Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Сайгушев Н.Я. 1 Савва Л.И. 1 Веденеева О.А. 1 Попов Д.Ю. 1 Балакина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Процесс приобретения знаний студентами по работе с детьми в летнее время проходит как в процессе обучения в высшем учебном заведении, так и в процессе адаптации во время летней педагогической практики по усвоению опыта работы с детьми в воспитательном пространстве детского оздоровительного центра. Воспитательное пространство летнего детского оздоровительного центра рассматривается как гуманитарное личностно-развивающее пространство. Ведущей задачей в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра является оптимальная организация летнего отдыха детей. Процесс социализации студента наиболее полно раскрывается через функции. Анализ социализации и ее значения в субъектном становлении студента позволяет в качестве основных выделить функции социализации: целеполагания, интериоризации, экстериоризации и активного взаимодействия. Функция целеполагания задает направленность субъектного развития студента, обеспечивает развитие в социуме и успешную подготовку к будущей профессии.
педагогическая практика
воспитательное пространство
лето
детский оздоровительный центр
функции социализации
1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова. – М.: Наука, 1989. – С. 110–134.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980. – 368 с.
3. Борытко Н.М. Пространство воспитания: Образ бытия. – Волгоград, 2000. – 224 с.
4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991. – № 6. – С. 6–10.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Издво АПН РСФСР, 1960. – 498 с.
6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
7. Калугина Е.В. Педагогика дополнительного образования: курс лекций: Кн. 2. – Оренбург, 2001. – 255 с.
8. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
9. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольников: монография. – Волгоград: Перемена, 2000. – 171 с.
10. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под. ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 200 с.
12. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982. – 255 с.
13. Сайгушев Н.Я., Сычкова Н.В., Скорова Л.Н. Педагогические россыпи: Методика воспитательной работы в условиях загородного оздоровительного лагеря: учебное пособие. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 143 с.
14. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. – М.: Флинта, 1997. – 160 с.
15. Чудина Е.Е. Дидактические условия становления профессионально – личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – 30 с.
16. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. – М.: Новая школа, 1997. – 48 с.
17. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. – 1982. – № 4. – С. 142–147.

Процесс приобретения знаний по организации работы с детьми в летнее каникулярное время будущими специалистами проходит как в процессе обучения в вузе, так и в процессе адаптации будущих педагогов по усвоению опыта работы с детьми во время летней педагогической практики в воспитательном пространстве детского оздоровительного центра.

Ведущей задачей, которая решается в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра, прежде всего является оптимальная организация летнего отдыха детей [13].

Изменившиеся коренным образом условия социального бытия сделали особенно актуальной проблему социализации студента, где далеко не последнюю роль играет реализация социализирующего потенциала воспитательного пространства летнего детского оздоровительного центра.

Воспитательное пространство летнего детского оздоровительного центра рассматривается как, прежде всего, гуманитарное по своей сути личностно-развивающее пространство, где воспитание осуществляется жизнью, событиями и отношениями, в которые вовлекаются образовательные субъекты; целенаправленное управление развитием личности в такой среде осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития [16].

Особенности процесса социализации студента наиболее полно раскрываются через функции. И.Ф. Исаев [6], С.И. Архангельский [2] и др., указывая на связь функции и структуры объекта, подчеркивают, что в функции больше, чем в структуре, отражается природа целого, его специфика и сущность, что функция является условием существования структуры. В науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы.

Всякое целое проявляет свои сущностные особенности в структуре функций. Вывод многих исследователей о том, что только через систему функций раскрывается сущность объекта, дает нам возможность наиболее полно понять социализацию студента. В ходе изучения психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что большинство исследователей описывают механизмы и составляющие процесса социализации, обходя своим вниманием его функции в субъектном становлении.

Анализ сущностных характеристик социализации и ее значения в субъектном становлении студента позволяет в качестве основных выделить функции социализации: целеполагания, интериоризации, экстериоризации и активного взаимодействия.

Функция целеполагания задает направленность субъектного развития студента, обеспечивает развитие в социуме и успешную подготовку к будущей профессии. Под целеполаганием вслед за Н.М. Борытко мы понимаем идеальный, развернутый во времени процесс формирования цели. Его итогом является «формулирование цели» [3].

Согласно исследованию Е.Е. Чудиной функция целеполагания задает вектор развития личности и основных ее сущностных сил по отношению к поставленной цели, принятому идеалу, способность цели и смысла жизни иметь гуманные ценности и идеалы, внутренние смысловые и мотивационные опоры [15].

В полном объеме функция целеполагания возникает именно в процессе социализации студента при его субъектном становлении.

В процессе педагогической практики студент задумывается над своим местом в жизни, о своих дальнейших планах, намечает перспективы дальнейшей деятельности. Реализуясь через функцию целеполагания, социализация выражается в осознании концепции собственного будущего [8].

В процессе социализации личность выдвигает цели, которые, как отмечает А.В. Мудрик, могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения [10].

Важно отметить, что в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра студент осознанно начинает определять реальность и успешность достижения целей. И это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), реагировать определенным образом.

Таким образом, функция целеполагания эффективно способствует в социализации студентов выражению направленности на реализацию «САМО...» – самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификации, самодетерминации и пр., способности самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели [11].

Если функция целеполагания не развита, то у студента либо отсутствует четко определенная цель («сам не знает, чего хочет»), либо этих целей много. В первом случае это проявляется в инфантильности, пассивном отношении к жизни; во втором – студент разбрасывается на различные виды деятельности. Многонаправленность действий вызывает поверхностный подход и приводит к неполной реализации возможностей, что, в свою очередь, ведет к неудовлетворенности и последующей потере интереса [7].

Функция целеполагания выступает основополагающей в структуре социализации студента, так как она побуждает к деятельности и делает его творцом своей жизни, когда он сам ставит перед собой цели и выступает как субъект социализации.

П.М. Якобсон утверждает, что полноценно развитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной, цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных жизненных целей [17].

Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не просто как личностно значимые, но и как объективно значительные. Таким образом, объясняется связь функции целеполагания со следующей – функцией интериоризации, которая, согласно Д.И. Фельдштейну, происходит путем «присвоения» психикой структур внешней деятельности, овладения ею в ходе совместно-распределительной работы с «другим» (где «другой» составляет не внешний момент, а важнейшую структурную составляющую данного процесса) при развивающейся активности личности, ее самодвижении, саморазвитии [14].

Другими словами, функция интериоризации обеспечивает присвоение и принятие ценностей окружения. Именно в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра это саморазвитие внутренних структур деятельности образует тот реальный фон, на котором строится воспитание. Л.С. Выготский под социализацией понимал прежде всего интериоризацию, что все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности [5].

Интериоризация – это переход извне вовнутрь. Первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом личности человека.

А.В. Брушлинский углубляет понятие интериоризации, отмечает, что становление человека внутри и на основе совместной деятельности представляет собой именно процесс интериоризации [4].

Как показывает опыт нашей работы, в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра в течение всей смены идет сотворчество в совместной деятельности детей и вожатых.

Таким образом, субъектный характер социализации проявляется в функции интериоризации в том, что происходит осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способности и стремления личности в необходимых случаях самостоятельно их определять, а также способности к нравственному выбору в ситуациях коллизий [14].

В процессе летней педагогической практики функция интериоризации позволяет понять внешне задаваемые причины деятельности практиканта, выявить природу внутренних побудительных мотивов его неадекватных поступков и по возможности их устранить.

Гипертрофированно развитая функция интериоризации ведет к тому, что причина всех неудач видится в окружающей среде и людях. Собственная роль и осмысление с точки зрения своих внутренних ценностей событий не принимается во внимание, что приводит к инфантилизму либо к эгоцентризму, так как все вокруг обязаны и должны создавать комфортные условия для существования. Функция интериоризации «отвечает» на одну часть вопроса: «Каким образом происходит становление субъектности в процессе социализации студента?», раскрывая механизм перехода внешних воздействий во внутренние действия.

Следующая функция, тесно связанная с предыдущей, – функция экстериоризации, которая предполагает переход от внутренней, психической, деятельности к внешней, предметной, объективацию внутреннего мира человека в его практической деятельности [11]. Иными словами, экстериоризация – это передача и реализация внутренних состояний во внешние практические действия. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, она представляет собой выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее суждения о ней [14]. Эта функция обратна интериоризации и неразрывно с ней связана, поскольку является реальным отображением внутренней деятельности личности студента. Результатом этой деятельности является готовность к реализации, поставленной цели. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, студент строит программу действий, осмысливает возникающие побуждения в системе своих ценностей и интересов, «трансформирует должное в лично совершаемом» [14], то есть выступает как личность, социально ответственная за свои поступки. В силу того, что внутренняя деятельность побуждает к действию, формируются мотивы, которые обеспечивают реализацию внутренних состояний.

Таким образом, особенность протекания функции экстериоризации студентов в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра заключается в социально признаваемой деятельности, которая имеет общественную значимость и (или) получение зримой оценки от взрослых. Развитие субъектности студента в социализации наиболее полно проявляется при реализации функции экстериоризации, так как осуществляется способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые; проявляется внутренняя независимость от «внешнего мира», внешних влияний в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения.

Таким образом, реализуя функцию экстериоризации, передавая и реализуя внутреннее состояние во внешние практические действия, студент выходит на субъектную позицию в процессе социализации. Исходя из анализа выше рассмотренных функций интериоризации и экстериоризации в становлении субъектности студента, необходимо отметить, что следующей функцией является процесс активного взаимодействия. Взаимодействие человека с миром и людьми позволяет ему не только актуализировать имеющиеся у него внутренние потенциалы, но и восполнять их в структурном, содержательном, ценностно-смысловом плане, отмечает Е.Е. Чудина [15]. Механизм взаимодействия, рассматриваемый Н.М. Борытко, понимается как сочетание способности не только действовать, но и воспринимать действия других [3]. Активное взаимодействие мы рассматриваем как способность динамически, продуктивно производить действия и воспринимать действия других.

Взаимодействие студента в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра позволяет ему не только актуализировать имеющиеся у него внутренние потенциалы, но и восполнять их в структурном, содержательном, ценностно-смысловом плане. Именно функция активного взаимодействия со значимым другим запускает механизмы «самости» в развитии субъектности студента.

Таким образом, «подлинное саморазвитие» невозможно без контактов с окружающими. Взаимодействие помогает субъекту умножить собственные силы, получить эмоциональную «подпитку» и через соизмерение картин мира перейти к более адекватному его восприятию и пониманию [3]. Выделяя важную роль в становлении субъектности человека, А.В. Брушлинский отмечает, что, будучи изначально активным, человек, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности [4]. Стремясь включить свое «я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым свои потребности, отмечает А.В. Петровский [12]. В своем исследовании М.В. Корепанова отмечает значимость гармонии внутреннего мира человека с социумом как ведущего условия формирования позитивного образа «я» личности [9].

Важным аспектом, характеризующим активное взаимодействие, является его многопрофильность. Именно в студенческом возрасте люди стремятся проявить себя в общественной, творческой, познавательной, трудовой, межличностной активности.

Таким образом, функция активного взаимодействия студентов раскрывается через: инициативность, мобильность во взаимодействии; социальную позицию, признаваемую обществом; многонаправленность. Она обеспечивает наиболее эффективное развитие субъектности студента в процессе социализации, поскольку предполагает активную позицию от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности [1], осознание собственной значимости для других, ответственности за результаты деятельности, причастности к ответственности за явления природной и социальной действительности. Наряду с определенной автономией исследуемые функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.

Таким образом, мы приходим к выводу: именно в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра происходит вхождение в социальную среду, в систему социальных связей путем активизации социально значимой деятельности, в результате которой происходит усвоение социального опыта и одновременно его активное воспроизводство через реализацию функций целеобразования, интериоризации, экстериоризации и активного взаимодействия, испытывание на себе разнообразных влияний окружающей среды, выполнение новых социальных ролей.

Доминирующим в аспекте социализации студента в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра является принцип гуманистической ориентации воспитания, обеспечивающий не только добровольный характер совместного включения студента и детей в многогранную образовательную деятельность на основе безусловной веры в возможности детей, но и утверждающий у каждого воспитанника уверенность в своих силах, чувство самостоятельности и самодостаточности как важнейшие качества личности.


Библиографическая ссылка

Сайгушев Н.Я., Савва Л.И., Веденеева О.А., Попов Д.Ю., Балакина Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 192-195;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35883 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674