Процессы реформирования и модернизации системы современного образования, как справедливо отмечают многие исследователи, обострили противоречия между социальным заказом на личность, способную к творческому решению самых разнообразных проблем, и усредненным образовательным уровнем, ориентированным на стандарты. Поэтому приоритетной задачей начальной школы становится организация педагогического процесса, направленного на развитие креативности каждого ребенка.
Обозначенные противоречия определили необходимость разработки содержания и структуры индивидуального профиля креативности младшего школьника, авторскую методику для его идентификации, а также показатели, критерии и уровни развития общей способности к творчеству.
Эталонный профиль креативности спроектирован в соответствии с теоретической моделью-триадой креативности. Модель-триада креативности (творческая направленность личности – продуктивное мышление – специальные способности) имеет проекцию на пространство зон актуального состояния креативности, ее ближайшего развития и саморазвития [1]. Поэтому развитие обозначено как продвижение ребенка посредством присвоения креативного опыта в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками.
Составляющие модели креативности можно рассмотреть по следующим показателям.
Творческая направленность личности: сила мотивации к творчеству; потребность в творчестве (по инициативе самого субъекта); стремление к самому процессу творчества (устойчивая внутренняя мотивация); интерес к деятельности за пределами поставленной задачи, проблемы; увлеченность содержанием творческой деятельности, направленность на творчество; склонность к самовыражению; любознательность.
Творческое (продуктивное) мышление: оригинальность мышления (способность продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальное решение); гибкость мышления; продуктивность (мыслительная активность); воображение; фантазия; наблюдательность; память (запоминание креативных образцов).
Специальные способности: чувствительность (сензитивность) – восприимчивость к новому; способности к практическому приложению знаний и умений; способность к оригинальному (нестандартному) использованию материалов и идей; способности к преобразованию и символизации; опережающая возраст умелость; широта интересов; изобретательность в различных видах деятельности, в играх.
Этот список объективных характеристик разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Каждая составляющая креативности оценивается по пятибалльной шкале:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, ярко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство выражено, но неустойчиво в проявлениях, наблюдается ситуативно;
3 – оцениваемое свойство личности не выражено (скрыто), его проявления наблюдаются крайне редко (стремится к 0);
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому,
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Для графического изображения индивидуального профиля креативности можно использовать вариант, предложенный А.И. Савенковым [5].
Первоначально на индивидуальной «карте» для каждого ученика нужно нарисовать 3 шаблона, соответствующих числу составляющих элементов модели креативности. Число лучей на шаблоне совпадает с числом выделенных показателей (по 7 для каждой составляющей). Любой луч имеет 5 делений по числу баллов в шкале оценивания (рис. 1).
Рис. 1. Шаблон профиля креативности
Идеальный профиль креативности с максимальным числом баллов (5) по каждому показателю соответствует правильному многоугольнику. Однако реальный профиль отличается от идеального и отражает индивидуальные особенности развития креативности у конкретного ребенка. Такая наглядная форма представления результатов упрощает определение адекватных и эффективных направлений педагогической работы (рис. 2).
Как видно из рис. 2, творческая направленность личности младшего школьника была оценена по 7 показателям (шкала от 0 до 5 баллов). Личные показатели творческого (продуктивного) мышления были оценены компетентными экспертами. Полученная сумма баллов позволила определить уровень креативности младшего школьника по таблице соответствия.
Рис. 2. Пример «Индивидуальный профиль креативности (показатель: творческая направленность)» по усредненным значениям экспертных оценок
Соответствие суммы баллов уровням креативности
Уровень креативности |
Сумма баллов |
Актуальный (3 уровень, высокий) |
105–85 |
Зона ближайшего развития 2 уровня |
84–64 |
Ситуативный (2 уровень, средний) |
63–43 |
Зона ближайшего развития 1 уровня |
42–32 |
Потенциальный (1 уровень, низкий) |
31–21 (и ниже) |
В обобщенном виде полученные результаты можно проиллюстрировать графически в виде индивидуальной лепестковой диаграммы (рис. 3).
Рис. 3. Оценка выраженности показателей креативности младшего школьника
Аналогичные карты составляются для каждого ученика. В индивидуальные карты на протяжении периода экспериментальной работы необходимо вносить все результаты, полученные посредством применения диагностико-исследовательского комплекса, включая стандартизированные, проективные и различные качественные (феноменологические) методы исследования. Совокупность экспериментальных результатов отражает различные параметры креативности (как процесса и продукта).
Итак, для получения достоверных и объективных данных представляется логичной диагностика изменений индивидуального профиля креативности каждого ученика. Количественные показатели этих изменений будут свидетельствовать о динамике процесса развития креативности. Следовательно, итоговым критерием логично выбрать уровни развития креативности младших школьников [2].
Вопрос об идентификации проявлений креативности у младших школьников воспринимается нами как вопрос о критериях, показателях, факторах креативности в целом. Это – предмет многолетних дискуссий в научной среде. Например, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс рассматривали креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [3]. В качестве основных факторов (G, Q, U) креативности признаны:
G оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности;
Q семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике;
U-образная адаптивная гибкость – способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
U-образная семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.
В современной интерпретации гибкость рассматривается как способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, способности преодолевать стереотипы (С. Медник) [3].
Оригинальность считается одним из основных показателей креативности. Это есть способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, – уточняет А.И. Савенков [5]. Оригинальность диагностируется по минимальной частоте встречаемости предъявленного учеником способа решения, ответа в однородной группе. Вместе с тем, подчеркивает В.Н. Дружинин, нередко происходит необоснованное смещение понятий: креативность отождествляется с нестандартностью, нестандартность – с оригинальностью, а последняя – с редко встречающимся ответом у данной группы испытуемых. Нестандартность – понятие более широкое, чем оригинальность. Оригинальность (включая оригинальность вербальных и невербальных ассоциаций) следует оценивать через способность продуцировать идеи и производить продукты, отличительной чертой которых является исключительность по сравнению с массовым опытом, необычность. Несомненно, названный показатель должен сопровождаться такими характеристиками, как самостоятельность; валидность, адекватность (действий и полученного результата) поставленной задаче.
Добавим также, что выдвинутые показатели гибкости и оригинальности проявляются также в наблюдаемом результате творческого процесса – креативном продукте, следовательно, справедливы также и для его характеристики.
Качественное своеобразие продукта и процесса будем рассматривать как индикатор креативных свойств.
Для идентификации креативности выделим и другие специфические и неспецифические показатели.
Продуктивность (беглость) – способность к продуцированию, которая измеряется по числу идей, подходов, продуктов в контексте одной творческой проблемы (задачи, задания). Беглость обычно оценивают как легкость создания новых образов, наиболее ярко проявляется при решении логических задач, проблем и может быть выявлена в любом виде деятельности ребенка. Следовательно, этот показатель непосредственно не связан с креативностью, т.е. не является специфическим. Однако очевидно: чем больше идей, тем больше возможность выбора из них наиболее интересных, оригинальных.
Чувствительность (сензитивность) – восприимчивость к новому, выраженная установка на выбор нестандартных заданий и их творческое выполнение. Этот интегративный показатель объединяет: способность к поиску нетрадиционных способов решения интеллектуальных и прикладных задач, способность к переносу, способность к выработке обобщающих стратегий, способность к применению ранее приобретенных специальных знаний, умений, навыков, а также широта этого применения в неспецифических условиях. В общем, это способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес) [4].
Далее качественные характеристики выделенных показателей необходимо описать в терминах количественных характеристик, которые поддаются измерению. Ниже дифференцируются составляющие каждого показателя креативности, которые рассматриваются как индикаторы креативности младших школьников.
Индикаторы показателей креативности
1. Оригинальность проявляется в мышлении, поведении и деятельности, продуктах творчества. Инструментальный индикатор – минимальная частота встречаемости диагностируемого признака в однородной группе учащихся.
Смысловой индикатор предназначен для разграничения продуктивных и непродуктивных проявлений творческой активности, а именно: репродуктивных (стереотипных), оригинальных (творческих) и неосмысленных (отклоняющихся от позитивной нормы или неадекватных).
2. Продуктивность. Инструментальный индикатор продуктивности в целом – число выбранных и успешно выполненных творческих задач (заданий). Беглость оценивается по быстроте преобразования образца для подражания в творческий продукт.
Смысловой индикатор характеризует: чувствительность к творческой деятельности, независимость в новых условиях, ситуациях, требующих проявления креативной активности. Чувствительность (сензитивность) в свою очередь проявляется в способности различать и формулировать задачи, проблемы, задания творческого характера.
3. Гибкость. Инструментальный индикатор – измеряется числом (логичных, оправданных, целесообразных) переключений с одного класса объектов и явлений на другой в ходе мыслительных и предметных действий.
Смысловой индикатор отражает оперативность, умение находить альтернативные стратегии решения, отказ от стереотипов, широкий диапазон творческих проявлений (разнообразие), свободу переключения [1].
Креативность, даже если не проявляется, потенциально присуща каждому индивиду, следовательно, исследуемая способность чувствительна к развитию. На этом основании выделены три основных уровня креативности младших школьников.
Уровень потенциальной креативности (низкий) характеризуется проявлением отдельных креативных свойств, как правило, под влиянием какого-либо внешнего стимула. Это уровень так называемой «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. У детей, имеющих уровень потенциальной креативности, оригинальность продукта творческой деятельности (рисунка, сказки, поделки и т.п.) выступает как самоцель и обычно достигается не за счет продуктивных механизмов, т.е. проявление оригинальности имеет случайный характер.
Уровень ситуативной креативности (средний) характеризуется неустойчивостью (нестабильностью) проявления общей способности к творчеству. Креативность на этом уровне может являться чисто ситуативной характеристикой – реакцией. Детей этого уровня отличает проявление творческой активности, интереса к творческой деятельности, однако мера их выраженности во многом определяется ситуацией, наличием креативных образцов. При этом каждый творческий продукт оценивается и переживается ребенком как открытие, творческая находка, событие.
Уровень актуальной креативности (высокий) характеризуется устойчивостью проявлений креативности, стабильно высокими значениями показателей всех составляющих креативности, как в творческом процессе, так и в продукте. Постановка новой проблемы – важнейший фактор творчества. Самостоятельная, не стимулированная извне постановка проблемы – качественная особенность детей этого уровня. В деятельности преобладает внутренняя мотивация. Ребенок мотивирован на самореализацию в творческой деятельности, проявляется склонность к различным видам самообразования, творчества [1].
Переходные уровни отражают междууровневое состояние исследуемой характеристики, когда она не достигает значений следующего уровня, но превосходит значения предыдущего. Эти результаты исследования особенно важны в контексте динамики развития креативности.
Представленная технология построения индивидуального графического профиля креативности, адаптированная к младшему школьному возрасту, может быть эффективна в ходе диагностики и организации процесса креативного развития личности.
Статья поддержана исследовательским грантом РГНФ (проект № 16-16-73002 а).
Библиографическая ссылка
Бибикова Н.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 96-100;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35986 (дата обращения: 21.11.2024).