В разработке модели подготовки студентов педагогических университетов к работе с временными детскими коллективами в современных условиях на примере Образовательного центра «Сириус» и Международного детского центра «Артек» (далее Центры) мы руководствовались следующими положениями.
Центры являются одновременно самоценными образовательными системами и инновационными подсистемами отечественной системы образования, о чем свидетельствуют цели их деятельности и миссии.
Целью работы Образовательного центра «Сириус» является раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
Целями деятельности Международного детского центра «Артек» являются:
– предоставление общедоступного и бесплатного общего образования, реализация дополнительных образовательных программ;
– организация и осуществление оздоровления и отдыха детей в период их нахождения в учреждении;
– организация и проведение международных и всероссийских конкурсных мероприятий для детей и молодежи.
Выполнение Центрами гуманистической и личностно-ориентированной миссии:
– по созданию инновационного культурно-ориентированного и оздоровительно–образовательного пространства;
– разработке и внедрению инновационных педагогических технологий, позволяющих получить качественно новые образовательные результаты;
– гармоничному развитию личности, обладающей лидерскими, коммуникативными, творческими навыками и навыками сохранения и поддержания здоровья, умеющей управлять собственными проектами и профессиональным развитием, способной к культурному самовыражению;
– воспитанию гражданина своей страны – требует высокопрофессионального кадрового обеспечения.
Представим процесс подготовки студентов педагогических университетов к работе с временными детскими коллективами в виде модели, определив понятия «модель» и «временный детский коллектив» следующим образом.
Понятие «модель» применяется в различных областях науки. В педагогике используются образовательные модели, которые можно определить как логически последовательные системы соответствующих элементов, включающих цели образования, его содержание, проектирование и технологии управления образовательным процессом (А.Н. Дахин).
По определению А.Г. Кирпичника, временный детский коллектив – это организованное объединение детей, создающееся в детских оздоровительных лагерях, в туристических и экспедиционных группах, отрядах и т.д.
Под временным детским коллективом в условиях Образовательного центра «Сириус» и Международного детского центра «Артек» мы понимаем коллектив, находящийся в динамике, движении, объединенный в целях организации его жизнедеятельности, ориентированной на развитие личности ребенка.
Активное взаимодействие детей и взрослых в ходе их совместного бытия (со – бытия), реализуемое в Образовательном центре «Сириус» и Международном детском центре «Артек», как и в любом детском оздоровительном лагере, предполагает планирование жизнедеятельности временного детского коллектива, в которой должны быть эмоционально-яркие, незабываемые события, значимые и привлекательные для всего коллектива и отдельного его представителя. Развивающая среда Центров является инициатором событийности.
Событие в жизнедеятельности Центров предполагает творческое взаимодействие взрослых и детей, создающих инновационную культурную ситуацию, которая обогащает личностное знание и личностный опыт участников события, т.е. является образовательным событием.
В педагогической науке существуют различные определения понятий «событие», образовательное событие.
Событие – это то, что развивает, и то, что развивается; открытие смысла происходящего для каждого участника; то, что вместе создается, но индивидуально понимается; уникальное творческое действие, его нельзя повторить как мероприятие.
Образовательное событие в рамках функционально-деятельностной парадигмы образования мы связываем прежде всего с его результативностью: формированием у обучающегося компетенций на базе освоенных трудовых функций (действий) в процессе развития события.
А.Г. Асмолов определяет образовательное событие как действие от мотива до результата с «рассказом» о нем «самому себе» и «другому». То есть событие не состоится без его «деятельностного фундамента» – «деяние» должно реально случиться, и событие не состоится без его рефлексии и «сообщения» о нём окружающим. Причем «рассказ самому себе» – это различные уровни рефлексии «прожитого события», а «рассказ другому» – это «сообщение о «существенном факте» [1].
На основе рассмотренного выше понятия «образовательное событие» определим понятие «событийная личность». Событийная личность – личность, ощущающая себя одновременно свидетелем и участником события, желающая рассказать о событии себе и другим в процессе личностной и коммуникативной рефлексии.
Однако для того, чтобы в лагере девиз «От мероприятия к событию!» претворялся в жизнь, и эта жизнь была событийно насыщена, необходима система организации и осуществления значимых образовательных событий, то есть проектирование и реализация лагерной смены с позиции системно-событийного подхода.
Выбор системного подхода к проектированию и реализации жизнедеятельности лагеря определяется следующими моментами:
1. Образовательный центр «Сириус» и Международный детский центр «Артек» являются одновременно самоценными образовательными системами и инновационными подсистемами отечественной системы образования.
2. Вслед за Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. мы рассматриваем личность как многофункциональную саморазвивающуюся систему, являющуюся субъектом деятельности и продуктом социального развития общества.
3. Выбор событийного подхода определяется тем, что в ходе его реализации в условиях жизнедеятельности временного детского коллектива чередуются событийность и повседневность; он предоставляет возможность дополнительной творческой самореализации; сплачивает коллектив в единое целое; дает расширение пространства возможностей для субъектного действия в аспекте социальной коммуникации.
Для интеграции системного и событийного подходов важно определение события (образовательного события) как системы, включающей в себя организационную и педагогическую составляющие, нацеленную на результат: получение участником события осмысленного и осознанного опыта, который превращается в средство для достижения новой цели.
С учетом заявленного системно-событийный подход, выступая средством расширения пространства возможностей для субъектного действия обучающихся, представляет из себя целостную систему взаимосвязанных образовательных событий, в которой результат предшествующих событий является причиной последующих и обладает интегративным свойством развития и саморазвития участников событий на основе личностной и коммуникативной рефлексии.
При создании теоретической модели подготовки студентов педагогических университетов к работе с временными детскими коллективами мы опирались не только на теоретико-методологический системно-событийный подход, а также личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Личностно-ориентированный подход указывает на приоритет в удовлетворении образовательных и личностных потребностей обучающегося по отношению к взаимодействующим с ним государственным и общественным институтам, раскрытие его уникальных личностных качеств (формирование социально-типичных свойств в этом случае отходит на второй план). Личностно-ориентированный подход разрабатывали К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман и др.
Системно-деятельностный подход представляет собой соединение системного и деятельностного подходов. Ключевое место в нем занимает философско-психологическая категория деятельности – активное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого происходит удовлетворение его потребностей. Сама деятельность в данном подходе рассматривается в качестве системы, т.е. соответствующая следующим критериям: целостность, иерархичность, структурированность, обладание новым качеством, несводимым к качествам отдельных элементов системы (холизм, синергизм, эмерджентность). Системно-деятельностный подход основывается на работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, А.Б. Воронцова, А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина и др.
Учитывая возрастающий социальный заказ на специалистов по работе с временными детскими коллективами (вожатых), мы считаем, что работа по подготовке таких специалистов должна носить системный характер, осуществляться не только в рамках основного образовательного процесса педагогического вуза, но и в системе вузовского дополнительного образования с учетом сетевого взаимодействия различных образовательных организаций и вариативности образовательного процесса для различных адресных групп обучающихся:
– студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»;
– студентов иных направлений подготовки.
При этом, различными организациями сетевого взаимодействия по подготовке вожатых могут выступать:
– ОЦ «Сириус» и МДЦ «Артек»;
– загородные и городские оздоровительные, санаторные, трудовые и профильные лагеря;
– загородные и городские учреждения отдыха и развития детей;
– спортивно-оздоровительные, трудовые и другие учреждения для детей.
Сотрудничество организаций сетевого взаимодействия позволяет интегрировать их ресурсы: кадровые, материально-технические, информационные и другие, учитывать интересы работодателей и специфику работы вожатых в отдельных организациях.
Предлагаемая нами теоретическая модель подготовки специалистов по работе с временным детским коллективом опирается на большой предыдущий опыт, описанный в статьях и учебных пособиях [2, 3, 4, 5], включает в себя компоненты, обеспечивающие целостное становление личности вожатого, развитие его мировоззрения, стимулирующие жизненное и профессиональное самоопределение:
– теоретический (практико-ориентированное обучение в «Школе вожатых»);
– практический (прохождение профессионально-ориентированной практической подготовки в инструктивном лагере; стажировка в детских оздоровительных лагерях и центрах);
– рефлексивный (оценка и самооценка профессиональной готовности вожатого к работе с временным детским коллективом, в том числе при подведении итогов в рамках фестиваля по окончанию летнего сезона).
Целью подготовки вожатого является формирование его педагогической компетентности с учетом функциональных видов деятельности по проектированию и реализации работы с временным детским коллективом: диагностической, ориентационно-прогностической, конструктивно-проектировочной, информационно-объяснительной, коммуникативно-стимулирующей, аналитико-оценочной.
Освоению перечисленных видов профессиональной деятельности способствуют разнообразные формы подготовки.
Основной формой подготовки вожатого является проектирование и реализация образовательного процесса в рамках «Школы вожатых».
В соответствии с моделью дополнительная образовательная программа «Школы вожатых» строится по модульному принципу, учитывающему специфику работы с различными временными детскими коллективами (ОЦ «Сириус», МДЦ «Артек» и др.). Содержание программы «Школы вожатых» вариативно: учитывает также образовательные интересы различных адресных групп обучающихся.
Занятия предполагают установление долговременных связей с организациями сетевого взаимодействия по обеспечению баз практики, инструктивных сборов, медицинского освидетельствования.
В рамках сетевого взаимодействия осуществляется еще одна из форм профессионально-практической подготовки вожатых – инструктивный лагерь, например, на базе ведомственных детских оздоровительных лагерей ФСБ России «Ока» и «Купавна». Инструктивный лагерь, являясь логическим продолжением образовательного процесса «Школы вожатых», позволяет на практике апробировать теоретические знания в режиме реального погружения в лагерную жизнь.
Форма подготовки вожатых (проектирование и реализация деятельности педагогических отрядов) основывается также на сетевом взаимодействии. Отряды формируются по целевому назначению:
– педагогический отряд по взаимодействию с ОЦ «Сириус»;
– педагогический отряд по взаимодействию с МДЦ «Артек»;
– педагогический отряд по взаимодействию с ДОЛ ФСБ России «Ока» и «Купавна»;
– педагогический отряд по взаимодействию с городскими детскими лагерями и др.
Идея создания педагогических отрядов не нова, но эффективна в силу того, что основную часть отряда составляют «фанаты», имеющие опыт вожатской работы, увлекающие за собой массы студентов сначала в «Школу вожатых», в которой они активно участвуют, затем в инструктивный лагерь и, наконец, в детский оздоровительный лагерь, после стажировки в котором вновь состоявшийся вожатый может стать членом отряда. При этом команда педагогического отряда и каждый ее член в отдельности всегда придут на помощь начинающему вожатому на любом этапе деятельности последнего.
По завершению летнего сезона целесообразно проведение такой формы подготовки, как фестиваль, на котором подводятся итоги педагогической деятельности вожатых, происходит обмен опытом, планируется следующий сезон. На фестиваль приглашаются руководители и сотрудники детских оздоровительных лагерей для получения объективной оценки деятельности вожатых со стороны работодателей.
Совокупным образовательным результатом реализуемой модели подготовки вожатого должна стать профессиональная готовность студентов педагогических университетов к работе с временными детскими коллективами, определяемая компонентами готовности:
– когнитивным (овладение необходимыми теоретическими и методологическими знаниями по проектированию и реализации жизнедеятельности временного детского коллектива);
– ценностно-мотивационным (рассмотрение совокупности мотивов, определяющих позитивное отношение к работе с временным детским коллективом);
– операционным (формирование готовности использовать полученные теоретические знания на практике в условиях жизнедеятельности временного детского коллектива);
– рефлексивно-оценочным (осмысление вожатым своей деятельности, осознание своей индивидуальности и организация самостоятельной работы, направленной на повышение профессионального мастерства).
Многоступенчатый мониторинг эффективности профессиональной подготовки студентов к работе с временными детскими коллективами проходит в форме тестирования по результатам:
– обучения в «Школе вожатых»;
– профессионально-ориентированной практики в инструктивном лагере;
Модель подготовки студентов педагогических вузов к работе с временным детским коллективом (ВДК)
– стажировки в детских оздоровительных лагерях;
– итогового фестиваля, проводимого по окончанию летнего сезона.
В результате итоговой диагностики, выявляющей как профессиональную, так и личностную готовность студентов к работе с временным детским коллективом, компоненты готовности распределяются по трем уровням: высокий, средний и низкий (в зависимости от набранного количества баллов).
Таким образом, мониторинг позволяет определить степень освоения вожатым различных видов педагогической деятельности по работе с временным детским коллективом на продуктивном уровне.
На рисунке представлена в схематичном виде модель подготовки студентов педагогических вузов к работе с временным детским коллективом.
Заявленная модель подготовки студентов педагогических университетов к работе с временными детскими коллективами направлена на реализацию принципа рефлексии профессиональной деятельности: студенты, работая вожатыми, накапливают профессиональный опыт, который в ходе занятий сначала рефлексируется, подвергается анализу, а потом интерпретируется с точки зрения научного знания, что способствует в целом профессиональному становлению будущего педагога.
Библиографическая ссылка
Львова А.С., Любченко О.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ К РАБОТЕ С ВРЕМЕННЫМИ ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «СИРИУС» И МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «АРТЕК» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 129-134;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36191 (дата обращения: 23.11.2024).