В современной Армении происходит активный процесс становления гражданского общества и правового государства, основанный на ценностях свободы, демократии и прав человека. Самым сложным и динамичным в процессе реформирования системы права является развитие и модернизация армянской правовой системы, что предполагает, прежде всего, изменение правовой культуры и правового сознания населения. Проблема правовой образованности людей всегда являлась важнейшим аспектом деятельности государства, однако в эпоху перемен она приобретает особо важное значение. Это связано с тем, что нынешнее поколение является свидетелем кардинальной смены ценностей и ориентиров правовой жизни. И в этих условиях представляется важным по-новому взглянуть на процесс формирования ценностных установок и ориентиров в правовом сознании граждан, в котором правовое воспитание выступает главным фактором, обеспечивающим успех преобразований в правовой сфере нашего общества. В некоторых случаях правовое воспитание, имеющее ценностный смысл и наполнение, простирается глубже и дальше правового сознания, воздействуя на общую культуру людей, выступая стержнем формирования личности, что обусловлено тесным взаимодействием правовых и нравственных ценностей в процессе воспитания.
Правовое воспитание выступает также как основной способ правовой социализации общества, и оно должно строиться на основании признания ценности права и его главенствующего положения. Правовое воспитание должно гармонично сочетаться с нравственным воспитанием. Установить цели и задачи правовоспитательной работы для конкретной социальной группы возможно лишь в процессе выяснения содержания понятия ценностей, свойственных армянской культуре.
Как известно, научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой – решать задачи гуманизации общества.
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
– равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных особенностей;
– равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
– экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности [9, С. 103].
В современной аксиологии понятие «ценность» трактуется как:
а) способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на субъекта таким образом, что они воспринимаются в виде блага, побуждают стремиться к ним и добиваться обладания ими;
б) общие принципы целесообразной деятельности, руководствуясь которыми человек приписывает тем или иным объектам практическую значимость, побуждающую его действовать определенным образом [8, С. 308].
Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т.д. Так, в философии права образуется определенное теоретическое направление – аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теорические положения о ценностях вообще.
Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.
Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир [10, С. 257].
Правовое воспитание по праву считается одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической деятельности государственных органов, направленной на формирование правосознания, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание – это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания [3, С. 84].
Правовое воспитание понимается в литературе как целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовых культуры, опыта, идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями правового государства [5, С. 364]. Именно посредством правового воспитания возможно изменить представления человека о праве, научить его уважать закон, выработать потребность в правовом поведении, а следовательно, качественно преобразовать общество.
Теория правового воспитания нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологических аспектов, в научном поиске. Перед обществом стоит проблема переосмысления системы правовых ценностей. В настоящее время это воспитание должно быть направлено на идеи правового государства с системой ценностей, в центре которой находится личность.
Правовое воспитание как многогранная проблема затрагивает, наравне с правовыми аспектами жизни общества, также политические, психологические, нравственные и педагогические. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых патриотическое, семейное, нравственное, культурное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.
Проблемы правового воспитания в современной педагогике и правоведении получают новое звучание. Их сложность и многоплановость предполагают использование многообразных методов. Аксиология права предлагает ряд возможностей для определения эффективных способов совершенствования правовоспитательного воздействия. С этой точки зрения освоение правовых ценностей представляется важнейшей целью и содержанием правового воспитания.
Теория правового воспитания предполагает рассмотрение его в широком и узком смыслах. В широком толковании оно рассматривается как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы. В узком – определяется как один из видов общественной деятельности, которая выражается в организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на создание правовой культуры и воспитание законопослушных граждан.
В литературе различают ряд целей правового воспитания:
а) ближайшую – организация системы правовых знаний;
б) промежуточную – формирование правовой убежденности;
в) конечную – формирование мотивов и привычек правомерного поведения [4, С. 26].
Следует указать и на освоение правовых ценностей как важнейшую цель правового воспитания.
В правовоспитательной деятельности большое значение имеет правильное определение реальных потребностей и интересов людей, основанных на ценностных представлениях. Это качество оказывает прямое влияние на выработку уважительного отношения к закону и на правовые убеждения. Можно предположить, что существует логическая последовательность смены ценностных моделей правового воспитания: вначале в центре личность, затем государство, впоследствии общество [2, С. 5].
Потребности личности должны становиться неотъемлемым компонентом формирования социально-ценностных установок. Аксиологический аспект правовоспитательного процесса состоит в том, чтобы все усилия субъектов правового воспитания были бы направлены на организацию внутренней потребности человека в правомерном поведении, основанном на ценностном восприятии права.
Правовое воспитание, как, впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая – в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.
Итак, правовое воспитание – это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических, правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, и в первую очередь тех норм, которые непосредственно касаются человека, стимулирование социально-полезной активности и, конечно, формирование ценностной системы личности.
Наряду с правовым обучением, правовое воспитание является важной составляющей правовой социализации. Если основной функцией правового обучения является формирование когнитивной сферы правосознания, то правового воспитания – его ценностно-смыслового компонента.
В контексте правового воспитания ценностные ориентации следует рассматривать не только как некий мотивационный фактор общественно-правовой деятельности индивида, но и как когнитивную репрезентацию его жизненных ценностей. Ценностные ориентации, регулирующие правовое поведение гражданина, представляют собой систему когнитивных образований (понятий, представлений, идей) и индивидуальных психолого-мотивационных установок по отношению к феноменам права.
Ценностные ориентации личности формируются в процессе воспитания . Как источники мотивации личности их можно признать функционально эквивалентными потребностям, которые находятся с ними в сложном диалектическом взаимодействии. Если потребность «толкает» индивида к определенным действиям, то ценность «притягивает» его благодаря возможности свободного выбора тех или иных предпочтений.
Процесс правового воспитания как формирование системы ценностных ориентаций личности, имеет три основных этапа:
1) получение субъектом необходимой информации о возможных ценностных ориентациях;
2) превращение с помощью рефлексии полученных человеком знаний о ценностных ориентациях во внутренние установки правового поведения;
3) реализация ценностных знаний и установок на данные ориентации в общественной деятельности и правовом поведении.
Таким образом, основной функцией правового воспитания человека является формирование ценностно-смыслового компонента правосознания. Наряду с правовым обучением оно является важнейшей составляющей правовой социализации.
Правовая культура включает в себя разнообразные ценности, оценки, нормы, оценочные критерии и социальные институты. Правовые ценности имеют регулирующее значение.
Правовым принципам, нормам и другим предписаниям нельзя дать полного объяснения, не прибегая к понятийным рядам ценностной теории. Аксиологический характер приобретают и охваченные правом человеческие поступки, правовое поведение людей. Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование, соблюдение) представляют собой области человеческой деятельности, основанной на определенной системе ценностей. ««Мир ценностей» в праве состоит из оценок, ценностей, ценностных критериев и соответствующих им иерархий» [7, С. 41]. В связи с этим важнейшая задача аксиологической функции правовой культуры заключается в интеграции всех этих явлений. Вне ценностей культура существовать не может. Ценность не просто атрибут культуры – это то, что заложено в ее основе.
Для того чтобы вывести юриспруденцию на уровень науки ХХI века, пишет С.С. Алексеев, необходимо, во-первых, взять на вооружение правоведения достижения человеческого духа –высшие ценности философского постижения мира, духовной культуры, морали, высокие гуманитарные идеи, другие завоевания философии, социологии, всего комплекса гуманитарных наук; во-вторых, с учетом новых материалов попытаться выйти через анализ самой правовой материи на новый уровень науки. И тогда окажется, что «секреты» права на таком уровне – это и есть высшие человеческие ценности, которые как раз и отвечают глубоким потребностям сообщества людей в нынешнюю эпоху существования и развития человеческого рода [1, С. 24–25].
Для того, чтобы осознать, какие из существующих ценностей являются высшими, необходимо разобраться в сложившейся многоуровневой системе ценностей. Они существуют объективно, осознаются и переживаются субъектами общества и, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни.
Назначение аксиологической функции правовой культуры заключается в том, чтобы скорректировать правовую систему так, чтобы содержащиеся в ней ценности были востребованы гражданским обществом, дополняли друг друга, получали обоснование друг в друге и взаимно поддерживались. Но это лишь первый этап, дальнейшей задачей является внесение соответствующих ценностей в законодательство. Ценности, выраженные в праве, перейдут из должного в сущее, если они внедряются в правовое сознание субъектов и воплощаются в юридической практике.
Аксиологическая функция правовой культуры призвана решать триединую задачу: во-первых, развить понимание свободы индивида как важнейшей ценности; во-вторых, внедрить это понимание в сознание законодателя, правоприменителя и каждого гражданина; в-третьих, сделать эту идею важнейшим мерилом любой юридической практики [6, С. 129].
Аксиологическая функция правовой культуры приобретает все большее значение. Однако единого понимания системы правовых ценностей не сложилось, поскольку ее границы во многом зависят от мировоззренческих и методологических установок исследователей.
Представители современной европейской цивилизации в качестве основного выбирают персоналистский подход, согласно которому основной правовой ценностью выступает развивающаяся личность, ее права и свободы. В то же время сторонники теории позитивного права, используя в аксиологии гносеологические или рациональные критерии, рассматривают в качестве высшей ценности закон. Представители естественно-правового направления, напротив, выдвигают этические критерии ценности права и считают ценным лишь то право, которое отвечает этическим ценностям [6, С. 133].
Таким образом, правовое воспитание по праву считается одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Теория правового воспитания нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологических аспектов, в научном поиске. Правовое воспитание – это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Задача аксиологической функции правовой культуры не только в том, чтобы обеспечить осознание значения и места данного явления всеми субъектами права, но и реализовать ее во всех сферах правового регулирования. Аксиологическая функция правовой культуры приобретает все большее значение в связи с тем, что правовые ценности перемещаются на высшие уровни общемировых ценностных иерархий. Необходимо признать множественность ценностей правовой культуры, и основная цель ее аксиологической функции заключается в гармонизации основных правовых ценностей, сочетании интересов отдельной личности и общества в целом.
Библиографическая ссылка
Брутян В.А. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-1. – С. 101-105;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36111 (дата обращения: 21.11.2024).