Актуальность проблемы исследования обусловлена социокультурными трансформациями в российской системе образования, процессами, происходящими в системе подготовки кадров высшей квалификации в России. В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. аспирантура, которая до вступления в силу указанного закона относилась к программам послевузовского образования, теперь отнесена к основным профессиональным образовательным программам высшего образования как его третий уровень, что соответствует международной стандартной классификации высшего образования и практике европейских стран. Ранее программы аспирантуры реализовывались по конкретным специальностям научных работников, определенных Номенклатурой специальностей научных работников, не вели к присвоению образовательных квалификаций и не завершались выдачей документов об образовании.
На сегодняшний день реализация программ аспирантуры регулируется новыми нормативно-правовыми актами, в числе которых назовем: утвержденный перечень направлений подготовки; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки; Порядок приема на обучение; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности; Порядок проведения государственной итоговой аттестации.
Отныне обучение аспирантов осуществляется в соответствии с ФГОС аспирантуры по направлениям подготовки. Аспиранты в процессе обучения выполняют учебный план, содержащий значительный образовательный компонент с целью формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, проходят промежуточную, а в конце обучения – итоговую государственную аттестацию в форме сдачи государственного междисциплинарного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы, при успешном прохождении которой получают диплом об окончании аспирантуры с присвоением образовательной квалификации «Исследователь», «Преподаватель-исследователь».
Однако оценка эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов до сих пор осуществляются в рамках прежних показателей. Так, основным показателем эффективности по-прежнему является доля аспирантов, защищающих диссертации в срок. Данный показатель, например, применяется при государственной аккредитации вуза: «Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)».
Для оценки эффективности аспирантуры на основе данного показателя обратимся к данным статистического анализа. В 2000 г. показатель доли выпускников, завершивших обучение с защитой диссертации, составлял 30,2 %, в 2005 г. – 31,7 %, а с 2010 г. он стал снижаться и в 2014 г. составил 18,4 % – минимум за все предыдущие годы. Успешным завершением аспирантской подготовки является защита кандидатской диссертации в сроки обучения в аспирантуре. В 2014 г. 3592 человека защитили кандидатские диссертации в положенный срок. Динамика численности выпускников аспирантуры с защитой диссертации в пределах срока обучения в аспирантуре неравномерна: общий рост этого показателя до 2005 г. сменился его спадом, а в 2014 г. уменьшился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г. [7]. На основе анализа приведенных данных следует сделать вывод о кризисе российской аспирантуры, крайне низкой ее эффективности. Однако необходимо отметить, что процедура защиты диссертации по-прежнему не включена в содержание образовательной программы.
Таким образом, можно констатировать противоречие между новой нормативно-правовой базой реализации программ аспирантуры, кардинальным изменением ее статуса, процесса подготовки аспирантов и сохранением традиционных подходов к определению эффективности ее деятельности и качества подготовки аспирантов. Данное противоречие позволяет обозначить научную проблему необходимости разработки комплексной системы оценки эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов.
В связи с приобретением аспирантурой нового статуса необходим поиск новых подходов к определению такой категории, как «качество подготовки аспирантов». Для этого нужна современная интерпретация понимания целей и результатов деятельности аспирантуры. Объектом исследования является процесс подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре на третьем уровне высшего образования.
Обратимся к определению основных понятий – качество подготовки аспирантов и эффективность аспирантуры.
На наш взгляд, качество образования и его эффективность связаны со степенью реализации его целей. Мы разделяем подход В.И. Загвязинского, выделившего четыре группы целей высшего образования:
– личностно-развивающую – развитие личности через освоение компетенций – социальных, личностных, коммуникативных и других;
– социально-созидательную – формирование ценностных отношений и связей в современном социуме, характеризующемся многонациональностью, многоконфессиональностью и социально стратифицированном;
– продуктивно-профессиональную, которая реализуется в подготовке к труду по созданию материальных и духовных ценностей – формирование созидательного потенциала человека;
– здоровьесберегающую и здоровьетворческую, речь идет о здоровье во всех его проявлениях: физическом, социальном, духовном, нравственном [4].
Качество в широком смысле этого слова традиционно понимается как степень соответствия требованиям заказчика. Если говорить о подготовке кадров высшей квалификации, то следует выделить три группы заказчиков у данного процесса: государство, научно-педагогическое профессиональное сообщество и сами аспиранты.
Рассмотрим требования каждой группы.
Государство в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулировало цель высшего образования как «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубление и расширение образования, научно-педагогической квалификации» [10].
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» подчеркивает роль эффективной системы воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, повышения качества подготовки кадров высшей квалификации как факторов перехода экономики страны на инновационный тип развития [6, С. 1].
Понятие «качество образования» трактуется в п. 29 ст. 2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [10].
Таким образом, цель государства – обеспечить кадрами высшей научной квалификации стратегически важные направления модернизации и технологического развития страны. Эта задача актуальна в связи с тем, что доля выпускников аспирантуры, пополняющих ряды российских научных и научно-педагогических работников, в последние годы не превышает 10 % [2]. Продолжается старение кадрового состава ученых. Для поддержания оптимального среднего возраста научных работников (35–40 лет) требуется ежегодный приток в науку молодежи в объеме 5–7 % от общей численности научных работников [3]. Таким образом, актуальной остается проблема «удержания» выпускников аспирантуры в системе образования и науки.
Позиция научно-педагогического профессионального сообщества определена исследователями [1, С. 151] по результатам проведенного анализа методом экспертных оценок и включает следующие факторы, обеспечивающие качество подготовки аспирантов:
– финансовая поддержка аспирантов из средств грантов, хоздоговоров, научно-технических программ;
– развитая система доступа к информационным ресурсам;
– развитая система научных коммуникаций. Участие аспирантов в конференциях, стажировках и др.;
– повышение аспирантских стипендий;
– повышение оплаты за научное руководство;
– наличие современной инструментальной и лабораторной базы;
– наличие авторитетных научных школ;
– наличие внешнего финансирования научных исследований (гранты, договоры, научно-технические программы и др.);
– тесная интеграция с академической и отраслевой наукой. Привлечение ведущих специалистов НИИ, КБ для ведения занятий и руководства исследованиями аспирантов;
– высокий конкурс в аспирантуру для отбора лучших кандидатов;
– повышение требовательности к научным руководителям;
– строгий контроль выполнения аспирантами индивидуальных планов, отсев «балласта»;
– расширение образовательного компонента аспирантуры.
Что касается критериев результативности научной работы аспирантов, то эксперты выделили следующие:
– количество статей в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях;
– подготовленный в установленный срок текст диссертации;
– количество выступлений на всероссийских и международных научных конференциях;
– наличие финансовой поддержки НИР, в рамках которой осуществляется диссертационное исследование;
– награды (дипломы) за победу во всероссийских и международных конкурсах аспирантских работ;
– общее количество публикаций;
– общее количество выступлений на семинарах, конференциях различного уровня;
– награды (дипломы) за победу в вузовских и региональных конкурсах аспирантских работ [1, С. 146].
Наконец, обратимся к мнению самих аспирантов. Их представления о качестве подготовки мы изучали в ходе исследования, в котором участвовали аспиранты Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), обучающиеся на 1 и 2 курсах по направлениям подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, 13.06.01 Электро- и теплотехника, 37.06.01 Психологические науки, 38.06.01 Экономика, 44.06.01 Образование и педагогические науки, 47.06.01 Философия, этика и религиоведение, и аспиранты 2 курса направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва). Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 52 аспиранта. Вопросы анкеты касались разных аспектов процесса обучения в аспирантуре – мотивации поступления в аспирантуру, оценки своей образовательной программы, факторов, затрудняющих/облегчающих работу над научным исследованием, роли научного руководителя и кафедры и др. В том числе аспирантам было предложено назвать показатели качества своего обучения. В полученных ответах мы увидели осознание аспирантами как личностных, так и социальных смыслов своего обучения. В числе социальных смыслов аспирантами были указаны следующие: желание успешно продвигаться по службе, сделать карьеру; иметь высокооплачиваемую и престижную работу; желание стать преподавателем вуза. Указанные позиции можно обобщить понятием «конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда». Личностные смыслы аспирантов проявились в таких факторах, как интерес к научной деятельности, желание продлить образование, повысить свой образовательный уровень, престижность ученой степени, удовлетворение честолюбия, формирование коммуникативной компетентности, развитие лидерских и предпринимательских способностей. В данном случае мы предлагаем обозначить указанные факторы как «личностно-профессиональное самоутверждение». Интересно отметить, что все 52 человека, участвовавшие в анкетировании, отметили такой показатель как «желание защитить диссертацию» как один из основных мотивов своего поступления в аспирантуру. Однако, как мы отмечали выше, защита диссертации не предусмотрена в основной профессиональной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
С понятием «качество подготовки аспирантов» тесно взаимосвязано понятие «эффективность» аспирантуры. Отметим, что данное понятие также универсально, так как применимо в разных сферах деятельности человека. Кроме того, оно не может быть объективной характеристикой явления или процесса, так как всегда носит оценочный характер, поэтому субъективно. Современный экономический словарь определяет эффективность как «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» [8].
Однако, применение понятия эффективности к сфере образования достаточно сложно и связано со спецификой образования как отрасли человеческой деятельности. Данный термин в педагогике определяется как качественное преобразование процесса обучения, детерминирующее его улучшение, особая его качественная характеристика [5, С. 117]. На наш взгляд, данное понятие следует рассматривать через категории цели образования и его качества.
Мы разделяем подход Т.В. Серовой, которая предложила модель комплексной оценки эффективности аспирантуры, выделив две взаимосвязанные составляющие: качество научной продукции (результатов исследовательской деятельности) аспирантов и эффективность и качество академической подготовки специалистов [9, С. 21].
На наш взгляд, эффективность подготовки аспирантов следует рассматривать в двух аспектах – академическом (качество и результаты образовательной подготовки) и научном (качество и результаты научно-исследовательской деятельности аспирантов). Так, по нашему мнению, основным критерием оценки эффективности в академическом аспекте должна стать успешность освоения аспирантом основной профессиональной образовательной программы. Показателями данного критерия могут служить уровень сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки, результаты промежуточной (экзаменационные сессии) и итоговой государственной аттестации, итоги всех видов практик. Кроме образовательных результатов следует учитывать показатели научной активности аспиранта, к которым относятся количество публикаций в рецензируемых научных изданиях, выступления на конференциях и семинарах разного уровня, участие в научных олимпиадах и конкурсах аспирантских работ, а также подготовленный в срок текст диссертации. И еще одним важным показателем эффективности аспирантуры должна стать, по-нашему мнению, востребованность выпускников аспирантуры, их трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией на должности научных и научно-педагогических работников.
Таким образом, актуальной остается задача разработки комплексной системы оценки эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов, адекватной новым условиям работы аспирантуры и учитывающей цели и потребности всех участников данного процесса.
Библиографическая ссылка
Капшутарь М.А. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ АСПИРАНТУРЫ: ПРОБЛЕМА ПОИСКА НОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 132-136;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36075 (дата обращения: 10.10.2024).