Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ВЕРСИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Наумкин Н.И. 1 Грошева Е.П. 1 Купряшкин В.Ф. 1 Нуянзин Е.А. 1 Пивкин Д.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Авторы статьи занимаются вопросами подготовки студентов к инновационной деятельности как творческой продуктивной деятельности, заканчивающейся созданием нового конкурентоспособного инновационного продукта, на протяжении последних десятилетий. На основании этих исследований ими сделаны следующие важные выводы: 1) инновационная деятельность возникла вместе с появлением человеческого общества и всегда служила инструментом его развития; 2) одной из основных задач вуза становится задача подготовки кадров, способных к инновационной деятельности; 3) обучение в современном вузе – должно быть направлено на формирование у студентов соответствующей компетентности – кластера необходимых компетенций; 4) ФГОС ВО и его последующие поколения, основанные на компетентностном подходе, предполагают подготовку студентов к инновационной деятельности. В статье также конкретизируются ключевые понятия «компетенция» и «компетентность» в инновационной инженерной деятельности, приведена структура этой деятельности. На примере анализа Федерального образовательного стандарта направления подготовки «Агроинженерия» обосновывается необходимость обязательной подготовки бакалавров техники и технологий к инновационной инженерной деятельности.
компетентность
инновационная деятельность
образовательные стандарты
формирование компетентности
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Наумкин Н.И. Современное состояние инженерного образования в России: возможные пути его совершенствования / Н.И. Наумкин, Э.В. Майков; под ред. П.В. Сенина, Л.В. Масленниковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – 124 с.
3. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству/ Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, В.Ф. Купряшкин; под ред. П.В. Сенина, Ю.Л. Хотунцева; Моск. пед. гос. ун-т. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 120 с.
4. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева [и др.]. – Саранск. Изд-во Мордов. ун-та. 2014. – 140 с.
5. Наумкин Н.И. Структуризация компетентности в инновационной инженерной деятельности и интеграция ее компонентов / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева, В.Ф. Купряшкин // Интеграция образования. – 2014 – № 3. – С. 25–32.
6. Ожегов C.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – Электронный ресурс. – Режим доступа http://www.ozhegov.info.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования – бакалавриат; направление подготовки – 35.03.06 Агроинженерия (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. N 1172).
8. Grosheva E.P. Practical training in innovative engineering activity / E.P. Grocheva, N.I. Naumkin, G.I. Shabanov, N.N. Shekshaeva, V.F. Kupryashkin, Е.N. Panyushkina // European journal of natural history. – 2015. – № 4. – P. 37–40.

Современное общественное развитие невозможно без инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека, являющихся формой его обновления. Рыночная экономика предъявляет современным предприятиям требование конкурентоспособности, которую можно обеспечить только инновациями. Инженерная деятельность в связи с этим приобретает интегрированный и инновационный характер. Инженер – создатель синтетического технического мира от идеи до инновационного продукта. Стремительное развитие техники и технологий, постоянное увеличение их наукоемкости, необходимость правового регулирования управлением результатами интеллектуальной деятельности ужесточают требования к базовому образованию инженеров, качеству их интеллектуальных, коммуникативных и организационно-управленческих способностей.

Традиционное инженерное образование было ориентировано на сферу профессиональной деятельности в конкретной отрасли промышленности [2]. Производство редко меняло технологию и номенклатуру выпускаемой продукции. Министерства и ведомства спускали предприятиям план выпуска продукции, зачастую не обращая внимания на интеллектуальную собственность. Ситуация сегодняшнего дня характеризуется необходимостью непрерывного внедрения на правовой основе новых технологий и освоения новой техники, как результатов новаторских идей. В связи с этим производство становится гибким и требует субъектов инновационной инженерной деятельности (ИИД), адаптирующихся к быстро меняющимся условиям и готовых к продуктивной деятельности в условиях неопределенности. Для этого им необходима прочная естественнонаучная, общетехническая и мировоззренческая основа, специальная подготовка, междисциплинарный кругозор, компетентность в инновационной деятельности. Формирование национальной инновационной системы (совокупность субъектов-новаторов, инноваторов, инфраструктуры и объектов-инноваций, предназначенная для ведения инновационной деятельности) [3, 4] требует обеспечения кадрами, подготовленными к инновационной деятельности. При этом инновационная деятельность представляет собой совокупность целенаправленных действий (научно-исследовательских, изобретательских, патентно-лицензионных, проектных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих) на получение и реализацию новых или улучшенных продуктов или процессов [4, 8].

В связи с этим в предлагаемой статье авторы на основе анализа содержания образовательного стандарта ФГОС 3+ направления подготовки «Агроинженерия» [7] обосновывают необходимость целенаправленной подготовки бакалавров к ИИД.

Начнем исследование с конкретизации ключевых понятий «компетенция и компетентность». Компетенцию [1, 4, 5] мы определяем как совокупность взаимосвязанных внутренних средств деятельности субъекта (знаний, умений, навыков, специфических способностей, методов принятия решений и способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной репродуктивной или продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенциям можно обучить. Для осуществления какого-либо вида деятельности необходимо обладать несколькими компетенциями. Они задаются современными государственными образовательными стандартами в соответствии с видами профессиональной деятельности. Но для продуктивной деятельности одних компетенций мало. Психологические особенности субъекта деятельности, влияющие на его личностное отношение к деятельности, вместе с наработанными им компетенциями сформируют его компетентность [5] в осуществляемой деятельности. Определим компетентность [1, 4] как системное владение субъектом соответствующими роду деятельности компетенциями, т. е. умение действовать при помощи них, с включением его личностного отношения к ним, предмету и способу деятельности и готовность актуализировать свои способности. Таким образом можно сказать, что компетентность объединяет несколько взаимозависимых компонентов: мотивационный, способностный, знаниевый, деятельностный, рефлексивный [5].

После конкретизации ключевых понятий выполним анализ образовательных стандартов.

Бакалавриат подразумевает получение обучающимися полноценного высшего образования на уровне мировых стандартов (первая из трех ступеней высшего образования в РФ). В рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки. Профиль – это система организации образования, при которой предполагается изучение естественных и гуманитарных, общих профессиональных и углубленное изучение специальных профильных дисциплин, что дает возможность обучения в соответствии с профессиональными интересами, выбором направления дальнейшей трудовой деятельности или продолжения образования [7]. Окончив бакалавриат, выпускник получает общую фундаментальную и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач в должностях, квалификационными требованиями которых предусмотрено наличие высшего образования и поступления в магистратуру. Степень (квалификация) «бакалавр» соответствует международным нормам и принимается работодателем за рубежом.

Рассмотрим это обстоятельство несколько подробнее на примере реализации направления подготовки «Агроинженерия» (профилей «Технические системы в агробизнесе», «Технологическое оборудование для хранения и переработки с/х продукции», «Технический сервис в АПК») в Институте механики и энергетики МГУ им. Н.П. Огарева.

Область профессиональной деятельности бакалавров по этому направлению в соответствии с ФГОС ВО 3+ [7] включает: «... эффективное использование и сервисное обслуживание с/х техники, машин и оборудования, средств электрификации и автоматизации технологических процессов при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства; разработку технических средств для технологической модернизации с/х производства». Предполагается их готовность одновременно к репродуктивной деятельности «использование и … обслуживание» и творческой деятельности «разработку технических средств для технологической модернизации» [7]. Слово разработка объединяет работы по проектированию (представлению идеального конечного результата), сборке и испытанию опытных образцов, создание схемы опытного производства, технической документации, передача ее в производство, макетирование, модернизация (от греч. moderne – новейший) – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества [14]. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы.

В соответствии с ФГОС «Выпускники могут работать на руководящих должностях в сельскохозяйственных, автотранспортных, перерабатывающих предприятиях; заниматься конструкторско-технологической и научной деятельностью на фирменных, сервисных и дилерских центрах заводов-производителей техники; работать в системе материально-технического обеспечения» [7]. Руководитель, во-первых – стратег, а основной целью стратегического планирования деятельности предприятия должна быть цель обеспечения его конкурентоспособности. Достичь ее можно только в результате инновационной деятельности. Разберем подробнее другие должности.

Конструктор – специалист, который создает конструкцию какого-нибудь технического объекта или технологию его производства [6]. Это генератор идей, должен обладать творческими способностями, уметь формулировать, анализировать проблемы, формулировать задачи и синтезировать их решения, владеть инструментами активизации творческого мышления (методами решения изобретательских задач, методами проведения патентных исследований), анализировать полученные решения и выбирать приемлемые.

Технолог – специалист в области технологии какого-либо производства, а технология – совокупность способов переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы [6].

Научный cотрудник – проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам темы, осуществляет эксперименты и наблюдения, собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, в чем поможет проведение патентных исследований, результаты экспериментов и наблюдений [6].

Таким образом, все они являются субъектами инновационной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Агроинженерия» являются техника и технология («… машинные технологии и системы машин для производства, хранения и транспортирования продукции растениеводства и животноводства, технологии и средства производства сельскохозяйственной техники, технологии технического обслуживания …» [7] и т.п.), и они же – объекты инновационной инженерной деятельности.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программы бакалавриата по рассматриваемому направлению подготовки [7]: научно-исследовательская, проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая. При этом, академический бакалавриат ориентируется на подготовку студентов к научно-исследовательской и педагогической деятельности, прикладной – практико-ориентированной и прикладной деятельности.

Выпускник, освоивший программу баклавриата в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который ориентирована программа, должен, освоив соответствующие компетенции, быть готов решать следующие профессиональные задачи по видам деятельности.

Научно-исследовательская деятельность:

1) «готовность изучать и использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-1);

2) готовность к участию в проведении исследований рабочих и технологических процессов машин (ПК-2);

3) готовность к обработке результатов экспериментальных исследований (ПК-3) [7]» – участие в проведении научных исследований …, участие в экспериментальных исследованиях, составлении их описаний и выводов, участие в … испытаниях …, участие в разработке новых машинных технологий и технических средств [7]».

Проектная деятельность:

1) «способность осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования (ПК-4);

2) готовность к участию в проектировании … (ПК-5);

3) способность использовать информационные технологии при проектировании машин и организации их работы (ПК-6);

4) готовность к участию в проектировании новой техники и технологии (ПК-7) [7]»;

5) «участие в проектировании технологических процессов…, технического обслуживания и ремонта…; участие в проектировании технических средств, систем электрификации и автоматизации технологических процессов и объектов инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий [7]».

Производственно-технологическая деятельность подразумевает решение задач, связанных с эффективным использованием техники и технологического оборудования, контролем параметров технологических процессов, поверкой основных средств измерений, монтажом и наладкой оборудования, его эксплуатации, обслуживания и ремонта, ведением технической документации. Решение этих задач требует репродуктивной деятельности. Но в этом же виде деятельности есть такая задача – «применение современных технологий технического обслуживания, хранения, ремонта и восстановления деталей машин для обеспечения постоянной работоспособности машин и оборудования» [7]. Для решения этой задачи необходимы новые идеи. Востребованы техническое творчество, изобретательство и патентно-лицензионные работы – этапы инновационной деятельности. Однако в перечне профессиональных компетенций (ПК) относительно этого вида профессиональной деятельности указана ПК-9, которая требует способности «… использовать типовые технологии технического обслуживания, ремонта и восстановления изношенных деталей машин и электрооборудования», но необходимо обладать «способностью использовать современные методы монтажа, наладки… (ПК-10) [7]. Современный означает «отвечающий требованиям своего времени». И чтобы соответствовать этим требованиям необходимо знать технический уровень в интересующей области техники, и в этом помогут патентные исследования. Необходимо знать законы развития современных технических систем, если есть необходимость в их усовершенствовании. Все перечисленное входит в компоненты компетентности в инновационной инженерной деятельности.

Итак, в Федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования не дается определений понятий «инженерная деятельность», «инновационная деятельность», а в квалификационных требованиях приведены только отдельные их компоненты. Инновационная инженерная деятельность для бакалавров представлена как деятельность по исследованию, разработке, внедрению и использованию технических и технологических инноваций. В изложении цепочки видов профессиональной деятельности «научно-исследовательская, проектная – производственно-технологическая», с нашей точки зрения, пропущен очень важный этап – изобретательская и патентно-лицензионная деятельность, объединяющая прикладные исследования, анализ существующего технического решения, синтез нового технического решения, обретение охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности. Эти работы входят в инновационный цикл инновационной инженерной деятельности. И несмотря на то, что степень бакалавра не предполагает обязательной инженерной деятельности, управление интеллектуальной деятельностью и ее результатами видится обязательным для любой профессии. А значит, и обязательна подготовка к инновационной деятельности.


Библиографическая ссылка

Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Купряшкин В.Ф., Нуянзин Е.А., Пивкин Д.В. О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ВЕРСИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-1. – С. 131-134;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36117 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674