Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Логутова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В данной статье описаны выявленные особенности гендерных характеристик старших школьников, обучающихся в технологическом и филологическом профильных классах. Гендерные особенности рассмотрены в контексте их влияния на интеллектуальное развитие школьников. Продуктивность деятельности учащихся старших классов напрямую зависит от уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся. Результаты исследования показали, что для обучающихся различных учебных профилей характерны маскулинный, фемининный и андрогинный гендерные типы. В структуре интеллекта старшеклассников были обнаружены различия в математических, вербальных способностях, пространственном воображении, а также в способностях к абстрагированию у старшеклассников технологического профиля с маскулинным типом по сравнению со старшеклассниками филологического профиля с фемининным типом. Было выявлено, что у старшеклассников технологического профиля с маскулинным типом преобладают математические способности и пространственное воображение, а не способности к абстрагированию и вербальные, а для старшеклассников филологического профиля с фемининным типом характерными являются способности к абстрагированию и вербальные способности, но не математические способности и пространственное воображение. В статье предлагаются рекомендации для педагогов профильных классов с учетом гендерных особенностей в структуре интеллекта для повышения эффективности образовательного процесса, помощи правильного выбора профиля обучения и в дальнейшем выбора профессии.
профильные классы
гендерные типы
маскулинный тип
фемининный тип
андрогинный тип
способности обучающихся
1. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. – 1991. – № 8. – С. 60–69.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2003 – 544 с.
3. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. – М.: Феникс+, 2001. – 208 с.
4. Логутова Е.В. «Университетские (профильные) классы» как творческая образовательная среда лицея // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург.гос.ун-т. – Электон.дан. – Оренбург: ОГУ, 2013. – С. 2939–2944.
5. Логутова Е.В. Индивидуально-психологические различия как предикторы профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01; [Место защиты: РГГУ]. – М., 2009. – 25 с.
6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между мужчинами и женщинами, в нем происходит размывание границ между их социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у представительниц женского пола и повышенную тревожность у представителей мужского пола.

Невнимание к проблеме гендерной идентификации и социализации может обернуться многими проблемами для современного общества. Результаты «бесполой» педагогики можно наблюдать уже в настоящее время: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка таких женских качеств, как нежность, скромность, мягкость, терпимость.

В современном мире обучение детей является стандартизированной процедурой, не учитывающей половых различий, тогда как учет этого своеобразия мог бы позволить получать более эффективные результаты в процессе обучения и становления личности школьников. В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирования социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях и способностях ребенка.

Проблемы пола вызывали интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев и др.). Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол не есть одна из сторон человека – он захватывает и определяет всего человека. Главное внимание исследователи уделяли тому, что процесс формирования человека как представителя определенного пола протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.

Гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотические схемы и нуждаются в разработке [3].

Теория эволюции полов В.А. Геодакяна [1] и анализ половых различий в структуре мужского и женского интеллекта позволяет признать реальность их существования. В основе некоторых сторон познавательного развития лежат психофизиологические возможности специфические для каждого пола.

Восприятие мальчиков и девочек сильно отличается по своим психофизиологическим характеристикам. Если девочек достаточно лояльное отношение к формам и содержанию учебной работы, а в целом критичное к социальным формам, то у мальчиков резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к учебной работе вообще. В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более конформными и внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда и большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки мальчиков по вербальным способностям. Дифференцированное проявление половых различий приводит к различным типам мышления, восприятия, информации. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач. Мальчики в этом случае стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственному им виду деятельности им исключительно трудно. Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, а девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, когда требования к тщательности, переработке деталей невелики, потому что уже отработаны [6].

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями, а у девочек – образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие. Мозг мальчиков по сравнению с мозгом девочек более прогрессивная, избирательная, дифференцированная и экономичная функциональная система, что делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации.

Исследование интеллектуального развития школьников с различными гендерными характеристиками осуществлялось с помощью опросника Сандры Бем [2], которая определяет у испытуемых выраженность мужских и женских черт личности, теста структуры интеллекта Амтхауэра и теста «Прогрессивные матрицы» Равенна. Выборку исследования составили обучающиеся МОАУ «Лицей № 1» г. Оренбурга профильных технологических и филологического классов из них юношей 33 школьника, а девушек – 43.

Изучение гендерной идентичности школьников показало следующее распределение гендерных типов (таблица).

Распределение гендерных типов юношей и девушек профильных классов

Гендерные типы

Юноши

Девушки

Маскулинный тип

23,3 %

9,3 %

Фемининный тип

7 %

20,9 %

Андрогинный тип

65,8 %

69,8 %

Подобное распределение может быть связано с тем, что в современном мире размываются четкие границы между традиционно фемининными и маскулинными чертами, а люди с андрогинными чертами оказываются наиболее приспособленными к жизни.

Исследование особенностей интеллектуального развития школьников профильных классов без учета гендерных типов показало различия в структуре интеллекта (рис. 1).

pic_32.wmf

Рис. 1. Сравнение средних значений составляющих структуры интеллекта школьников технологического и филологического профилей

Результаты проведения тестов интеллекта Амтхауэра и Равенна показывают, что общий уровень интеллектуального развития юношей и девушек не имеет существенных различий и большинство испытуемых продемонстрировали высокий показатель уровня IQ, а различия наблюдаются в структуре интеллекта. Юноши демонстрируют более высокие показатели по математическим способностям и пространственному воображению, а девушки демонстрируют более высокие показатели по вербальным способностям и способностям к абстрагированию.

Соотнесение результатов интеллектуального развития школьников с различными гендерными типами дает возможность проанализировать структуру интеллекта (рис. 2, 3, 4).

pic_33.wmf

Рис. 2. Средние значения составляющих структуры интеллекта юношей и девушек маскулинного типа

pic_34.wmf

Рис. 3. Средние значения составляющих структуры интеллекта юношей и девушек фемининного типа

pic_35.wmf

Рис. 4. Средние значения составляющих структуры интеллекта юношей и девушек андрогинного типа

Вербальные способности и способности к абстрагированию преобладают у девушек маскулинного гендерного типа, а у юношей маскулинного типа преобладают математические способности и пространственное воображение.

Сравнение результатов исследования особенностей интеллекта юношей и девушек фемининного типа показывает, что вербальные способности и способности к абстрагированию у девушек несколько выше, чем у юношей, а математические способности и пространственное воображение выше у юношей, чем у девушек.

В группе андрогинных юношей и девушек существенные различия уровня развития вербальных способностей и способностей к абстрагированию, математическим способностям и пространственному воображению не выявлены, поэтому можно предположить, что данные способности присущи им в равной степени.

Полученные результаты позволяют предположить, что между обучающимися маскулинного типа технологического профиля и обучающимися фемининного типа филологического профиля наблюдаются существенные различия в структуре интеллекта. В частности, вербальные способности и способности к абстрагированию в большей степени присущи школьникам филологического профиля с фемининным типом, а математические способности и пространственное воображение в большей степени присущи школьникам технологического профиля с маскулинным типом. Наряду с этим, у школьников филологического профиля с фемининным типом уровень математических способностей и пространственного воображения значительно ниже, чем у школьников технологического профиля с маскулинным типом, у которых значительно ниже уровень вербальных способностей и способностей к абстрагированию.

Старшеклассники технологического профиля с маскулинными гендерными характеристиками имеют несколько больше преимуществ по сравнению со старшеклассниками филологического профиля с фемининными гендерными характеристиками, так как показатели их интеллектуальных способностей имеют более высокие значения, даже уровень вербальных способностей и способностей к абстрагированию более высокий, чем у старшеклассников филологического профиля с фемининным типом по математическим способностям и пространственному воображению. Значимые различия выявлены при сравнении старшеклассников маскулинного типа технологического профиля и старшеклассников фемининного типа филологического профиля (U < 0,05).

В настоящее время, в условиях серьезных изменений социокультурной жизни общества в сфере гендерной идентификации наблюдается тенденция преобразования культурных стереотипов мужественности и женственности. Индивидуальность человека становится ценностным ориентиром в свободе выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В связи с этим должны закономерно происходить кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании, должны пересматриваться цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Ведь в наше время происходит развитие андрогинной личности обучающихся, которая обеспечивает широкие возможности раскрытия индивидуального опыта, самоопределения, самоорганизации жизнедеятельности и самоактуализации. Необходимость гендерного подхода в образовании продиктована тем, что школа как социальный институт продолжает настойчиво воспроизводить через образование жесткие стандарты традиционной культуры в отношении мужественности и женственности, способствовать формированию гендерных стереотипов самовосприятия и самооценки личности подрастающего поколения по половому признаку.

Сохраняется выраженное, хотя и негласное, деление дисциплин на «мужские» и «женские» и постепенно формируются определенные ожидания, в соответствии с которыми мальчики и девочки выбирают свою будущую профессию: девочки ориентируются на гуманитарный профиль, а мальчики – на технические, прикладные специальности. Начатое родителями формирование разного типа поведения у мальчиков и девочек, соответствующего нормативным представлениям о мужском и женском в современном обществе, продолжается в школе. Учащимися усваиваются помимо основной учебной программы в процессе жизнедеятельности в пространстве учебного заведения универсальные знания, умения и навыки, что, в свою очередь, мешает проявлению индивидуальности обучающихся в выборе жизненного самоопределения [4].

Основными задачами образования и воспитания для педагогов профильных классов, которые призваны способствовать раскрытию индивидуальности обучающихся в выборе жизненного самоопределения являются:

  • ориентировать обучающихся на нейтрализацию и смягчение различий между полами;
  • поощрять виды деятельности, соответствующие интересам личности;
  • способствовать выбору линии поведения исходя из конкретной ситуации;
  • давать возможность отступлений от традиционных стереотипов.

На этапе допрофильной подготовки педагоги и психологи могут помочь учащимся в правильном выборе дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения соответствующего интересам, способностями возможностям обучающихся, организовать деятельность таким образом, чтобы в нее было включено получение знаний о себе (формирование «образа Я»), о мире профессионального труда [5].


Библиографическая ссылка

Логутова Е.В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 298-302;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36222 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674