Основной целью организации процесса обучения студентов в форме самостоятельной работы является подготовка специалистов, умеющих оперативно решать типовые и нестандартные профессиональные задачи, проявляя в ходе их решения такие качества, как компетентность, творческий подход, культуру мышления и самостоятельный поиск знаний, недостающих для решения задачи. Формирование потребности к самообучению – вот главная задача и требование нашего времени, когда непрерывно меняются и усложняются профессиональные задачи, да и сами профессии претерпевают качественные изменения.
Одним из важных элементов организации самостоятельной работы студентов является контроль знаний, который позволяет не только проводить диагностику уровня подготовки студента, но имеет также учебное, воспитательное и организационное значение.
Новая парадигма образования одной из целей профессиональной подготовки специалиста рассматривает его способность к самообучению, к самостоятельному поиску знаний и формированию у него потребности к профессиональному и личностному самосовершенствованию. Решение этой задачи влечет за собой повышение роли самостоятельной работы студентов, которую в последнее время разделяют на аудиторную (непосредственно в процессе аудиторных занятий) и внеаудиторную (вне аудиторных занятий). Обе формы самостоятельной работы планируются преподавателем и выполняются «по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия» [1].
Важный элемент организации самостоятельной работы студентов – контроль знаний. Практика показывает целесообразность использования для этой цели сочетание различных форм контроля, среди которых тестирование является одной из современных форм контроля и самоконтроля самостоятельной работы студента. Тест дает возможность оценить уровень знаний, умений и навыков студента по изучаемой теме или разделу курса. Тест позволяет не только проводить диагностику уровня подготовки студента, но имеет также учебное, воспитательное и организационное значение. Тестирование открывает возможность объективно и, главное, количественно определить уровень знаний студента, сводя к минимуму субъективизм преподавателя.
Наибольшее распространение на практике получили четыре основные формы тестов:
– открытые тесты,
– закрытые тесты,
– тесты на соответствие,
– установление последовательности.
Считается, что исторически первой использовалась форма «закрытые тесты»: форма, где необходимо найти и отметить один или несколько правильных ответов. Задания такой формы начали применяться в начале ХХ века. Такие тесты пользуются большой популярностью и в наше время и в основном используются для проверки «знаний базового уровня».
В начале XXI века стали активно использовать «открытые тесты». Отвечая на вопрос такого вида тестов, испытуемый сам должен дописать правильный ответ. Если тест автоматизированный, то в качестве ответа обычно просят одно или несколько ключевых слов. Сложность автоматизированной обработки такого рода тестовых заданий заключается в необходимости определения преподавателем всех возможных вариантов правильного ответа.
Третьей популярной формой тестовых заданий являются задания на определение соответствия между элементами двух множеств. Понятно, что при этом каждому элементу первого множества должен соответствовать только один элемент второго множества.
Четвертой из наиболее применяемых в педагогической деятельности форм тестовых заданий является форма заданий на установление правильной последовательности, которые позволяют проверить знания испытуемых в построении логических последовательностей, цепочек технологических операций, алгоритмов исполнения каких-либо процедур и т.д.
В вузах тестирование чаще всего развивается по 2 направлениям: внешнему и внутреннему. Внешнее тестирование осуществляется путем участия в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО), который проводится в конце каждого семестра. Основные цели и задачи внешнего тестирования – улучшение качества образования через активизацию внимания профессорско-преподавательского состава и администрации вуза к качеству подготовки студентов и качеству внутреннего тестирования.
В некоторых вузах существуют отделы качества, которые регулярно проводят тестирование студентов по тестам из базы Научно-исследовательского института мониторинга качества образования, по которым проводится Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования. Такой вид контроля не позволяет преподавателям отклоняться от тематического плана учебной дисциплины и заставляет больше внимания уделять качеству подготовки студентов.
Внутреннее тестирование проводится преподавателями или с использованием отдельной программы компьютерного тестирования (например, MyTestХ или КТС Net и др.) или с использованием возможностей системы дистанционного обучения Moodle. Современные программы тестирования позволяют создавать банки тестовых заданий, организовывать и проводить сеансы тестирования как on-line, так и off-line, формировать результаты тестирования в различных формах и многое другое. Использование компьютерного тестирования позволяет снизить временные затраты обработки результатов, а также применить в разработке тестов мультимедийные форматы, которые вызывают у учащихся особый интерес.
Внутреннее тестирование рекомендуется проводить несколько раз в течение семестра. Например, после изучения каждого раздела (или темы) дисциплины, так как считается, что регулярное тестирование повышает активность студентов, формирует у них ответственность и способствует концентрации внимания при изучении нового материала. Некоторые преподаватели практикуют проведение на практических занятиях 10–15-минутных тестовых опросов для проверки знаний теоретического материала по теме занятия.
В контексте организации самостоятельной работы обучающихся тестирование является одной из возможностей самоконтроля знаний студентов.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина самостоятельная работа обучающихся позиционируется как одна из важнейших составных частей образовательного процесса. «Самостоятельная работа студентов – планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая под руководством, но без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата» [4]. Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, при выполнении которых студенты овладевают приемами познавательной деятельности, у них формируется интерес к творческой работе и способность решать творческие и научные задачи. Одной из общепрофессиональных компетенций выпускника является умение проявить инициативу в решении нестандартных задач, способность к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. Среди профессиональных качеств специалиста важны самоорганизация и самоконтроль, умение самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию профессионального роста, поэтому весь учебный процесс должен быть нацелен на умение студента самостоятельно организовать свою учебную, а затем профессиональную деятельность.
Важным компонентом организации самостоятельной работы студентов является ее контроль. При большой вариативности форм контроля в последние годы все большую популярность набирает компьютерное тестирование.
С точки зрения организации самостоятельной работы студентов, технологии компьютерного тестирования обеспечивают:
– независимую оценку учебных достижений студентов с целью определения уровней знаний по дисциплине;
– осуществление непрерывного контроля знаний студентов в процессе обучения;
– оценку эффективности и результативности деятельности педагога, обеспечивающего образовательный процесс по данной дисциплине;
– устранение субъективного отношения преподавателя в оценке знаний студентов.
Использование для контроля знаний студентов возможностей систем дистанционного обучения, таких как Moodle, например, хоть и требует от преподавателя существенных временных затрат на этапе создания, но значительно снижает временные затраты во время обучения, предоставляя преподавателю огромный статистический материал.
Можно предложить следующий алгоритм организации самостоятельной работы студента в СДО Moodle: студентом самостоятельно или под руководством тьютора изучается учебный материал, далее осуществляется тестирование, Moodle создает детализированный отчет с рекомендациями по дальнейшему изучению курса.
На наш взгляд, важно давать возможность студентам проходить тестирование по небольшим порциям материала (например, по одной теме или разделу) и предоставлять им несколько попыток. После каждой попытки студент имеет возможность проанализировать свои ошибки, еще раз изучить теоретический материал и выполнить тест еще раз.
Также нами используются тесты для подготовки к практическим и семинарским занятиям, перед которыми студент должен разобрать теорию по теме занятия, пройти тестирование и прийти на занятие подготовленным. Преподаватель, используя возможности системы Moodle, всегда может посмотреть, насколько хорошо каждый студент изучил теоретический материал, что не всегда удается во время самого занятия. Во время аудиторного занятия у преподавателя высвободится время для пояснения наиболее сложного, не понятого студентами материала, на помощь отстающим студентам и т.д.
Большой популярностью среди преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета пользуется такой элемент системы Moodle как «лекция с элементами контроля», когда переход на следующую страницу лекции возможен только при правильном ответе на контрольные вопросы, иначе программа возвращает студента к началу страницы. Безусловно, это заставляет студентов более внимательно изучать материал лекции.
Рис. 1. Отчет о попытках пользователей прохождения теста
Рис. 2. Тестовый контроль элемента системы Moodle «лекция с элементами контроля»
Использование тестового контроля в процессе самостоятельной работы актуально еще и потому, что такой вид организации работы привычен для современного студента, и он легко ориентируется в видах и формах тестового контроля.
Опрос студентов, проводимый в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина в феврале 2016 г., показал, что 92 % студентов педагогических направлений подготовки считают тестирование комфортным видом контроля полученных знаний. 86 % студентов на вопрос «Используете ли Вы тестирование при подготовке к зачету или экзамену?» ответили положительно. На вопрос «Как Вы относитесь к такому элементу СДО как «Лекция с промежуточным контролем?» 51 % студентов выбрал ответ «Заставляет более вдумчиво изучать теоретический материал», 36 % ответили «Отнимает много времени», 13 % ответили «Мне все равно, я читаю не эти лекции, а учебники».
Оценивание образовательных результатов является важным средством стимулирования учебной деятельности студентов. Как показывает практика, попытки исключить контролирование деятельности студента полностью или частично из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Сегодня «функции педагогического оценивания не сводятся только к выявлению недостатков организации образовательного процесса, а, рассматриваются как его критический анализ проводящийся для улучшения результатов обучения и повышения качества образования» [2].
Библиографическая ссылка
Груздева М.Л., Козицын А.Л. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 118-121;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36072 (дата обращения: 23.11.2024).