Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между мужчинами и женщинами, в нем происходит размывание границ между их социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у представительниц женского пола и повышенную тревожность у представителей мужского пола.
Невнимание к проблеме гендерной идентификации и социализации может обернуться многими проблемами для современного общества. Результаты «бесполой» педагогики можно наблюдать уже в настоящее время: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка таких женских качеств, как нежность, скромность, мягкость, терпимость.
В современном мире обучение детей является стандартизированной процедурой, не учитывающей половых различий, тогда как учет этого своеобразия мог бы позволить получать более эффективные результаты в процессе обучения и становления личности школьников. В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирования социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях и способностях ребенка.
Проблемы пола вызывали интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев и др.). Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол не есть одна из сторон человека – он захватывает и определяет всего человека. Главное внимание исследователи уделяли тому, что процесс формирования человека как представителя определенного пола протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.
Гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотические схемы и нуждаются в разработке [3].
Теория эволюции полов В.А. Геодакяна [1] и анализ половых различий в структуре мужского и женского интеллекта позволяет признать реальность их существования. В основе некоторых сторон познавательного развития лежат психофизиологические возможности специфические для каждого пола.
Восприятие мальчиков и девочек сильно отличается по своим психофизиологическим характеристикам. Если девочек достаточно лояльное отношение к формам и содержанию учебной работы, а в целом критичное к социальным формам, то у мальчиков резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к учебной работе вообще. В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более конформными и внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда и большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки мальчиков по вербальным способностям. Дифференцированное проявление половых различий приводит к различным типам мышления, восприятия, информации. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач. Мальчики в этом случае стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственному им виду деятельности им исключительно трудно. Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, а девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, когда требования к тщательности, переработке деталей невелики, потому что уже отработаны [6].
Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями, а у девочек – образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие. Мозг мальчиков по сравнению с мозгом девочек более прогрессивная, избирательная, дифференцированная и экономичная функциональная система, что делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации.
Исследование интеллектуального развития школьников с различными гендерными характеристиками осуществлялось с помощью опросника Сандры Бем [2], которая определяет у испытуемых выраженность мужских и женских черт личности, теста структуры интеллекта Амтхауэра и теста «Прогрессивные матрицы» Равенна. Выборку исследования составили обучающиеся МОАУ «Лицей № 1» г. Оренбурга профильных технологических и филологического классов из них юношей 33 школьника, а девушек – 43.
Изучение гендерной идентичности школьников показало следующее распределение гендерных типов (таблица).
Распределение гендерных типов юношей и девушек профильных классов
Гендерные типы |
Юноши |
Девушки |
Маскулинный тип |
23,3 % |
9,3 % |
Фемининный тип |
7 % |
20,9 % |
Андрогинный тип |
65,8 % |
69,8 % |
Подобное распределение может быть связано с тем, что в современном мире размываются четкие границы между традиционно фемининными и маскулинными чертами, а люди с андрогинными чертами оказываются наиболее приспособленными к жизни.
Исследование особенностей интеллектуального развития школьников профильных классов без учета гендерных типов показало различия в структуре интеллекта (рис. 1).
Рис. 1. Сравнение средних значений составляющих структуры интеллекта школьников технологического и филологического профилей
Результаты проведения тестов интеллекта Амтхауэра и Равенна показывают, что общий уровень интеллектуального развития юношей и девушек не имеет существенных различий и большинство испытуемых продемонстрировали высокий показатель уровня IQ, а различия наблюдаются в структуре интеллекта. Юноши демонстрируют более высокие показатели по математическим способностям и пространственному воображению, а девушки демонстрируют более высокие показатели по вербальным способностям и способностям к абстрагированию.
Соотнесение результатов интеллектуального развития школьников с различными гендерными типами дает возможность проанализировать структуру интеллекта (рис. 2, 3, 4).
Рис. 2. Средние значения составляющих структуры интеллекта юношей и девушек маскулинного типа
Рис. 3. Средние значения составляющих структуры интеллекта юношей и девушек фемининного типа
Рис. 4. Средние значения составляющих структуры интеллекта юношей и девушек андрогинного типа
Вербальные способности и способности к абстрагированию преобладают у девушек маскулинного гендерного типа, а у юношей маскулинного типа преобладают математические способности и пространственное воображение.
Сравнение результатов исследования особенностей интеллекта юношей и девушек фемининного типа показывает, что вербальные способности и способности к абстрагированию у девушек несколько выше, чем у юношей, а математические способности и пространственное воображение выше у юношей, чем у девушек.
В группе андрогинных юношей и девушек существенные различия уровня развития вербальных способностей и способностей к абстрагированию, математическим способностям и пространственному воображению не выявлены, поэтому можно предположить, что данные способности присущи им в равной степени.
Полученные результаты позволяют предположить, что между обучающимися маскулинного типа технологического профиля и обучающимися фемининного типа филологического профиля наблюдаются существенные различия в структуре интеллекта. В частности, вербальные способности и способности к абстрагированию в большей степени присущи школьникам филологического профиля с фемининным типом, а математические способности и пространственное воображение в большей степени присущи школьникам технологического профиля с маскулинным типом. Наряду с этим, у школьников филологического профиля с фемининным типом уровень математических способностей и пространственного воображения значительно ниже, чем у школьников технологического профиля с маскулинным типом, у которых значительно ниже уровень вербальных способностей и способностей к абстрагированию.
Старшеклассники технологического профиля с маскулинными гендерными характеристиками имеют несколько больше преимуществ по сравнению со старшеклассниками филологического профиля с фемининными гендерными характеристиками, так как показатели их интеллектуальных способностей имеют более высокие значения, даже уровень вербальных способностей и способностей к абстрагированию более высокий, чем у старшеклассников филологического профиля с фемининным типом по математическим способностям и пространственному воображению. Значимые различия выявлены при сравнении старшеклассников маскулинного типа технологического профиля и старшеклассников фемининного типа филологического профиля (U < 0,05).
В настоящее время, в условиях серьезных изменений социокультурной жизни общества в сфере гендерной идентификации наблюдается тенденция преобразования культурных стереотипов мужественности и женственности. Индивидуальность человека становится ценностным ориентиром в свободе выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В связи с этим должны закономерно происходить кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании, должны пересматриваться цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Ведь в наше время происходит развитие андрогинной личности обучающихся, которая обеспечивает широкие возможности раскрытия индивидуального опыта, самоопределения, самоорганизации жизнедеятельности и самоактуализации. Необходимость гендерного подхода в образовании продиктована тем, что школа как социальный институт продолжает настойчиво воспроизводить через образование жесткие стандарты традиционной культуры в отношении мужественности и женственности, способствовать формированию гендерных стереотипов самовосприятия и самооценки личности подрастающего поколения по половому признаку.
Сохраняется выраженное, хотя и негласное, деление дисциплин на «мужские» и «женские» и постепенно формируются определенные ожидания, в соответствии с которыми мальчики и девочки выбирают свою будущую профессию: девочки ориентируются на гуманитарный профиль, а мальчики – на технические, прикладные специальности. Начатое родителями формирование разного типа поведения у мальчиков и девочек, соответствующего нормативным представлениям о мужском и женском в современном обществе, продолжается в школе. Учащимися усваиваются помимо основной учебной программы в процессе жизнедеятельности в пространстве учебного заведения универсальные знания, умения и навыки, что, в свою очередь, мешает проявлению индивидуальности обучающихся в выборе жизненного самоопределения [4].
Основными задачами образования и воспитания для педагогов профильных классов, которые призваны способствовать раскрытию индивидуальности обучающихся в выборе жизненного самоопределения являются:
- ориентировать обучающихся на нейтрализацию и смягчение различий между полами;
- поощрять виды деятельности, соответствующие интересам личности;
- способствовать выбору линии поведения исходя из конкретной ситуации;
- давать возможность отступлений от традиционных стереотипов.
На этапе допрофильной подготовки педагоги и психологи могут помочь учащимся в правильном выборе дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения соответствующего интересам, способностями возможностям обучающихся, организовать деятельность таким образом, чтобы в нее было включено получение знаний о себе (формирование «образа Я»), о мире профессионального труда [5].
Библиографическая ссылка
Логутова Е.В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 298-302;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36222 (дата обращения: 21.11.2024).