Успешная реализация процесса формирования личности человека и ее физической культуры обеспечивается не только совокупностью методов, принципов, средств и форм физической культуры, но и влиянием всей системы образования.
Любой образовательный процесс имеет ценностные основания, целевые ориентиры, структуру и формы, технологическую оснастку, результативность, системы измерителей; он всегда субъективен. Его субъекты, если говорить об образовательном процессе учебного заведения, – это общность педагогического коллектива и обучающихся.
Представляется необходимым выявить возможности образовательной среды учебного заведения, его воспитательного пространства в формировании деятельностного компонента физической культуры личности.
В.И. Попова [8], изучив понятие среды и ее роль в жизнедеятельности индивидуума, вскрывает следующие зависимости:
– среда оказывает как развивающее, так и формирующее влияние на систему, соответственно, предоставляя свободу выбора, или ограничивая выбор возможностей;
– развитие ведет к появлению индивидуально-неповторимого в личности, к формированию типического в ней, к осреднению; чем шире круг возможностей, тем однозначнее формирование типа, детерминированного активными факторами среды;
– развивающая роль среды усиливается в точках бифуркации (переломные, кризисные моменты) являющихся точками роста социальных систем; формирующая роль среды обнаруживает себя в промежутках, в интервалах между этими точками;
– положение о том, что среда способна развивать индивидуальность и формировать через определенный образ жизни социальный тип, позволяет ее рассматривать как потенциальное средство управления становлением человеческой личности.
Близким к понятию «образовательная среда» является понятие «образовательное пространство».
Образовательное пространство в педагогике понимается как специально организованная педагогами вместе с воспитанниками «среда в среде». Эта среда создает не только дополнительные, но и принципиально новые возможности развития личности воспитуемого [8, С. 14].
Анализ идей о воспитательном пространстве позволяет отобрать несколько положений, характеризующих данный феномен:
– пространство – это освоенная среда;
– понятие «среда» и «пространство» не идентичны: если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство есть результат педагогического освоения этой данности;
– воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху; оно рождается внутри педагогической действительности, благодаря специально организованной деятельности;
– воспитательное пространство должно быть единым (когда внутренние и внешние силы направлены на достижение единства) [1, С. 10].
Большинство авторов сходится на определении образовательной среды как части социокультурного пространства, зоны взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. С одной стороны, образовательная среда обладает несколькими уровнями – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения, группы, например. С другой стороны, образовательная среда создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в профессиональную культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. Исходя из этого, в решении заявленной проблемы представляется оправданным использовать гибкий средовой подход [3].
Образовательной средой, очевидно, следует считать то поле (пространство), которое находится близко к субъекту образования, то есть отвечает требованиям конкретности, определенной специфике, то есть пространство, имеющее относительно постоянный характер. Образовательное пространство гораздо шире, более системно, чем среда, оно включает «дальнее» и не всегда специфичные объекты – условия, которые, однако, могут в определенных обстоятельствах вторгаться в среду образования.
Наряду с рассмотренными выше понятиями, в аспекте решения проблемы формирования деятельностного компонента физической культуры личности представляется необходимым использовать понятие «образовательный потенциал учебного заведения».
Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на эту систему, так и вовне ее. Потенциал – это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях [9, С. 46]. Результатом действия этих сил являются разноплановые, разнокачественные изменения.
В содержании понятия «потенциал» выделяют два уровня: формальный и реальный [2, С. 29].
Формальный потенциал – это понятие, обозначающее систему сил, наличие и действие которых признается на уровне формального понимания и толкования действительности, но не обнаруживается в реальной практической сфере бытия.
Реальный потенциал – это понятие, обозначающее систему сил, существующих и действующих «де-факто», или же имеющих возможность существовать и действовать в случае возникновения или создания определенных дополнительных условий [2, С. 30].
В данном аспекте, образовательный потенциал учебного заведения целесообразно рассматривать как энергетического рода совокупность параметров, обеспечивающих наличие у образовательной системы определенных возможностей, способностей, ресурсов для достижения поставленной цели. В нашем случае такой целью является нахождение оптимальных путей эффективного формирования деятельностного компонента физической культуры личности.
Следует оговориться, что в нашем понимании формирование – это процесс и результат возникновения в индивиде под влиянием целенаправленного педагогического воздействия качественно определенных структур (личностных образований, интеграция которых ведет к личностной целостности человека).
В то же время, развитие в педагогическом аспекте понимается как процесс непрерывно-поступательного, прогрессивного изменения человеко- и личностно-образования, протекающий скачкообразно и последовательно, в рамках чего происходит качественный переход и содержательное обогащение от низших, простых форм к высшим, более сложным. Развитие основывается на наличии процессов формирования и становления.
Анализируя возможности образовательного процесса, образовательной среды учебного заведения в формировании деятельностного компонента физической культуры личности, необходимо принимать во внимание возрастные особенности его физического и психического развития.
Одной из приоритетных задач физкультурного образования является приобщение обучающегося (прежде всего, через занятия физической культурой) к здоровому образу жизни. Осознав ценность здоровья, человек берет на себя ответственность за свое здоровье, а показателем ответственности является здоровый образ жизни. Поэтому необходимо последовательно нацеливать обучающихся на заботливое, бережное отношение к своему здоровью, которое заставляет их предпринимать какие-либо действия по его охране и увеличению резервов.
Таким образом, можно определить, что образовательная среда учебного заведения обладает мотивационными, интеллектуальными, технологическими и гуманистическими возможностями в формировании деятельностного компонента физической культуры личности.
Мотивационный потенциал образовательной среды определяет создание положительной мотивационной сферы личности учащегося на основе организации образовательного процесса и стимулировании его рефлексивных процессов.
С точки зрения потребностно-мотивационной сферы, интенционный компонент физической культуры личности является крайне важным, поскольку тесно связан с физкультурно-оздоровительной деятельностью. Степень активности и заинтересованности в нем характеризуется, соответственно, следующими проявлениями: интересом (или его отсутствием) к физкультурно-спортивной деятельности; участием в этой деятельности; устойчивой мотивацией к занятиям физической культурой; наличием позитивных привычек, направленных на заботу о собственном здоровье; проявлением и развитием собственного физического самоутверждения, потребности в достижениях.
По мнению В.Ф. Базарного [5, С. 17], в структуре физической культуры и здорового образа жизни мотивационно-ценностный компонент является центральным, вокруг и во взаимосвязи формируются другие компоненты. Это обусловлено тем потенциалом мотивационной сферы, который в виде побудительных сил обеспечивает проявление активности и направленности поведения индивида.
Мотивационно-ценностный компонент ориентирован на функциональные возможности органов и структуры организма, обеспечивающие индивиду все многообразие двигательной активности и физической работы способностей, направленной на обеспечение его здоровья. Мотивационно-ценностные ориентации представляют сформированную жизненную потребность в оздоровительной деятельности, систему знаний о здоровом образе жизни, культуре своего тела, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности.
Под мотивацией мы понимаем одно из средств развития личности, связанное с активизацией деятельности обучающегося, стимулированием, использованием внутренних факторов успешности, личностной принадлежности в деятельности.
Таким образом, влияние мотивационного потенциала образовательной среды на формирование деятельностного компонента физической культуры личности способствует формированию положительных установок на занятия физической культурой; создает позитивный эмоциональный настрой на освоение ценностей физической культуры; стимулирует у обучающегося желание и готовность к постоянному развитию физического потенциала.
Рассмотрим интеллектуальный потенциал образовательной среды. Он включает в себя возможность получения обучающимся специальных знаний о биологической природе человека, морфофункциональных основах, основах человекознания, психике человека, основах обществознания, свидетельствующих о единстве здоровья и физической культуры как социальном явлении и родовом виде деятельности индивида и т.д. отсутствие такого рода информации порождает непонимание значимости физических упражнений, занятий спортом и снижает интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
По данным В.И. Михалева [7], А.К. Смирнова [10] и др., усвоение валеологической информации успешно осуществляется при активной включенности в систематические занятия физической культурой и спортом, обеспечивающие устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию. Именно на спортивной увлеченности, начиная с детского возраста, следует формировать физкультурно-оздоровительную образованность подрастающего поколения, что позволит сохранить навыки физической культуры личности, его деятельностного компонента на долгое время.
Технологический потенциал образовательной среды. Он характеризует физкультурно-спортивную деятельность в целом и особенности ее организации в образовательном процессе, выбор заданий и упражнений, дозировку; позволяет оптимизировать нагрузку учащихся в соответствии с показателями здоровья и т.д.
Для педагога физической культуры создание технологий интенсификации режимов выполнения упражнений обязательного подкрепления выявлением условий, при которых путем ограничения или устранения ошибок обеспечиваются, с одной стороны, возможности укрепления здоровья, а с другой – развития кондиционной физической подготовки.
Физическое воспитание, если иметь в виду то главное, что определяет его специфическую суть, строится по закономерности реализации объективно имеющихся возможностей физического совершенствования индивида в направлении, ведущем к достижению необходимого для полноценной жизни уровня физической дееспособности, увеличению функциональных ресурсов организма и упрочению здоровья, а вместе с тем и по закономерностям содействия общему развитию личности [6, С. 19].
Таким образом, технологический потенциал образовательной среды должен быть реализован на основе ряда принципов (осознание ценности здоровья, физической культуры; природо- и культуросообразности; комплексности использования физкультурно-оздоровительных средств и спортивных мероприятий).
Остановимся на характеристике возможностей гуманистического потенциала образовательной среды.
Образовательная среда – это, прежде всего, среда гуманная.
В процессе освоения ценностей физической культуры, эмоциональные переживания происходят с различной силой. Чем интенсивнее эмоциональное переживание, тем устойчивее формируется система представлений обучающегося о мире. О той деятельности, которой он занимается, о своем месте в них. Физкультурно-спортивная деятельность вызывает высокий уровень возбуждения не только разума, но и чувств. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их к построению гуманистических отношений с участниками образовательного процесса.
В отличие от естественной среды обитания, образовательная среда поддается регулированию субъектов, объединенных в общность. Ими она может выстраиваться целенаправленно. Естественная среда в принципе не регулируется субъектами, а «саморегулируется» на основании стихийного стечения различных обстоятельств.
В гуманистической психологии технология индивидуальной поддержки имеет целью соответствующую гуманную позицию педагога. Его способность видеть в ученике не объект для поучения, а человека, который учится. Отношение к нему предполагает ценностный подход к личности, уважение его самобытности, восприятие ученика в качестве субъекта собственной жизни, собственного «Я», со своим внутренним миром, способностью мыслить и творить [11, С. 214].
В трактовке О.С. Газмана, педагогическая поддержка является предметом совместного определения целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий, проблем, мешающих самостоятельному достижению желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни [4, С. 17]. Поддерживать смысл средовой поддержки в воспитании обучающегося – это его ориентация как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, физической культуры.
Таким образом, представленный выше анализ позволяет сформировать возможности образовательной среды в формировании деятельностного компонента физической культуры личности, которая:
– способствует формированию мотивационных установок на занятия физкультурно-спортивной деятельностью, созданию позитивного настроя на эту деятельность;
– создает условия получения учащимися специальных знаний о биологической природе человека, психике, морфофункциональных основах, понимание значимости физических упражнений и занятий спортом для жизни и здоровья;
– позволяет оптимизировать нагрузку учащихся в соответствии с их реальными возможностями и физическими показателями;
– предполагает обучение средствам и методам использования функциональных возможностей организма для поддержания здоровья;
– обеспечивает средовую поддержку обучающихся.
Библиографическая ссылка
Величко Е.Н., Ледовская О.А., Смородин В.В. ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 109-113;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36070 (дата обращения: 23.11.2024).