Мыслительная деятельность человека осуществляется посредством последовательного прохождения следующих этапов мышления: анализ – синтез – абстракция – обобщение. На этапе анализа человек разбивает целое на составные части, познавая целое на глубинном уровне путем изучения каждой из частей целого в отдельности. На этапе синтеза наш мозг группирует отдельные признаки предмета или явления в соответствии с наиболее значимыми свойствами. При абстрагировании происходит мысленное отвлечение от несущественных свойств явления или предмета при выделении наиболее существенных из них. И, наконец, процесс обобщения позволяет нам систематизировать свойства предмета или явления, сводя воедино общие понятия.
Развитие способностей к анализу, синтезу, абстрактному мышлению и обобщению является крайне важным в процессе развития мыслительных способностей учащихся [2]. В рамках обучения ставится задача не только формирования знаний, компетенций, но главным образом развития мышления, поскольку развитое абстрактно-логическое мышление является залогом успешного самообразования, включения в систему непрерывного образования, где обучаемому придется самостоятельно решать профессиональные задачи, проходя путь «анализ – синтез – абстракция – обобщение».
Проблема развития мыслительных способностей в процессе обучения изучается достаточно активно [1, 3]. Однако не так много исследований направлены на изучение роли современных электронных образовательных технологий в процессе формирования абстрактно-логического мышления [5]. Представлены данные о роли электронного обучения в формировании аналитических и синтетических способностей студентов [4], проведены исследования по изучению эффективности электронного обучения в формировании абстрактного мышления. Однако вопрос изучения роли электронного обучения в развитии способностей учащихся к обобщению не получил своего должного освещения.
В этой связи целью исследования было выдвинуто изучение эффективности электронного обучения в формировании математических способностей к обобщению, являющегося одним из важных этапов мыслительной деятельности.
В качестве объекта исследования нами были выбраны студенты факультета клинической психологии медицинского вуза.
К задачам нашего исследования были отнесены:
– изучение уровня развития способностей студентов факультета клинической психологии к обобщению на начальном этапе электронного обучения математике;
– анализ способностей студентов факультета клинической психологии к выявлению существенных отношений в рамках единого целого по завершению электронного обучения математике в медицинском вузе.
В рамках решения поставленных задач было проведено тестирование 30 учащихся первого и второго курсов факультета клинической психологии. Студенты-первокурсники подвергались тестированию, приступая к электронному обучению математике. Учащиеся второго курса привлекались к тестированию после прохождения электронного обучения математике и сдачи курсового экзамена по указанной дисциплине. Для обеих групп поддерживались константные условия: исследование проводилось в первой половине дня (11:00), в учебной комнате, длительность исследования составила 20 минут, исследуемые выполняли методику самостоятельно, использование электронных устройств запрещалось.
Для исследования использовался специальный тест, созданный на основе теста структуры интеллекта Атмхауэра. Испытуемый получал задание на определение пропущенного числа в числовом ряду. Для нахождения правила, по которому был составлен указанный ряд, учащийся должен был выявить существенные для данной задачи отношения, определив их, сформулировать и сам принцип построения ряда. Найти эти существенные отношения испытуемый мог путем сопоставления отношений между различными элементами ряда. Указанные задания были направлены на выявление способностей к обобщению, то есть анализу и выявлению существенных отношений в рамках единого целого. Успешное выполнение задач данного теста являлось свидетельством развитых способностей к обобщению.
Изучение по результатам тестирования уровня развития способностей студентов к обобщению на начальном этапе электронного обучения математике позволило распределить учащихся по четырем группам в соответствии с высоким, средним, средне-низким и низким уровнями развития способностей (табл. 1).
Таблица 1
Уровень развития математических способностей к обобщению студентов факультета клинической психологии
Уровень |
До начала электронного обучения математике |
По окончании курса электронного обучения математике |
Высокий |
14 % |
38 % |
Средний |
29 % |
31 % |
Средне-низкий |
36 % |
13 % |
Низкий |
21 % |
18 % |
До начала электронного обучения математике низкий уровень развития способностей к обобщению был отмечен у пятой части студентов, которые затруднились определить общее в ряде предметов путем сравнения. К средне-низкому уровню развития способностей к обобщению по результатам тестирования были отнесены 36 % учащихся. Треть студентов на начальном этапе электронного обучения математике показала средний уровень развития способностей к систематизации свойств предметов или явлений. 14 % учащихся первого курса уверенно справились с заданиями теста и были отнесены к группе с высоким уровнем развития способностей к выявлению существенных отношений в рамках единого целого (рис. 1).
В результате изучения динамики развития способностей мысленно объединять различные предметы, явления и понятия по общим для них и наиболее значимым признакам была отмечена тенденция к увеличению числа студентов, проявляющих способности к обобщению на завершающем этапе электронного курса математики (табл. 1).
Так, группа студентов с высоким уровнем развития способностей к систематизации свойств предметов и явлений расширилась в 2,7 раза, достигнув уровня в 38 %, что на 24 % выше показателей первого курса (рис. 2).
Рис. 1. Уровень развития способностей к обобщению студентов факультета клинической психологии до начала электронного курса обучения математике: 1 – высокий уровень развития (14 % студентов); 2 – средний уровень развития (29 % студентов); 3 – средне-низкий уровень развития (36 % студентов); 4 – низкий уровень развития (21 % студентов)
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня развития абстрактного мышления студентов факультета клинической психологии до и после электронного обучения математике: 1 – высокий уровень развития; 2 – средний уровень развития; 3 – средне-низкий уровень развития; 4 – низкий уровень развития
Произошел рост численности студентов по завершению курса электронного обучения математике со средней степенью развития способностей к выявлению существенных отношений в рамках единого целого с 29 до 31 % учащихся. Одновременно отмечено снижение количества студентов, испытывавших затруднения с определением общего в ряде предметов путем сравнения. По итогам тестирования на втором курсе в группу со средне-низкими способностями мысленно объединять различные предметы, явления и понятия по общим для них и наиболее значимым признакам попали лишь 13 % учащихся, что в три раза меньше, чем на начальном этапе электронного обучения (36 %). Заметно уменьшилась группа с низким уровнем развития способностей к обобщению, с 21 до 18 %, учащихся по сравнению с начальным этапом электронного обучения.
Таким образом, в процессе электронного обучения математике нам удалось перевести примерно четвертую часть студентов на более высокий уровень развития способностей к систематизации свойств предметов или явлений, что, на наш взгляд, является доказательством эффективности электронного обучения в развитии мыслительных способностей студентов к обобщению.
Анализ результатов тестирования по каждому заданию теста подтвердил наши выводы об эффективности электронного обучения в процессе формирования и развития способностей мысленно объединять различные предметы, явления и понятия по общим для них и наиболее значимым признакам (табл. 2).
Таблица 2
Результаты тестирования отдельно по каждому предложенному испытуемым заданию
Номер задания |
Количество студентов, успешно выполнивших задание (%) |
|
1 курс До электронного обучения математике |
2 курс После электронного обучения математике |
|
1 |
100 % |
100 % |
2 |
93 % |
88 % |
3 |
86 % |
81 % |
4 |
86 % |
75 % |
5 |
57 % |
88 % |
6 |
86 % |
88 % |
7 |
57 % |
69 % |
8 |
57 % |
63 % |
9 |
29 % |
38 % |
10 |
71 % |
88 % |
11 |
36 % |
63 % |
12 |
71 % |
81 % |
13 |
57 % |
75 % |
14 |
29 % |
25 % |
15 |
21 % |
50 % |
16 |
21 % |
63 % |
17 |
29 % |
63 % |
18 |
43 % |
63 % |
19 |
43 % |
38 % |
20 |
29 % |
25 % |
Если в начале электронного обучения математике в двух заданиях из двадцати возникли сложности с выполнением более чем у 75 % испытуемых, то на завершающем этапе электронного обучения такого рода сложностей мы не наблюдали вовсе. В шести заданиях из двадцати, что составило 30 % от общего количества вопросов, менее трети первокурсников смогли дать правильный ответ. В то же время второкурсники после электронного обучения математике испытывали аналогичного рода трудности лишь в двух предложенных к выполнению заданиях, что составило 10 % от общего числа вопросов (рис. 3).
Рис. 3. Сопоставление результатов тестирования по каждому отдельно взятому заданию теста до и после электронного обучения математике: цифрами от 1 до 20 пронумерованы задания, предложенные к выполнению студентам факультета клинической психологии на выявление уровня развития абстрактного мышления до и после электронного обучения математике
До электронного изучения математики половина студентов испытывала проблемы в девяти заданиях из двадцати, что составило 45 % от числа вопросов. На втором курсе аналогичные проблемы половина второкурсников продемонстрировала лишь в четырех заданиях из двадцати, что в два раза превосходит результат, показанный до электронного курса обучения математике. Число заданий, в которых возникли трудности лишь у 20 % студентов, на первом курсе до электронного обучения математике оказалось равным семи, а на втором курсе – пяти. Количество вопросов, на которые более 90 % студентов ответили верно, составило до электронного обучения математике 5 % от общего числа заданий, а после электронного обучения – уже 10 % от количества вопросов. В целом в 70 % вопросов студенты, прошедшие электронный курс обучения математике, увереннее и успешнее отвечали на предложенные вопросы. А в трех заданиях из двадцати предложенных показали результат, превосходящий показатели первокурсников в два раза. В пяти вопросах из двадцати предложенных результат улучшила треть обучаемых по завершении курса электронного обучения.
Представленные показатели являются свидетельством эффективности применения электронного обучения в рамках решения задачи развития математических способностей учащихся, в частности способностей студентов к обобщению. Динамика развития способностей к выявлению существенных отношений в рамках единого целого позволяет говорить о значительном вкладе электронного обучения в развитие обобщающего свойства мыслительной деятельности студентов, которая является одной из основных характеристик познавательного процесса человека. Использование современных информационных технологий обучения в учебном процессе позволяет активно воздействовать на развитие способностей студентов к обобщению, обеспечивая перевод примерно четвертой части студентов на более высокий уровень развития способностей к систематизации свойств предметов и явлений, что является крайне важным в процессе развития мыслительной деятельности учащихся и выступает залогом успешного самообразования, включения в систему непрерывного образования, где обучаемому придется самостоятельно решать профессиональные задачи, проходя путь «анализ – синтез – абстракция – обобщение».
Библиографическая ссылка
Снегирева Л.В. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ К ОБОБЩЕНИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 416-420;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36047 (дата обращения: 10.12.2024).