Педагогические знания, имея жизненное и общекультурное значение для каждого человека, сегодня еще приобретают и всеобъемлющий характер практически для любой области знаний. Современному человеку необходимо владеть информацией о формах обучения и воспитания, о стилях поведения, способах и приемах эффективного взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.
Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, современная педагогика выступает как комплексно-интегративная область знания и деятельности, объектом которой является как отдельно взятый человек, так и все общество в целом на протяжении всех этапов его возрастного существования. Педагогика все больше рассматривается как средство социального проектирования и создания современного общества нового типа, отдельных его сфер с помощью новых видов обучающе-воспитательной деятельности по формированию новых образов знания, мышления и чувств, форм индивидуального и общественного поведения. Проявляясь абсолютно по-разному, социально-педагогическая деятельность была и остается общественно необходимым видом деятельности. Ее возникновение и развитие связано, как и деятельности вообще, с потребностями общества на каждом этапе его существования и развития. И это необходимо для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования, которое возможно и эффективно при условии, если само общество и его члены стремятся к постоянному совершенствованию не только самих себя, но и общества в целом. В зависимости от уровня развития общества различные социальные группы могут увеличивать или уменьшать масштаб, формы и содержание социально-педагогической деятельности, но полностью отказаться от данного вида деятельности они не могут [3].
Роль педагогики в жизни современного общества кардинально изменилась и нашла выражение во всех цивилизованных странах: система непрерывного образования, главным ядром которого лежит принцип «образования через всю жизнь», касающаяся не только людей «стандартного» статуса, но и таких, которые имеют особые социальные нужды в связи с особенностями физического и умственного состояния. Составной частью общей педагогики является социальная педагогика. Социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).
Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества, разрабатывает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач с учетом потребностей индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации.
В целом, все методы социально-педагогической деятельности можно сгруппировать, учитывая цель назначения: методы исследования, методы социального воспитания, методы социально-психологической помощи.
К первой группе методов относятся наблюдение (мониторинг), социологические методы, изучение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, метод социометрии, математические методы: ранжирование – размещение собранных данных в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания показателей, определение места в этом ряду каждого клиента; шкалирования – количественный метод, дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогического явления, метод «дерева целей» [3].
Вторую группу методов составляют педагогические методы, а именно:
1. Методы формирования сознания: пример, беседа, диспут, рассказ, лекция и другие.
2. Методы организации деятельности: педагогическое требование, общественное мнение, упражнения, организация общественно полезной деятельности, творческие игры и др.
3. Методы стимулирования деятельности: поощрение, наказание. Методы социально-психологической помощи относятся к третьей группе, содержащей психологическое консультирование, аутотренинг, психологические методы, симуляционных игры (деловые и ролевые игры).
Специальными методами в социально-педагогической деятельности выступают: патронат, сопровождение, консультирование по телефону, реализация психотерапевтической функции, медиация, тренинг.
Специалист по социальной работе любой категории должен обладать определенными социально-педагогическими знаниями, они являются не только необходимым, но и обязательным компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Во всяком случае, специалист не должен упускать педагогические аспекты свой деятельности, забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий, иными словами – владеть основами социально-педагогической деятельности [5].
При этом нужно помнить, что социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Необходимым условием осуществления этой функции является наличие положительного идеала как цели деятельности, а также умение на основе анализа реального бытия человека или группы людей создать положительный «проект», сценарий будущего. Результатом социально-педагогической деятельности является формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. С увеличением числа личностей с новым социальным уровнем создаются условия для развития и самого общества [3].
Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется именно их педагогическими характеристиками.
Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового в их взаимосвязи. Социальное сознание личности определяет мотивации учебно-трудовой, общественной деятельности людей в составе групп. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудовых задач. Целесообразно раскрывать перспективы профессионального роста, повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности. При формировании мотивов деятельности хорошую помощь оказывают примеры сознательного отношения к труду, инициативы и творчества [6].
Педагогические аспекты социальной работы получают воплощение при использовании метода формирования социальной перспективы.
Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в демократизме организации социальной работы. Гласные способы трудовых поручений, обоснование контрактов качеством образования, профессионального опыта, личностными свойствами обеспечивают не только высокие показания по менеджменту, но и педагогизацию социальной работы.
Воспитательное влияние социальной работы во многом определяется методами включения в постепенно усложняющуюся деятельность. Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, поручения референтного характера, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.
Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как-то: научная организация труда, его эргономическое обеспечение, учет индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь [7].
Человек любой своей деятельности соотносит процесс и результаты с идеалом, сформированными в системе социальных отношений. Этой цели служат методы одобрения и осуждения учения, труда, общения. Педагогический эффект этих методов тем очень высок. При этом существенное влияние оказывает авторитет руководителя, микрогруппы, коллектива в целом. Справедливая оценка, принятая человеком, помогает ему наметить новые цели в его самосовершенствовании.
Надо отметить, что необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудовой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат методы педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки.
Являясь процессом, социально-педагогическая деятельность складывается не в одно мгновение, а требует достаточно длительного времени для осуществления поставленных целей и задач. Эта деятельность предполагает организацию воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа специалиста. Весь процесс представляет совокупность всех операциональных действий, которые совершают его участники.
Основными средствами социально-педагогической деятельности при использовании гуманистических технологий являются деятельность, общение, отношение.
Если социальную работу представить как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками, умениями социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения, то сам учебный процесс преобразуется в процесс социального научения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным.
Поскольку процесс социального научения – это процесс с присущими ему признаками, то и принципы, его характеризующие являются основными признаками дидактики: систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков. Так, добиваясь эффективности труда, руководитель формирует понятие об исполнительской, технологической дисциплине. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленность просвещения, социальное научение становится более доступным и действенным [4].
Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового в их взаимосвязи. Социальное сознание личности определяет мотивации учебно-трудовой, общественной деятельности людей в составе групп. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудовых задач. Целесообразно раскрывать перспективы профессионального роста, повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности. При формировании мотивов деятельности хорошую помощь оказывают примеры сознательного отношения к труду, инициативы и творчества.
Успех любой деятельности (труда, учения, общения) определяется знанием содержания и способов деятельности. В связи с этим велика роль методов формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску.
При проектировании системы социальной работы непременно учитываются возможности социального научения. Его педагогическая сущность заключается в личностно-деятельностной актуализации элементов культуры, принадлежащих социуму, в овладении ими в процессе общения, труда.
Педагогические аспекты социальной работы получают воплощение при использовании метода формирования социальной перспективы. На митингах, в беседах, путем индивидуального инструктажа перед тружениками, учащимися, депривантами (людьми с ограниченным поступлением внешней информации, как правило, оказавшимися в изоляции от общества) раскрываются те приобретения, которые они получат, овладев новыми качествами личности, технологическими приемами, производственными знаниями.
Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в демократизме организации социальной работы. Гласные способы трудовых поручений, обоснование контрактов качеством образования, профессионального опыта, личностными свойствами обеспечивают не только высокие показания по менеджменту, но и педагогизацию социальной работы [6].
Воспитательное влияние социальной работы во многом определяется методами включения в постепенно усложняющуюся деятельность. Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, поручения референтного характера, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые, человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.
Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как то: научная организация труда, его эргономическое обеспечение, учет индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь.
В любой деятельности человек соотносит процесс и результаты с идеалом, сформированным в тесной связи с социальными отношениями. Этой цели служат методы одобрения и осуждения учения, труда, общения. Педагогический эффект этих методов тем выше, чем глубже труженик понимает оценку. При этом существенное влияние оказывает авторитет руководителя, микрогруппы, коллектива в целом. Справедливая оценка, принятая человеком, помогает ему наметить новые цели в его самосовершенствовании.
Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудовой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат методы педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки [6].
Наилучшие условия развития личности создаются при общении в коллективе. В этом плане коллектив является средством социального развития личности. Общаясь, люди обогащают друг друга интеллектуально, поскольку идеал развития личности становится многостороннее, гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее.
В коллективе развитие личности происходит более эффективно еще и благодаря организованному или самопроизвольному наставничеству. В роли наставника может выступать любой член коллектива, обладающий относительно более высокой профессиональной подготовкой, богатым социальным опытом, развитой культурой.
Приведенные дидактические принципы имеют большое воспитательное значение. Однако можно указать и на специфические воспитательные принципы. Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизма социальной работы. Профессионалы своего дела всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании оптимистической гипотезе. Какими бы сложными ни были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы, отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования самозащиты. Крупные социальные задачи решаются на основе коллективной деятельности.
Наибольший эффект развития личности достигается при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивают мышление. Человек учится выделять противоречие, формулировать проблему, анализировать ее, выдвигать гипотезу, собирать факты, доказывать выдвинутые предположения, оформлять решения в виде рекомендаций, практических предложений. Все перечисленное, безусловно, при грамотном профессиональном использовании даст положительный эффект.
Библиографическая ссылка
Богданова В.П. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 104-108;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36069 (дата обращения: 21.11.2024).