Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гончаров В.Н. 1 Шумакова А.В. 2 Леонова Н.А. 2
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
2 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
В статье анализируется согласование личных и общественных интересов при выборе профессии и сферы труда, а также утверждается, что подготовленность к трудовой деятельности является главным условием профессионального самоопределения молодежи. По мнению авторов, недостаточная согласованность личных и общественных интересов при выборе профессии объясняется как объективными, так и субъективными причинами, заключающимися в следующем: многие обучающиеся ориентируются на профессии, требующие высшего или по крайней мере среднего специального образования, что может вступать в противоречие с потребностями отраслей производства и рынка труда; некоторые обучающиеся недостаточно верно оценивают свои способности, состояние здоровья, психические качества, степень их соответствия требованиям профессии; иногда, под влиянием родителей или других лиц, у юношей и девушек складывается искаженное представление о социальной ценности труда работников массовых профессий.
общество
личность
мотивация
профессиональное самоопределение
индивидуальное поведение
1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. – 2015. – Т. 1. – № 2 (21). – С. 156–159.
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Контуры типологического исследования социальности современного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – № 2–1. – С. 5–10.
3. Бакланов И.С., Бакланова О.А. Методологические особенности исследования социальности как социально-философской проблемы // European Social Science Journal. – 2013. – № 12–1 (39). – С. 31–36.
4. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 5. – С. 80–85.
5. Говердовская Е.В., Мкртычева Н.М. Организация воспитательного пространства современного вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 230–232.
6. Говердовская Е.В. Развитие высшего профессионального образования в поликультурном регионе // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 12. – С. 17.
7. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Социально-философский аспект научно-информационной деятельности в системе общественного развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 26–29.
8. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Аверкина Ю.С. Постиндустриальное общество: социально-философский анализ развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22444.
9. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. – 2014. – № 7–2 (46). – С. 9–12.
10. Ерохин А.М. Научно-информационный аспект исследования социокультурного развития общества в области культуры и искусства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 2. – С. 123–128.
11. Камалова О.Н. Становление и развитие неклассических подходов понимания интуиции в первой половине XX века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 4. – С. 127–133.
12. Колосова О.Ю. Экологическая идеология как фактор устойчивого общественного развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 115–120.
13. Колосова О.Ю. Глобальные экологические проблемы: антропогенный аспект / Высшая школа – региону: сборник научных статей. – Пятигорск, 2013. – С. 44–51.
14. Колосова О.Ю. Философские и методологические аспекты экономики // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2013. – № 1 (5). – С. 67–71.
15. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 73–78.
16. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. «Цивилизация молодых»: идея и реальность // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 145–160.
17. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 109–119.
18. Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–15. – С. 3391–3394.

Понимание необходимости сочетания личных и общественных мотивов при выборе профессии часто не становится достоянием «определенной, фиксирующей этот мир структуры …сознания» [1], и ориентация на профессию у подрастающего поколения, как правило, складывается стихийно, при малокоординированном влиянии общеобразовательного учреждения, родителей, общественности и средств массовой информации, оказывающих влияние на «сложное взаимодействие различных видов социальной коммуникации» [2], учитывающих также «информационные процессы развития различных систем деятельности в области культуры и искусств» [10]. В связи с наличием множества профессий, отличающихся друг от друга по степени важности и нужности для общества, именно в общеобразовательных учреждениях, «характеризующихся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей» [17], необходимы специальные усилия для правильной ориентации старшеклассников в мире профессий, для формирования у них уважения к рядовым, малопрестижным профессиям, для повышения социального престижа ряда необходимых государству профессий, значимость которых «определяется системой научного мировоззрения, научно осознанными социальными целями общества» [7], «что способствует созданию новых направлений научного поиска» [4].

Подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии предполагает исследование различных сторон вхождения в жизнь молодого поколения. Многоаспектный характер профессионального самоопределения отражает влияние многих факторов на выбор профессии [18]. В конечном счете эти разнообразные влияния сказываются на выборе профессии подрастающей личностью, при изучении которой «особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [11], на ее самоопределении в мире профессий.

Традиционно изучение профессионального самоопределения психологи начинают с исследования мотивации человека. При анализе активности действительно важнейшим моментом исследования представляется изучение мотивации этой активности, ее побудительных сил. Понятие мотивации используется в психологии двояким образом: как для обозначения системы факторов, детерминирующих поведение (к ним относятся потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления), так и для характеристики процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В рамках рассматриваемой проблемы профессионального самоопределения – определения подготовленности обучающихся старших классов к выбору профессии – целесообразно провести анализ мотивации выбора профессии в двух направлениях: как процесс обнаружения обучающимися своих интересов и умений с последующим превращением их в мотивы (склонности); как осуществляемый процесс полимотивированного выбора профессии: даже если ребенок знает о своих способностях, мотивах, умениях, ему все равно приходится выбирать профессию, которая соответствует его желаниям и побуждениям, и преодолевать реальные трудности, которые сопутствуют этому выбору.

Степень включенности мотивации в профессиональное самоопределение является показателем социальной зрелости личности, выбирающей профессию. Взаимосвязь профессиональных интересов с мировоззренческими позициями личности, формируемыми на основе ценностных ориентаций, которые «являются формами духовно-практического освоения мира, выражают ценностное отношение человека к действительности» [9], осознанием себя в качестве субъекта профессиональной деятельности определяют единство гражданского и профессионального становления личности, активизируют «межличностные общественные отношения» [15], «которые создают и многократно воспроизводят исторически обусловленную модель общественных отношений» [3].

Необходимо исходить из того, что сами по себе желания, умения и интересы, связанные с той или иной профессией, не объясняют причин выбора профессии. Следует провести углубленный анализ внутренних причин, определяющих действия обучающихся, связанные с профессиональным самоопределением, и в первую очередь анализ субъектного опыта, способствующий объяснению поведения и отдельных поступков человека, которые позволяют, прежде всего, «сохранять и воспроизводить социобиологическую среду обитания человечества» [13], влияющую непосредственным образом на «устойчивость общественного развития» [12]. У человека с детства накапливается жизненный опыт, который по мере накопления становится опорой в его поведении. В этом опыте значительное место занимают механизмы самоуправления, саморегуляции, в которых, с одной стороны, кристаллизован общечеловеческий опыт, а с другой – представлено всё своеобразие формирования индивидуального поведения и освоения окружающего мира.

Личные интересы обучающихся на старшей ступени образовательного учреждения в процессе обучения, воспринимаемого как «традиционный процесс усвоения некоего стабильного набора профессиональных знаний, умения и навыков» [8], при выборе профессии могут расходиться с потребностями общества, так как неравномерное развитие отдельных отраслей производства и трудовых функций его работников ведет к появлению престижных и непрестижных профессий. У большинства старшеклассников процесс профессионального самоопределения протекает длительное время, поэтому мотивы выбора профессии подвергаются изменениям. При этом уровень притязаний может быть завышен, а жизненные планы недостаточно обоснованы. Сложность и противоречивость проблемы профессионального самоопределения обучающихся вызывает необходимость для педагогов, психологов и социологов искать пути управления воспитанием единства личных интересов и запросов отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда, учитывающим аспекты развития экономики [14].

Свобода в выборе сферы деятельности – это свобода выбирать профессию в рамках существующего разделения труда и определенного уровня производительных сил общества. Трудовая деятельность продолжает оставаться сферой несвободы, поскольку разделение и, следовательно, содержание каждого конкретного вида труда не всегда зависит от интересов и способностей человека. Это противоречие может и должно быть снято как путем формирования у молодежи интереса к менее престижным профессиям, так и развитием единства личных и общественных мотивов выбора профессии. Выражением этого единства является, в частности, развитое чувство долга и ответственности. Кроме того, в условиях научно-технического прогресса, являющегося составной частью развития современной цивилизации [16], есть возможность ликвидировать самые непрестижные профессии.

Таким образом, выбор профессии определяется как внешними, так и внутренними факторами. Цель воспитания как раз и состоит в том, чтобы согласовать их влияние, сформировать у каждого обучающегося единство личных и общественных мотивов. Важная роль в этом отводится «психолого-педагогической подготовке профессорско-преподавательского состава» [5] того или иного образовательного учреждения.

Исследуя проблему сочетания общественных и личных мотивов выбора профессии, необходимо решение следующих задач: определить критерии престижности профессий в оценке обучающихся; изучить взаимосвязь общественных и личных мотивов в профессиональных планах обучающихся; наметить пути воспитания единства личных и общественных мотивов в определении жизненных планов обучающихся.

Прежде всего, нужно выяснить, какие виды труда являются для старшеклассников притягательными и по каким критериям они судят о престижности профессии.

Следует отметить, что понимание престижности профессии в настоящее время претерпело существенную трансформацию. Трудиться в сфере материального производства желают немногие. Большинство обучающихся ориентируются на трудовую деятельность в различных отраслях информационной, управленческой сферы, сферы обслуживания.

В общей сложности больше половины старшеклассников для реализации своих профессиональных намерений выбирают учебные заведения, в том числе как учреждения среднего специального образования, так и высшие учебные заведения. При этом завышен уровень притязания на высшее образование.

Наряду с большой группой старшеклассников, определивших профессиональные намерения и пути их реализации, значительное число обучающихся еще не выбрали профессию. Можно предположить, что многим из этих обучающихся не избежать случайного трудоустройства или выбора учебного заведения.

Какие же мотивы лежат в основе выбора профессии и реализации профессиональных намерений?

По содержанию мотивы старшеклассников можно разделить на четыре группы: общественно значимые мотивы, мотивы, связанные с характером и содержанием труда, материальные соображения и субъективные мотивы.

Анализ мотивов обучающихся показывает, что у большинства их них преобладают общественно значимые ориентации: осознание общественной важности профессии, желание получить образование и работать по специальности. Другим распространенным мотивом является характер и содержание труда. Материальными стимулами в выборе профессии руководствуются около пятой части обучающихся. Значительная группа учащихся мотивирует выбор профессии сугубо личными соображениями: получить высшее образование (по любой специальности), иметь чистую и легкую работу, возможность переехать в более крупный город.

Таким образом, большинство старшеклассников сознательно выбирают будущую профессию и учебное заведение для реализации своих намерений. Однако определенность этого выбора свойственна не всем обучающимся. Так, конкретную сферу трудовой деятельности выбирают только седьмая часть обучающихся; профессию выбирают около половины обучающихся; отрасль производства или другую сферу деятельности – до третьей части обучающихся.

Можно также говорить о выявлении группы обучающихся с несформировавшимися намерениями. По какой специальности или профессии они будут трудиться или учиться, не могут выбрать около пятой части.

Изучение профессиональных планов старшеклассников показало, что значительно повышается престижность профессий различных видов как у обучающихся в сельских общеобразовательных учреждениях, так и у обучающихся в городских общеобразовательных учреждениях.

Вместе с тем обнаруживаются существенные отклонения профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений от потребности отраслей производства в квалифицированных кадрах рабочих и работников сельского хозяйства. У обучающихся в городских общеобразовательных учреждениях завышен уровень притязания на гуманитарные, непроизводственные профессии и обучение в высших учебных заведениях, невысок интерес к обучению в учреждениях среднего профессионального образования, к профессиям отраслей производства. Обучающиеся в сельских общеобразовательных учреждениях, наоборот, проявляют повышенный интерес к этим профессиям, а также к обучению в учреждениях среднего профессионального образования. В совокупности выпускники городских и сельских общеобразовательных учреждений в состоянии, очевидно, удовлетворить потребности всех отраслей промышленности в кадрах и соответствующих учебных заведений в абитуриентах. Но это связано с миграцией сельской молодежи в город и, следовательно, с сокращением работников для сельскохозяйственного производства.

Воспитание единства личных и общественных мотивов выбора профессии должно составлять главное содержание воспитательной работы в общеобразовательном учреждении, что, безусловно, способствует развитию высшего профессионального образования [6]. Этому может оказать существенную помощь система трудового воспитания и профориентации обучающихся, включающая три звена: работа со всем коллективом, дифференцированно с группами (типами) обучающихся и индивидуально с каждым обучающимся.

Для расширения политехнического кругозора учащихся в общеобразовательном учреждении разрабатывается и рекомендуется тематика бесед, докладов и конференций о научно-технической революции: «Научно-техническая революция и ее основные черты», «Наука – непосредственная производительная сила общества», «Основные направления научно-технической революции», «Научно-техническая революция и интеграция производства», «Научно-техническая революция и требования к работникам производства».

Преподаватели естественнонаучных дисциплин должны стремиться раскрыть перед обучающимися научные основы промышленности и сельскохозяйственного производства, перспективы внедрения науки и техники во все отрасли производства и улучшения условий труда. Политехническая подготовка обучающихся к труду и выбору профессии обеспечивает им одинаковые возможности для ориентации, а при необходимости для переориентации на производственные профессии, которые более полно удовлетворяют потребности отраслей производства в кадрах и личные устремления молодых.

Особое внимание преподаватели должны уделять развитию интереса обучающихся к отдельным отраслям знаний во внеклассное время. Это предметные вечера, декады науки и техники, олимпиады, кружки. Однако интерес обучающихся к кружкам технического творчества и опытнической работы общеобразовательное учреждение еще не достаточно удовлетворяет.

Привлекательности профессии, ее популярности, как известно, способствуют не только механизация и автоматизация производства, материальная обеспеченность, но и общественное мнение, нравственное содержание. Для этого необходимы встречи с лучшими представителями отраслей производства, специалистами сельского хозяйства, преподавателями различных образовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений, организация вечеров профессий. Особое внимание необходимо также уделять раскрытию важности и народнохозяйственного значения каждой профессии, перспективам ее развития.

Педагогический коллектив общеобразовательного учреждения должен проводить разноплановую работу с родителями и общественностью по повышению моральной престижности массовых профессий. Преподаватели и воспитатели общеобразовательных учреждений на конкретных примерах труда передовиков могут показывать обучающимся, что важно не только, кем быть, но и каким быть, что не профессия украшает человека, а человек своим профессиональным мастерством создает авторитет профессии.

Способствовать этому может оформленный учебно-методический кабинет профориентации, где размещаются стенды следующего содержания: «В мире профессий», «Путь в профессию начинается в школе», «Твой труд нужен Родине», «Они учились в нашей школе», «Передовики производства», «Что читать о профессиях».

Вовлечение старшеклассников в разнообразные общественно полезные дела общеобразовательного учреждения, связь с трудовой деятельностью родителей помогает обучающимся глубже понять роль труда в жизни общества. Трудовые традиции, участие вместе со взрослыми в практике формируют у обучающихся понимание общественной значимости будущей профессии.


Библиографическая ссылка

Гончаров В.Н., Шумакова А.В., Леонова Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 330-334;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36030 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674