В настоящее время в образовательных организациях интенсивно разрабатываются и активно внедряются технологии спортивно ориентированного физического воспитания, нацеленные на формирование у учащейся молодежи спортивной культуры. При рассмотрении сущности и содержания данного понятия мы исходили из представления о спортивной культуре как системно организованной личностной характеристике (системный подход), ее обусловленности как целями и содержанием спортивной деятельности (деятельностный подход), так и свойствами личности (личностно ориентированный подход). Опираясь на данные методологические положения, мы понимаем под спортивной культурой личности – целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику личности человека как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую ее практическую реализацию. В структуре спортивной культуры личности операционному компоненту принадлежит системообразующая роль в обеспечении осуществления спортивной деятельности. Операционный компонент включает в свое содержание организационно-методические умения осуществления спортивной деятельности, а также техническую подготовленность в области избранного вида спорта (табл. 1) [1, 2].
Таблица 1
Критерии, показатели и методики измерения показателей операционного компонента спортивной культуры студентов
Компоненты спортивной культуры |
Критерии развития структурных компонентов |
Показатели развития критериев |
Методики измерения показателей |
Операционный |
Организационно-методические умения и навыки |
Умения целеполагания, планирования, практического осуществления, контроля и коррекции физкультурно-спортивной деятельности |
Педагогическое тестирование |
Техническая подготовленность в области избранного вида спорта |
Качество усвоения базовых технико-тактических приемов избранного вида спорта |
Экспертная оценка |
Эффективность функционирования и развития операционного компонента зависит от степени и характера взаимосвязи и взаимодействия составляющих структурных компонентов спортивной культуры личности.
Цель функционирования операционного компонента спортивной культуры заключается в практической реализации спортивной деятельности на личностно и социально приемлемом уровне. В содержании учебной программы по физической культуре для студентов вузов выделяются практические (двигательные) и организационно-методические умения. Данные виды умений составляют содержание операционного компонента спортивной культуры личности. Уровень развития практических умений проявляется в качестве овладения способами выполнения соревновательных упражнений, составляющих содержание технико-тактической подготовки в избранном виде спорта [4, 5].
Систематизация организационно-методических умений осуществляется с учетом их роли и места в психологической структуре спортивной деятельности, которая содержит при процессуальном ее рассмотрении ориентировочный, исполнительный и контрольно-корректировочный компоненты [3, 6]. Первый компонент характеризует качество ориентировки в целях, задачах, способах и условиях деятельности, второй – качество реализации способа деятельности, третий – качество контроля и коррекции промежуточных и итоговых результатов деятельности. В соответствии с этим подходом в спортивной деятельности можно выделить пять последовательных этапов: целеполагания (определение системы целей); планирования (определение способов деятельности); практического осуществления (реализация способов деятельности посредством выполнения физических упражнений с учетом конкретных условий); контроля (оценка текущих, промежуточных и окончательных результатов деятельности); коррекции (оперативные, промежуточные и итоговые коррекции целей и способов деятельности) [7, 8, 9]. Успешность осуществления этих этапов предполагает наличие физкультурно-спортивной деятельности адекватных им пяти групп организационно-методических умений: целеполагания, планирования, практического осуществления, контроля и коррекции. Данные умения выступают как базовые, необходимые и достаточные для качественного управления самостоятельными занятиями физической культурой в целом, так и структурными составляющими технических элементов (отдельными приемами, действиями и операциями). Развитие операционного компонента спортивной культуры осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, происходит обогащение его содержания за счет овладения новыми двигательными и организационно-методическими умениями. С другой, каждое из умений приобретает все более обобщенный характер, что повышает возможности их применения для решения более широкого круга задач в сфере спортивной деятельности.
Известно, что степень продуктивности умений существенно зависит от уровня их обобщенности. И.Я. Лернер [10] различает три последовательно возрастающих уровня обобщенности. Это умения выполнять действие на основе знаний:
1) о правилах, точно указывающих порядок действий по операциям;
2) об обобщенной схеме, которая указывает последовательность действий без обозначения операций, характерных для каждого отдельного случая;
3) указывающих направление деятельности, но не обозначающих способы деятельности, т.е. конкретные приемы, действия и операции.
В соответствии с этими критериями (объем и обобщенность методических умений) мы выделяем три уровня развития операционного компонента. Низкий уровень (репродуктивный уровень) – студент владеет умениями механистически воспроизводить физкультурно-спортивную деятельность. Средний уровень (уровень оптимизации) – студент может вносить изменения в реализуемые способы спортивной деятельности на уровне отдельных действий и операций, согласуя их с субъективными и объективными условиями конкретной ситуации. Высокий (творческий) уровень развития операционного компонента предполагает вооруженность студента умениями самостоятельно осуществлять выбор и практическую реализацию способов спортивной деятельности с учетом условий конкретной ситуации.
Материалы и методы исследования
Уровень развития операционного компонента физической культуры определялся по оценке показателей выполнения технических приемов избранного вида спорта и организационно-методических заданий.
Организационно-методические умения и навыки. Измерение и оценка этих умений осуществлялась по результатам выполнения организационно-методического задания: связанного с целеполаганием, планированием, осуществлением, контролем и коррекцией отдельных фрагментов спортивной деятельности, предполагающего творческое применение студентом изученного студентами методического раздела учебной программы. Оценивались организационно-методические умения, входящие в содержание базового компонента организационно-методического раздела учебной программы.
При оценивании применялась следующая шкала оценивания:
5 баллов – студент выполнил задание и теоретически обосновал все требования к правильному его выполнению;
4 балла – студент выполнил задание и теоретически обосновал часть требований к правильному его выполнению;
3 балла – студент выполнил задание с ошибками и теоретически обосновал часть требований к правильному его выполнению;
2 балла – студент выполнил задание с ошибками и не смог теоретически обосновать требования к правильному его выполнению;
1 балл – студент не выполнил практическое задание.
Тестовые задания по физической культуре, предъявляемые испытуемым в начале эксперимента (в начале обучения в вузе), разрабатывались в соответствии с требованиями к минимуму знаний выпускников средней общеобразовательной школы по предмету «Физическая культура». Тестовые задания по физической культуре, предъявляемые испытуемым после первого и второго года обучения в вузе, разрабатывались в соответствии с содержанием учебной программы по предмету «Физическая культура» для студентов вузов.
Умения выполнять технические элементы (приемы) избранного вида спорта. Оценку качества усвоения студентами технических приемов осуществляла экспертная группа из трех человек, имеющих большой профессиональный опыт тренерской работы в данном виде спорта. Оценивание проводилось по материалам видеозаписи (табл. 3). Правильное выполнение оценивалось в 10 баллов. Если испытуемый допускал двигательную ошибку, то из 10 баллов вычиталось определенное количество баллов. «Удельный вес» каждой ошибки определялся на основе учета ее значимости для решения двигательной задачи.
Результаты исследования и их обсуждение
Для практического исследования уровня развития операционного компонента нами был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты 1, 2-го курсов ФГБОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на две группы – контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 100 студентов в каждой. В КГ вошли студенты факультета иностранных языков, а в ЭГ – студенты психолого-педагогического факультета. Испытуемые обеих групп не имели спортивных разрядов и по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. Физическое воспитание испытуемых КГ осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. ЭГ была скомплектована из студентов, проявивших интерес к занятиям избранным видом спорта (мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика). Физическое воспитание испытуемых ЭГ осуществлялось на основе разработанной нами авторской программы личностно ориентированного физического воспитания с учетом избранного вида спорта. У испытуемых обеих групп в начале и в конце педагогического эксперимента определялся уровень развития структурных компонентов спортивной культуры личности. В данной статье представлены результаты экспериментального исследования уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов.
За время эксперимента у студентов обеих групп наблюдалось повышение показателей качества выполнения организационно-методических заданий. Однако у студентов КГ этот прирост был несущественным – от 2,5 до 3,1 баллов, тогда как у студентов ЭГ этот показатель увеличился от 2,6 до 4,1 баллов (табл. 2). Это объясняется тем, что студенты экспериментальной группы выполняли организационно-методические задания (входящие в содержание базового компонента учебной программы) непосредственно на практических занятиях по избранному виду спорта. Студенты самостоятельно разрабатывали комплексы упражнений для развития физических качеств, проводили разминку с учебной группой, определяли уровень физической работоспособности и физической подготовленности.
Таблица 2
Показатели выполнения организационно-методических заданий по физической культуре студентами контрольной и экспериментальной групп, баллы (Хср ± δ)
Виды заданий |
Показатели выполнения организационно-методических заданий по физической культуре |
|||||
КГ, n = 100 |
Р |
ЭГ, n = 100 |
Р |
|||
до |
после |
до |
после |
|||
Задания из методического раздела учебной программы |
2,5 ± 0,9 |
3,1 ± 1,4 |
> 0,05 |
2,6 ± 1,1 |
4,1 ± 0,7 |
< 0,05 |
Второй составляющей операционного компонента спортивной культуры студентов выступал уровень владения технико-тактическими приемами избранного вида спорта (табл. 3). Анализ данных экспертной оценки правильности выполнения основных технических приемов, составляющих содержание соревновательной деятельности в избранных студентами видах спорта, выявил, что в начале эксперимента студенты КГ и ЭГ отличались относительно низкими показателями по 10-балльной шкале – 3,9 и 4,0 баллов соответственно. За два года учебных занятий по предмету «Физическая культура» уровень технической подготовленности студентов контрольной группы практически не изменился (в среднем 3,85 балла).
Таблица 3
Показатели качества усвоения технических элементов избранного вида спорта студентами ЭГ после завершения педагогического эксперимента, баллы (Хср ± δ)
Технические элементы (приемы) |
Показатели качества усвоения технических приемов избранного вида спорта |
|
до эксперимента |
после эксперимента |
|
Мини-футбол |
||
Удар внутренней стороной стопы |
3,9 ± 1,3 |
6,9 ± 2,3 |
Удар по мячу серединой подъема |
3,8 ± 2,8 |
7,8 ± 2,2 |
Остановка мяча подошвой |
3,4 ± 1,6 |
7,3 ± 2,1 |
Остановка внутренней стороной стопы |
4,1 ± 1,8 |
8,1 ± 1,5 |
Средняя оценка |
3,8 ± 1,9 |
7,8 ± 2,0 |
Волейбол |
||
Прием-передача мяча двумя руками снизу |
4,1 ± 0,9 |
7,7 ± 2,1 |
Прием-передача мяча двумя руками сверху |
3,6 ± 2,4 |
8,1 ± 1,7 |
Нижняя прямая подача мяча |
4,4 ± 1,7 |
7,5 ± 2,2 |
Нападающий удар по мячу |
4,5 ± 1,9 |
7,8 ± 2,1 |
Средняя оценка |
4,2 ± 1,7 |
7,8 ± 1,9 |
Баскетбол |
||
Прием-передача мяча двумя руками |
3,8 ± 1,5 |
8,0 ± 1,4 |
Бросок мяча двумя руками от груди |
3,7 ± 1,9 |
8,2 ± 0,9 |
Ведение мяча |
3,9 ± 1,6 |
7,6 ± 2,4 |
Бросок мяча одной рукой после ведения |
4,4 ± 1,7 |
7,9 ± 1,4 |
Средняя оценка |
3,9 ± 1,7 |
7,9 ± 1,5 |
Легкая атлетика |
||
Метание малого мяча с разбега |
5,0 ± 2,2 |
8,5 ± 1,2 |
Прыжок в длину с разбега |
4,4 ± 1,4 |
8,0 ± 1,4 |
Спринтерский бег по дистанции |
3,6 ± 1,9 |
7,5 ± 2,1 |
Низкий старт |
4,7 ± 1,6 |
7,7 ± 1,3 |
Средняя оценка |
4,4 ± 1,8 |
7,9 ± 1,5 |
Гимнастика |
||
Подъем переворотом из виса на перекладине |
4,2 ± 1,9 |
7,4 ± 1,9 |
Длинный кувырок вперед |
3,9 ± 1,6 |
7,1 ± 1,6 |
Размахивание в висе на перекладине |
3,5 ± 1,8 |
6,9 ± 2,2 |
Опорный прыжок через коня способом «ноги врозь» |
3,5 ± 1,9 |
6,8 ± 1,8 |
Средняя оценка |
3,8 ± 1,8 |
7,1 ± 1,7 |
Наряду с этим у студентов экспериментальной группы наблюдалось существенное повышение показателей владения техническими приемами мини-футбола – от 3,8 до 7,8 баллов, волейбола – от 4,2 до 7,8 баллов, баскетбола – от 3,9 до 7,9 баллов, легкой атлетики – от 4,4 до 7,9 баллов, гимнастики – от 3,8 до 7,1 баллов (табл. 3).
Выводы
Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, можно заключить, что уровень развития операционного компонента спортивной культуры студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной в процессе обучения избранному виду спорта перешел с репродуктивного на уровень оптимизации, тем самым можно констатировать повышение качества овладения способами организации спортивной деятельности, умениями и навыками выполнения базовых технических элементов (приемов) из арсенала избранного вида спорта.
Библиографическая ссылка
Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 264-268;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36215 (дата обращения: 21.11.2024).