Для формирования и развития умений и навыков осуществления деятельности, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, сохранение и улучшение здоровья населения, необходима образовательная подготовка студентов в области обеспечения профилактической медицинской помощи населению [4].
У студентов медико-профилактического факультета актуальным является формирование профессиональной компетенции, которая заключается в способности и готовности к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни (ПК-27), что требует разработки системы ее формирования [3].
Содержание данной компетенции определяется знанием основных принципов построения здорового образа жизни, основ санитарно-просветительной работы, принципов организации гигиенического обучения и воспитания, умением проводить гигиеническое воспитание и образование населения, владением методами пропаганды здорового образа жизни и охраны здоровья населения [8].
Особое значение данной компетенции обусловлено рядом социальных, медицинских, педагогических и методических причин. Социальные и медицинские причины связаны с ухудшением здоровья населения нашей страны в последние годы и широким распространением ошибочных стереотипов поведения в обществе [5]. Педагогическая причина заключается в направленности на поиск эффективных путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья населения и выработки ценностных ориентиров личности, ответственного отношения человека к своему здоровью, методическая – в необходимости формирования у студентов медицинского вуза умений и навыков применения здоровьесберегающих технологий [7].
С целью формирования вышеобозначенной компетенции нами был разработан и внедрен обучающий проект, представляющий собой форму организации деятельности студентов в определенной логической последовательности и конкретными целевыми установками, специфическим предметным содержанием, определенными критериями оценки [6].
Реализуемый проект активизировал исследовательскую и творческую деятельность студентов и был направлен на формирование у студентов умений организовать работу по формированию здорового образа жизни среди различных групп населения с использованием здоровьесберегающих технологий.
В качестве учебной цели было обозначено овладение способностями проведения гигиенического воспитания и образования населения, а также методами пропаганды здорового образа жизни и охраны здоровья населения.
Воспитывающей целью являлось формирование у студентов значимых общечеловеческих ценностей, чувства ответственности, самодисциплины, способности к самоорганизации, стремления к самосовершенствованию.
Развивающая цель проекта заключалась в создании условий для овладения способами эффективной коммуникации, развития исследовательских и творческих способностей личности, умения работать с различными типами текстов: нормативными документами, интернет-ресурсами, научной и методической литературой, умения планировать свою работу и время.
Цель исследования – оценить эффективность процесса формирования профессиональных компетенций методом проектов у студентов медицинского вуза.
Материалы и методы исследования
В качестве объекта исследования был обозначен образовательный процесс в медицинском вузе, в качестве предмета исследования – процесс формирования профессиональной компетенции обучающихся медико-профилактического факультета на дисциплине «Обеспечение профилактической медицинской помощи населению».
Для оценки эффективности процесса формирования профессиональных компетенций на дисциплине «Обеспечение профилактической медицинской помощи населению» разработанный обучающий проект был подвергнут экспериментальному исследованию.
Педагогический эксперимент был организован в соответствии со следующими этапами:
1. Теоретический. На этом этапе осуществлялась постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез.
2. Методический. Проводилась разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов.
3. Собственно эксперимент – создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых.
4. Аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Выборка для проведения исследования формировалась из студентов второго курса медико-профилактического факультета, обучающихся на дисциплине «Обеспечение профилактической медицинской помощи населению» (n = 20).
Была разработана программа педагогического эксперимента, в соответствии с которой проведена диагностика уровня сформированности у студентов заданной компетенции. Для первичной диагностики и определения начального уровня сформированности компетенции проводился констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент использовался для описания реализации формирования профессиональной компетенции [2].
Оценка эффективности внедряемого метода проектов осуществлялась после повторной диагностики уровня сформированности компетенции путем анализа первоначальных и повторных результатов. Сбор, обработка и первичный анализ материала проводились с использованием методов математической статистики.
Внедрение в учебный процесс разработанного проекта для формирования исследуемой компетенции рассматривалось как экспериментальный фактор.
В качестве основных критериев оценки рассматривались содержательность выполнения работы, ее индивидуальность, перспективность и коммуникативная культура работы. Для оценки сформированности исследуемой компетенции в соответствии с предложенными критериями были определены оценочные параметры [1, 9]. Учитывая единую логическую последовательность, неразрывную взаимосвязь всех этапов выполнения проекта и единые целевые установки оценочным параметром для всех студенческих проектов стал единый перечень из восьми вопросов:
1. Чем обусловлен выбор темы проекта? Актуальность исследования и краткий анализ ситуации.
2. В чем заключается проблема исследования? Формулировка проблемы и выявление противоречий.
3. В чем заключается проектная идея или проектный замысел?
4. Какова цель и задачи проекта?
5. Основные этапы проектной деятельности. Ресурсное обеспечение проекта.
6. В чем заключается результат проектной деятельности? Степень достижения цели, выполнения задач, способы оценки результата.
7. В чем заключаются сильные стороны проекта, дающие ему преимущества перед другими?
8. Какой эффект ожидается от реализации проекта?
Основной целью предлагаемых заданий является определение у студентов уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, входящих в исследуемую компетенцию, которые формируются в ходе выполнения проекта.
Для количественной характеристики полученных данных была применена балльная оценка по каждому параметру, которая позволяет оценить ответы на «отлично» (5 баллов – полное усвоение материала), «неудовлетворительно» (2 балла – отсутствие необходимых знаний, умений и владений), а также определить степень владения материалом (3 или 4 балла).
В качестве формы контроля сформированности исследуемой компетенции было выбрано собеседование. Этот способ оценивания отличается возможностью проведения на начальном и конечном этапах исследования и позволяет оценить уровень достижения результатов, личный вклад и заинтересованность обучающихся.
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки сформированности компетенции на начальном этапе исследования был проведен опрос студентов на первом практическом занятии, посвященном проектной деятельности, и оценены результаты ответов студентов. Результаты выявленных знаний, умений и владений на начальном этапе, соответствующие сумме баллов, набранных группой студентов из 20 человек по каждому заданному параметру (отдельному вопросу), представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты исследования сформированности профессиональной компетенции (стартовая оценка, в баллах, n = 20)
Параметры (номера вопросов) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Суммарное количество баллов |
76 |
68 |
78 |
54 |
68 |
46 |
37 |
51 |
Диагностика полученных результатов позволила констатировать, что наиболее низкие показатели были выявлены в ответах на вопросы 4, 6, 7 и 8. Эти вопросы касались перспективности и индивидуальности проекта. Чаще всего студенты тщательно подбирали тему проекта, обосновывали актуальность работы, активно обсуждали проектный замысел, рационально проводили планирование работы, но не могли сделать правильный вывод о результативности, эффективности проекта и его преимуществах относительно других работ. У части студентов вызвало трудности формулирование целей и задач проекта. Таким образом, наибольшее затруднение у студентов вызывает целостный анализ и синтез изучаемого материала.
Далее был рассчитан средний балл по результатам опроса для каждого студента. Низкий уровень владения материалом был принят на уровне 2 балла, средний – 3 балла, повышенный – 4 и высокий – 5 баллов. Исходя их этих данных, количество студентов в группе исследования, имеющих низкий уровень сформированности компетенции, составило 6 человек. Количество студентов, имеющих базовый уровень сформированности компетенции, составило 8 человек, 4 обучающихся имели повышенный и 2 – высокий уровень сформированности изучаемой компетенции.
Таким образом, наибольшее число студентов в группе исследования имели средний уровень сформированности компетенции. Высокий уровень сфрмированности компетенции был выявлен у наименьшего числа обучающихся. Четвертая часть студентов (5 человек) проявила низкий уровень владения материалом. Средний балл при оценке уровня сформированности заданной компетенции в группе исследования по результатам расчетов составил 2,98 балла.
Для оценки сформированности компетенции по результатам проектной деятельности было проведено практическое занятие по защите студенческих проектов, которое включало презентацию проекта и собеседование.
Результаты оценки на финишном этапе использовались для проверки гипотезы, состоящей в том, что использование метода проектов в образовательном процессе будет эффективно обеспечивать формирование профессиональных компетенций обучающихся, включающих способность к планированию, разработке и осуществлению профилактических медицинских мероприятий.
Для качественной характеристики полученных данных в результате опытного обучения, так же как и в ходе констатирующего эксперимента, была применена та же система оценки в форме собеседования (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования сформированности профессиональной компетенции (финишная оценка, в баллах, n = 20)
Параметры (номера вопросов) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Суммарное количество баллов |
85 |
84 |
80 |
67 |
78 |
54 |
48 |
65 |
Уровни сформированности профессиональной компетенции обучающихся в группе исследования (абс, n = 20)
По результатам собеседования динамика уровня сформированности компетенции по различным параметрам составила от +2 до +16 %. Наибольшее увеличение показателей отмечено по вопросам 2, 4, 7 и 8. Эти вопросы касались выявления противоречий и формулирования проблемы, обоснования цели и задач проекта, выявления сильных сторон и преимуществ проекта и ожидаемых эффектов от реализации проекта. Наименьшая динамика показателей отмечена по вопросам 3 и 6. Эти вопросы касались реализации проектного замысла и степени достижения цели проекта.
Далее был рассчитан средний балл по результатам опроса для каждого отдельного студента. Количество студентов в группе исследования, имеющих низкий уровень сформированности компетенции, уменьшилось по сравнению с начальным этапом и составило 2 человека. Количество студентов, имеющих базовый уровень сформированности компетенции, составило 5 человек. Количество обучающихся, имеющих повышенный и высокий уровень сформированности компетенции, увеличилось и составило соответственно 8 и 5 человек (рисунок).
По результатам оценки наибольшее число студентов в группе исследования имели повышенный уровень сформированности компетенции. Низкий уровень сфрмированности компетенции был выявлен у наименьшего числа обучающихся (двое обучающихся получили оценку «неудовлетворительно»). Средний балл при оценке уровня сформированности заданной компетенции в группе исследования по результатам расчетов составил 3,51 балла.
Выводы
1. Положительная динамика показателей отмечена по всем изучаемым параметрам и составила от +2 до +16 % по отдельным вопросам, что свидетельствует о повышении уровня сформированности изучаемой компетенции.
2. На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод об эффективности применения метода проектов для формирования изучаемой профессиональной компетенции у студентов медицинского вуза.
3. Вместе с тем следует отметить, что на этапе целеполагания, планирования и поисковом этапе студенты выполняли задание более успешно, о чем свидетельствуют более высокие цифры изучаемых показателей (суммарная оценка по результатам финишной оценки 85, 84 и 78 баллов по вопросам 1, 2 и 5) и их положительная динамика (+9, +16 и +10 % соответственно).
4. На этапе реализации и оценки своей деятельности у студентов могут возникнуть затруднения, в пользу данного утверждения свидетельствуют наиболее низкие оценки по вопросам, касающимся оригинальности проекта (вопрос 7 – 48 баллов), степени достижения целей и задач (вопрос 6 – 54 балла), и относительно низкая динамика показателей по вопросу о замысле проекта (+2 % по вопросу 3).
5. Данные исследования свидетельствуют о необходимости применения практико-ориентированных методов обучения для развития деятельностного компонента профессиональных компетенций.
Библиографическая ссылка
Козубенко О.В., Гетман Н.А., Сукач Л.И., Сукач М.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 354-358;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36035 (дата обращения: 10.12.2024).