Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Пачурин Г.В. 1 Шевченко С.М. 2 Ляуданскас Т.П. 2
1 ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Р.А. Алексеева»
2 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
В работе рассмотрена актуальная проблема современности – обеспечение безопасности жизнедеятельности в образовательной сфере. Важнейшей составляющей обеспечения безопасности жизнедеятельности является охрана труда. Реализация мероприятий по обеспечению охраны труда является одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения. В работе представлены результаты исследования обеспечения охраны труда в образовательном учреждении, выявлены причины профессиональных заболеваний, разработаны мероприятия для устранения опасных и вредных условий труда. Обеспечение безопасности образовательного процесса – это здоровые и безопасные условия труда, предупреждение травматизма, безопасная эксплуатация зданий и технических средств обучения, обеспечение оптимального сочетания режима труда и отдыха. Для решения этих вопросов необходима разработка и внедрение системы управления охраной труда в конкретном образовательном учреждении, которая определит политику по охране труда, позволит создать комфортное социально-ориентированное пространство, исключить травматизм вследствие несчастных случаев и профессиональные заболевания. В работе предложена система управления охраной труда в школе. Наличие системы управления охраной труда способствует снижению профессиональных рисков и профессиональных заболеваний сотрудников.
безопасность жизнедеятельности
охрана труда
комплексная безопасность
профессиональные риски
система управления охраной труда
специальная оценка условий труда
безопасные условия труда
1. Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1–1. – С. 27–31.
2. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р 2.2.2006-05.
3. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: учеб. пособие. – М.: ЗАО изд-во «Экономика», 2013.
4. Пачурин Г.В., Щенников Н.И., Курагина Т.И., Филиппов А.А. Профилактика и практика расследования несчастных случаев на производстве: учебное пособие / под общ. ред. Г.В. Пачурина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд. «Лань», 2015. – 384 с. (учебник для вузов. Специальная литература).
5. Профессиональный риск. Теория и практика расчета / под ред. А.Г. Хрупачева, А.А. Хадарцева. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. – 330 с.
6. Рекомендации по созданию системы управления охраной труда (СУОТ) в организации (Приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 20.11.2009 № 489).
7. Сорокин В.И., Управление рисками чрезвычайных ситуаций // Безопасность: Информационный сборник. – 2001. – № 3–4.
8. Филиппов А.А., Пачурин Г.В., Щенников Н.И., Курагина Т.И. Производственный травматизм и направления его профилактики // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 45–50.
9. Филиппов А.А., Пачурин Г.В., Кузьмин Н.А. Снижение опасных и вредных факторов при очистке поверхности сортового проката // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2–1. – С. 38–43.
10. Филиппов А.А., Пачурин Г.В., Кузьмин Н.А. Оценка опасных и вредных факторов при производстве калиброванного проката и их устранение технологическими методами // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7–2. – С. 161–164.
11. Щенников Н.И., Курагина Т.И., Пачурин Г.В. Состояние охраны труда в ОАО «Павловский автобус» // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 1. – С. 44–44.

Жизнь современного человека происходит в условиях природных, технических, антропогенных, экологических, социальных и других опасностей. При этом с бурным развитием техники опасность растет быстрее, чем способность человека противостоять ей. К тому же человек склонен привыкать к опасности и начинает пренебрегать ею [8].

В XXI веке резко возросла численность чрезвычайных ситуаций, в которых погибает или теряет работоспособность значительное количество людей. По данным Всемирной организации здравоохранения смертность от несчастных случаев занимает третье место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Проблема обеспечения безопасности является ведущей после первоочередных потребностей человека в обеспечении себя и своих близких пищей, водой и воздухом [4]. Еще Цицерон утверждал: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться и защищать свою жизнь» [3].

Несмотря на наблюдаемые в целом по промышленности относительно позитивные тенденции производственного травматизма со смертельным исходом [11], все же на протяжении многих лет его уровень остается достаточно высоким.

Обеспечение безопасности является необходимым условием и одним из основных показателей эффективности деятельности любого производства [9, 10], в том числе и образовательного учреждения. Актуальность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательной сфере обусловлена растущим числом опасных ситуаций в образовательных учреждениях, достаточно высокой заболеваемостью и травматизмом. Частично это связано с отсутствием адаптированных к образовательным учреждениям нормативно-правовых документов, которые, как правило, разработаны для разного рода производств. Необходимо отметить, что проблеме безопасности трудовой деятельности в образовательной сфере не всегда уделяется достаточное внимание.

Безопасность образовательного учреждения включает в себя многие виды безопасности: охрана труда, экологическая безопасность, техногенная безопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность, антитеррористическая безопасность и так далее. Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность критериев и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и другими вспомогательными службами, направленных на обеспечение безопасного функционирования, а также готовности обучающихся и работников к необходимым действиям в чрезвычайных ситуациях [1].

Важнейшей составляющей обеспечения безопасности жизнедеятельности социальной, производственной, противопожарной, электрической и других видов безопасности является охрана труда. Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Реализация мероприятий по обеспечению охраны труда является одним из основных направлений деятельности любой организации.

В настоящее время активно разрабатываются программы, направленные на сохранение жизни и здоровья обучающихся, но очень редко заходит речь о здоровье учителей. Хотя качество учебных занятий зависит напрямую не только от профессионализма учителя, но и от его внутреннего состояния (физического и психического здоровья). Основными факторами профессионального риска труда учителя являются: повышенное психоэмоциональное напряжение; большая голосовая нагрузка; преобладание на работе статической нагрузки при незначительной мышечной и двигательной нагрузке; значительный объем интенсивной зрительной работы; высокая вероятность эпидемических контактов [1]. Профессиональный риск – это вероятность ухудшения здоровья или гибели работника (застрахованного лица), которая связана с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных Федеральным законом РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125 [5].

Обеспечение безопасности образовательного процесса – это здоровые и безопасные условия труда, предупреждение травматизма, безопасная эксплуатация зданий и технических средств обучения, обеспечение оптимального сочетания режима труда и отдыха. Для решения этих вопросов необходима разработка и внедрение системы управления охраной труда в конкретном образовательном учреждении, которая определит политику по охране труда, позволит создать комфортное социально-ориентированное пространство, исключить травматизм вследствие несчастных случаев и профессиональные заболевания. Основной задачей управления охраной труда является создание такой системы управления охраной труда, которая будет обеспечивать:

– охрану труда и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательной деятельности;

– профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев;

– безопасность образовательного процесса [7].

В работе представлены результаты исследования обеспечения охраны труда в образовательном учреждении, профессиональных заболеваний с целью выявления их причин и разработки профилактических мероприятий для устранения опасных и вредных условий труда. Исследование началось во второй половине 2014 года и продолжается по настоящее время на базе МБОУ «Шахунская СОШ» Нижегородской области. За это время в образовательном учреждении была организована система работы, обеспечивающая соблюдение условий безопасности и пребывания в школе, которая включает в себя: планирование, контроль, прогнозирование, профилактику, обучение по охране труда и т.д.

Анализ обеспечения охраны труда выявил ряд проблем, существующих в школе, в частности таких, как травматизм обучающихся и профессиональные заболевания сотрудников. За предыдущий учебный год (2014/2015 уч. год) пособие по нетрудоспособности получили 39 человек – это педагогические работники и технические служащие, бывшие на больничном листе по различным заболеваниям. Одной из причин такой ситуации является отсутствие системы управления охраной труда (СУОТ), которая представляет собой комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда [6].

В настоящее время в МБОУ «Шахунская СОШ» апробируется система управления охраной труда, соответствующая специфике образовательного учреждения, характеру деятельности, масштабам профессиональных рисков.

С целью психоэмоционального обследования оценки профессионального риска было проведено анкетирование сотрудников, в котором приняли участие 64 работника школы. Анкета включала 16 вопросов и варианты ответов. Результаты анкетирования показали, что работа в школе связана с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, нерациональным режимом отдыха и труда, высокой ответственностью. Более 90 % респондентов отметили высокую напряженность и моральную нагрузку рабочего дня, ответственность и ненормированный рабочий день; 95 % опрошенных ответили положительно на вопрос «Часто ли Вы болеете», при этом 80 % работников считают, что их заболевания связаны с работой.

Полученные результаты показали необходимость своевременного проведения профилактических мероприятий для предупреждения эмоционального «выгорания» работников школы. Для решения этой проблемы был разработан план профилактических мероприятий, который включает в себя санаторно-курортное лечение, проведение Дней Здоровья, спартакиады среди учителей по волейболу, шашкам, плаванию, соревнованиям по лыжам и бегу и т.п.; проведение тренингов по стрессоустойчивости, занятия по релаксации.

Впервые в 2015 году в школе была проведена специальная оценка условий труда. Были обследованы следующие рабочие места: рабочие места учителей технологии (2), учителей химии (2), учителей физики (2), лаборантов (2), учителей информатики (2), учителя биологии (1), учителей начальных классов (13), рабочее место заведующего канцелярией (1), главного бухгалтера (1), заместителей директора по учебно-воспитательной работе (2). Разработан график проведения специальной оценки условий труда оставшихся рабочих мест. Обследованным рабочим местам присвоен 2 класс условий труда, который является допустимым. Допустимые условия труда – 2 класс – это условия труда, при которых на работника действуют вредные и/или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда уровни, а функциональное состояние организма восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня.

По результатам специальной оценки условий труда априорным методом был рассчитан профессиональный риск работников школы [2]. Полученные результаты показали, что годовой профессиональный риск учителя уменьшается со стажем работы, но превышает при этом приемлемый допустимый риск (10–7…10–5).

Для снижения травматизма, профессиональных рисков и профессиональных заболеваний сотрудников, улучшения условий труда была предложена система управления охраной труда в школе, цели и задачи которой представлены на рисунке.

Предложенная система управления охраной труда в МБОУ предусматривает решение следующих целей и задач в области охраны труда:

Управление рисками – регулярная идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков; обеспечение высокого уровня безопасности трудовой и образовательной деятельности, при которых риск возникновения случаев травматизма минимален; обеспечение для обслуживающего персонала образовательного учреждения безопасности всех процессов и оборудования; создание для работников образовательного учреждения благоприятных социальных условий, установление оптимальных режимов труда и отдыха.

Работа с персоналом – обучение и повышение квалификации ответственных за охрану труда; обеспечение качественных периодических и первичных (при приеме на работу) медицинских осмотров; обучение работников методам и приемам безопасности труда, проверка знаний, аттестация, стажировка, инструктажи; установление определённых функций и обязанностей по охране труда для администрации образовательного учреждения, учителей, технических служащих; стимулирование работы по обеспечению безопасности образовательного процесса, снижению травматизма и недопущению случаев профессиональных заболеваний; организация совещаний, собраний и Дней охраны труда с целью обмена опытом работы.

pic_55.tif

Цели и задачи в области охраны труда

Финансирование – мероприятия по охране труда и организация их исполнения, систематический контроль, учет, анализ и оценка реализуемой работы; финансовое обеспечение системы управления охраной труда, эффективность затрат на мероприятия по охране труда.

Нормативная документация – обеспечение сотрудников нормативными материалами по охране труда; информационное обеспечение, создание системы учета и отчетности.

Аудит – многоступенчатый внутренний контроль за соблюдением требований по охране труда; внутренний и внешний аудит системы управления охраной труда; анализ результатов деятельности по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний; осуществление мониторинга выполнения мероприятий, направленных на предупреждение связанных с работой травм, ухудшения здоровья, инцидентов; оценка результативности системы управления охраной труда.

Разработан план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, организован контроль за обеспечением безопасных условий труда на рабочих местах, в который входят: организация и проведение проверок и обследований (раз в квартал) объектов и территории школы; контроль за проводимыми мероприятиями по обеспечению безопасности обучающихся; выявление нарушений требований законодательства правил и норм по охране труда и их устранению.

В 2015 году в школе создана комиссия по охране труда, в которую вошли 9 человек: уполномоченный по охране труда, главный бухгалтер, преподаватель-организатор ОБЖ, представители администрации и профсоюза. В функции комиссии по охране труда входит организация совместной деятельности работодателя и работников по обеспечению нормативных требований охраны труда, предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний, организации проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников о результатах указанных проверок. Задачи и функции комиссии подробно изложены в Положении о системе управления охраной труда

Разработаны и утверждены инструкции по охране труда по всем видам проводимых работ и по всем должностям сотрудников. Для обучающихся изданы и утверждены инструкции по правилам поведения в кабинетах, в каждом кабинете ведется журнал инструктажей. Указанные инструкции должны своевременно пересматриваться в связи с истечением срока действия или изменением в характере проводимых работ. Всего в настоящее время разработано и действует 97 инструкций по охране труда и технике безопасности и 62 должностных инструкции по охране труда.

Между администрацией школы и профсоюзной организацией принято Соглашение, направленное на улучшение условий и охраны труда работающих и обучающихся школы, в котором нашли отражение такие вопросы по охране труда, как:

– организация периодических медицинских осмотров для сотрудников школы;

– мероприятия по поддержанию надлежащего санитарного режима и условий освещенности рабочих мест;

– проведение специальной оценки условий труда;

– проведение производственного контроля и другие мероприятия.

Разработаны комплексные планы по всем направлениям безопасности МБОУ «Шахунская СОШ»: план производственного контроля, план организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда, план проведения «Дней охраны труда» в школе. Работники и обучающиеся начали регулярно проходить медицинские осмотры в соответствии с разработанным графиком.

Разработано и утверждено Положение о системе управления охраной труда, в котором отражены: заявленные цели, планы (идентификация опасности; оценка профессионального риска; управление рисками), функционирование (структура и ответственность; обучение, осведомленность и компетентность; информирование, участие и консультирование; документация; подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование и др.), проверки (мониторинг результативности; оценка соответствия; расследование инцидентов; корректирующие и предупреждающие действия и др.), анализ эффективности со стороны администрации школы. В Положении также изложены роль, ответственность и полномочия работников школы, отвечающих за охрану труда.

Для систематического обеспечения безопасных условий труда предложено ввести в штатное расписание должность ответственного за охрану труда.

В результате в МБОУ Шахунская средняя школа улучшились условия труда работников и обучающихся, среди работников школы значительно сократились профессиональные заболевания. Периодически (один раз в полугодие) со стороны администрации образовательного учреждения проводится и излагается в письменном виде анализ эффективности функционирования данной системы.

Таким образом, наличие системы управления охраной труда способствует снижению профессиональных рисков и профессиональных заболеваний.

Система управления охраной труда устанавливает форму участия работников образовательного учреждения в управлении охраной труда, их обязанности, ответственность и взаимодействие. Основная цель применения системы – достижение требуемого уровня обеспечения безопасности, сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в образовательном процессе. Она может быть достигнута только в том случае, если в школе будут созданы безопасные и безвредные условия труда, благоприятный психологический микроклимат, оптимальный режим труда и отдыха.


Библиографическая ссылка

Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Ляуданскас Т.П. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 149-153;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36195 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674