Школа диалога культур как форма педагогического мастерства начала формироваться еще в Советском Союзе с конца 80-х годов ХХ века. Это было время, когда пытались переобразовать и реконструировать всё – в том числе и систему образования. Данная концепция ставила своей целью организацию пространства взаимопонимания, сотрудничества и творчества в школьной среде. Впоследствии многие элементы этой системы вошли составной частью в более известные педагогические технологии, концепции, методы и подходы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова [6, 9]. Появление школы диалога культур было обусловлено действием, направленным как вызов времени, сделать членов общества более открытыми, способными к взаимодействию в сложной поликультурной среде. Эта концепция представляет собой большой шаг вперед в педагогической науке. В.С. Библер даёт ей следующее определение, что эта «концепция целостного школьного образования, основанная на определённой логике и определённом понимании культуры; это проекция философии диалога культур» [1, с. 18]. В этом определении лежит особая форма философского понятия культуры. Под культурой мы понимаем все то богатство, которое выработано человечеством, но особый феномен духовной жизни человека. Данный феномен сегодня используется как диалог культур. Таким образом, задача современной школы диалога культур заключается в том, что она должна вводить ребенка в культуру и формировать человека культуры. По заключению культурологов и философов, культура существует там, где есть две культуры, т.е. существует диалог. Диалог – это не просто разговор нескольких субъектов о чем бы то ни было, это столкновение различных логик и разных способов понимания идей.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть основные направления образовательного процесса современного российского общества, опираясь на анализ концепции диалога культур. В связи с этим следует определить, что современная школа это есть институт цивилизации, предназначенный для того, чтобы ввести подрастающее поколение в культуру. В понятии Школа диалога культур сам образ школы связан с определенным разумом и идеей личности. Меняется время, меняется общество, меняется сам смысл школы, рождаются новые педагогические установки, такие как гуманная педагогика, происходит превращение человека образованного в «человека культуры», «сопрягающего в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры» [5, с. 24].
Следовательно, диалог культур может рассматриваться как целая педагогическая концепция, из которой вытекают своеобразные подходы к образованию и всевозможные методики. В современной педагогике диалог культур является принципом и действенным инструментом обучения и воспитания подрастающего поколения, с помощью которого осуществляется образование. К тому же есть различие и в определении данного понятия.
Сегодня любое явление культуры представляется учеными людьми в контексте современного состояния общества, который может сильно изменить его смысл. В современных условиях культура способна сохранять лишь свою внешнюю сторону, которая в некоторой степени является неизменной, в то время как ее духовная сторона содержит возможность бесконечного развития. Эта возможность осуществляется деятельностью человека, который способен обогащать и актуализировать смысл. Это свидетельствует о том, что культура находится в постоянном обновлении.
В настоящее время актуальность проблемы диалога культур обусловлена несколькими факторами:
во-первых, современный этап процесса глобализации неизбежно втягивает локальные цивилизации в мировые транснациональные, сетевые, финансовые, торговые и информационные потоки, способствует изменению политических, социально-экономических и культурных моделей, усиливает миграционные процессы;
во-вторых, проблема диалога культур принципиально важна для поликонфессиональной и полиэтнической российской цивилизации, где совмещаются и сосуществуют традиции Европы и Азии;
в-третьих, в условиях, когда процесс формирования информационного пространства уже почти завершен и общество находится на пути создания нового «открытого общества», немаловажное значение приобретает не столько сама информация, которая относится к отрасли человеческого знания, но гораздо большее значение приобретают умения сохранять и передавать эту информацию и установить
Международная организация по миграции (МОМ) предлагает под миграцией понимать «процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны». Российская миграционная политика 1990-х была адекватна вызовам того времени. В 2000-х годах миграционная политика Российской Федерации была неустойчивой: с одной стороны, в начале века она проводилась как борьба с незаконной миграцией; с другой стороны, миграционная политика пыталась решить проблемы мигрантов. Миграция является неотъемлемой составной частью процесса глобализации, одной из основных сил, определяющих развитие человечества XXI века. Наиболее значимыми последствиями миграционных процессов современности являются:
– расширение ареалов формирования миграционных потоков и мест размещения иммигрантов;
– повышение миграционной мобильности населения, принадлежащего к основным национальностям и иным коренным этническим группам государств СНГ, активизация их занятости на территории Российской Федерации;
– расширение присутствия на территории России представителей мигрантских этнических меньшинств, интенсивное формирование «новых диаспор», влекущее возрастающее этноконфессиональное и социокультурное разнообразие локальных социумов [2].
В 2010 г. в Российской Федерации были приняты на федеральном уровне новые государственные образовательные стандарты для начального образования. В их основе «лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности», соответствующих «задачам построения демократического гражданского общества». Особо подчеркивается, что решение этих задач осуществляется «на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [3, с. 348].
Диалог культур в сфере образования является актуальным еще и потому, что современная социально-политическая обстановка в России характеризуется большим притоком вынужденных мигрантов, что является основной предпосылкой возникновения новой поликультурной школы.
В данной статье мы рассматриваем реализацию диалога культур в образовательной практике. По мнению ученых Н.Ю. Манышевой и О.И. Ножиной, «…путь внедрения идеи диалога культур в современную школу был, с одной стороны, длительным и трудным, если брать точкой отсчета идеи М.М. Бахтина о существовании каждой культуры только на грани с культурами другими. С другой стороны, он был быстрым и законо- мерным» [4, с. 30].
Диалог в школе может служить не просто педагогическим приемом, но он также является основным принципом обучения и в образовательном процессе [8]. Такой подход выдвигает равноправие участников диалога, как ученика, так и учителя. Понятие диалога культур в образовании чаще всего используется с одной воспитательной целью – сформировать толерантность в межэтнических отношениях. В современной социокультурной ситуации толерантность как практический принцип в культуре межэтнического общения является прежде всего, принципом терпимости и безопасности. Все международные и межэтнические конфликты возникают на почве непонимания, поэтому в современном мире развитие толерантности как практического принципа в культуре межэтнического общения является необходи- мостью [4, с. 30].
Большое значение в современных условиях приобретают знания, связанные с опытом человеческого общения, умением установить диалог национального и общемирового масштаба. Это должно привести человечество к созданию новой модели мировой культуры, которая будет определять судьбу и взаимоотношения последующих поколений.
Однако современная система российского образования не располагает такой информацией и оказывается не в состоянии сегодня внедрить весь этот сложный материал в учебный процесс. Сегодня ведущее место в образовательном процессе занимают личностно ориентированные и развивающие формы и направления обучения. Их результатами является не сумма полученных знаний, умений и навыков, которые нужны для овладения специальностью, а способность учащихся к самоформированию и саморазвитию.
Вследствие этого нами выдвигается гипотеза о том, что методы и структурные элементы школы диалога культур необходимо вводить в обучение молодых педагогов, в систему преподавания в высших учебных заведениях. Это позволит будущим учителям самим, ещё на студенческой скамье, опробовать лучшие современные практики обучения и применить их на собственном опыте. Для изучения методов и структурных элементов школы диалога культур, как пример нами было проведено исследование с выпускниками историко-географического факультета НГПУ. Поскольку сегодня остро стоит проблема поиска работы для молодых специалистов, их уровень подготовки остается достаточно низким и не удовлетворяет потребностям работодателя. В связи с этим ФГОС поставлена задача повышения профессиональных компетентностей будущих педагогов, среди которых выделяется профессиональная компетенция (ПК-3) «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности [7]. В ходе обучения в высшем учебном заведении студент с помощью педагогов должен сформировать в себе такие профессиональные качества, которые позволят ему укрепить свой личный авторитет среди учащихся, позитивно влиять на результаты обучения, проявлять инициативу, стать подлинным субъектом профессиональной деятельности, а также сформировать в личных взаимоотношениях толерантность между учащимися разных национальностей.
Одним из важнейших средств формирования профессиональных компетентностей является проектная деятельность. В практике гуманитарного образования проектная деятельность в основном сведена к написанию исследовательских работ, но сегодня требуется умение создавать проекты, которые нацелены не только на приращение нового знания, но и на создание конкретного продукта. Такой проект был подготовлен студентами НГПУ III курса ИГФ в рамках предмета «Методика преподавания обществознания». К 85-летию города Набережные Челны в течение ряда семинаров студентами совместно с преподавателем был подготовлен цикл классных часов, посвященный жизни нашего города. Тематика классных часов разнообразна и включает в себя местное самоуправление, экономику, историю, духовную культуру. Классные часы разработаны по технологии системно-деятельностного обучения и содержат диалоговые и игровые формы подачи материала, проведение викторин, тестов, выходы на экскурсии. На основе всей этой практической работы было создано пособие в помощь классному руководителю, которое может пополнить методическую копилку мероприятий.
Апробация данного проекта в ряде школ города Набережные Челны позволила обеспечить налаживание диалога между студентами и будущими работодателями. В ходе реализации проекта диалог с уровня «учитель – ученик», «преподаватель – студент» вышел на новый уровень «преподаватель – студент – ученик – учитель», где учитель и преподаватель играют роль посредников, которые могут отойти, когда диалог студент – ученик налажен и проходит в среде понимания и сотрудничества.
Освоению системы знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования, способствовало проведение круглого стола «Разум в философской, научной и религиозной картинах мира».
Круглый стол – мероприятие проблемного характера, на котором в ходе моделируемой дискуссии происходит поиск проблем и обмен мнениями по заданной теме.
Современные методы обучения выдвигают на первое место не информированность педагога, а его умение видеть суть проблемы и находить пути её решения на основе практического применения полученных знаний. Как одна из активных форм взаимодействия, круглый стол дает возможность студентам обсудить наиболее актуальные вопросы в профессиональной сфере, творческих инициатив и обмена опытом. Идея круглого стола заключается в поиске общего решения по актуальным вопросам по данной тематике.
Целью круглого стола является анализ мнений по заданной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсуждение спорных моментов, связанных с данной проблемой, и достижение согласия.
Задачи – мобилизация и активизация участников для решения заданных актуальных проблем. В связи с этим участники во время диалога высказывают личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно. К подобной информации необходимо относиться критически, отбирая из нее ценное и реальное, таким образом сопоставляя их с мнениями других участников круглого стола. Тематика круглого стола отвечала личностным потребностям участников. Особое внимание выступающие уделили проблемам манипулирования сознанием в современном обществе, которое используется для навязывания массовидных образцов поведения, культивирования человеческой ущербности, нарушения прав личности и способам защиты от таких манипуляций. Вдумчивое отношение к проблемам сознания продемонстрировали участники молодежного православного объединения, поднимая нестандартные вопросы сохранения сознания, взаимосвязи рационального познания и веры. Таким образом, круглый стол способствовал установлению взаимопонимания молодых людей, обладающих различным духовным и со- циальным опытом.
Помимо создания возможности для эффективной реализации межкультурного взаимодействия в рамках образовательной организации нами также была проведена работа по ознакомлению студентов с деятельностью социальных институтов общества. Особое значение здесь имеет выбор объекта знакомства, который должен совершаться с учетом интересов, установок, желаний и ожиданий студентов как субъектов диалога. В связи с этим студенты ознакомились с деятельностью Государственного Совета Республики Татарстан, что дало начало новому диалогу – диалогу власти и молодежи в его реальных формах, доступных учащейся молодежи. Как показали опросы, 70 % граждан не понимают, что делает власть [2]. Эти цифры говорят о взаимной разобщенности власти и общества, преодоление которой является важной задачей сегодняшнего развития. Ознакомившись с работой депутатов, с особенностями законотворческого процесса участники экскурсии соприкоснулись со сложностью и ответственностью государственного управления. В то же время представители власти (в ходе экскурсии была организована встреча с депутатом) получили информацию об уровне притязаний, проблемах и запросах учащейся молодежи.
Исходя из всего сказанного, результаты исследования концепции диалога культур следует использовать в рамках образовательного и воспитательного процесса молодого поколения; в процессе этнокультурного, а также в сфере приобщения молодежи к культурно-историческому наследию прошлого и ознакомления их с народными традициями и обрядами.
Выводы
– диалог культур как одна из форм учебного процесса составляет основы современной гуманной педагогики;
– в условиях компетентностного подхода в образовании диалог культур может выступать как действенный инструмент обучения и воспитания молодежи;
– концепцию диалога культур следует применить в установлении межкультурных и межцивилизационных контактов в современном глобализационном мире.
Библиографическая ссылка
Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З., Замахова Е.Д., Исхакова Л.М. ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 348-352;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35913 (дата обращения: 23.11.2024).