Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Брутян В.А. 1
1 Армянско-Российский международный университет «Мхитар Гош»
Статья посвящена анализу аксиологических проблем правового воспитания, формированию правосознания и правовой культуры. Раскрывается сущность таких понятий, как ценность и, в частности, правовая ценность. Отмечается, что правовое воспитание как многогранная проблема затрагивает, наравне с правовыми аспектами жизни общества, также политические, психологические, нравственные и педагогические. Правовое воспитание рассматривается в широком и узком смыслах. В частности, в широком смысле оно исследуется как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества. Правовое воспитание считается основным способом правовой социализации общества, и оно должно строиться на признании ценности права и его приоритетного положения. На основе теоретического исследования в статье особое внимание уделено аксиологической функции правовой культуры и решаемым ею задачам. Автор подчеркивает, что аксиологическая функция правовой культуры приобретает все большее значение в связи с тем, что правовые ценности перемещаются на высшие уровни общемировых ценностных иерархий.
правовое воспитание
правосознание
правовая культура
аксиология
ценности
правовые ценности
аксиологическая функция
1. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. – М., 2001.
2. Бабенко А.Н. Значение правовых ценностей для процесса правового воспитания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2008. – № 2.
3. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4.
4. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, методика, критерии измерения. – Киев, 1985.
5. Гук А.А. Средства формирования правовой культуры личности // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6 (31).
6. Карташов В.Н. Правовая культура: понятие, структуры, функции: монография / В.Н. Карташов, М.Г. Баумова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 200 с. (Серия «Ярославская юридическая школа начала XXI века») ISBN 978-5-8397-0612-5.
7. Неновски Н. Право и ценности: Пер. с болг. / Под ред. В.Д. Зорькина. – М., 1987.
8. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменологический подход: Курс лекций. – СПб., 2003.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 576 с.
10. Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

В современной Армении происходит активный процесс становления гражданского общества и правового государства, основанный на ценностях свободы, демократии и прав человека. Самым сложным и динамичным в процессе реформирования системы права является развитие и модернизация армянской правовой системы, что предполагает, прежде всего, изменение правовой культуры и правового сознания населения. Проблема правовой образованности людей всегда являлась важнейшим аспектом деятельности государства, однако в эпоху перемен она приобретает особо важное значение. Это связано с тем, что нынешнее поколение является свидетелем кардинальной смены ценностей и ориентиров правовой жизни. И в этих условиях представляется важным по-новому взглянуть на процесс формирования ценностных установок и ориентиров в правовом сознании граждан, в котором правовое воспитание выступает главным фактором, обеспечивающим успех преобразований в правовой сфере нашего общества. В некоторых случаях правовое воспитание, имеющее ценностный смысл и наполнение, простирается глубже и дальше правового сознания, воздействуя на общую культуру людей, выступая стержнем формирования личности, что обусловлено тесным взаимодействием правовых и нравственных ценностей в процессе воспитания.

Правовое воспитание выступает также как основной способ правовой социализации общества, и оно должно строиться на основании признания ценности права и его главенствующего положения. Правовое воспитание должно гармонично сочетаться с нравственным воспитанием. Установить цели и задачи правовоспитательной работы для конкретной социальной группы возможно лишь в процессе выяснения содержания понятия ценностей, свойственных армянской культуре.

Как известно, научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой – решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

– равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных особенностей;

– равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

– экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности [9, С. 103].

В современной аксиологии понятие «ценность» трактуется как:

а) способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на субъекта таким образом, что они воспринимаются в виде блага, побуждают стремиться к ним и добиваться обладания ими;

б) общие принципы целесообразной деятельности, руководствуясь которыми человек приписывает тем или иным объектам практическую значимость, побуждающую его действовать определенным образом [8, С. 308].

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т.д. Так, в философии права образуется определенное теоретическое направление – аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теорические положения о ценностях вообще.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир [10, С. 257].

Правовое воспитание по праву считается одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической деятельности государственных органов, направленной на формирование правосознания, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание – это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания [3, С. 84].

Правовое воспитание понимается в литературе как целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовых культуры, опыта, идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями правового государства [5, С. 364]. Именно посредством правового воспитания возможно изменить представления человека о праве, научить его уважать закон, выработать потребность в правовом поведении, а следовательно, качественно преобразовать общество.

Теория правового воспитания нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологических аспектов, в научном поиске. Перед обществом стоит проблема переосмысления системы правовых ценностей. В настоящее время это воспитание должно быть направлено на идеи правового государства с системой ценностей, в центре которой находится личность.

Правовое воспитание как многогранная проблема затрагивает, наравне с правовыми аспектами жизни общества, также политические, психологические, нравственные и педагогические. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых патриотическое, семейное, нравственное, культурное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Проблемы правового воспитания в современной педагогике и правоведении получают новое звучание. Их сложность и многоплановость предполагают использование многообразных методов. Аксиология права предлагает ряд возможностей для определения эффективных способов совершенствования правовоспитательного воздействия. С этой точки зрения освоение правовых ценностей представляется важнейшей целью и содержанием правового воспитания.

Теория правового воспитания предполагает рассмотрение его в широком и узком смыслах. В широком толковании оно рассматривается как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы. В узком – определяется как один из видов общественной деятельности, которая выражается в организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на создание правовой культуры и воспитание законопослушных граждан.

В литературе различают ряд целей правового воспитания:

а) ближайшую – организация системы правовых знаний;

б) промежуточную – формирование правовой убежденности;

в) конечную – формирование мотивов и привычек правомерного поведения [4, С. 26].

Следует указать и на освоение правовых ценностей как важнейшую цель правового воспитания.

В правовоспитательной деятельности большое значение имеет правильное определение реальных потребностей и интересов людей, основанных на ценностных представлениях. Это качество оказывает прямое влияние на выработку уважительного отношения к закону и на правовые убеждения. Можно предположить, что существует логическая последовательность смены ценностных моделей правового воспитания: вначале в центре личность, затем государство, впоследствии общество [2, С. 5].

Потребности личности должны становиться неотъемлемым компонентом формирования социально-ценностных установок. Аксиологический аспект правовоспитательного процесса состоит в том, чтобы все усилия субъектов правового воспитания были бы направлены на организацию внутренней потребности человека в правомерном поведении, основанном на ценностном восприятии права.

Правовое воспитание, как, впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая – в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.

Итак, правовое воспитание – это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических, правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, и в первую очередь тех норм, которые непосредственно касаются человека, стимулирование социально-полезной активности и, конечно, формирование ценностной системы личности.

Наряду с правовым обучением, правовое воспитание является важной составляющей правовой социализации. Если основной функцией правового обучения является формирование когнитивной сферы правосознания, то правового воспитания – его ценностно-смыслового компонента.

В контексте правового воспитания ценностные ориентации следует рассматривать не только как некий мотивационный фактор общественно-правовой деятельности индивида, но и как когнитивную репрезентацию его жизненных ценностей. Ценностные ориентации, регулирующие правовое поведение гражданина, представляют собой систему когнитивных образований (понятий, представлений, идей) и индивидуальных психолого-мотивационных установок по отношению к феноменам права.

Ценностные ориентации личности формируются в процессе воспитания . Как источники мотивации личности их можно признать функционально эквивалентными потребностям, которые находятся с ними в сложном диалектическом взаимодействии. Если потребность «толкает» индивида к определенным действиям, то ценность «притягивает» его благодаря возможности свободного выбора тех или иных предпочтений.

Процесс правового воспитания как формирование системы ценностных ориентаций личности, имеет три основных этапа:

1) получение субъектом необходимой информации о возможных ценностных ориентациях;

2) превращение с помощью рефлексии полученных человеком знаний о ценностных ориентациях во внутренние установки правового поведения;

3) реализация ценностных знаний и установок на данные ориентации в общественной деятельности и правовом поведении.

Таким образом, основной функцией правового воспитания человека является формирование ценностно-смыслового компонента правосознания. Наряду с правовым обучением оно является важнейшей составляющей правовой социализации.

Правовая культура включает в себя разнообразные ценности, оценки, нормы, оценочные критерии и социальные институты. Правовые ценности имеют регулирующее значение.

Правовым принципам, нормам и другим предписаниям нельзя дать полного объяснения, не прибегая к понятийным рядам ценностной теории. Аксиологический характер приобретают и охваченные правом человеческие поступки, правовое поведение людей. Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование, соблюдение) представляют собой области человеческой деятельности, основанной на определенной системе ценностей. ««Мир ценностей» в праве состоит из оценок, ценностей, ценностных критериев и соответствующих им иерархий» [7, С. 41]. В связи с этим важнейшая задача аксиологической функции правовой культуры заключается в интеграции всех этих явлений. Вне ценностей культура существовать не может. Ценность не просто атрибут культуры – это то, что заложено в ее основе.

Для того чтобы вывести юриспруденцию на уровень науки ХХI века, пишет С.С. Алексеев, необходимо, во-первых, взять на вооружение правоведения достижения человеческого духа –высшие ценности философского постижения мира, духовной культуры, морали, высокие гуманитарные идеи, другие завоевания философии, социологии, всего комплекса гуманитарных наук; во-вторых, с учетом новых материалов попытаться выйти через анализ самой правовой материи на новый уровень науки. И тогда окажется, что «секреты» права на таком уровне – это и есть высшие человеческие ценности, которые как раз и отвечают глубоким потребностям сообщества людей в нынешнюю эпоху существования и развития человеческого рода [1, С. 24–25].

Для того, чтобы осознать, какие из существующих ценностей являются высшими, необходимо разобраться в сложившейся многоуровневой системе ценностей. Они существуют объективно, осознаются и переживаются субъектами общества и, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни.

Назначение аксиологической функции правовой культуры заключается в том, чтобы скорректировать правовую систему так, чтобы содержащиеся в ней ценности были востребованы гражданским обществом, дополняли друг друга, получали обоснование друг в друге и взаимно поддерживались. Но это лишь первый этап, дальнейшей задачей является внесение соответствующих ценностей в законодательство. Ценности, выраженные в праве, перейдут из должного в сущее, если они внедряются в правовое сознание субъектов и воплощаются в юридической практике.

Аксиологическая функция правовой культуры призвана решать триединую задачу: во-первых, развить понимание свободы индивида как важнейшей ценности; во-вторых, внедрить это понимание в сознание законодателя, правоприменителя и каждого гражданина; в-третьих, сделать эту идею важнейшим мерилом любой юридической практики [6, С. 129].

Аксиологическая функция правовой культуры приобретает все большее значение. Однако единого понимания системы правовых ценностей не сложилось, поскольку ее границы во многом зависят от мировоззренческих и методологических установок исследователей.

Представители современной европейской цивилизации в качестве основного выбирают персоналистский подход, согласно которому основной правовой ценностью выступает развивающаяся личность, ее права и свободы. В то же время сторонники теории позитивного права, используя в аксиологии гносеологические или рациональные критерии, рассматривают в качестве высшей ценности закон. Представители естественно-правового направления, напротив, выдвигают этические критерии ценности права и считают ценным лишь то право, которое отвечает этическим ценностям [6, С. 133].

Таким образом, правовое воспитание по праву считается одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Теория правового воспитания нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологических аспектов, в научном поиске. Правовое воспитание – это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Задача аксиологической функции правовой культуры не только в том, чтобы обеспечить осознание значения и места данного явления всеми субъектами права, но и реализовать ее во всех сферах правового регулирования. Аксиологическая функция правовой культуры приобретает все большее значение в связи с тем, что правовые ценности перемещаются на высшие уровни общемировых ценностных иерархий. Необходимо признать множественность ценностей правовой культуры, и основная цель ее аксиологической функции заключается в гармонизации основных правовых ценностей, сочетании интересов отдельной личности и общества в целом.


Библиографическая ссылка

Брутян В.А. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-1. – С. 101-105;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36111 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674