Возникновение на современном этапе развития человечества информационного общества связано с развитием информационных технологий, информатизации различных сфер деятельности, понимания информации как основы общественного производства.
В настоящее время информатизация является приоритетной сферой образования общества. Это связано с повышением требований современного общества к информационной культуре своих членов и выражается в глобальном реформировании системы образования.
Современная образовательная парадигма такова, что результатом обучения является не только приобретение знаний, умений и навыков, но и фундаментальные изменения личности обучаемого: формирование потребности учиться, повышение уровня интеллекта, мотивация к самореализации. В профессиональном образовании сформировался один из наиболее современных и актуальных подходов к обучению – компетентностный подход, предполагающий, что результатом обучения является формирование профессионально значимых качеств личности или профессиональных компетенций, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, выполнять ключевые функции, социальные роли [1].
Компетентностная парадигма образования осознает бессмысленность бесконечного накопления знаний и информации, устаревающих каждые 2–3 года, вместо этого она предлагает в качестве результата образования набор установленных государственным заказом ключевых компетенций. Современному человеку необходимы не готовые знания, а способы и технологии их получения, которые, по сути, и являются компетенциями.
Многие исследователи выделяют информационную компетенцию из множества прочих ключевых компетенций (ценностно-смысловая, общекультурная, социальная, коммуникативная, учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования) [9, с. 116].
Информационная компетентность является составляющей более широкого понятия «информационная культура», которое, судя по анализу существующих исследований, получило широкое толкование в рамках различных подходов и научных отраслей. Так, О.В. Киева понимает под информационной культурой исторически определенный уровень развития общества и человека, связанный с качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации [5].
Э.П. Семенюк под информационной культурой подразумевает степень совершенства умения человека работать с информацией: получать ее, накоплять, кодировать, обрабатывать, передавать и т.д. [8].
Е.А. Медведева предполагает, что информационная культура отождествляет собой определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать осуществлению информационного взаимодействия [7]. Информационная культура включает совокупность знаний об основных методах представления информации и способах ее применения в практической деятельности, – умение осуществлять эффективный поиск, адекватный отбор и оценку информации, а также компьютерная грамотностья. Кроме того, подчеркивается, что информационная культура является особым стилем мышления, отвечающим требованиям современного информационного общества. Понятия «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная образованность» тесно связаны с понятием информационной культуры, но, по сути, являются ее предпосылками и необходимыми составляющими.
Исследователь Н.И. Гендина также считает, что информационная культура не является набором элементарных прикладных знаний, необходимых каждому, дабы не заблудиться в библиотеке или компьютерной сети [2]. По ее мнению, информационная культура есть «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [3].
Формирование общей информационной культуры в первую очередь должно начинаться с преподавателей как носителей идеи обновленного информационного образования, посредников информационных ресурсов и знаний. Н.И. Гендина приводит профессиональные качества, необходимые для эффективной работы педагога в современной инновационной образовательной среде, приобретаемые в процессе формирования его информационной культуры:
– инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;
– освоение и создание инновационных продуктов и инновационных технологий в процессе профессионального образования;
– способность к культуротворчеству, выражающемуся в создании творческих информационных педагогических разработок [4].
В условиях современной системы обучения умение творчески использовать современные информационные технологии в практико-педагогической деятельности приобретает для преподавателя особое значение, т.к. он ежедневно сталкивается с такой необходимостью в своей работе. Так, в разработке дидактического материала учебного курса современному преподавателю необходимо использовать стандартные офисные редакторы (Microsoft Word, Excel, Power Point), а также специальные редакторы для разработки различных мультимедийных приложений и контрольных заданий (Adobe Photoshop, Corel Draw). Для осуществления обратной связи со студентами преподавателю необходимо уметь пользоваться электронной почтой; он должен уметь осуществлять поиск интересующей информации в сети Интернет. Кроме того, для работы со всеми видами носителей информации, работы с персональным компьютером, копировальными аппаратами преподавателю необходимы навыки работы с техническими средствами, обслуживающими информационные процессы. Прекрасной возможностью общения со студентами может быть личный веб-сайт преподавателя, на котором он мог бы размещать информацию для студентов по своему курсу, для этого современный педагог должен иметь достаточный уровень владения веб-программированием. Все это требует от преподавателя высокого уровня информационной компетентности, которая состоит из ценностного отношения, интереса к овладению информационными технологиями, конкретных знаний и практических умений (мотивационный, когнитивный, операционный и рефлексивный компоненты).
В определении информационной компетентности мы придерживаемся точки зрения Н.И. Гендиной и понимаем ее как «умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [2]. В содержание информационной компетентности преподавателя Н.И. Гендина включает:
– умение рационально работать с информацией – владеть навыками анализа, синтеза информации;
– освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции;
– владение навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями и умение использовать технические средства в образовательной и научной деятельности [2].
Таким образом, исходя из перечисленных выше определений ИК личности, под информационной компетентностью преподавателя мы понимаем совокупность алгоритмов педагогической деятельности, связанных с широким применением в учебном процессе новых информационных технологий.
В англоговорящих странах специалисты в области информации термин «информационная компетентность» называют «информационная грамотность» (information literacy), понимая под этим определением способность осознавать потребность в информации и умение осуществлять компетентный поиск, оценку и использование информации [6, с. 36].
Информационная грамотность/компетентность западными исследователями в большей мере соотносится с библиотечным делом, как с деятельностью, непосредственно связанной с эффективным поиском, оценкой и использованием информации. Кроме того, информационная грамотность/компетентность рассматривается также как «критическое мышление» или «умение учиться» [6, с. 14]. Тем не менее существуют и другие концепции, соотносимые с информационной грамотностью/компетентностью. Так, грамотность может быть различной, например, если говорить о владении информационными технологиями – компьютерная грамотность, медиаграмотность, Интернет-грамотность:
– Компьютерная грамотность. Знания и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий, включая аппаратуру, программные средства, системы, локальные сети и Интернет, все элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.
– Медиаграмотность. Включает знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление информации (печатные издания, радио, телевидение, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат jpg для графических изображений и т.д.) [6, с. 6].
Таким образом, понятие «информационная компетентность» в современном мире не имеет однозначной трактовки, это, на наш взгляд, является следствием того, что она может быть применима к самым различным областям человеческой деятельности (применительно к информационным технологиям, критическому мышлению, компьютерной грамотности и т.д.). Однако различные трактовки «информационной компетентности» имеют общее основание – понятие «информации». Следует понимать, что сама по себе информация не делает людей информационно компетентными, но она, безусловно, является важным ресурсом социально-экономического развития, основным ресурсом образования и познания, является предпосылкой к творчеству и инновационным преобразованиям, а также фактором улучшения жизнедеятельности людей.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по повышению уровня информационной компетентности преподавателей вузов путем формирования мотивационного, когнитивного, операционно-деятельностного и рефлексивного компонентов ИК.
В соответствии с целью исследования по повышению ИК преподавателей высшей школы нами были определены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- на уровне мотивационного компонента – формирование интереса к использованию новых информационных технологий и осознания эффективности их применения в деятельности преподавателя высшей школы;
- на уровне когнитивного компонента – формирование совокупности следующих знаний:
1) основ работы с персональным компьютером;
2) принципов работы и возможностей универсальных программных продуктов Microsoft Office: MS Word, Excel, Power Point;
3) возможностей и специфики графических мультимедийных редакторов: Adobe Photoshop, Corel Draw;
4) принципов работы Интернет: электронная почта, поисковые системы, веб-программирование;
- на уровне операционно-деятельностного компонента – формирование способности применять усвоенные знания о программных продуктах в практической деятельности преподавателя, формирование устойчивых навыков работы с информационными технологиями и техническими средствами;
- на уровне рефлексивного компонента – формирование способности развивать и творчески преобразовывать приобретенные навыки в соответствии с растущими требованиями к информационной компетентности специалиста.
Решение данных задач в целостном виде, на наш взгляд, приводит к повышению информационной компетентности преподавателя высшей школы.
Кроме того, на каждом отдельном этапе экспериментальной работы нами были сформулированы задачи, отвечающие цели нашего исследования. Так, в ходе методической работы вуза по повышению информационной компетентности преподавателей были выделены и решены следующие задачи:
- на подготовительном этапе:
1) актуализация проблемы исследования;
2) определение предмета и объекта экспериментального исследования;
3) анализ состояния проблемы использования преподавателями НИТ в профессиональной деятельности и определение текущего уровня (на входе) ИК преподавателей;
4) разработка цели и гипотезы опытно-экспериментальной работы.
- на основном этапе:
1) проведение эксперимента по повышению информационной компетентности;
2) сбор и накопление информации.
- на заключительном этапе:
1) статистическая обработка результатов эксперимента, построение диаграмм, таблиц и т.д.;
2) диагностика конечного уровня (на выходе) ИК преподавателей;
3) сравнение полученных результатов с целью, задачами и гипотезой исследования;
4) анализ и оценка полученных экспериментальных данных, формулирование выводов;
5) корректирование и разработка практических рекомендаций для дальнейшей работы по повышению ИК преподавателей высшей школы.
Методы решения приведенных задач на соответствующих этапах проведения опытно-экспериментальной работы кратко представлены в таблице.
Методы организации опытно-экспериментальной работы
Рассмотрим подробнее реализацию задач эксперимента.Был разработан учебно-тематический план спецкурса «Преподаватель – пользователь ПК». В целом обучение в ходе формирующего эксперимента было рассчитано на 79 академических часов и состояло из трех последовательно сменяющихся этапов. Первый этап (вводный), семинар «НИТ и моя специальность», был разработан в виде обобщающе-мотивирующей лекции и рассчитан на 4 академических часа. Следующий этап – спецкурс «Преподаватель – пользователь ПК» был дан в виде лекционных занятий, формирующих новые знания у преподавателей. Он состоял из 4 модулей, каждый из которых содержал несколько разделов для изучения и рассчитан на 69 академических часов. Заключительным этапом формирующего эксперимента являлась организация работы по созданию творческих проектов преподавателей. Формой обучения на данном этапе была самостоятельная работа преподавателей, рассчитанная на 6 академических часов в виде творческих проектов.Заключительный этап экспериментальной работы представлял собой статистическую обработку, а также теоретический анализ и оценку результатов проделанной экспериментальной работы. Так же как и при начальной диагностике были оценены критерии и показатели ИК (мотивация, знания, умения, а также ценностное отношение к собственной ИК), на основании которых были определены уровни ИК преподавателей высшей школы, участвовавших в эксперименте. Подробное описание проведенной диагностики и ее результаты приводятся ниже.Преподаватели, участвовавшие в экспериментальной работе по повышению информационной компетентности, помимо знаний и умений, ограниченных требованиями кредитной технологии обучения, приобрели навыки анализа и синтеза компьютерных способов обработки информации. Кроме того, при условии успешного обучения происходит общая перестройка с традиционной ручной обработки информации к более эффективной автоматизированной. Однако значительной, на наш взгляд, косвенной целью и конечным итогом экспериментальной работы кроме собственно повышения информационной компетентности преподавателей высшей школы является формирование разносторонних творческих способностей человека по приобретению знаний и умений осуществления информационной деятельности, т.е. формирование информационной культуры личности, которая шире и включает в себя понятие информационной компетентности.В заключение хочется отметить, что в новых образовательных условиях преподавателю для адекватного осуществления роли посредника для студента в получении знаний чрезвычайно важно обладать высоким уровнем информационной компетентности; ее формирование и повышение является одной из важнейших задач современного обновленного образования. Существенной проблемой при этом становится разработка методологической основы повышения информационной компетентности преподавателя. Это объясняется тем, что при всем существующем многообразии внедряемых в учебный процесс информационных технологий не выявлены единые требования и критерии их использования в учебном процессе. Иначе говоря, нет четких требований к уровню информационной компетентности преподавателя, к знанию конкретного ряда программных продуктов, к умению самостоятельно и творчески использовать возможности компьютерных технологий в педагогической и научной деятельности, что, несомненно, определяет область новых исследований.
Этапы |
Методы |
Подготовительный этап |
1. Наблюдение за использованием преподавателями вузов НИТ в профессиональной деятельности. 2. Констатирующий эксперимент (анкетирование, опрос, тестирование преподавателей) |
Основной этап |
1. Формирующий эксперимент. 2. Первичная обработка полученных результатов |
Заключительный этап |
1. Констатирующий эксперимент (анкетирование, тестирование преподавателей). 2. Контролирующий эксперимент (теоретический анализ и обобщение результатов). 3. Статистические методы обработки полученных результатов. 4. Методы наглядного представления результатов эксперимента |
Библиографическая ссылка
Салгараева Г.И., Токтагулова Г.Б., Ыскак Г.Т. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 198-202;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36007 (дата обращения: 21.11.2024).