Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Абрамова И.В. 1 Горькова К.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Настоящая статья посвящена исследованию проблемы логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики. В результате проведенного исследования были выявлены особенности речевого развития учащихся с различными нарушениями психофизического развития младших классов, обоснована необходимость создания для них специальных образовательных условий. Одним из таких условий является комплексное психолого-педагогическое сопровождение. В работе представлены научно-методические основы разработки и реализации логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как структурного компонента комплексного психолого-педагогического сопровождения. Теоретические положения подтверждены примерами логопедического представления на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, составленного на основе результатов логопедической диагностики, и содержания логопедического компонента комплексного сопровождения такого ребенка в условиях образовательной организации.
дети с ограниченными возможностями здоровья
сопровождение
социализация
логопедическая помощь
инклюзивная практика
1. Абрамова И.В. Научно-практические основы подготовки тьютора инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2014. – № 11.11 (59). – С. 4128–4149.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – СПб.: Речь, 2001. – 289 с.
3. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112 с.
4. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособ. для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
5. Логопедия: учебник для вузов (коррекционная педагогика) / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 687 с.
6. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. – 324 с.
7. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 592 с.
8. Шипицина Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова, Е.И. Казакова / под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Владос, 2003. – 528 с.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка. В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов – логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций. В соответствии с этим особое значение в структуре психолого-педагогического сопровождения имеет логопедическое сопровождение. Это связано с тем, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения. Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования речевого развития ребенка, определяет направления работы, разрабатывает программу логопедического сопровождения, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультативную и просветительскую работу с родителями таких детей. Следовательно, логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Актуальность проблемы исследования обусловлена существующим противоречием между требованиями к образовательной организации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточно разработанным научно-методическим обеспечением этого процесса. Особую значимость и необходимость представляет проектирование и реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения как ключевого условия.

Цель исследования. Контекст данного исследования предполагает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях массового образования, и, прежде всего, разработку научно-методических основ проектирования и реализации логопедического сопровождения таких учащихся.

В современной образовательной системе целесообразность и необходимость проектирования индивидуальной коррекционно-педагогической работы во многом обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами – изменением социальной ситуации, сменой нравственных ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире подрастающего поколения, в его сознании, мироощущении, отношении к социуму. Цель индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы – помочь детям адаптироваться к условиям образовательной организации, поддержать их в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками, оказать им педагогическую помощь, а членам семьи – консультативную поддержку. Организационно-педагогическими условиями проектирования и реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения являются: наличие в образовательной организации службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту; наличие подготовленных педагогических кадров [6, с. 86].

Технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах А.Д. Вильшанской, Е.А. Екжановой, Т.П. Дмитриевой и т.д. [3; 4; 6].

Теоретические основы проблемы сопровождения в практике современного образования представлены в работах М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Е.И. Казаковой, Л.М. Шипициной [2; 7; 8], логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, представлены в работах Г.В. Бабиной, Л.И. Беляковой, В.К. Воробьевой, О.С. Орловой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой [5].

Как правило, комплексное психолого-педагогическое сопровождение предусматривает разработку и реализацию коррекционно-педагогической работы всех специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора), консультативно-просветительской и профилактической работы с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и педагогами общеобразовательной организации [1; 6].

Первостепенное значение в реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения имеет логопедическая работа. Это связано с тем, что нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения и освоения основной образовательной программы.

На основании первичного обследования составляется логопедическое представление на учащегося. В данном документе указывается следующее:

– Фамилия, имя, отчество учащегося.

– Речевое окружение (языки, на которых разговаривают члены семьи с ребенком, недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.д.).

– Занятия с логопедом в дошкольном возрасте (какие нарушения были выявлены, когда и как долго оказывалась логопедическая помощь, результат логопедической работы).

– Характеристика устной речи (состояние фонематического восприятия, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной устной речи).

– Характеристика письменной речи (сформированность навыков чтения – способ, темп чтения, наличие и характеристика ошибок при чтении, понимание прочитанного, воспроизведение прочитанного; сформированность навыков письма – состояние графо-моторных навыков, навыков чистописания, наличие и характер орфографических ошибок).

Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной речи, устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, разрабатывает программу и перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла), совместно с учителем начальных классов, учителем-дефектологом проводит работу с целью соблюдения в классе правильного речевого режима, обогащения и систематизации словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развития коммуникативных умений, проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.

Результатом проведенной работы является индивидуальный образовательный план, в котором в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение» учитель-логопед указывает:

– основные направления деятельности;

– конкретные задачи на период;

– режим и формы работы;

– показатели достижений ребенка;

– формы оценки результатов ребенка (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста).

С целью разработки научно-методических основ проектирования и реализации логопедического сопровождения таких учащихся было проведено экспериментальное исследование. На первом этапе была проведена логопедическая диагностика речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. На основе результатов данного этапа исследования были составлены логопедические представления на детей, на основе которых разрабатывалась программа логопедического сопровождения. Следующим этапом исследования являлось проектирование и апробация содержания логопедического компонента комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Особенности организации экспериментального исследования на каждом этапе заключались в следующем. Так, логопедическая диагностика включала два самостоятельных раздела: «Общая диагностика» (память, внимание, счет, мышление, эмоции), «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память). При обследовании общего развития ребенка внимание обращалось: на уровень сформированности знаний основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.); умений ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку), во времени (времена года, части суток), классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего); состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей); владение элементарными математическими понятиями (один, много, ни одного) и т.д.

Речевая диагностика предусматривала исследование всех сторон речевого развития ребенка. Это, прежде всего, понимание ребенком обращенной речи (восприятие фонем, узнавание слов, понимание значения слов, понимание отношений между словами, понимание фраз, понимание смысла обращенной речи), владение собственной речью (звукопроизношение, голос, темп и плавность речи, словарь, грамматический строй, связное высказывание). Также проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляции ребенка.

Такое диагностическое исследование, с одной стороны, позволило выявить нарушение или несформированность основных компонентов речи и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой стороны – комплексная диагностика дала возможность наметить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. По результатам диагностики было сделано заключение о состоянии речи ребенка, определена необходимость включения его в логопедическое сопровождение и разработаны организационно-методические основы данного вида сопровождения.

Приведем примеры логопедического представления на ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организации логопедического сопровождения такого учащегося.

Логопедическое представление на учащегося с задержкой психического развития

Ф.И.О. ученика: Валерия С. Класс: 2.

Речевое окружение: (не отмечается недостатков речи у членов семьи).

Устная речь:

– фонематическое восприятие: нарушено;

– звукопроизношение: без особенностей;

– состояние словаря: в пределах обиходно-бытовой тематики;

– грамматический строй речи: нарушен;

– связная речь: недоразвитие связной речи.

Письменная речь:

– чтение: читает по слогам, прочитанное понимает.

– письмо: на письме отмечаются ошибки, пропуски гласных букв, характерные для дисграфии, многочисленные орфографические ошибки, многократные сделанные исправления придают письменным работам крайне небрежный вид.

В логопедических занятиях нуждается, педагогу для работы следует рекомендовать:

1) сократить объем письменных работ с целью увеличения времени на отработку навыка аккуратного правильного письма;

2) способствовать развитию функции самоконтроля, используя для этого опорные схемы, памятки, алгоритмы выполнения орфографических заданий;

3) для активизации познавательных процессов использовать дополнительные упражнения, основанные на грамматическом и лексическом материале.

Организация логопедического сопровождения с данным ребенком

Основные направления деятельности:

а) развитие слухового и зрительного внимания;

б) формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов навыка анализа и синтеза звукового и слогового состава слова;

в) развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

г) развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Конкретные задачи логопедической работы на период: формирование умения слышать, узнавать, выделять, сравнивать звуки русского языка; способности определять местоположение звука в слове; умения слогового анализа и синтеза слов; понятия о речевых единицах; расширение активного словаря; формирование умения адекватно и связно формулировать свои мысли.

Задачи для специалиста сопровождения на период:

1. Создание условий, направленных на коррекцию речевого развития учащегося.

2. Преодоление трудностей усвоения речевого материала в рамках учебных предметов.

3. Разработка дидактических заданий для уроков русского языка и литературного чтения.

Режим и формы работы: индивидуальные и фронтальные логопедические занятия 3 раза в неделю, наблюдение на уроках русского языка и литературного чтения.

Показатели достижений ребенка:

1) сформировано умение слышать, узнавать, выделять звуки русского языка;

2) сформировано умение определять местоположение звука в слове;

3) сформировано умение синтезировать слова из 3–4 слогов;

4) сформированы понятия о речевых единицах: слово, предложение, текст;

5) усвоены новые слова в рамках лексических тем, художественных текстов и учебной терминологии;

6) сформировано умение самостоятельно составлять связное высказывание из 3–4 предложений по заданной теме, 5–6 по сюжетной картинке.

Формы оценки:

1. Тесты и индивидуальные задания.

2. Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.

3. Изучение качества письменных работ.

4. Наблюдение.

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики включает следующие структурные компоненты:

1) предварительное определение детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в логопедическом сопровождении;

2) проведение углубленной логопедической диагностики;

3) формирование логопедического заключения и рекомендаций по оказанию логопедической помощи конкретному ребенку;

4) обсуждение результатов логопедической диагностики на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

5) участие в разработке индивидуальной образовательной программы;

6) определение сроков оказания логопедической помощи, этапной и текущей диагностики;

7) выбор форм работы и логопедических технологий;

8) определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы;

9) реализация логопедического компонента индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

10) анализ эффективности спланированной и реализованной коррекционно-педагогической работы.

Таким образом, четко структурированное и организованное логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья позволит достичь основной цели инклюзивного образования – создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации таких детей в образовательной организации.

Выводы

Модернизация системы российского образования определяет необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования. Неотъемлемой составляющей инновационной деятельности в образовании является разработка комплексного психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса и, прежде всего, ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы и успешной адаптации и интеграции в социуме. Образовательные организации сегодня нуждаются в научно-методическом обеспечении процесса реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения. Проведенное исследование позволило получить определенные результаты и сделать выводы о содержании и организации логопедического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. При этом вопросы научно-методического обеспечения процесса проектирования и реализации логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья будут исследоваться и в дальнейшем.


Библиографическая ссылка

Абрамова И.В., Горькова К.А. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 301-305;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35903 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674