Определим понятие и сущность межкультурного взаимодействия. Общение и социальную коммуникацию определяют необходимость контактирования людей с разными национальными устоями и религиозными предпочтениями. межкультурная коммуникация, в идеале, должна быть основана на безусловном уважении к ценностям других людей. Понимание другой культурной традиции является приоритетом в многонациональном государстве.
В многонациональной России переплелись самые разные народы и этнические группы, в истории взаимоотношений которых можно найти как позитивные, так и негативные моменты. Практически в каждом субъекте Российской Федерации проживают представители русского населения, других народов страны и титульной этнической группы. Исторический опыт взаимодействия самых разных народов и этнических групп существенно обогатил современное российское общество, хотя существуют и очевидные разногласия между отдельными этническими группами, основывающиеся на давних исторических обидах и противоречиях. Благодаря продолжительному проживанию различных этносов по соседству были выработаны достаточно развитые подходы к разрешению межэтнических и межрелигиозных противоречий, успешно применявшиеся на протяжении истории Российского государства. Однако периодически противоречия между этническими и конфессиональными группами все же обостряются под воздействием внешних политических, экономических, социально-демографических факторов. Поэтому современное Российское государство испытывает острую потребность в развитии и реализации стратегии гармонизации межнациональных и межэтнических отношений. Как отметил Президент Российской Федерации Владимир Путин, «гражданский мир и межнациональное согласие – это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии» [5]. Утверждение партнерской модели организации управления межнациональными и межэтническими отношениями в молодежной среде является одной из главных мер по укреплению межнационального мира и согласия на территории Российской Федерации. Следует отметить, что важнейшую роль в гармонизации сферы межнациональных и межэтнических отношений играет взаимодействие государства с институтами гражданского общества. Данное взаимодействие, в первую очередь, должно осуществляться в сфере противодействия распространению националистических и экстремистских идеологий на территории национальных регионов Российской Федерации [6].
В настоящее время во взаимодействии народов и культур очевидно доминирование локальных интересов над общими. Взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путём диалога и сотрудничества. Необходимым условием выживания народов в современном мире является интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры.
Мир разнообразен и в то же время един, различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур. При этом усиление взаимозависимости человечества с необходимостью ставит проблему воспитания культуры толерантности молодого поколения.
Все перемены в обществе приводят к изменениям в культурном облике России, формируются совершенно новые общественные группы и субкультуры. Эти процессы затрагивают и молодёжную среду, формируя в нашем обществе новые молодёжные субкультуры.
Присущее современному обществу, в том числе молодым его представителям, ощущение одиночества, дефицит общения связаны с «размытостью», не-структурированностью образа жизни, аморфностью и несоотнесённостью тех элементов, из которых может формироваться, но с трудом формируется субкультура молодого поколения 1.
В субкультуре происходит снятие неудовлетворённости, создаётся поле для самовыражения и одновременно социальных отношений для общения друг с другом. Одновременно происходит формирование субкультурной идеологии, которая, в свою очередь, даёт импульс к возникновению у всех носителей субкультуры чувства общности, которая позволяет им осознавать свою принадлежность к особой социокультурной группе.
Молодёжь как социальную общность, особенности её социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодёжью знаний и опыта старших поколений, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей изучает социология молодёжи. Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодёжи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу 2.
Социологические исследования показывают, что молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределённости жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами 3.
Молодёжная субкультура является особым социокультурным феноменом и характеризуется такими элементами, как определённые ценности и ценностные ориентации, специфические нормы и образцы поведения участников субкультурной группы, собственная статусная структура, источники информации и каналы коммуникации, определённый набор способов времяпрепровождения, вкусов и предпочтений, а также молодёжная мода, жаргон и фольклор. Часто каналы коммуникации в таких субкультурных группах выходят за рамки межличностной коммуникации и формируются межкультурные контакты как с представителями подобных субкультур в нашей стране, так и за её рубежом.
В современном обществе молодёжные субкультурные группы и неформальные объединения образуют особую социальную систему, состоящую из специализирующихся на определённом виде досуга, творческого самовыражения и социальной манифестации молодёжных культурных движений, между которыми обозначились чётко налаженные каналы коммуникации и распределение обязанностей. При помощи межкультурных контактов молодёжным субкультурным группам стало легче «организовывать себя» и свою группу.
Проявляемая агрессивная активность молодёжной субкультуры появляется вследствие примитивных представлений об иерархии ценностей, минимума культуры. Здесь необходимо указать на важность межкультурных контактов для достижения таких целей, как повышение своей культуры. Ведь межкультурное общение в молодёжной среде приобретает различные формы, среди которых – диалог и взаимовлияние, синтез и соприкосновение.
Важной проблемой межкультурной коммуникации является процесс понимания в межкультурном диалоге. При наличии сходного опыта молодые люди разных культур могут по-разному воспринимать и оценивать одни и те же культурные феномены, это подтверждает важность изучения основополагающих кодов культуры, которые управляют знаками (язык) и схемами восприятия культуры.
Понимание культурных универсалий и межкультурных различий молодёжью, как социально активной частью общества, является основополагающим в выстраивании диалога культур в любой коммуникации. Диалог культур есть энергетическое взаимодействие на уровне осознания собственной личности в контексте культуры, с которой отождествляет себя участник общения. Диалог культур как средство формирования межкультурной компетентности раскрывает творческий потенциал субъекта общения и становится неотъемлемым компонентом социальной и культурной сферы в России.
Определяя социальные инструменты межкультурной коммуникации в молодежной среде, нельзя не упомянуть психологические механизмы, задействованные в данном процессе. Многие психологические аспекты межкультурной коммуникации лежат в области социальной психологии как области знания, исследующей взаимоотношения различных социальных групп. Исследование этих проблем в межкультурной парадигме привело к появлению межкультурной психологии как отдельной области психологического знания, изучающей психические процессы и поведение человека в условиях разных культур и межкультурного взаимодействия.
Ключевым понятием при этом является коммуникативный барьер. Существует множество классификаций межкультурных коммуникативных барьеров, основанных на разных принципах, возможно и потому, что единой трактовки межкультурного барьера как явления в межкультурной коммуникации тоже не существует.
Если не считать сугубо языковых причин, то природа межкультурных барьеров состоит, в первую очередь, в том, что в качестве основы для коммуникации человек использует свой жизненный опыт, однако он может оказаться совершенно неприемлемым при межкультурном контакте. Помимо этого, при межкультурном общении невозможно ожидать таких же правил поведения, которые приняты в собственной культуре. Отсюда возникает неуверенность в обычных на первый взгляд, формах поведения: приветствие, прощание, просьба, отказ, приглашение и т.д.
Межкультурные барьеры могут иметь чисто психологическую природу, если они являются психологическими реакциями на какие-либо проявления других культур. Такими проявлениями могут стать непривычная манера поведения, логика рассуждения, нарушение дистанции общения, одежда. Всё это может вызвать негативные эмоции по отношению к партнёру и вообще всей культуре, представителем которой он является. В таком случае у коммуниканта появляется неуверенность из-за неспособности предугадать ход процесса общения и его результаты и невозможности применить опыт коммуникации внутри своей культуры. Такое психологическое состояние человека является ничем иным, как стрессом.
В ситуации, когда неуверенность возрастает, коммуникант стараетя избегать общения или заботиться скорее о том, какое впечатление он сам производит на партнёра. В результате цель коммуникации и взаимопонимание перестают иметь значение. Чтобы не допускать этого, у каждого партнёра для эффективного межкультурного общения должен быть свой оптимальный уровень неопределенности.
Преодоление таких психологических барьеров будет заключаться в построении коммуникативных предсказаний и интерпретации действий партнёра после их совершения. Кроме того, такие барьеры преодолеватся также благодаря чувствам симпатии, эмпатии, комплиментарности, интимности, обоюдной готовности партнёров к продолжительному общению. Считается, что все эти факторы способствуют устранению психологического барьера общения и формируют более высокий уровень психологической сенситивности, то есть способности чувствовать и понимать другую культуру [7].
Чаще всего природа коммуникативных барьеров в межкультурном взаимодействии заложена в нас самих, поскольку определяется протеканием психических процессов человека. Одним из важнейших таких процессов в этом смысле является восприятие или межкультурное восприятие в контексте рассматриваемой проблематики.
Толерантность является результатом процесса межкультурного общения, в котором воспитывается чувство уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. Моделью толерантных отношений в таком контексте является такое общество, в котором господствует свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий в человеческих сообществах и уважении этих различий. Различия бывают культурные, этнические, расовые, социальные и т.д. Культура толерантности предполагает признание и уважение большей части таких различий, поскольку они являются результатом естественно-исторического развития. Однако при этом культура толерантности не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях.
Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы признаются лишь одними из многих и не могут подчинить себе все остальные. Он выступает как условие сохранения отличий, как право на непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения прежнего опыта и нового, сравнения с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры. Проявления толерантности в межкультурной коммуникации носят относительный характер (например, отношения русских и американцев к бытовой неустроенности, правам потребителей и т.д.).
Противоположностью толерантности является интолерантность, или нетерпимость, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого из-за того, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. В результате этого формируется нетерпимость, которая порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения – от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются негативные стереотипы, предубеждения, этноцентризм; ограничение прав человека, расизм, национализм, ми-грантофобии; религиозное преследование.
В современной жизни эти формы интолерантности порождаются самыми различными причинами, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности у молодого поколения. Любая культура для своего сохранения и выживания должна обучать своих носителей собственным ценностям и нормам и воспитывать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизводя свои традиционные культурные отличия.
Восприятие в процессе межкультурной коммуникации обусловлено представлениями и теориями, которые присущи личности внутренне. К ним относятся мировоззрение и менталитет. Они являются факторами отбора и создания информации о других людях, в частности, о представителях другой культуры, а также на её организацию и построение целостного образа партнёра по коммуникации. Межкультурное восприятие отличается от межличностного восприятия тем, что ему присущи определённые динамические и содержательные характеристики.
К динамическим характеристикам можно отнести высокую степень консервативности, устойчивости, ригидности межкультурных социально-перцептивных процессов по сравнению с межличностными. Содержательными характеристиками межкультурного восприятия являются высокая степень его оценочности и тесная связь его эмоциональных и когнитивных компонентов.
Механизм категоризации является одним из основных при межкультурном взаимодействии. Он подразумевает выделение характеристик и категорий объективного мира. Изначально ему присущ биполярный характер. Эта биполярность заключается в противопоставлении «Мы» и «Они», где «Мы» – положительный полюс, а «Они», соответственно, – отрицательный. При этом процесс категоризации параллелен процессу самоидентификации. Последний служит сплочению групп на основе противопоставления себя другим. Категоризация исключительно важна для восприятия, поскольку она облегчает понимание. Особенно хорошо это заметно при усталости, дефиците времени или эмоциональном возбуждении.
Этноцентризм является одной из самых естественных и в то же время противоречивых характеристик культуры. Он заключается в убеждении в априорном превосходстве одной культуры или этнической группы над другими. Традиционно выделяют благожелательный и воинствующий этноцентризм. Благожелательный этноцентризм заключается в том, что человек удивляется проявлениям другой культуры, однако, ему это даже нравится, интересно, или по крайней мере он относится к ним безразлично и терпимо. Воинствующий этноцентризм проявляется в навязывании ценностей и норм собственной культуры представителям иных культур, а также в нетерпимом отношении к последним. Такой этноцентризм характеризуется также ненавистью, недоверием, страхом и обвинением других этнических групп в собственных неудачах.
К основным признакам этноцентризма относят следующие:
– узкое и оборонительное социальное чувство личности;
– облагораживание собственной культуры и уничижение других культур;
– стереотипическое восприятие других культур.
Этноцентризм строится на стереотипах, которые представляют собой упрощенные, искаженные и, как правило, негативные представления о другой культуре. Этнические стереотипы играют огромную роль в межкультурном восприятии. Под ними понимаются относительно устойчивые представления о различного рода качествах, присущих представителям различных культурных групп. В содержании таких стереотипов обычно фиксируются оценочные мнения об указанных качествах, а также предписания к действиям в отношении людей иной национальности. Психологическая сторона стереотипов также и в том, что они складываются в процессе познавательной деятельности единичного или коллективного субъекта и коммуникации [2].
Восприятие культуры формирует отношение к ней и затрагивает, таким образом, эмоциональную сферу человека. Непривычные нормы, устои и обычаи не могут вызывать равнодушного к себе отношения, которое всегда сопровождается эмоциональным переживанием. От изначального эмоционального настроя зависит то, как будет протекать взаимодействие. Совершенно очевидно, что если иная культура изначально воспринимается негативно, то процесс общения будет сопровождаться только отрицательными эмоциями и чувствами (страх, неприязнь, недоверие, антипатия и т.д.) [3].
Эмоциональный компонент присутствует в любом общении как взаимодействии, в том числе и в межкультурном. Идеалом общения является коммуникация, которая побуждается мотивом аффилиации, то есть стремлением наладить и поддержать отношения с другими людьми, а также стремлением к контакту и сотрудничеству с ними. Установка контакта, таким образом, ключевой момент в межкультурном взаимодействии в любой сфере деятельности.
Таким образом, психологические аспекты межкультурной коммуникации могут иметь перцептивный, эмоциональный и когнитивный характер. Все они взаимосвязаны между собой и лежат в основе наиболее общих психологических аспектов межэтнического взаимодействия, то есть проблем непонимания и коммуникативных барьеров [1].
Важнейшую роль в процессе реализации эффективной модели в сфере межнациональных и межэтнических отношений играет процесс деполитизации этничности, рассматриваемый исследователями как одно из позитивных достижений молодежной политики в современной России [4]. Деполитизация этничности предполагает максимальное дистанцирование этнических интересов от политических, аккумуляцию этнических интересов в культурно-просветительской, социальной, научной сферах, но не в сфере государственного управления.
Политизация этничности обладает большим рискогенным потенциалом в плане роста сепаратистских настроений, поэтому и возникает потребность в деполитизации сферы межэтнических отношений. Задачи по предотвращению политизации этничности должны быть возложены на органы власти и местного самоуправления как ключевые низовые структуры государственной национальной политики.
Все изложенное подтверждает объективную необходимость формирования эффективной молодежной политики, основанной на реализации модели эффективного межкультурного взаимодействия. На современном этапе развития мирового сообщества происходит сближение и взаимодействие стран и народов. Человеческая цивилизация вошла в новую фазу развития, для которой характерны усиление интеграционных процессов и расширение межнационального сотрудничества. Обособленное существование народов и культур становится невозможным.
Библиографическая ссылка
Саруханян Д.М. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 189-194;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36087 (дата обращения: 23.11.2024).