Российская система образования сегодня находится в процессе преобразования, изменения, осовременивания, как принято говорить, в процессе модернизации. Не смотря на то, что мы уже на второй ступени, решение таких проблем, как глобализация, создание единого европейского культурно-образовательного пространства, сохранение национальной самоидентичности, остаются по-прежнему актуальными.
В сложившихся условиях, когда роль образовательных организаций в формировании личности социально зрелой и социально ответственной четко определена Федеральным законом РФ № 273 «Об образовании» (2012 г.), возрастает ответственность командно-административной единицы, особенно в ситуации укрупнения образовательных учреждений и сокращения численности состава управленческих команд. Руководителям образовательной организации необходимо в такой ситуации следовать разработанной стратегии, отражающей сохранение индивидуальности образовательной организации, ее миссии, но вписывающей образовательное учреждение в современное единое социально-культурное образовательное пространство региона и страны и рассчитанной на дельнейшее развитие с экстраполяцией сложившихся тенденций в мировом сообществе.
Управленческим командам невозможно обойтись без традиционных и инновационных технологий социального управления. Сегодня вновь возрастает интерес к личности как единственному наиболее сенситивному ресурсу управления. Система менеджмента качества образовательных организаций в настоящее время является одним из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования. Наличие и эффективность такой системы входит в число показателей государственной аккредитации, используемых при комплексной оценке, например, образовательных учреждений профессионального образования [1; с. 3436–3438].
Сегодня отмечается положительный эффект от модернизации системы образования, хоть общий скепсис и не ослабевает, однако проблемными зонами остаются: ориентация на омоложение кадрового состава образовательной организации без учета качественной составляющей, «старение» высококвалифицированного преподавательского корпуса; отставание материально-технической базы от потребностей, формализм в обеспечении уровня материально-технического обеспечения, неэффективное использование ресурсов; снижение общественной значимости и привлекательности научно-педагогического труда; низкий уровень социальной обеспеченности студентов; снижение международного авторитета российской высшей школы [6; с. 30–31].
Административно-управленческие команды образовательных организаций вынуждены преодолевать сложности: необходимость получения специального управленческого образования, чтобы соответствовать требованиям единого квалификационного справочника в системе образования и нивелировать теоретические пробелы при богатом управленческом опыте, что обуславливает высокую степень нагрузки и как следствие, может провоцировать небольшой эффект от использования инструментов социального управления; непоследовательность стратегического и оперативного планирования; ошибки в прогнозировании последствий применения методов социального управления и технологий стратегического планирования, что снижает эффект от их использования.
В исследованиях разных авторов представлены материалы по вопросам управления профессиональными образовательными, в частности в текстах С.Я. Батышева, Н.П. Глотова, А.Т. Глазунова, А.Б. Лейбович, Д.А. Новикова, М.В. Никитина, М.М. Поташник, П.И. Пидкасистого, Е.И. Рогова, В.А. Сластенина, Г.Л. Фриш, Т.И. Шамовой и других. Роль руководителя в системе социального управления описана в работах следующих авторов: О.С. Виханского, В.В. Гончарова, А.П. Егоршина, А.В. Молодчика, Н.Н. Моисеева, В.П. Пугачева, Э.А. Уткина, Л.В. Фаткина и других.
В процессе анализа деятельности образовательной организации по созданию системы управления качеством образования были выявлены следующие противоречия: между потребностью в «понимающем» управлении образовательной организацией и привычкой к авторитарному стилю руководства; между востребованностью в высококвалифицированных специалистах различного профиля, соответствующих требованиям ФГОС, и переизбытком специалистов на рынке труда; между потребностью в системе эффективных мотивационных мероприятий и возможностями образовательной организации в ресурсном обеспечении данной потребности; между потребностью в обеспечении высокого уровня профессионализма педагогических кадров и возможностями по обеспечению данного критерия качества образования; между усовершенствованием системы менеджмента качества образования и традиционностью мышления.
Анализировать существующие подходы к проблеме проектирования системы менеджмента качества образования и предложить практические рекомендации для конкретной образовательной организации по усовершенствованию данной системы было нашей целью. Объектом исследования в статье является система управления качеством образования образовательной организации, предметом – стратегии системы управления качеством образования. Исследование системы менеджмента качества образовательной организации осуществлялось в городе Тюмени.
Понятие «управление качеством образования» по сей день трактуется по-разному. Традиционно, по мнению исследователей, данная категория впервые была подвергнута анализу Аристотелем в IV веке до н.э. В «Метафизике» Аристотель показывал как меняются качественные характеристики вещей благодаря динамике того или иного качества, поэтому он считал, что «отличительным свойством сущности является то обстоятельство, что, будучи тою же самой и единой по числу, она допускает противоположное определение через изменение ее самой» [2; с. 432, 433, 435]. И. Кант в своем определении качества очень близок к характеристике, предложенной Аристотелем, трактуя первичные качества как априорные, а вторичные как апостериорные. Гегель определил качество следующим образом: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность…нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [3; с. 483]. Дальнейшее развитие идея Гегеля о взаимодействии качества и количества получила в работах Ф. Энгельса, К. Маркс.
Основоположником отечественной теории качества считается А.В. Гличев, он исследовал более 100 различных толкований данного понятия. Один из подходов к понятию «качество» отражен и в международном стандарте ISO. Производственная трактовка данного понятия носит оценочный характер и позволяет ставить вопрос об измерении и оценке качества продукции. Международный стандарт ISO 8402:1994 определяет качество как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [4]. В другой версии стандартов ISO 9000:2000 под качеством понимается степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.
С точки зрения социологического подхода (Э.М. Андреев) «процесс – это «последовательная смена явлений, состояний, событий, ситуаций, стадий, совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей» [5, с. 284]. Н.В. Работяжев, который понимает систему как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство» [5; с. 402].
Среди проблем системы качества высшего образования некоторые авторы отдельно выделяют внедрение многоступенчатой системы подготовки. Работодатели и потребители системы образования не видят принципиальных различий в дипломах лицеев, колледжей; бакалавриате и магистратуре, несмотря на существующие серьезные методические разработки, нормативную поддержку, наличие нормативно закрепленных квалификационных характеристик, учебных планов и программ обучения. Взаимодействие системы высшего образования и работодателей представлено не только обеспечением рабочих мест высококвалифицированными кадрами, но и выстроенной системой организации производственной практики на местах, обеспечения модульной системы обучения, стажировок, однако это не обеспечивает в полной мере формирование профессиональных компетентностей у выпускников вузов. Отмечается многими исследователями сложность в оценке качества образования, затруднения в ориентации высшей школы на процессы в экономике; укрупнение, объединение и структуризация в системе профессионального образования.
Среди факторов, определяющих развитие современной российской ситемы образования, по нашему мнению, наибольшее значение приобретает проблема обеспечения качества, при чем речь идет не только об уровне качества в сфере производственных технологий, качества продукции, качества потребительских свойств товаров и услуг, а также значимо и качество изменений в системе хозяйствования, в организации культуры труда, в социальной сфере и, как следствие – качества жизни.
Качество проявляется непосредственно в самой личности, развитии духовно-нравственных, креативных возможностей, отражающихся в деятельности, направленной на создание, а не в ее деструкции. Велика роль в этом процессе образования, поскольку оно призвано обеспечить формирование личности, готовой к осуществлению качественных преобразований в области профессиональной деятельности.
Образование проектирует наше будущее, становится ресурсом, инструментом и механизмом развития общества. Создание и укрепление рыночной экономики в РФ, модернизация в системе высшего образования, возникновение конкурентной среды на российском рынке образовательных услуг, что было обусловлено в первую очередь выходом на него зарубежных вузов и укрепление позиций негосударственных учебных заведений обнажают проблемы качества образования и создание системы менеджмента качества образования.
Практическая составляющая процесса обучения, так же как и теоретическая составляет ведущий компонент подготовки будущих профессионалов. Ответственные руководители-практики нуждаются в поддержке и постоянном профессиональном росте. Образовательные организации должны способствовать установлению партнерских отношений с предприятиями (местами практик), учитывать их потребности и требования. Студенты в процессе прохождения учебной и производственной практики должны видеть реальные условия будущей профессиональной деятельности, участвовать в совместной деятельности опытных специалистов.
Качественная организация реализации теоретической и практической профессиональной подготовки обеспечивает повышение востребованности будущих специалистов на рынке труда, усиливает их конкурентоспособность, формирует у выпускников высокую степень адаптивности.
Социальное партнерство вузов оказывает огромное влияние на уровень и качество подготовки выпускников и на качество организации непосредственно образовательного процесса. В результате сотрудничества вузов с научно-исследовательскими институтами и с профильными промышленными предприятиями появляется возможность обеспечивать содержание образования с учетом реальных производственных процессов и внедрять научные разработки (современная техника и технологии) в образовательный процесс. Данный процесс способствует эффективной адаптации студентов и выпускников вузов к профессиональной деятельности; обеспечивает возможность развития способности к овладению новыми технологиями в короткие сроки; развивает креативный потенциал студента; создает условия для раскрытия изобретательских способностей, разработки управленческих решений.
Инновационные процессы в настоящее время должны осуществляться во всех образовательных структурах. Инновационные процессы в образовании предполагают соответствие системы образования и отдельных ее составляющих потребностям личности и общества в целом; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; социальную направленность. Все это требует новых типов образовательных учреждений, систем управления, новых технологий, методик и форм образования.
Современное высшее образование отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения. Преобразования – это неотъемлемая часть прогресса. Наукоемкие технологии, гонка вооружений, научно-технический прогресс обусловили технические нововведения, которые влекут за собой изменения технологических процессов, модернизацию системы управления этими процессами и изменения в сфере подготовки специалистов.
Эффективность образовательного процесса, обеспечение качества образования, обеспечение высокого уровня подготовки кадров – эти аспекты системы профессионального образования были актуальны всегда и особенно в условиях обострения конкуренции в сфере образовательных услуг. Интерпретируя понятие качества образования, мы прежде всего говорим об обеспечении сформированных компетенций в сфере профессиональных знаний, о характере и уровне образования в целом, об организационной культуре (селф-менеджмент), ролевой и функциональной готовности к административно-управленческой деятельности, о способности к распознаванию и пониманию проблем и творческому поиску их адекватного решения, навыки самообразования.
Сегодня в условиях поиска новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами принципиальное значение приобретает явное усиление противоречия между все возрастающими требованиями общества и государства к профессиональным, интеллектуальным, социально-политическим, интерактивным и прочим компетенциям человека, с одной стороны, и реальным (фактическим) уровнем образованности, профессионализма и развития выпускника – с другой.
Мы поддерживаем точку зрения П.В. Агапова, рассматривая качество образования как качество процесса, результата и образовательной системы. Говоря о качестве образовательных процессов, выделяют качество содержания образования и качество образовательных технологий (В.В. Краевскй, Ж.Т. Тощенко, Ю.Ф. Янушкевич и др).
Сегодня субъект-субъектная стратегия в системе управления качеством высшего образования является одним из наиболее значимых факторов, определяющих качество самой системы, поскольку обеспечивает взаимозависимое функционирование элементов внутри системы на определенном уровне, понижение и повышение которого взаимообусловлено. Однако важно помнить о роли руководителя образовательной организации в создании субъект-субъектной системы управления качеством, поскольку модель системы управлением качеством образования работает эффективно при разграничении лидерских полномочий, соблюдении процессов и четком определении функционала.
При системном управлении качеством образования в образовательной организации в системе высшего образования, при принятии субъект-субъектной концепции система менеджмента качества становится системой организации, обеспечения, поддержания и усовершенствования.
Процесс проектирования системы управления качеством образования образовательной организации состоит из следующих последовательных этапов: прежде всего, зарождение идеи, вызванной ощущением необходимости улучшения системы опробовать современные технологии социального управления; во-вторых, создание проектного фона; затем, разработка непосредственно системы управления качеством образовательной организации; далее, апробация и корректировка разработанной системы; после этого, оценка результативности внедренной системы управления качества; наконец, отслеживание внедренной системы и ее улучшение.
Непосредственно процесс проектирования системы управления качеством образования состоит из следующих шагов: предпроектная ориентация; создание прогнозного фона; разработка исходной модели, затем нормативной модели; стратегическое планирование и практические рекомендации по внедрению разработанной системы; обеспечение функционирования системы менеджмента качества, контроль, корректировка по результатам мониторинга.
Мы считаем, что уровень обеспечения работы системы управления качеством образования обусловлен функционированием института лидерства, субъект-субъектной стратегии и системного подхода, а также качеством организации работы системы управления персоналом.
Библиографическая ссылка
Аквазба Е.О., Ухабина Т.Е. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 86-90;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35984 (дата обращения: 21.11.2024).