье (физическое)

Здоровый образ жизни

1,1

5,8

Высокий уровень физического здоровья

Спортивный стиль жизни

7,1

2,2

Физическая активность

Физическая нагрузка

1,7

4,8

Высокий уровень двигательной активности

Тренировочная нагрузка

6,3

3,2

Функциональные возможности организма

Функциональная нагрузка

2,4

5,8

Высокий уровень развития функциональных возможностей организма

Спортивная нагрузка

5,6

3,6

Физические качества

Физические упражнения

2,8

4,4

Высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для ИВС

Специально-подготовительные и соревновательные упражнения

5,2

3,5

Физическое развитие

Общеразвивающие упражнения

2,5

4,7

Высокий уровень физического развития

Специально-развивающие упражнения

5,5

3,0

Физические кондиции

Оздоровительная тренировка

1,6

6,0

Спортивная форма

Спортивная тренировка

7,4

1,2

Физическая подготовленность

Физическая подготовка

1,1

5,7

Соревновательная активность

Спортивная подготовка

6,9

2,2

Телосложение (гармоничное)

Общая физическая подготовка

2,3

7,4

Телосложение с учетом специфики спортивной специализации

Специальная физическая подготовка

5,4

1,1

Среднее значение

1,9

5,5*

Среднее значение

6,1

2,5*

Духовные ценности

терминальные ценности

инструментальные ценности

ЭГ

КГ

терминальные ценности

инструментальные ценности

ЭГ

КГ

Здоровье (психическое)

Психосаморегуляция

4,0

5,5

Высокий уровень психического здоровья

Психологическая подготовка

5,6

1,4

Знания в области ФК (физкультурная компетентность)

Физкультурное образование

3,2

5,7

Знания в области ИВС (спортивная компетентность)

Спортивное образование

4,8

2,2

Двигательные умения выполнения техники физических упражнений

Обучение технике выполнения физических упражнений

2,4

6,0

Двигательные навыки владения техникой соревновательных упражнений

Совершенствование техники владения соревновательными упражнениями

7,2

1,7

Интерес к занятиям физической культурой

Физкультурная деятельность

1,3

6,4

Интерес к занятиям ИВС

Спортивная деятельность

7,0

1,9

Физкультурно-оздоровительная направленность личности

Физкультурное воспитание

1,1

4,7

Спортивная направленность личности

Спортивное воспитание

6,9

2,7

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями

Систематические занятия ФК

1,4

7,0

Спортивные достижения

Спортивные соревнования

7,8

1,6

Физическое совершенство

Владение способами организации физической активности

2,2

7,1

Спортивное совершенство

Владение способами организации занятий ИВС

6,6

1,4

Социальный (физкультурный) статус

Физкультурная этика

1,7

6,1

Социальный (спортивный) статус

Спортивная этика

5,8

2,0

Среднее значение

2,1

6,1*

Среднее значение

6,4*

1,8

Примечание. *отличия в ранжировании ценностей КГ и ЭГ статистически значимы.

Таким образом, ценности спортивной культуры испытуемых экспериментальной группы занимают приоритетное значение в формировании положительного ценностного отношения студентов к спортивной деятельности.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 475-479;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36253 (дата обращения: 14.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674