Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О НОРМАХ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

Минаева Н.Г. 1 Юрочкина Н.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Проведенное исследование было направлено на изучение уровня сформированности представлений об этикетных нормах поведения и общения у умственно отсталых учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Исследование включало тестирование школьников, выявляющее знания норм этикетного поведения и общения в различных ситуациях (этикет при знакомстве, этикет на улице и в общественных местах, этикет в гостях, этикет общения); решение практических ситуаций, выявляющих знание правил этикетного поведения в гостях, этикета внешнего вида; наблюдение за поведением испытуемых в свободной деятельности. В результате исследования были получены количественные и качественные данные, позволяющие оценить степень сформированности представлений школьников об этикетных нормах поведения и общения, выделить дифференцированные группы умственно отсталых старшеклассников с высоким, средним, низким уровнями сформированности данных представлений. По данным исследования, наибольшее количество испытуемых имеют низкий уровень сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения, они фрагментарны и бессистемны, не используются в конкретных жизненных ситуациях.
этическая культура
этикет
нормы этикетного поведения и общения
дети с ограниченными возможностями здоровья
умственно отсталые старшеклассники
1. Гизатуллина М.А. Применение диагностических методик в этическом воспитании школьников. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2012. – 157 с.
2. Дульнев Г.М. Об особенностях воспитательной работы во вспомогательной школе // Труды второй научной сессии по дефектологии. – М.: Просвещение, 1959. – С. 81–84.
3. Карпунина О.И. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в свете нового Федерального закона об образовании в Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. – 2013. – № 1(13). – С. 57–61.
4. Минаева Н.Г., Юрочкина Н.Е. Формирование этической культуры умственно отсталых старшеклассников // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции. Вып. 2. – Красноярск: ИЦРОН, 2015. – С. 48–50.
5. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 112 с.

Необходимость воспитания этической культуры подрастающего поколения основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Особую актуальность данная проблема приобретает при обучении умственно отсталых старшеклассников, нравственное и этическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и, довольно часто, неблагоприятной средой воспитания и развития.

Этическая культура является не просто частью общей культуры человека, а неким синтезом гуманистического содержания всех её структурных элементов, непрерывно подпитывающих и взаимообогащающих друг друга. Одним из ключевых компонентов этической культуры, по мнению А.И. Шемшуриной, является этикет, не только регламентирующий поведение человека, но и способствующий развитию у подрастающего поколения умений анализировать и обобщать собственные поступки и поступки окружающих, видеть и оценивать их этическое содержание [5].

Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания школьников, показал, что в последние годы в педагогической науке проявляется тенденция к разработке проблемы формирования этикетных знаний, умений и навыков в контексте развития общей этической культуры учащихся. Так, межличностные отношения школьников рассмотрены как условие формирования культуры поведения с позиций этикета (А.А. Бодалев), вопросы освоения и применения старшеклассниками правил этикета в реальных условиях изучены в контексте процесса становления нравственной устойчивости как личностного образования (В.Э. Чудновский); культура общения и правила речевого этикета рассмотрены как необходимое условие делового и личностного общения (Н.И. Формановская) [4].

Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты (Закон РФ «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) отмечают необходимость усиления функций культурного воспитания в работе образовательных организаций. Так, в Законе РФ «Об образовании в РФ» обозначено, что государственная политика в области образования основывается на приоритете общечеловеческих ценностей. Кроме того, цель специального образования, определенная в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья», предполагает «введение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи, специальных методов, приемов, средств обучения и расширения образовательного пространства [3].

Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ выявило большое количество фактов, свидетельствующих о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и действуют в нем. Вместе с тем учеными, изучающими процессы социализации умственно отсталых детей, в частности Г.М. Дульневым, сделаны выводы о принципиальной возможности как интеллектуального, так и нравственно-этического развития детей этой категории и о тесной связи и взаимообусловленности этих процессов [2]. В связи с этим задача формирования основ этической культуры умственно отсталых школьников, их адекватного включения в социум приобретает особую актуальность. Определение наиболее эффективных путей, организационных форм и методов ее реализации невозможно без знания особенностей развития личности детей изучаемой категории, в частности особенностей развития у них представлений о нормах этикетного поведения и общения.

Цель исследования. Проведенное исследование было направлено на выяснение уровня сформированности представлений об этикетных нормах поведения и общения у умственно отсталых учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Исходным материалом для отбора методик явились работы М.А. Гизатуллиной, предназначенные для нормально развивающихся школьников и адаптированные нами для умственно отсталых старшеклассников [1].

Основными методами явились: беседа, тестирование, решение практических ситуаций, наблюдение за школьниками в процессе свободной деятельности.

Исследование было организовано в 2015 году на базе ГБС(К)ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. о. Саранск, в нем приняли участие 19 учащихся шестого класса.

Исследование включало два этапа. На первом этапе нами использовалось тестирование, выявляющее знания норм этикетного поведения и общения в различных ситуациях. Тест, предложенный испытуемым, включал 4 блока вопросов: этикет при знакомстве, этикет улице и в общественных местах, этикет в гостях, этикет общения. Испытуемые письменно выполняли тестовые задания в присутствии экспериментатора, который следил за самостоятельностью детей и помогал при возникновении трудностей. На втором этапе испытуемым были предложены практические ситуации, выявляющие знание правил этикетного поведения в гостях, этикета внешнего вида. Ситуации были взяты из книги шведской писательницы А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» и предполагали оценку испытуемыми внешнего вида девочки, ее одежды при походе в гости, выявление несоответствий в одежде и внешнем виде общественным нормам морали и поведения, оценку поведения девочки за столом во время обеда. С каждым испытуемым проводилась индивидуальная беседа, в ходе которой осуществлялось решение предложенных экспериментатором этикетных ситуаций.

Оценка качества ответов старшеклассников проводилась по следующим критериям: полнота и точность знаний о правилах этикета в различных ситуациях (знакомство; поведение на улице, в общественных местах, за столом, в гостях; при общении со знакомыми и незнакомыми людьми); наличие умений и навыков соблюдения норм этикета (при общении; во внешнем виде и одежде; в общественных местах и т.д.); способность дать адекватную нравственно-этическую оценку при разборе этикетных ситуаций, аргументировать собственную точку зрения; степень самостоятельности испытуемых.

Результаты тестирования испытуемых по первому блоку вопросов свидетельствуют, что умственно отсталые школьники имеют лишь поверхностное представление о том, как нужно приветствовать людей в различных ситуациях. На вопросы теста о том, кто первым подает руку при знакомстве (мальчик или девочка, старший или младший, начальник или подчиненный), не было получено ни одного верного ответа. Более половины умственно отсталых старшеклассников (58,3 %) не знают, каким должно быть рукопожатие при знакомстве. При этом 25 % опрошенных осознают, что нельзя не принять руки, протянутой для рукопожатия, 16,7 % испытуемых отмечают необходимость снимать при этом перчатку.

Результаты тестирования по второму блоку вопросов теста (поведение на улице и в общественных местах) показали, что большая часть детей информирована о правилах поведения в общественном транспорте: все испытуемые готовы уступить место в автобусе, а более половины из них (66,7 %) осознают, что необходимо и при посадке пропустить вперед женщин и людей старшего возраста. Более половины опрошенных (58,3 %) не знают, с какой стороны следует обходить встречных пешеходов или как поступить, если нужно сказать что-то с большого расстояния. 41,7 % старшеклассников считают, что при встрече в дверях помещения входящие и выходящие могут одновременно двигаться навстречу друг другу.

Тестирование по третьему блоку вопросов (правила поведения в гостях) позволило установить, что большая часть опрошенных не обладает необходимыми знаниями в этой области. Так, 75 % школьников считают, что не следует ждать опоздавших гостей и что хозяин имеет право смотреть телевизор или разговаривать по телефону во время праздника. Трудности вызвал и вопрос о том, как следует поступить, если нужно уйти домой раньше остальных гостей: самостоятельно дать верный ответ не смог никто из испытуемых, а 66,7 % опрошенных посчитали, что уйти незаметно – это наилучший вариант. Лишь 16,7 % умственно отсталых старшеклассников понимают, что нельзя приходить в гости с человеком, совершенно незнакомым хозяевам. Однако 41,7 % осознают, что обременять хозяев своим долгим присутствием неприемлемо.

Четвертый блок вопросов теста (этикет общения) выявил проблемы умственно отсталых детей и в данном направлении. Так, 91,7 % испытуемых считают, что не нужно здороваться с незнакомыми, но часто встречающимися людьми (почтальон, продавец, сосед). Школьники испытывают трудности и в соблюдении неречевого этикета: 50 % школьников никогда не улыбаются, приветствуя знакомых, а 41, 7 % не смотрят при этом в глаза; 25 % учащихся не знают, какое расстояние между собеседниками необходимого соблюдать во время разговора, а 41,7 % считают допустимым дотрагиваться до собеседника (хлопать его по плечу или колену). Однако 58,4 % школьников знают, что здороваться первым должен входящий (а не присутствующие), опоздавший (а не ожидающие).

Таким образом, результаты тестирования умственно отсталых старшеклассников свидетельствуют о несформированности представлений о нормах этикета и правилах вежливого, тактичного обращения к окружающим в момент приветствия, знакомства и поведения в различных бытовых ситуациях. Анализ данных, полученных в ходе тестирования, подтверждает, что общие представления о нормах этикета сформированы у умственно отсталых школьников недостаточно, они бессистемны и отрывочны.

На втором этапе нами были предложены практические ситуации, выявляющие навыки использования правил этикета в гостях. Результаты выполнения заданий, направленных на выявление знаний правил поведения за столом, показали, что в данной области умственно отсталые старшеклассники достаточно информированы. Половина школьников смогли сформулировать правила поведения за столом: «угощения с тарелок нужно брать понемногу», «кушать нужно за столом, а не на коленях», «есть надо аккуратно, не торопясь», «жевать пищу хорошо, не глотать большими кусками» и т.д. Однако лишь у 16,7 % испытуемых получилось выявить все ошибки в поведении Пеппи, а 33,3 % смогли сделать это с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Другая половина опрошенных не смогла объяснить и аргументировать свои ответы. Задания, направленные на исследование умения умственно отсталых старшеклассников одеваться и выглядеть согласно общественным нормам, позволили установить, что большая часть испытуемых (58,3 %) владеет основными правилами этикета в данной области. Так, 25 % школьников смогли не только правильно оценить внешний вид Пеппи, охарактеризовав его как «вызывающий», «неряшливый» и «безвкусный», но и объяснили, почему в таком виде нельзя идти в гости («это не- культурно», «все будут смеяться над тобой», «так ходить неприлично» и др.). Ряд старшеклассников, а именно 33,3 %, смогли аргументировать свой ответ только с помощью экспериментатора, а 41,7 % опрошенных не дали вразумительного ответа, считая, что девочка оделась так, как ей нравиться, и ничего странного в этом нет.

Также в рамках исследования было проведено наблюдение за школьниками в свободной повседневной деятельности (в играх во время перемен, на прогулке, в общественно полезной деятельности, на воспитательных занятиях). Его результаты показали резкий контраст между их поведением на уроке и в свободной повседневной деятельности. Находясь под присмотром педагога, подростки старались соблюдать известные им нормы этикета, однако на перемене или прогулке очень часто забывали про элементарные культурные правила поведения: не использовали в речи вежливые слова, обращались к взрослому на «ты», много кричали, создавали конфликтные ситуации при общении друг с другом. Реакция умственно отсталых старшеклассников на замечание педагогов по поводу их неправильного поведения (грубая речь, неопрятный внешний вид, «подталкивания» друг друга и др.) была различной: кто-то извинялся; кто-то делал вид, что не замечает сделанного замечания; некоторые высказывали открытый протест, вступая в спор с педагогом. При этом подростки, видевшие неправильное поведение своего сверстника, сами не делали ему замечаний и не пытались самостоятельно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Частой реакцией учащихся на ярко выраженное некультурное поведение был смех, а мелкие этикетные ошибки воспринимались как норма. Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство умственно отсталых учащихся обладает весьма ограниченными представлениями о правилах этикета и не использует в конкретных жизненных ситуациях этикетные знания, приобретенные ими в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Результаты исследования позволили условно выделить три дифференцированные группы умственно отсталых старшеклассников в зависимости от уровня сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения у умственно отсталых старшеклассников. Количественное распределение испытуемых представлено на рисунке.

Первая группа (17,7 % от общего числа испытуемых) – школьники, обладающие высоким уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения. Они знали правила этикета при знакомстве, показывали высокий уровень владения информацией о нормах этикета на улице, в общественных местах, за столом, проявляли умение вести себя при общении с незнакомыми людьми и в гостях, демонстрировали знания норм этикета во внешнем виде и одежде. Испытуемые данной группы предлагали развернутые и обоснованные ответы, давали адекватную нравственно-этическую оценку при разборе этикетных ситуаций и легко аргументировали модель культурного поведения, самостоятельно выполняли экспериментальные задания.

Вторая группа (31,8 % школьников) – учащиеся со средним уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения. Они имели неточные представления о нормах этикета при знакомстве и общении с незнакомыми людьми, недостаточно полно и точно представляли правила поведения на улице, в общественных местах, за столом, не отвечали на отдельные вопросы экспериментатора вследствие частичного незнания или непонимания задания; допускали единичные ошибки при решении этикетных ситуаций, недостаточно четко аргументируя правильную модель поведения. При возникновении затруднений адекватно реагировали на помощь экспериментатора и преимущественно успешно выполняли задания, опираясь на наводящие вопросы.

pic_39.wmf

Распределение умственно отсталых старшеклассников по уровням сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения

Третья группа (50,5 % школьников) – испытуемые с низким уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения. Школьники, отнесенные к данной группе, не могли правильно выполнить задания даже с помощью экспериментатора и не отвечали на большую часть задаваемых им вопросов; не знали нормы этикета при знакомстве и общении с незнакомыми людьми, показывали низкий уровень владения информацией о правилах поведения на улице, в общественных местах, за столом, демонстрировали неадекватные реакции при решении этикетных ситуаций и анализе действий персонажа. Большинство ответов не содержали конструктивных решений по предлагаемым заданиям, давались неверно и «наугад».

Таким образом, наиболее многочисленной является третья группа, включающая в себя умственно отсталых старшеклассников с низким уровнем сформированности представлений о нормах этикетного поведения и общения.

Нарушение высших психических функций у детей данной категории не позволяет им в полной мере овладеть представлениями об этикетных нормах поведения и общения. Даже у учащихся, удачно справляющихся с предложенными заданиями, наблюдается бедность и ограниченность суждений. Большинство из них не понимают причинно-следственных связей между содержанием предложенных ситуаций и нормами этикета, регламентирующими варианты адекватного поведения, т.е. школьники знают, что нужно говорить вежливые слова и правильно себя вести в обществе, но не понимают, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Полученные данные свидетельствуют, что дети не переносят полученные в урочной и внеурочной деятельности знания в повседневную жизнь. Сравнение результатов первого и второго этапов исследования позволило нам убедиться в том, что количественная и содержательная информированность школьников о правилах этикета и освоенность навыков этикетного поведения находятся на низком уровне, носят в основном «житейский» характер, а качественный анализ суждений испытуемых свидетельствует об их фрагментарности и бессистемности.

В этой связи нам представляется, что традиционная программа не учитывает специфических особенностей умственно отсталых школьников, не выполняет в должной мере учебно-воспитательной и коррекционной задачи – формирования социального опыта этикетного поведения, осложняя процесс полноценной социализации умственно отсталых детей. Низкий первоначальный уровень знаний в области этикетного поведения у умственно отсталых учащихся, по нашему мнению, связан не только со слабой организацией учебной деятельности учащихся на уроках, но и тем, что в специальной (коррекционной) школе VIII вида не сложилась практика формирования готовности учащихся к усвоению норм и правил этикета. Мы полагаем, что такое изучение должно проводиться не только во время урочной деятельности (уроки СБО), но и во внеурочное время.

Заключение

Таким образом, исследование показало отсутствие у умственно отсталых старшеклассников системных представлений об этикетных нормах поведения и общения, умений применять правила культуры поведения в различных житейских ситуациях, наличие которых, по нашему мнению, создает предпосылки социализации. Требуется специально организованная коррекционно-воспитательная работа, направленная на формирование основ этической культуры у умственно отсталых старшеклассников.


Библиографическая ссылка

Минаева Н.Г., Юрочкина Н.Е. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О НОРМАХ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 141-145;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35873 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674