В видах спорта, где задача предполагает сильную общую зависимость, существенным фактором успеха спортивного выступления является сплоченность группы, групповое единство, которое не является статичным и стабильным явлением, оно меняется в течение сезона. При этом в командах-победительницах групповая сплоченность растет, а в проигравших – снижается. Необходимо учитывать, что в разных командах после побед или поражений изменения группового единства происходят по-разному. Как правило, чем выше уровень соревнований и класс команд, тем устойчивей их групповая сплоченность, меньше колебания в течение игрового сезона [5; 13; 14].
Развитие группы
Так же как отдельный игрок в течение многолетней спортивной карьеры меняется и развивается, каждая команда находится в процессе непрерывного развития, живет своей собственной жизнью. В целом период роста команды значительно короче, чем карьера отдельного игрока (10–15 лет у игрока обычно против нескольких лет у команды). Термин «создание команды» часто обозначает только процедуру ее формирования. На самом деле – это процесс, в котором необходимо предвидеть и по возможности предупреждать появление неизбежных проблем. Наряду с выбором способа создания оптимальной структуры группы (в соответствии с поставленными задачами), внимание тренера должно быть направлено на руководство ее намерениями. Поскольку редко бывает, чтобы все игроки команды заменялись одновременно, это внимание может рассеиваться. При замене игроков команды и в тренировочном процессе адекватное восприятие изменившейся групповой ситуации, групповой культуры иногда теряется. Постепенное изменение группы может неожиданно проявиться в неспособности решить требуемую задачу. С уходом каждого игрока из команды и приходом каждого нового группа существенно меняется.
Каждая группа в своей жизни проходит через несколько стадий. Существуют различные модели этих изменений [5; 13; 14]:
- 3-стадийная модель Шульца;
- 4-стадийная модель Дрекслера;
- 5-стадийная модель Тукмана;
- 7-стадийная модель Дрекслера – Сиббета.
Их авторы описывают фазовый процесс создания команды с социально-психологической точки зрения или относительно прикладных задач. Выбор какой-либо из них – это всегда индивидуальное решение тренера, связанное с его личными взглядами, культурой и реальной ситуацией с командой, ее социальным и спортивным окружением.
Трехстадийная модель Шульца
Первая стадия называется «включение» и характеризуется вопросом: «Являюсь ли я частью группы?». Во второй стадии «управление» центральной идеей является: «Какими будут моя роль и статус?». Проходя через эти две стадии, группа достигает третьей, называемой «привязанность». Здесь главный вопрос: «Получу ли я от этой группы эмоциональное удовлетворение, которое хочу?».
Четырехстадийная модель Дрекслера, Гибба, Вейсбурда
На первой стадии член группы ориентируется в собственной позиции в группе («Зачем я здесь?»). На второй стадии происходит конфронтация с другими членами группы («Кто ты и что тебе от меня нужно?»). На третьей стадии игроки нацелены на общую задачу («Что мы делаем?»). В четвертой стадии реальным становится решение групповой задачи («Как мы будем это делать?»).
Пятистадийная модель Тукмана
Изменения, происходящие с группой, можно разделить на пять стадий.
Первая стадия – формирование команды, представляет знакомство друг с другом и ориентацию на задачу. Игроки узнают друг друга, стараются установить индивидуальные качества каждого, они еще не уверены в их собственной роли и функциях в группе и часто по этой причине полностью себя не проявляют, наблюдая за всем как бы издалека. Лидер группы (тренер) на этой стадии является персоной в «руководящем кресле». Он проводит много индивидуальных бесед, объясняет задачу и распределяет временные индивидуальные функции.
Вторая стадия состоит в поиске консенсуса в группе, здесь определяются взаимные ограничения. Эта стадия сопровождается напряженностью, поляризацией мнений, отношений и конфликтами («кто имеет власть?»). Период этот необходим для дальнейшего роста группы. Игроки команды получают возможность реально узнать друг друга и, в общем, установить статус каждого и уровни контроля и управления.
В третьей стадии разрешаются конфликты предыдущей стадии, достигается полное согласие. Удачное решение этих проблем необходимо для приобретения как минимум взаимного уважения, а лучше признания каждым спортсменом качеств его товарищей по команде. Это включает установление согласия и сплоченности в группе с четкими иерархическими позициями. Социальные аспекты такой иерархии в команде, которые были основными в предыдущей стадии, здесь заменяются стремлением действовать вместе, эффективно для решения групповой задачи.
В четвертой стадии развития группы ее члены изучили друг друга ранее и теперь собирают «плоды» знания и опыта. Группа знает, что ожидается от каждого ее члена, роли и функции известны, структура группы стабильна. Все готово к направлению сконцентрированной энергии на достижение требуемого результата, группа созрела для эффективного действия.
Третья и четвертая фазы имеют большое значение для тренера. Наблюдая за отношениями членов команды, он приобретает способность проникать в разнообразные вариации поведенческих реакций в группе. В общем, в группе встречаются две лидерские роли: лидер, ориентированный на задачу, и социально-эмоциональный лидер. Обычно в группе – это разные люди. В терминах традиционной семьи лидер, ориентированный на задачу, олицетворяет фигуру отца, социально-эмоциональный лидер – матери. В группе необходимы оба лидера. Хотя первый из них рассматривается как ключевая фигура (без такого лидера спортивная группа практически беспомощна в реальной спортивной борьбе), роль социально-эмоционального лидера также не должна недооцениваться. Ясно, что тренер рассматривается как лидер задачи. Иногда роль социально-эмоционального лидера легко выполнять в позиции менеджера команды, врач команды также может выполнять эту роль.
Очень важно, чтобы для членов команды и тренеров было ясно, кто играет эти роли. Очевидно, что обе роли нуждаются друг в друге, и их взаимодействие должно быть также точкой отсчета в создании сплоченной команды. Критической проблемой развития группы является то, что каждая, даже самая успешная группа имеет свой пик достижений и спад, после хороших сезонов следуют провалы. Каждая группа старается избежать этой стадии, заменяя игроков (а зачастую и тренеров) в нужное время. Каждый новый член группы должен в определенном смысле адаптироваться в группе, пройдя описанный выше путь ассимиляции и социализации в новом для него коллективе.
Пятая стадия для каждой группы содержит угрозу распада, окончания ее «жизни». В самом строгом смысле термин «конец группы» может рассматриваться только в случае действительной ее ликвидации. Реально этот термин не должен интерпретироваться так драматично – переход в низшую лигу, например, часто ведет к изменению организации команды. Реально каждое изменение в ощущениях персонала всегда является в некотором смысле концом прежней группы. Важно определить в ее составе «ядро команды» (которое вероятнее всего не претерпит серьезных изменений), «вспомогательных членов» (чья дальнейшая судьба зависит от многих обстоятельств) и «временных членов» команды (не имеющих с ней контракта, находящихся на просмотре и отсеивающихся по мере укомплектования новой команды). Хотя изменения в составе ядра группы имеют серьезные последствия, не следует недооценивать другие группы игроков: часто по причине травм, болезней, спада формы временного характера в разряд вспомогательных попадают сильные и нужные команде игроки, и к ним надо относиться очень внимательно. Изменения среди временных членов команды также могут иметь значение, это касается также и персонала (менеджер, доктор, массажист, администратор).
Особенностью пятой стадии в развитии группы является то, что она выполнила свою задачу, и когда ее члены поняли, что цель успешно достигнута, следует признать, что их функции и роли в данной группе полностью исчерпаны. А цели новой группы могут потребовать повышения оценки ее членов в свете новых задач. Это должно означать, что весь описанный выше цикл начинается сначала. С новой командой дело пойдет быстрее, так как культура группы уже создана и развита. Если она не противоречит новым задачам, то может успешно работать, и большое количество правил не потребует особого внимания. Старые члены группы также могут успешно освоиться в этой новой группе при их соответствии новым задачам.
Единства в группе, достигающей цели, обычно больше. Некоторые члены группы ставят перед собой новые, более сложные задачи. Для других это содержит в себе возможную угрозу: достижение групповой цели способствует посеву зерен будущего распада группы. Группа динамична, изучение взлетов и падений ориентированной на задачу группы является, следовательно, также изучением изменений. Немногое в группе остается статичным, стабильным – ее энергия, жизнеспособность и деятельность почти постоянно меняется. Руководство группы должно постоянно осознавать, что группа всегда развивается: к великолепному успеху или, к сожалению, к разочаровывающему концу (таблица).
Пять стадий развития группы
Стадия |
Поведение, ориентированное на задачу |
Социально- эмоциональное поведение |
Климат в группе |
Ориентация на результат |
Общие отношения |
1. Формирование |
Ориентация |
Зависимое |
Осознанный |
Вовлечение |
Принятие |
2. Поиск согласия |
Сопротивление |
Враждебность |
Конфликтный |
Ясность |
Чувство объединения группы |
3. Установление норм, достижение согласия |
Коммуникация |
Единство |
Кооперация |
Вовлечение в задачу |
Поддержка друг друга |
4. Проявление действия |
Разрешение проблем |
Общая зависимость |
Продуктивный |
Выполнение задач |
Гордость друг за друга |
5. Перерыв, распад |
Завершение |
Окончание обязательств, безучастность |
Разделение, распад |
Оценка, осознание |
Удовлетворение |
Семистадийная модель построения команды
Каждая из ее стадий описывает типичные процессы, происходящие в группе людей, которые хотят объединиться ради общей цели. Они составляют основные вопросы, которые в случае их разрешения членами команды соответствующим образом естественно ведут к следующей стадии развития. Если эти вопросы остаются нерешенными или решаются неэффективно, то растут непродуктивные конфликты, негативные эмоции и вклад каждого игрока в достижение поставленных целей будет только неадекватной попыткой. Авторы данной модели предложили две группы стадий: созидательная, в которую вошли четыре первые низшие стадии, и поддерживающая – три последние стадии. Эта модель – самая сложная из рассматриваемых, частично интегрирует предыдущие более простые модели.
Ориентация
В первой стадии игроки определяют, что они должны предложить в общий потенциал группы («Каковы мои возможности?»), чего способна достигнуть команда, что они могут и хотят добиться в команде и вместе с их товарищами.
При получении ответа на главный вопрос этой фазы, «Почему и зачем я здесь?», каждый спортсмен определит свое место в группе, ее полноправного члена и будет готов установить и принять свой собственный набор задач в следующей фазе развития команды.
Создание доверия
В фазе создания доверия усиливаются личные контакты всех спортсменов между собой и каждый член команды выделяет тех, с кем он хотел бы общаться, устанавливает, что другие партнеры ожидают от него и от других товарищей по команде. Ключевым вопросом этой стадии является: «Кто ты?». Если эта фаза проходит плохо, то недоверие и настороженность будут вырастать, и социальное общение будет формальным (группа – «пустая скорлупа»). Если эта фаза – успешна, то спортсмены общаются спонтанно, открыто и искренне, предлагая друг другу взаимную поддержку, что будет очень важно в следующей фазе, предполагающей сосредоточение на общих задачах.
Выяснение цели и роли
В ходе этой стадии команда должна определить, какие основные цели и задачи устанавливаются для решения и каков вклад каждого игрока в их достижение («Что должно быть сделано?»). В течение данной фазы цель и роль игрока проясняется ключевым вопросом «Что мы делаем?». Если этот процесс идет неудовлетворительно, игроки ошибаются в оценке действий партнеров, конфликтуют и соперничают, что может блокировать их понимание действительной цели команды. Если команда успешно находит ответы, которые охотно поддерживаются всеми ее игроками, то все задачи и роли будут приняты с большим желанием их выполнить. Это открывает свободный путь к ясному согласию и служит основой для создания норм и правил (устав команды) взаимодействия в команде.
Распределение обязанностей
В следующей стадии развития команды основной вопрос – «Как мы будем действовать?», что требует согласия по средствам и методам, которые будут использоваться для достижения общей цели, которую члены команды сами установили и приняли. Результатом данной стадии является ясное понимание общих задач, идентификация ролей. Если на этой стадии какие-либо вопросы не разрешаются, общее доверие между игроками будет разрушаться. В случае ясного распределения обязанностей все ресурсы команды объединяются, и все члены команды в своих словах и поступках начинают разделять общий взгляд на задачи команды.
Внедрение в практику
На этой стадии согласованные цели реализуются самими спортсменами в тренировочных занятиях команды. После распределения разных задач необходим план достижения поставленной цели. Если какие-либо вопросы при этом остаются неразрешенными, возникают конфликты, связи в команде нарушаются и процесс создания команды не будет выполнен.
Высокое мастерство
Если каждый спортсмен в тренировках реализует согласованные и распределенные задачи, команда достигает более высокой стадии развития, на которой следует определить: «Кто и что делает, когда и где?». Настойчивое и ответственное внедрение принятых правил и четкое распределение задач и ролей дает спортсменам большую гибкость при действиях в непредсказуемых и изменяющихся условиях коммуникации. Эффект тренировки будет синергическим, складываясь в высококлассные действия команды. Если прохождение этой фазы нарушается, результатом будет дисгармония, сверхчувствительность, избыточная реакция на острые ситуации, которые расстраивают точно сбалансированную деятельность команды и могут привести к ее поражению в достижении цели, которую она сама же и установила.
Обновление
Последняя стадия команды начинается, когда цель достигнута, и возникает вопрос: «Что дальше?» В зависимости от ответа на вопрос, как и зачем надо двигаться дальше, возможны два практических варианта: обновление команды или ее роспуск. В случае успеха команды в этой фазе в поиске конкретных ответов на вопрос, зачем надо продолжать дальше, весь описанный выше процесс начинает снова обновляться, конечно, с определенными изменениями в персональном составе команды. При этом происходит смена целей и задач, критериев индивидуального физического, технического и тактического мастерства, психологического климата в команде, перераспределяются роли. Обновление команды характеризуется и мотивируется соревнованиями и их задачами, находясь между свободой и обязанностями.
Если прояснение и четкое определение всех процессов порождают обязанности, согласие между свободными людьми, действующими как партнеры, то это будет означать, что каждый член группы устанавливает для себя обязательства в команде относительно общих, целей и задач и в соответствии с командными правилами и общей групповой культурой. После этого игроки будут готовы принимать личные решения с учетом общих интересов, обязанностей в команде, групповой культуры, командных целей и задач.
Индивидуализация деятельности спортсмена в рамках командной работы
Наиболее сложная тренерская проблема в командных видах спорта состоит в максимальном учете индивидуальных особенностей спортсменов и рациональном их использовании для решения спортивных командных задач. Зачастую тренер команды не изучает глубоко личностные характеристики своих спортсменов, не хочет и не умеет это делать. Помощь узких специалистов-психологов в командных видах спорта, как правило, успеха не приносит, и автор глубоко убежден, что формула «Тренер – педагог и психолог» единственно верная. Наибольшую значимость в решении вышеперечисленных задач и специфики командной работы, на взгляд автора, имеют типологические характеристики личности спортсмена [2], а также уровни развития его психомоторных качеств [2; 5–8] и возможности их совершенствования с учетом специфики вида спорта, спортивного амплуа спортсмена в команде и особенностей сложившихся технико-тактических взаимодействий в соревновательной практике, общей командной культуры, языковых и национальных традиций различных спортсменов.
В указанных работах были достаточно подробно рассмотрены отмеченные вопросы, как в общетеоретическом и методическом плане [2; 5–7], так и применительно к некоторым конкретным видам спорта, таким как: волейбол [1; 3; 8–10], отдельные виды легкой атлетики, кикбоксинг и рукопашный бой [11; 12], сноуборд и экстремальные виды спорта. В большинстве этих исследований не ставилась задача интеграции отдельных индивидуальных характеристик личности спортсменов в групповой спортивной деятельности в сложную командную структуру. Их использование в реальном избранном виде спорта представляет сложную творческую задачу для тренера спортивной группы-команды.