Современное образование находится в постоянном поиске путей, способствующих повышению качества подготовки студентов. С целью обеспечения студента-выпускника конкурентоспособностью на рынке труда, необходимо, кроме набора профессиональных знаний и умений, сформировать в процессе обучения компетенции, которые будут способствовать его профессиональной самореализации.
Профессиональная направленность филолога ориентирована на овладение филологическими знаниями, умениями и навыками, составляющими основу компетентности филолога, однако в решении профессиональных задач не менее значимыми являются личностные качества специалиста. Для филолога личностно значимыми качествами являются коммуникативность, креативность, высокая культура речи, культура мышления, самостоятельность, профессиональная направленность. Говоря о культуре мышления, следует уделить особое внимание критическому мышлению, а именно формированию умения мыслить критически. Развитое критическое мышление позволяет студенту, а в будущем специалисту, расти профессионально, самореализовываться, решать профессиональные задачи, находить нестандартные подходы в достижении поставленных целей.
Прежде чем рассмотреть возможности формирования критического мышления в системе филологической подготовки, рассмотрим само определение понятия «критическое мышление».
Так, современный американский психолог и педагог Дайана Халперн определяет критическое мышление как «использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [4].
Поль Р.У. рассматривает критическое мышление как «способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения» [3].
Многие исследователи в своих трудах ссылаются на американского философа и педагога Джона Дьюи, который считает, что главным условием возникновения критического мышления является конкретная проблема. С его точки зрения, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность обучающихся и побуждает их к критическому мышлению.[2]
Таким образом, критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, развитие способностей аналитической деятельности.
Для современной системы высшего образования задача подготовки специалистов, способных критически мыслить, является чрезвычайно важной. Критическое мышление значительно расширяет учебные, а в будущем профессиональные возможности, поскольку набор традиционных знаний, умений и навыков пополняется способностью анализировать, рассуждать, решать проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности.
Среди личностных качеств человека с критическим мышлением Д. Халперн выделяет следующие:
«– готовность к планированию, которая является важным шагом к критическому мышлению;
– гибкость ума и позиции, которая предполагает готовность рассматривать различные варианты решений, собирать и анализировать информацию для принятия решений;
– настойчивость в решении задач;
– готовность исправлять свои ошибки, что означает способность человека признавать свои ошибки и искать новые пути решения задач, совершенствуя, таким образом, свое мышление;
– осознание или метакогнитивный мониторинг, что означает контроль за своим мышлением, самоанализ своих действий;
– поиск компромиссных решений, которые предполагают наличие умения общаться в группе, чтобы найти решение, устраивающее большинство» [4].
Для студентов-филологов овладение иноязычной письменной речью обусловлено не только квалификационными требованиями, но и обеспечивает возможности дальнейшего профессионального роста. Основу подготовки филолога составляет также и обучение написанию эссе.
Обучение данному виду письменной работы нам представляется целесообразным с применением именно технологии развития критического мышления, поскольку эссе подразумевает раскрытие собственной точки зрения, критическое осмысление полученной информации. В рамках курса «Современная зарубежная литература» студенты изучают художественные тексты англоязычных авторов. Знакомство с каждым произведением заканчивается обязательным написанием эссе. Прежде чем студент представит свой труд, преподаватель организует учебное занятие с включением трех последовательных этапов, а именно: вызова, на данной стадии проходит настрой обучающихся на достижение конечной цели. Второй этап предполагает осмысление новой информации. На этапе рефлексии студенты анализируют изученный материал.
Критическое осмысление новой информации тесным образом связано с развитием информационной и коммуникативной культуры студента. Без умения грамотно работать с информацией, анализировать информационные потоки, выделять главное, делать выводы и давать собственную оценку, без претензий на объективность, невозможно стать профессионалом.
Прежде чем перейти к описанию тактик и стратегий, которые целесообразно использовать при обучении написанию эссе рассмотрим, что собственно предполагает данный вид письменной работы.
Следует разграничить понятия «эссе» и «сочинение», поскольку сегодня очень часто наблюдается подмена одного другим. Так, в сочинении должен быть дан ответ на проблемный вопрос, в то время как эссе предполагает поиск нового взгляда, нового прочтения, осмысления по заданной проблеме.
Слово эссе происходит от французского essai – «проба, испытание, попытка, этюд, набросок». Эссе многие лингвисты рассматривают как литературный жанр, в котором автор раскрывает одну узкую тему в свободной художественной форме, не претендуя на объективность собственной точки зрения.
Для эссе характерна субъективность, то есть реализация авторского «я». Особую ценность для данного жанра представляет личное мнение автора, его индивидуальность. Следующая особенность эссе связана с его предметом. В эссе затрагивается одна узкая тема, посвященная конкретному вопросу.
Для филолога, как уже было отмечено выше, умение написания эссе является обязательным. В данном виде письменной работы он в полной мере демонстрирует сформированные навыки критического мышления, филологические знания и умения, которые предполагают владение стилем различных видов эссе.
Исследователи выделяют следующие его виды: философские, художественные, исторические, научно-публицистические, литературно-критические. По форме их подразделяют на заметки, письма, лирические миниатюры, рецензии. По способу изложения – на описательные и повествовательные, аналитические и критические, эссе-иллюстрации, классификации и другие [5].
Среди характерных черт эссе в первую очередь выделяются доверительная интонация, простота, лёгкость восприятия написанного. При этом важно, чтобы создаваемый текст был эмоциональным, обладал художественностью и яркостью, но он должен быть точным, ясным, афористичным.
В настоящее время композиция эссе не ограничивается строгими правилами, носит достаточно свободный характер, однако следует помнить, что и этот текст должен быть гармоничным. «Эссе может иметь форму дневниковой записи, письма, лирической миниатюры, рецензии, философского размышления – в любом случае оно остаётся единым произведением, в котором все части связаны между собой общей логикой, позицией автора и общим стилем» [1].
Что касается структуры эссе, авторская мысль по проблеме должна быть изложена в форме кратких тезисов, а затем должна быть подкреплена аргументами. Таким образом, за тезисом следуют аргументы.
Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Желательно в пользу каждого тезиса приводить два аргумента, поскольку один аргумент может быть неубедительным, а три аргумента могут «перегрузить» текст, особенностью которого, как было отмечено выше, являются краткость и точность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру, при написании вступления и заключения внимание фокусируется на проблеме: во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора.
Для студентов-филологов младших курсов по дисциплине «Современная зарубежная литература» обязательным является эссе-описание (descriptive essay). В последующем, когда студенты демонстрируют сформированность навыков написания данного вида эссе, преподаватель вводит в программу следующие его виды, усложняя их новыми лексико-грамматическими конструкциями, речевыми оборотами. Переход от одного вида эссе к другому развивает критичность мышления студентов, побуждая их к поиску новых способов доказательства и аргументации собственной точки зрения.
Во вступлении формулируется проблема и указываются две противоположные точки зрения на нее. Приведем примеры из эссе студентов по прочитанным произведениям:
1.Now when high technology gets better and better the problem of the relationship between academia and industry is one of the most acute. («Nice Work» of David Lodge).
2. Nobody knows what autistic people think of. («The Curious Incident of The Dog in The Night-Time» of Mark Haddon).
Основная часть выстраивается по законам логики, то есть можно выбрать путь от простого к сложному, а можно наоборот. В первом абзаце приводится, как правило, 2–3 аргумента, подтверждающих точку зрения автора, они подкрепляются примерами или доказательствами.
В первом абзаце автор должен придерживаться только одной точки зрения, например: At first sight the world of academia looks worthless against the backdrop of the huge economic impact of the industry. But the story finishes with the natural triumph of education. (David Lodge «Nice Work»). The problem of adaptation of such people, of course, is not the most considerable. (Mark Haddon «The Curious Incident of The Dog in The Night-Time»). В первом предложении при высказывании собственной точки зрения следует избегать личных конструкций. В заключительном предложении первого абзаца не должна слово в слово повторяться заданная тема. Первый абзац можно закончить следующей фразой: Now I would like to express my point of view on the problem of …
Во втором абзаце необходимо представить противоположные точки зрения и объяснить, почему автор не согласен с ними.
1. Robyn, who thinks that money does not mean anything to her, is cut up by her modest budget. Vic despite the fact he earns a lot of money is dissatisfied. (David Lodge «Nice Work»).
2. Mark Haddon himself said about Christopher: «If he were diagnosed, he would be diagnosed as having Asperger’s syndrome, which is a form of autism». («The Curious Incident of The Dog in The Night-Time»).
В заключение следует отметить, что существует две точки зрения на проблему, а также указать, какой придерживается сам автор.
Приведем несколько примеров того, как это можно сделать: «There are different points of view on this problem. I think that…» или «Taking everything into consideration, there are two different points of view on this problem. I believe that…»
Для написания эссе на иностранном языке важно, чтобы студенты имели в своем вокабуляре набор языковых средств, клише, вводных фраз, которые придадут их высказыванию эмоциональность, экспрессивность и смысловую выразительность.
В качестве вводных фраз в первом абзаце можно использовать следующие выражения:
It is popularly believed that….
People often claim that... Some people argue that…
A lot of people think that…
It is often suggested /believed that…
Many people are in favour of idea that... Many people are convinced that...
Some people are against…
При выражении собственной точки зрения рекомендуются такие конструкции как:
In my view…
To my mind…
To my way of thinking…
Personally I believe that…
I feel strongly that…
It seems to me that…
As far as I am concerned…
I would like to explain my point of view on this situation.
I would like to express my opinion on this problem.
In my opinion this subject is very controversial
Поскольку во втором абзаце должны быть представлены и иные, противоположные авторской, точки зрения, возможно использование нижеприведённых фраз:
Firstly, /First of all….
In the first place
To start with, / To begin with,
Secondly, Thirdly, Finally,
Last but not least,
Some people believe that… however they fail to understand that…
Some people argue that …. I can not agree with it as …
I disagree with this point of view (statement, opinion) because …
It has become fashionable for some people to argue that…
Contrary to what most people believe, I think that…
As opposed to the above ideas…I believe that…
Поскольку в заключительной части эссе резюмируется все вышесказанное, то уместно использовать следующие вводные фразы:
In conclusion,
On the whole,
To conclude,
To sum up,
All in all,
All things considered
Finally,
Lastly,
Taking everything into account,
Taking everything into consideration
Таким образом, обучение написанию эссе чрезвычайно важно, поскольку формирует у студентов умение четко и грамотно излагать мысли, систематизировать и структурировать информацию, выделять причинно-следственные связи, подкреплять тезисы соответствующими аргументами, приводить свои примеры, делать логичные умозаключения и выводы. Все вышеперечисленные умения способствуют развитию критичности мышления. Данное качество позволяет студенту в полной мере реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал.
Библиографическая ссылка
Павлова Т.Л., Желябина А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ ЭССЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-1. – С. 140-143;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36119 (дата обращения: 21.11.2024).