Вкус является важнейшим структурным элементом эстетического сознания личности и включает в себя относительно устойчивую систему оценок, высшим критерием которых является эстетический идеал [11]. Подобно тому, как в структуре общественного сознания принято различать эстетическое, художественное и музыкальное сознание, так существует тенденция различения вкуса – эстетического, художественного и музыкального. Последний основан на специфике музыки и формируется под воздействием музыкального искусства.
Постигая красоту искусства, человек тоньше и глубже воспринимает красоту природы, окружающих его вещей. Следовательно, только единство эстетического и художественного начал, преломленное в музыкальной деятельности и выраженное в восприятии/исполнении музыки, позволяет исследовать структуру вкуса как целостного компонента сознания личности. Таким образом, вкус проявляется в различных видах деятельности, но он един, как и само сознание человека.
Вопросы типологии вкусов, а также определения критериев оценки музыкального вкуса неоднократно поднимались в работах известных ученых-музыковедов, музыкальных социологов и педагогов-практиков. Подобный интерес к категории вкуса вызван не столько сложной многокомпонентной структурой исследуемого понятия, сколько тревожной тенденцией упадка интереса к классическому художественному наследию, вызванной глубокими социокультурными преобразованиями и изменениями в развитии общества [6; 9]. Приведем примеры типологических групп вкуса, предложенных известными исследователями в разные годы.
Одной из наиболее полных работ, посвященных музыкальному вкусу как объекту эстетического анализа, является диссертационное исследование Р.А. Тельчаровой «Музыкальный вкус как объект эстетического анализа», в котором вкус рассматривается как ширококомплексная способность, в определенной мере интегрирующая содержание таких форм, как эмоции, чувства, интересы, потребности, предпочтения и т.д.
Автор исследует проявление музыкального вкуса в трех его аспектах: онтологическом, гносеологическом и социально-практическом. Так, онтологический аспект музыкального вкуса выявляет эстетическое содержание средств музыкальной выразительности произведения, красоту свойств и качеств музыки, эстетические особенности ее развития. По мнению Р.А. Тельчаровой, чем более развит музыкальный вкус, тем больше эстетических качеств музыкального произведения способен слушатель зафиксировать во вкусовом суждении. Гносеологический и социально-практический аспекты музыкального вкуса в указанном исследовании рассматриваются с точки зрения процессов музыкального познания, его условий, закономерностей и затрагивают деятельностно-творческую сторону этой категории. Автор считает вкус одним из самых всеобъемлющих элементов музыкального сознания и одновременно отмечает ярко выраженное его социальное содержание [8].
Р.А. Тельчарова раскрывает природу и основные формы эстетического, художественного и музыкального сознания и, соответственно, разводит понятия «эстетический вкус», «художественный вкус» и «музыкальный вкус», отмечая при этом диалектику единичного, особенного и общего, которая выражена во всех его видах. Таким образом, согласно Р.А. Тельчаровой, художественный и музыкальный вкус в структуре художественного и музыкального сознания функционирует аналогично эстетическому вкусу.
Провести четкую границу между видами вкусов, по мнению исследователя, невозможно. Они, как и сама суть эстетического и художественного воспитания, постоянно пересекаются. Совершенствование эстетического вкуса активно способствует развитию вкуса художественного.
Опираясь на комплексный характер содержания музыкального вкуса, Р.А. Тельчарова в своем исследовании приводит пример следующей типологии вкусов, выделяя:
– однородный вкус – хороший, высокий, основывающийся на идейно-художественных произведениях;
– массовый вкус – ориентированный в основном на развлекательную эстрадную музыку;
– особый вкус – отражающий гедонистические пристрастия к музыке: музыка используется исключительно как наслаждение [8].
В контексте рассматриваемой проблемы большое значение имеет типологическая структура слушательских групп («качественных разновидностей музыкальной публики»), разработанная выдающимся советским музыковедом и музыкальным критиком А.Н. Сохором. Избегая смешивания воедино разных признаков, ведущих к непоследовательности классификации, А.Н. Сохор намеренно разграничил характеристики разного рода, учитывая их по отдельности, и получил несколько самостоятельных классификаций. В основу типологии положены 3 группы признаков: внемузыкальные характеристики слушателя, общемузыкальные характеристики (отношение к музыке в целом) и качества музыкального восприятия.
К внемузыкальным характеристикам А.Н. Сохор относит: социально-демографические (пол, возраст, национальность, образование, род занятий, происхождение, место проживания и т.д.), социально-психологические и индивидуально-психологические. Общемузыкальные характеристики включают: музыкальные способности и уровень их развития, мотивы и цели обращения человека к музыке, степень активности его музыкальной деятельности вне данного акта восприятия, знания музыки, жанровые ориентации и стилевые предпочтения. К качествам музыкального восприятия принадлежат: способность к сосредоточенному или рассеянному слушанию, степень целостности, полноты и адекватности охвата и понимания музыки, глубина ее переживания и усвоения, способность к различению и адекватной оценке подлинных художественных ценностей [7, с. 161].
В каждой сфере музыки (серьезная, легкая, фольклорная) исследователь классифицирует слушателей по типу:
1. Высокоразвитый – «знаток», «эксперт».
2. Среднеразвитый – «любитель», «дилетант».
3. Низкоразвитый – «профан».
В своей монографии «Социология и музыкальная культура» музыковед дает характеристику каждому из типов слушателей: «Высокоразвитый слушатель способен к сосредоточенному восприятию, охватывает и понимает музыкальное произведение целостно, многослойно и достаточно адекватно, в переживании музыки способен достичь катарсиса, различает и достойно оценивает все художественно ценное в музыке, в том числе творчески оригинальное. Среднеразвитый не всегда воспринимает музыку сосредоточенно, охват и понимание им произведений фрагментарны, неполны и лишь частично адекватны, в переживании он не идет далее эмоционального резонанса, компенсирующих эмоций или эстетического наслаждения, ценит в музыке традиционное. Низкоразвитый характеризуется рассеянным восприятием, непониманием музыки, поверхностными (развлечение) и внехудожественными эмоциями, ценит банальное» [7, с. 164].
При этом А.Н. Сохор указывает на то, что каждое из предложенных определений действительно только для какой-либо одной жанровой сферы. «Иными словами, – пишет исследователь, – знаток серьезной музыки вовсе не обязательно является таковым в области легкой музыки или фольклора. Напротив, здесь он может оказаться дилетантом или профаном. И наоборот: знаток фольклора часто бывает профаном в других жанровых сферах» [7, с. 165].
Таким образом, путем сочетаний А.Н. Сохор получил 27 типов и выделил из них 5 основных групп: квалифицированный серьезный слушатель; культурный дилетант; малокультурный дилетант; фанатик легкой музыки; «фольклорный слушатель» [7].
Л.С. Волобуева, исследуя проблему воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ, выделяет 5 типов вкусов:
Тип 1 – не интересующиеся музыкой.
Тип 2 – предпочитающие только серьезную музыку.
Тип 3 – предпочитающие только легкую музыку.
Тип 4 – интересующиеся народной музыкой.
Тип 5 – учащиеся, которых интересуют различные музыкальные сферы [2, с. 10].
Каждый тип Л.С. Волобуева наделяет своими собственными уровнями, которые «по своим индикаторам не идентичны с аналогичными уровнями другого типа (высокий уровень в пределах 2-го типа не равен высокому уровню в рамках 3-го или 4-го типов), что обусловлено неодинаковой значимостью самих типов» [2, с. 10]. С учетом этого каждый тип имеет свои собственные уровни: тип 1 – низкий уровень; тип 2 – высокий, средний, низкий; тип 3 – средний, низкий; тип 4 – высокий, средний, низкий; тип 5 – высокий, средний, низкий.
Для оценки музыкально-эстетического вкуса учащихся Л.С. Волобуевой была разработана система критериев, которая состояла из двух групп, взаимно дополняющих друг друга. Первая группа предполагала характер ответов учащихся (правильность, развернутость, аргументированность) на вопросы бланка анализа и оценки музыкального произведения. Вторая группа содержала качественные характеристики исполнения, определенные методом рейтинга (артистичность, искренность, собранность, ритмическая организованность и другие). Разработанная система критериев, по мнению автора, позволяет определить как чувствует и понимает учащийся содержание и форму произведения, насколько он может выразить свое отношение к нему [2, с. 9].
Типология вкусов, данная Л.С. Волобуевой, построена с учетом интересов учащихся. В основе ее лежит идея о том, что интерес к «серьезной» музыке является безусловным показателем высокого уровня развития вкуса, а увлечение молодежи «легкой» музыкой указывает на недостатки его развития: «Музыкально-эстетический вкус учащихся, предпочитающих серьезную музыку, совершеннее вкуса учащихся, любящих только легкую музыку» [2, с. 10]. Подобная категоричность в вопросах вкуса, на наш взгляд, правомерна и актуальна, однако некоторые образцы «легкой» музыки также могут представлять собой «произведения искусства» внутри своей музыкальной субкультуры.
Опираясь на социологические исследования А.Н. Сохора и В.А. Цуккермана, Ф.Х. Макоев предлагает типологию музыкально-эстетических вкусов, созвучную типизации Л.С. Волобуевой. В качестве одного из ведущих признаков вкуса автор берет «индивидуальность предпочтения» (т.е. избирательность). С помощью анкетного опроса, опирающегося на общепризнанные критерии содержания и формы, исследователь выявляет 5 типов музыкальных вкусов: учащиеся без ярко выраженного интереса вообще к музыке, без предпочтения тех или иных музыкальных сфер и произведений; учащиеся, интересующиеся и предпочитающие произведения только серьезной музыки; учащиеся, интересующиеся и предпочитающие произведения только легкой музыки; учащиеся, предпочитающие народную музыку; учащиеся, интересующиеся различными музыкальными сферами, видами и жанрами, различными музыкальными произведениями [5].
О.А. Буракова в своем диссертационном исследовании обосновывает понятие «типология музыкальных вкусов младших школьников» и трактует его как комплекс музыкальных и внемузыкальных характеристик слушателя, включающий в себя следующие признаки:
1. Общее развитие личности (мировоззрение, культура поведения, уровень воспитанности внимания, уровень готовности к аналитической работе, социально-психологические признаки).
2. Индивидуальные характеристики (темперамент каждого учащегося).
3. Музыкальные характеристики (врожденные музыкальные способности, музыкальная мотивация и ее направления) [1].
Уровни сформированности музыкального вкуса, по мнению О.А. Бураковой, определяются следующими критериями:
– степень проникновения в замысел и эмоциональный строй музыкального произведения;
– степень выраженности своего отношения к музыкальным произведениям, обоснованность мнения;
– характер высказываний о выразительных средствах, точность использования необходимой музыкальной терминологии;
– степень самостоятельной работы в нахождении соответствующего музыкального произведения;
– создание собственной трактовки основной идеи музыкального произведения в соответствии с его строением и нахождение путей ее выражения в жесте, движении.
В результате сопоставления исследователем было выделено 5 типов музыкальных вкусов:
1 тип – учащиеся, воспринимающие музыку как звуковой фон;
2 тип – учащиеся, предпочитающие легкую музыку;
3 тип – учащиеся, предпочитающие серьезную музыку;
4 тип – учащиеся, предпочитающие фольклорную музыку.
5 тип – учащиеся, объединяющие разные музыкальные направления.
Таким образом, соединив музыкальные характеристики и типы музыкальных вкусов с внемузыкальными характеристиками, О.А. Буракова выделяет три уровня сформированности музыкальных вкусов младших школьников: активный, стабильный и пассивный.
М.Е. Кудрявцева, исследуя психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся, предлагает систему критериев оценки вкуса рассматривать сквозь призму структуры содержания эстетического вкуса. Классификация автора представляет собой совокупность критериев здорового и развитого вкуса, рассматриваемых с психологической, педагогической и социальной точек зрения.
Выделение таких оппозиций эстетического вкуса, как тонкий – грубый, высокий – низкий и прочих, по мнению автора, не представляется целесообразным. Это «излишне субъективно-оценочные оппозиции и, кроме того, – пишет Кудрявцева, – в каждом конкретном случае они могут быть отнесены к одной из двух основополагающих оппозиций (например, тонкий, как правило, развитый вкус, низкий, как правило, дурной вкус)» [4, с. 38]. Таким образом, автор выделяет критерии оценки здорового (дурного) и развитого (неразвитого) вкуса.
По мнению М.Е. Кудрявцевой, критериями оценки здорового (дурного) вкуса являются:
1. Психологический: способность чувствовать связь эстетического с этическим в искусстве и в жизни, эстетическая восприимчивость.
2. Социальный: наличие представления о многообразии эстетических проявлений в жизни.
3. Педагогический: соответствие вкусовых оценок своим представлениям о прекрасном в жизни и в искусстве, способность к обоснованному вкусовому выбору.
Критериями оценки развитого (неразвитого) вкуса, по мнению автора, служат:
1. Психологический: наличие эстетических потребностей.
2. Педагогический: эстетическая образованность, осведомленность в области критериев объективной эстетической ценности.
3. Социальный: систематическое активное предпочтение эстетически ценного в искусстве и в жизни [4].
Е.Е. Демченко в своем диссертационном исследовании предлагает рассматривать в качестве критериев вкуса его структуру. По мнению исследователя, критерии показывают, в чем практически проявляется вкус. Автором дается следующая структура вкуса:
– интеллектуально-эмоциональная способность восприятия и оценки содержания и формы прекрасного, его эмоционального переживания;
– интеллектуально-эмоциональное восприятие, оценка совокупности средств (композиции) художественного произведения и ее эмоциональное переживание;
– способность воспринять выразительность прекрасного, передать его, творить прекрасное во всех формах его проявления – в природе, жизни (деятельности, отношениях), искусстве [3].
Вышеуказанные структурные элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. По мнению исследователя, ими определяются критерии оценки художественного вкуса.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что вкус связан со всем процессом формирования структуры личности. Именно поэтому вкус служит мерилом художественной культуры человека, так как отражает уровень развития ее индивидуальности. В художественном вкусе раскрываются не только эстетические начала, но и идейные, духовно-нравственные стороны личности, которые проявляются в подходах к оценке произведений искусства и способах их художественного осмысления [10].
Библиографическая ссылка
Умеркаева С.Ш. К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 383-387;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36166 (дата обращения: 21.11.2024).