Целью данной работы является описание роли тренера, а прежде всего его педагогической сути, которую он проявляет, во-первых, во всех своих личностных аспектах, а только потом уже в социальном, педагогическом, психологическом, и многих других планах.
В настоящее время наблюдается уже даже не тенденция, а почти полная феминизация образования. Если еще в ХХ веке учителями, тренерами, педагогами были в основном мужчины, а во времена дохристианские на Руси воспитанием молодого поколения и тем более молодых мужчин занимались только мужчины, причем только те, кто был избран на эту деятельность и был признан достойным человеком для ее осуществления, то в настоящее время тренерами, преподавателями, да и вообще педагогами становятся в основном женщины [2]. Это уже приводит к появлению негативных последствий, которые касаются как самих женщин, их маскулинизации, росту количества одиноких женщин с неустроенными судьбами, росту количества заболеваний женской половой сферы, росту количества детей, воспитывающихся в неполных семьях, чаще всего в отсутствие отца, так и к искажению сути воспитательного процесса, последствиями которого становится пополнение количества негармонично развитых молодых людей.
Извращены, изменены и неправильно поняты такие понятия, как дети, школа, учитель, ответственность, гуманность [9]. Гуманность в первоначальном своем понимании на праязыке понималась как «смертный, ищущий связь с высшим», дети – «народ, действующий в истинах», школа – «лестница восхождения в небо». Поэтому, понимая, что школа находится не вовне, а внутри каждого человека, внутри его внутренних устремлений, можно говорить о том, что любой такой человек, несущий в себе и такие знания, и такие энергии, и такие устремления, может повести за собой и своего ребенка, и своих учеников, своих студентов, своих спортсменов. Своими устремлениями педагог поистине воспитывает, то есть «питает знанием на пути восхождения к высшему» своих учеников и превращается в учителя – «несущего свет человека». Человек (чело – старорусское название лба, фронтальной части головы, век – в настоящее время участок времени протяженностью в сто лет; то есть человек – это лоб, оставляющий след в веках, след духовный, созидательный, свет несущий, ответственный за свои деяния и свою жизнь).
Несмотря на ежегодный выпуск большого количества педагогов, отряда тренеров, а также тренеров-педагогов, как у нас в стране, так и за рубежом, выдающихся результатов в подготовке спортсменов мирового уровня добиваются лишь избранные [10]. В чем секрет Какие показатели отличают выдающихся преподавателей и тренеров от «середняков» Каким требованиям должен отвечать педагог, преподаватель, тренер, для того чтобы добиться выдающихся результатов в подготовке своих воспитанников Какие требования предъявляются к личности и деятельности преподавателя, тренера по спортивным единоборствам Какова роль личности тренера в успешности спортивной и профессиональной деятельности его учеников Какие факторы характеризуют мастерство тренера-педагога: педагогические способности Как формировать педагогические способности Что такое педагогическое творчество тренера Какие мотивы составляют творчество тренера-преподавателя Зависит ли эффективность спортивной деятельности спортсмена от личностных качеств и авторитета тренера-преподавателя Какие основные трудности встречаются в деятельности тренера-преподавателя В чем психологические условия успешного руководства тренера-преподавателя в учебно-воспитательном процессе Как связаны педагогическая этика и педагогический такт тренера-преподавателя с успехом его учеников И вообще, что значит одаренный тренер-преподаватель Эти и многие другие вопросы до сих пор не имеют однозначного ответа и нуждаются в систематизации, статистическом анализе и экспериментальных исследованиях. Остаются открытыми также вопросы о способах выявления тренерской и преподавательской одаренности, о связи психологической совместимости тренера-преподавателя и его учеников и об их влиянии на спортивную результативность его учеников. Как оценивать профессиональный уровень тренера-преподавателя и многое другое Все вышесказанное подчеркивает необходимость решения данных вопросов, что обусловливает актуальность настоящего исследования [10].
Преподавание любого предмета в высшем учебном заведении является сложной повседневной задачей педагога, который по своему истинному призванию и откровенному признанию намерен быть не просто педагогом, а настоящим учителем для своих учеников (студентов, аспирантов, докторантов и даже коллег). Для реализации этой цели, поистине высокой и значимой, необходимо, помимо высококачественного профессионализма, обладать еще и высокой нравственной, морально-волевой и интеллектуальной основой, равняться на которую хотелось бы всем окружающим данного педагога, и студентам, и коллегам [1]. В преподавании такой дисциплины, как физическая культура, как раз возможна передача не только теоретических знаний, но и практических навыков, демонстрация владения которыми является некоторым ключом к познанию личности педагога с целью распознать в нем лидера, за которым хотелось бы следовать, либо, не разглядев в нем черты, присущие настоящему мастеру своего дела, отвергнуть его, что чаще всего и бывает в настоящее время [7]. Для того чтобы стать лидером в глазах своих студентов, педагог должен опираться на традиционные ценностные категории, дабы воспитать в своих учениках поистине высококультурную личность с помощью средств физической культуры [4].
В настоящее время, в отсутствие общей национальной идеи, в нашем государстве молодому человеку, даже будучи студентом, сложно сориентироваться в обилии трендов и тенденций, практически невозможно не сбиться с пути сохранений нравственных устоев и определить свой путь во всех смыслах этого слова, и физическом, и социальном, и философском.
Поэтому роль тренера в формировании личности становится ведущей [4, 5, 6], и, как показывает практика, особенно практика советского спорта, такой подход становится максимально эффективным в становлении личности молодого человека.
Для того чтобы быть успешным тренером и выполнять наиважнейшую роль в жизни молодого человека, тренеру прежде всего нужно быть педагогом по призванию, а как участнику спортивного движения самому пройти все этапы становления себя, с детского возраста впитывая в себя все основы тренерско-педагогической практики:
1) раннее начало занятиями физической культурой и спортом;
2) часто: смена одного вида спорта на другой, но в раннем возрасте, чаще в детском, реже в подростковом;
3) часто поводом для начала занятий спортом являлось желание родителей укрепить здоровье своего часто и длительно болеющего ребенка;
4) полное и углубленное занятие выбранным видом спорта по программе;
5) часто: смена тренера в раннем детском, детском и подростковом возрасте, для поиска того тренера, с которым бы занятия спортом для ребенка были мотивирующими к победам, а не демотивирующими;
6) часто: отбор тренером одного вида спорта потенциально результативного спортсмена на соревнованиях по другому виду спорта;
7) преемственность;
8) частые и длительные тренировки в течение всей спортивной карьеры по заранее разработанному учебно-тренировочному плану;
9) высокая личная мотивация спортсмена на достижение спортивного результата;
10) высокий профессиональный спортивный интеллект и хорошая теоретическая база самого спортсмена или тренерско-педагогического состава, его окружающего;
11) направленность на достижение максимально возможного для данного атлета спортивного результата;
12) систематический контроль за состоянием функциональных систем во время тренировочного процесса и периодическое углубленное исследование состояния различных органов и систем организма спортсмена;
13) использование околопредельных тренировочных и предельных соревновательных нагрузок;
14) максимальная индивидуализация всего тренировочного процесса на всем его протяжении;
15) тесное взаимодействие спортсмена с тренером и полное доверие тренеру и тренерско-педагогическому составу;
16) умение трактовать свое состояние в процессе подготовки к соревнованиям и на соревнованиях самим спортсменом и умение принимать ответственные решения;
17) самостоятельность спортсмена и понимание своей индивидуальности, умение применить свои знания на практике;
18) роль тренера-наставника является руководящей, однако не подавляет личность спортсмена;
19) постоянный поиск и использование средств восстановления, новейших педагогических методов спортивной тренировки и медицинских средств, обеспечивающих оптимизацию адаптационных процессов.
Ответственность в настоящее время является искаженным понятием того что было заложено в него изначально. В настоящее время слово ответственность трактуется как «необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них» или как особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Взятое относительно человека как рационального агента действия, это отношение есть сознательная интеллектуальная и физическая готовность субъекта к реализации или воздержанию от совокупности действий, могущих потребоваться вследствие выполнения или, наоборот, невыполнения данным субъектом некоторых других действий. В то время как старорусское слово ответственность происходило от составляющих слов «от» «вед», то есть от славяно-арийских вед – первооснов и свода первостатей и правил, по которым строилась жизнь и весь ее уклад. Таким образом ответственность – это осознанное житие, осознанное мировосприятие и действование во всех своих проявлениях [8].
Позднее взросление, больше психологическое, чем физиологическое, поскольку гормоны и природа берут свое несмотря ни на какие социальные и культурные тренды, приводят к тому, что почти каждый студент переживает свой период становления, как личности, причем личности-гражданина, ибо студенчество не вечно и быстро заканчивается, под действием всех социо-культурных трендов, зачастую демотивирующих к развитию, а следовательно, не становится полноценной зрелой личностью, несмотря на все физические усилия, им производимые.
Традиционные практики любой традиции, любой национальности, имеющие различные корни и места происхождения всегда основывались и основываются на единой цели, развития тела, души и духа, что показывает их цельность и гармоничность существования, как внутри самой системы, так и вне ее [11]. Всегда такие практики имели своих носителей идеи, своих учителей, которые, овладев всецело определенной методикой, могли передавать ее своим ученикам. Как правило, такие практики имели внутри своей системы как минимум три подсистемы, направленные на развитие тела посредством физических упражнений, направленные на развитие души посредством получения духовного знания через книги и навыки умения передавать знания, полученные из книг, направленные на укрепления духа через практики прохождения препятствий как физического, так и нефизического уровней и овладения навыков управления своими инстинктами, мыслями и действиями. Поскольку в нашей стране традиционные славянские практики овладения телом, душой и духом были утрачены, а синтез восток – запад имеет тенденцию к укреплению и обмену, то восточные практики, сохраненные и чтимые в восточных традициях, внедряются в нашу повседневную жизнь сейчас, как когда-то славянские практики были переданы на хранение и пользование белой расой жителям востока. Так персы (Перуна Сыны) были наделены всеми атрибутами славянского миропонимания, для ведения своей жизни в гармонии и РАдости. Так и древние даосы (ДАО Сыны, дети, дающие и веДАющие путь) сохранили и сберегли знания взращивания себя в гармонии во всех трех своих оболочках: телесной, душевной и духовной. Носителя такой идеи, человека, практикующего упражнения для тела, души и духа, в настоящее время можно определить по его ясному взору, ясному мышлению, умению четко излагать свои мысли, несущему добро и свет, обладающему широтой знания и высокоразвитыми интеллектуальными и ментальными качествами, обладающего большими возможностями своего тела, умением управлять своим телом, а также умением управлять своими мыслями, душой и духом [3]. Человека, обладающего этими навыками и этими знаниями, можно назвать учителем, причем не учителем в традиционном восточном понимании этого слова, когда следование за учителем и беспрекословное ему подчинение учениками было нормой вещей, а учителем-педагогом, знания и умения которого ученик желает впитывать в себя с тем, чтобы обрести путь.
Также на основе традиционных знаний и фундаментальных законов физиологии была создана система целостного естественного движения «Белояр», основанная на опыте наших предков – русов, а также на трудах знаменитых русских ученых Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, И.М. Сеченова. Система «Белояр» через восстановление микромышечного аппарата восстанавливает работу центральной нервной системы, гармоничное функционирование которой обеспечивает оздоровление и нормализацию работы всех внутренних органов, что в совокупности приводит к оздоровлению всего организма в целом.
В отличие от традиционных физических упражнений, в которых используются состояния мышечного напряжения и расслабления и их чередование, система психофизического движения «Белояр» практикует состояния натяжения или протяжки [3]. Состояние протяжки характерно для человека в момент утреннего пробуждения, когда после ночного сна, еще лежа в постели, человек потягивается всем телом или отдельными группами мышц, что запускает более активный кровоток в мышцах, пробуждение и активизацию всего организма. Природное состояние потягивания характерно для всех млекопитающих и позвоночных, что в очередной раз показывает и доказывает мудрость механизмов саморегуляции и самовосстановления, заложенных в нас при рождении. Используя эти механизмы, а не отвергая их, возможно восстановить состояние здоровья как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом, что является актуальной задачей для студентов современности [9].
Система целостного движения «Белояр» имеет основой упражнения, которые направлены на протяжку всех групп мышц, включая крупные, но больше мелкие мышцы и микромышцы, мышцы-стабилизаторы, которые являются основными в поддержании позы и в координации в пространстве. Главенствующую роль в координации движения через мышечное чувство, основанное на проприоцепции, описывал И.М. Сеченов, что является ведущим в формировании сознания человека [8].
Применение любой традиционной практики в повседневной жизни и деятельности тренера-преподавателя является деятельностью, обогащающей его личностную и преподавательскую составляющие, что способствует более качественной передаче знаний и навыков своим подопечным [10]. Несмотря на то, что предмет физическая культура студентами высших учебных заведений считается одним из нелюбимых и ненужных, роль тренера-преподавателя, основываясь на понимании психологических особенностей студентов, должна быть настолько превосходящей все ожидания молодых людей, чтобы силой своей личности вовлечь молодых людей в образовательный процесс и создать «разрыв психологических шаблонов и штампов», устоявшихся в ментальности студентов. Используя опору на традиционные знания, на понимание своей педагогической миссии и определении своей важной роли, тренер-преподаватель успешно справля- ется с этой задачей.
Заключение
Таким образом роль тренера-преподавателя сводится к простой задаче – стать учителем своим студентам в первоначальном понимании этого слова, то есть несущим основы и первоосновы человеком, на которого, студентам хотелось бы равняться по всем параметрам, включая личностные, педагогические, медицинские, психологические и социальные.
Библиографическая ссылка
Леготкин А.Н., Лопатина А.Б. РОЛЬ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 363-367;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35916 (дата обращения: 23.11.2024).