Деятельность современных производств в условиях глобализации не может быть эффективна без наукоемких технологий, инноваций и реструктуризации трудовых рынков. Эффективное функционирование наукоемких производств и технологий требует наличия высококвалифицированных кадров, которые способны интеллектуально сопровождать внедрение и поддержку инноваций [3].
Российские вузы поэтапно внедряют системы обучения в соответствии с европейскими подходами (FOC 2007, MCKO 2011), новыми образовательными стандартами РФ (ФГОС ВПО, ФГОС ВО 3 + , ФГОС ВО 3 + + ), особенностями профессиональных стандартов (ПС), учитывающих требования современных производств, что предполагает уменьшение и перевод количества аудиторно-лекционных часов в «контактные» формы обучения с увеличением доли практик и исследовательской работы (для прикладных и академических бакалавров) [7].
Организация учебных, производственных и исследовательских практик требует наличия высокотехнологичной среды обучения и переподготовки, погружаясь в которую, обучаемый осваивает производственно-технологические процессы и необходимые для эффективной работы с ними компетенции.
Высокотехнологичная среда организации практик и обучения требует значительных инвестиций в образовательный процесс, источниками которых могут быть:
1) государственный бюджет;
2) российские и зарубежные венчурные фонды и финансовые учреждения;
3) личные сбережения граждан.
Например, высокотехнологичное инженерное, медицинское, финансовое образование требует наличия специализированного IT-обучения и услуг, основанных на фундаментальных и прикладных результатов исследований [8], реализующих и поддерживающих наукоемкие и высокотехнологичные коммуникации, методы управления, средства хранения, обработки и защиты информации, в том числе средств, методов и технологий высокотехнологичного обучения:
1) мобильного электронного/дистанционного обучения на основе LMS систем;
2) систем модульного кейс-обучения;
3) кроссбраузерных web-ресурсов мультимедиа;
4) ментальных карт с графическими интерфейсами пользователей;
5) контактного интерактивного обучения на основе учебных чатов;
6) образовательных web-портфолио, отражающих результаты совместного выполнения проектов и заданий;
7) интерактивных виртуальных миров (моделей) синхронного и асинхронного учебного взаимодействия [9, 10];
8) эвристического и интеллектуального обучения на основе web-квестовых технологий;
9) облачных SaaS, PaaS, IaaS-технологий поддержки лекционного, практического и лабораторного обучения;
10) многоканального, широковещательного скринкастинга передачи образовательного видеопотока;
11) Wiki-учебники и статьи с метаописаниями образовательного контента;
12) бордкастинга – интерактивного потокового вещания с разделяемым доступом к контенту;
13) каркасно-модульные образовательные библиотеки на основе учебных мультимедийных фреймворков и различных по конфигурации цифровых скринкастов [1, 6].
Реализация данных наукоемких технологий в высшем образовании, с точки зрения социально-экономических результатов инвестирования или кредитования, как услуг, предполагает выбор модели организации образования, а также экономический анализ и финансовый учет:
1) соотношения затрат на образовательный процесс, научные исследования и разработки (НИР) от объема востребованности образовательных и сбыта научных результатов, которые в условиях развития глобализации трудовых рынков и производств, как правило, увеличиваются;
2) соотношения количества эффективно функционирующего профессорско-преподавательского состава, ученых, инженеров от динамики численности и общего объема обучаемых, сотрудников вузов, инновационных подразделений и технопарков, междисциплинарных лабораторий, производственных цехов и научно-исследовательских институтов образовательных организаций;
3) затрат (издержек, расходов) на образовательные программы от себестоимости или в добавленной стоимости, в которой затраты на НИР выше, чем затраты (издержки, расходы) в среднем по образовательным программам, реализуемым в аналогичных образовательных организациях высшего образования РФ;
4) качества образовательных, научных и бизнес-процессов в вузе; обеспечение охраны интеллектуальной собственности; создание имиджа и продвижение инновационного продукта/услуги; управление инкубационными процессами; доступа к исследовательскому оборудованию; организации взаимодействия с венчурными фондами; российскими и международными инвестиционными сообществами; услуг бизнес-инкубации, консалтинга, коучинга, организации и поддержания бизнес-процессов, работы центров коллективного пользования, продуктов и услуг междисциплинарных лабораторий и производственных цехов [2, 4].
Практическая реализация наукоемких образовательных технологий в высшем образовании, с точки зрения научно-методических результатов социально-экономических услуг, предполагает разработку содержания и условий использования высокотехнологичных продуктов и изделий, которые должны быть отражены в:
1) модифицированных образовательных программах:
а) примерных основных образовательных программах – ПООП;
б) основных профессиональных образовательных программах – ОПОП, а также соотношений между базовыми и вариативными частями ОПОП с учетом рекомендаций ПООП;
2) аттестационных испытаниях, курсовых и выпускных квалификационных работах, программах практик, методик оценивания содержания, форм организации и средств повышения качества образовательного процесса в целом и для отдельных дисциплин (модулей);
3) фондах оценочных средств измерения аналитической, организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской, консалтинговой, инновационно-предпринимательской компетенций [5].
Таким образом, образовательные услуги в условиях наукоемкой высокотехнологичной среды связаны с результатами социально-экономических, инвестиционных или кредитных процессов, моделируемых и реализуемых с учетом затрат, издержек, расходов и прибылей, направленных на повышение производительности образования, научного труда, а также эффективности использования трудовых ресурсов, научно-образовательной и производственной инфраструктур.
Финансирование высшего образования в современной российской и мировой практике, как правило, реализуется на основе инвестирования/кредитования обучения – эндаумента на основе использования венчурных фондов. Зарубежные венчурные фонды США, Канады, Великобритании, Японии получили известность, признание и широко используются на практике (например, Гарвардский, Принстонский, Стэнфордский, Йельский, Оксфордский, Кембриджский, международный Нобелевский фонд и др.).
Примерами российских образовательных и исследовательских венчурных фондов являются фонды – «Фонд развития МГУ», Высшей школы менеджмента СПБГУ, Московской школы управления СКОЛКОВО, Финансового университета при Правительстве РФ, Новосибирского государственного университета «Эндаумент НГУ», МИФИ, МИССИ, МГИМО, УРФУ, ЛЭТИ; НИТУ, Академии народного хозяйства, Высшей школы экономики, Российской экономической школы и др. Однако в настоящее время образовательные и исследовательские венчурные фонды в РФ на практике не получили широкого распространения в связи с недостаточным опытом управления фондами, в том числе со стороны руководства вузов, отсутствия программ перспективного развития самоинвестирования, практики финансового аудита фондов, недостаточным уровнем информационной открытости деятельности фондов и финансовой ограниченностью инвесторов/кредиторов.
Инвестиционно-кредитная модель организации наукоемкого высшего образования на основе венчурного фонда требует определения и анализа:
1) уровня образовательного капитала;
2) целей и программ инвестирования/кредитования;
3) методов и форм финансового контроля, отчётности и аудита фондов;
4) информационной прозрачности и открытости деятельности фондов;
5) планируемых и достигнутых результатов;
6) стратегий управления фондом с учетом перспективных планов развития.
Анализ моделей организации на основе образовательных и исследовательских венчурных фондов в РФ позволяет выявить ряд особенностей и проблем наукоемкого высшего образования:
1) необходимость значительных затрат на формирование, управление и преумножение целевого начального капитала, являющегося основой инвестиций/кредитов;
2) возможность задержек получения, использования и возврата научно-образовательных инвестиций/кредитов;
3) необходимость привлечения экспертов и специалистов в области инвестирования/кредитования и фандрайзинга;
4) необходимость финансового планирования и учёта в зависимости от результатов научно-образовательного аудита;
5) возможность модернизации образовательных программ с учетом потребностей трудовых рынков и производств, перспективных планов развития экономики и динамики развития потенциала фонда;
6) необходимость поиска и взаимодействия с инвесторами, кредиторами и заемщиками.
В статье предлагается инвестиционно-кредитная модель организации наукоемкого высшего образования в условиях глобализации трудовых рынков и производств с целью оказания/получения услуг, финансирования научных исследований, а также получения прибыли на основе инициирования параллельных бизнес-процессов:
1) регламентации, мониторинга, валидации и верификации образовательных программ, продуктов и изделий, которые используют ресурсы:
а) самоинвестирования обучающихся;
б) образовательных и исследовательских венчурных фондов вузов в формах: дифференцированного инвестирования/кредитования оказания/получения услуг, финансирования научных исследований; интегрированного аккумулирования средств; дифференцированного возврата инвестиций/кредитов;
2) композитного научно-образовательного трансферта, его размещения, использования и перераспределения на основе возвратного движения свободных финансовых ресурсов от научно-образовательного кредитора к заемщику и обратно с целью дальнейшего развития наукоемкого высшего образования;
3) повышения рыночной капитализации совокупной стоимости компетенций заемщиков;
4) использования финансовых инструментов (билетов, чеков, векселей) для инвестирования/кредитования образовательных услуг и исследовательских проектов;
5) воспроизводства и стимулирования инновационных научно-образовательных, исследовательских и производственных процессов.
На практике это означает, что студент, серьезно мотивированный к получению образования, творчески одаренный, но не обладающий финансовыми средствами для обучения, может претендовать на получение образовательного займа (инвестиций/кредита) в вузе, который он должен будет дифференцированно вернуть фонду после устройства на работу.
Реализация инвестиционно-кредитной модели включает этапы:
1) принятие решения об инвестировании/кредитовании оказания услуг студентам;
2) определение направления трансферта и уровня инвестирования/кредитования;
3) отбор обучаемых, анализ их кредитных историй, подготовка образовательных портфолио и финансовых документов, заключение образовательных договоров, определение порядка пользования образовательными ресурсами, планирование и распределение доходов от инвестиционных процессов;
4) финансирование, поддержание и развитие перспективных инвестиций;
5) экспертиза сформированности универсальных и профессиональных компетенций обучаемых,
6) оценка возможностей и ресурсов субъектов образовательных и исследовательских процессов;
7) оценка окупаемости и эффективности инвестиций;
8) оценка результатов совместной образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности, оказание услуг, продвижение, сбыт инноваций;
9) контроль за возвратом инвестиций/кредитов.
Реализация этапов инвестиционно-кредитной модели возможна на основе различных временных интервалов и параметров:
1) по срокам инвестирования/кредитования и возврата средств: краткосрочные (1–6 лет); среднесрочные (6–12 лет), долгосрочные (6–30 лет), стратегические (свыше 30 лет), с возможностью переноса на неопределенный срок с выходом из финансово-инвестиционной модели;
2) по уровню риска: безрисковые или низкорисковые – возврат инвестиций 100 % + 0–5 %, среднерисковые – возврат инвестиций 100 % + 5–30 %, высокорисковые – возврат инвестиций 100 % + свыше 30 %;
3) по целевому назначению:
а) оказание образовательных услуг и сервисов: изучение образовательных программ (ОП); исследовательских и производственных практик,
б) пользование образовательными продуктами, ресурсами, технологиями, средствами, формами и моделями;
в) разработка и развитие образовательных и исследовательских стартапов, образовательных услуг и бизнеса,
г) воспитание, культурное и спортивное развитие, отдых и досуг,
д) организация системы питания, проживания, медицинского обслуживания, социального обеспечения; е) поддержка семьи, родителей и неотложных нужд.
Таким образом, инвестиционно-кредитная модель организации наукоемкого высшего образования на практике реализуется в виде параллельных бизнес-процессов, связанных с краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными и стратегическими вложениями различных финансовых ресурсов (собственных ОО или заемных средств внешних инвесторов) с целью создания, получения или преобразования в будущие активы, которые при их использовании создадут новую добавочную стоимость образовательных программ (ОП), продуктов и изделий.
Альтернативными финансовыми источниками и инструментами процесса инвестирования/кредитования могут быть:
1) банковские депозиты;
2) накопительное страхование инвестора/кредитора;
3) образовательные страховые накопления;
4) паевые инвестиционные фонды (ПИФ) под руководством управляющей компании образовательной организации;
5) ценные бумаги фондовых бирж;
6) арендная плата от пользования недвижимостью. Данные инструменты, по нашему мнению, достаточно эффективны, но характеризируются недостаточной устойчивостью и в условиях кризиса, к сожалению, на практике широко не используются.
Функционирование инвестиционно-кредитной модели предполагает использование венчурного опыта с учетом следующих показателей эффективности:
1) соотношения инвестиций на научные исследования и разработки в области подготовки субъектов обучения к объему получаемой (предполагаемой) прибыли, полученных от внедрения и использования производственных и научных результатов, которые должны образовывать наукоемкую, инвестиционную прибыль вуза;
2) оптимизация соотношения численности ученых, преподавателей, экспертов, практиков и учебно-вспомогательного персонала вуза, занятых в производственных процессах, НИР и в подготовке обучаемых;
3) снижение затрат и повышение эффективности подготовки «ненаукоемких» обучаемых и увеличения доли затрат на НИР по реализации образовательных программ с учетом средних показателей по отрасли, требований актуальных профессиональных и образовательных стандартов.
Возможны и другие механизмы и инструменты реализации инвестиционно-кредитной модели обучения в виде когнитивно- , интеллектуально- и/или сервисно-образовательных источников получения финансовой прибыли. Например:
1) интеллектуально-образовательные фонды могут аккумулировать ноу-хау, патенты на изобретения, рацпредложения, которыми владеет и управляет образовательная организация и/или ее сотрудники, результаты реализации которых создают потенциальную прибыль, используемую в качестве инвестиций в обучение;
2) сервисно-образовательные фонды могут быть ориентированы на оказание наукоемких услуг, образующих прибыль в области разработок мобильных приложений, систем распознавания речи, финансового и банковского аналитического программного обеспечения, мультимедийных поисковых систем, высокопроизводительных систем вычисления и хранения больших объемов данных, технологий коммуникаций и навигаций, разработки интерфейсов «человек – компьютер».
Библиографическая ссылка
Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. ИНВЕСТИЦИОННО-КРЕДИТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКОЕМКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ РЫНКОВ И ПРОИЗВОДСТВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 275-279;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36143 (дата обращения: 21.11.2024).