В настоящее время отмечается рост заинтересованности людей в дополнительном образовании, растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. В этой связи актуальность данной проблемы очевидна и находит свое отражение в следующих нормативных документах: «Федеральный Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”», «Концепция развития дополнительного образования детей», «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и др. [5; 10].
Цель исследования. В ситуации модернизации системы образования остро встает задача понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования. Особая роль в процессе социализации и адаптации детей принадлежит организациям дополнительного образования. Это в свою очередь требует разработки научно-теоретических основ дополнительного образования, а также модели адаптации детей в организациях дополнительного образования.
Анализ литературных источников свидетельствует, что понятие «социализация» рассматривается как процесс включения человека в общество, с помощью усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, исторически накопленной культуры (В.В. Краевский) [6]; как процесс вхождения человека в социальную среду, приспособление к психологическим, культурным и социологическим факторам (В.А. Сластенин) [9]. Итак, каждый человек является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином и т.д.
Одним из основных институтов социализации детей является дополнительное образование, которое согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об образовании» определяется как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [10]. Проблемами дополнительного образования занимались такие исследователи, как Л.Н. Буйлова, Ю.Д. Лебедев, Л.Г. Логинова и др. Так, Л.Н. Буйлова определяет дополнительное образование как важнейшую составляющую образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив сопровождение и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деформаций в детской среде [2]; Л.Г. Логинова – как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, который направлен на формирование мотивации ребенка к творческому познанию [8]; Ю.Д. Лебедев – как один из основных социальных институтов, который наиболее успешно обеспечивает воспитательный процесс, а также развитие тех или иных способностей детей [7]. Дополнительное образование направлено на развитие творческих индивидуальных способностей детей, удовлетворение их потребностей в нравственном, физическом и интеллектуальном совершенствовании, формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, на организацию их свободного времени. Также оно обеспечивает адаптацию человека к жизни в обществе, его дальнейшую ориентацию в сфере выбора профессии. Особого внимания в этой связи заслуживают дети дошкольного возраста, так как в этот период закладывается основная база для дальнейшей жизненной стратегии человека. В свою очередь, такие организации способствуют не только общему развитию детей дошкольного возраста, но и приобретению нового социального опыта, который впоследствии станет фундаментом успешной социальной адаптации.
В современных условиях особо остро встает вопрос адаптации детей к тем или иным социокультурным условиям. Адаптация детей является сложным явлением, включающим различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. С целью успешного взаимодействия детям необходимо знать нормы поведения, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды и др. Социальные институты, среди которых организации дополнительного образования играют важную роль, призваны стать активными помощниками ребенку в жизни. В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей в организациях дополнительного образования.
Адаптация является ключевым понятием нашего исследования и определяется как включение человека в определенные условия. Существуют несколько подходов к определению понятия адаптация (П.К. Анохин, В.М. Сеченов, А. Маслоу, Ж. Пиаже, И.Ф. Исаев, А.В. Мудрик, Д.А. Андреева, Т.Г. Дичев и др.): биологический (перестройка процессов, которые наблюдаются в ходе филогенеза и онтогенеза); философский (исторически обусловленный процесс, который ограничен во времени и носит преобразующий характер, предполагающий приспособление личности к изменяющимся условиям среды; социологический (приспособление к изменяющимся условиям социальной среды, взаимодействие личности, группы с этой средой; психологический (единство процессов ассимиляции и аккомодации); педагогический (воздействие факторов, которые включают в себя комплекс субъективных и объективных факторов, зависящих от каких-либо обстоятельств).
Итак, анализ литературных источников свидетельствует, что отсутствует единое понимание термина адаптация. В нашем исследовании адаптация – это процесс взаимодействия человека и окружающей среды, приспособление его к новым отношениям, правилам, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и др. С целью выделения структурных компонентов адаптации нами были проанализированы работы следующих исследователей: Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина Я.Л. Коломинский и др. [1; 4]. Ориентируясь на них, выделены составляющие адаптации детей дошкольного возраста: личностная, которая включает личностные качества, проявляющиеся в отношении ребенка к учебной деятельности, к самому себе, к посещению дошкольной организации; академическая, представленная элементарными представлениями, обеспечивающими ребенку успешность включения в окружающую социальную среду; жизненная, оперирующая умениями, необходимыми ребенку в жизни [3].
Анализ литературных источников свидетельствует, что в общеобразовательных организациях осуществляется системная работа по адаптации ребенка. Однако сложности имеются в разработке и реализации модели адаптации детей в организациях дополнительного образования. В этой связи особую актуальность приобретает создание данной модели.
В республике Мордовия функционируют более ста организаций дополнительного образования детей различной направленности (музыкальная, художественная, спортивная, школа искусств и др.). Особое значение придается организациям, осуществляющим работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: детский клуб «Умисити», семейный клуб «Букваренок», студия развития «Почемучка», центры раннего развития «Смышленок», «Колокольчик», «Я САМ», «Планета мам» и др. Данные организации оказывают услуги в том числе по дополнительным общеобразовательным программам; работают специалисты, которые проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) и др. В нашем исследовании интерес представляет Центр продленного дня, созданный при Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева. Данный центр оказывает такие дополнительные образовательные услуги, как подготовка к школе, развивающие занятия с ориентацией на индивидуальные склонности ребенка, консалтинговые услуги психолога, логопеда, дефектолога и т.д. Поэтому с целью характеристики адаптации детей в этой организации представим данный процесс в виде модели. Разработанная модель представлена взаимосвязанными компонентами: целевой, содержательный, организационно-процессуальный, оценочно-результативный (рисунок). Целевой компонент определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и направлен на развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста; формирование личностно значимых качеств, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в организациях дополнительного образования. Содержательный компонент представлен дополнительной общеобразовательной программой «Вместе весело шагать», которая включает работу по адаптации детей дошкольного возраста в соответствии с направлениями развития: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Организационно-процессуальный компонент включает формы, методы, средства, используемые при работе с детьми; раскрывает этапы формирования адаптации детей дошкольного возраста (вводный, действенный, заключительный) и этапы адаптационного воздействия специалистов на данный процесс (диагностический, консультативный, деятельностный, итоговый). Оценочно-результативный компонент модели содержит критерии, показатели и уровни, позволяющие определить сформированность компонентов адаптации (личностный, академический, жизненный), а также проследить их динамику.
Анализ литературы позволил нам говорить о том, что для того чтобы ребенок адаптировался в среде организаций дополнительного образования, нужно создать педагогические условия, которые определяются нами как совокупность возможностей образовательного процесса и способствуют адаптации детей в организациях дополнительного образования. В качестве педагогических условий нами были выделены следующие.
Реализация взаимодействия специалистов предполагает совместную деятельность специалистов разных профилей (например, психолог, логопед, дефектолог), направленную на выработку и реализацию единой стратегии адаптации ребенка в окружающей среде. Направления деятельности специалистов: диагностическое (проведение диагностики); коррекционное (сенсорное, умственное, физическое развитие, формирование представлений об окружающем мире, развитие речи и др.); консультативно-просветительское и профилактическое (помощь субъектам образования в вопросах адаптации).
Создание развивающей образовательной среды предполагает реализацию ее основных компонентов: предметно-пространственного (предметное содержание, его пространственная организация, изменение в зависимости от времени), образовательного (обусловлен освоением детьми определенных образовательных областей), воспитательного (сотрудничество, положительные взаимоотношения, бережное отношение детей друг к другу), развивающего (атмосфера творческой деятельности, включение инновационных педагогических технологий). Все компоненты среды должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Модель адаптации детей дошкольного возраста в организациях дополнительного образования
Повышение квалификации педагогов. Содержание дополнительной программы повышения квалификации для педагогов предполагает разработку следующих модулей: «Роль адаптации в жизни человека», «Взаимодействие специалистов в реализации процесса адаптации детей в организациях дополнительного образования», «Основные направления работы по созданию условий успешной адаптации детей в организациях дополнительного образования».
Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей, в ходе которого будет осуществляться процесс адаптации, а в дальнейшем и их социализация. К реализации данного процесса необходимо привлечение родителей, что предполагает разработку методических рекомендаций для них.
Реализация педагогических условий будет способствовать овладению детьми: личностными качествами, такими как уверенность в себе, адекватная самооценка, эмоциональное благополучие; элементарными представлениями о себе и об окружающем мире, математическими представлениями, элементарными основами грамматики; общеучебными, коммуникативными, социально-бытовыми умениями.
Анализ проведенного исследования свидетельствует, что проблема адаптации детей дошкольного возраста в организациях дополнительного образования является актуальной в современном мире. Нами определены ключевые понятия исследования. Выявлены структурные компоненты адаптации детей: личностный, академический, жизненный. В процессе исследования разработана модель адаптации детей в организациях дополнительного образования. В структуру модели входят следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и оценочно-результативный. Выделены педагогические условия, соотнесенные со всеми этапами процесса формирования адаптации детей, начиная с постановки цели, ее конкретизации в задачах и завершая регулированием и корректировкой данного процесса, итоговым учетом и оценкой полученных результатов, полностью соответствующих целям и задачам разработанной модели.
Заключение
Таким образом, обобщение результатов исследования говорит о том, что проблемой адаптации детей заниматься необходимо. Реализация представленной модели в системе дополнительного образования будет способствовать эффективной адаптации ребенка дошкольного возраста, а далее его успешной социализации.
Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2016 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
Библиографическая ссылка
Рябова Н.В., Барцаева Е.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 159-163;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36197 (дата обращения: 23.11.2024).