Поиск новых средств и методов, помогающих преподавателю выйти за рамки своего привычного представления об окружающем мире с целью трансформировать и утилизировать несовременные представления и устаревшие педагогические шаблоны, является предметом социальной и педагогической важности. Безусловно, на основании хорошо известных фактов доподлинно известно, что занятия физической культурой помогают активировать метаболические процессы, в том числе и в головном мозге, что способствует обновлению и скорейшей переработке полученной информации. Это самым благоприятным образом сказывается на когнитивных функциях мозга, что в конечном итоге способствует созданию положительной мотивации к обучению, переобучению, повышению квалификации преподавательского состава, что является для педагогов нелюбимой деятельностью в силу причин, сложившихся как профессионально, так и социально.
Предыдущими работами показано [4, 5, 7, 8], какую важную и значимую роль играют любые восстановительные мероприятия, вписанные органично и гармонично в повседневную деятельность взрослого специалиста, в его устоявшийся режим дня, и как при этом повышается внутренняя и внешняя мотивация данного специалиста к выполнению роли обучаемого, вместо привычной для него роли обучающегося.
Целью данной работы является освещение вопроса эффективности и результативности метода физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива на примере применения суставной гимнастики.
Повышение квалификации педагогического коллектива являлось и является сложной задачей как в настоящее время, так и ранее. Специфика ментальности педагога настроена на то, что он сам является носителем какой-либо информации, сам может оценивать ее правильность или неправильность, достоверность или недостоверность, сам дает оценки всему происходящему, что зачастую отягощает общение с ним во всех сферах его жизнедеятельности [1, 3]. Донесение новой для данного конкретного педагога информации зачастую сопровождается невосприятием, отторжением, нежеланием переобучаться и воспринимать новый опыт, ранее этим педагогом не полученный. Такие факторы осложняют обучение или переобучение уже сформировавшегося педагога, и его обучение становится тем сложнее, чем больше педагогический стаж этого специалиста. Тем не менее повышение квалификации сотрудников является необходимым и обязательным этапом работы всех педагогов, что утверждается новыми государственными стандартами обучения, но также и подтверждается практикой: тот индивид, который не имеет склонности к обучению, не имеет возможности качественно преподавать [6].
Понимая, что организм функционирует как единое целое и деление его на составные части не приводит к желаемому результату, можно сделать вывод о том, что человек – это система прежде всего психо-физическая, а затем уже социальная [10]. Базируясь на этих основах, необходимо понимать, что для того, чтобы получить желаемый приспособительный результат, коим несомненно является педагогический результат, полученный в итоге профессионального обучения (в случае со взрослым специалистом, педагогом с многолетним стажем этим педагогическим результатом становится овладение новыми навыками и профессиональными компетенциями в результате обучения, переобучения или повышения квалификации), прежде всего стоит влиять на физическую систему, то есть тело, организм и его физические возможности. Расширяя зоны своих физических возможностей, благодаря тому, что организм устроен по принципу иерархичной, высокоточной и тщательно продуманной системы, автоматически расширяются и углубляются возможности когнитивной сферы, отвечающей за способность к обучению и восприятию всего нового, не зависимо от того, касается ли это нового в сфере профессиональной или какой-либо другой деятельности.
Предыдущими работами нами показано, что у взрослых специалистов, перед которыми встает необходимость в переобучении или повышении квалификации, прежде всего, эта деятельность вызывает отторжение и стресс, нежели желание учиться [4, 8]. Также была проведена работа по исследованию эффективности повышения обучения и переобучения взрослых педагогических кадров, средствами физической культуры.
Включение в обязательный план обучения факультативных занятий по распространенным видам фитнеса, не требующим специальной физической подготовки, таких как занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, занятия в тренажерном зале, воспринималось преподавателями с положительным эмоциональным настроем, и 96 % преподавателей, проходящих курс повышения квалификации, стали посещать занятия физической культурой на факультативной основе. Из них насчитывалось 82 % женщин и 18 % мужчин, из которых все женщины посещали занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, 4 % мужчин посещали занятия в студии пилатес и занятия в студии йога, а остальные мужчины посещали занятия в тренажерном зале. Перед проведением занятий и при отборе варианта студии для занятий всем обучаемым был проведен инструктаж и даны рекомендации по правилам выбора студии и правилам посещения того или иного занятия [6].
Такой организационно-педагогический метод повышения качества обучения и переобучения преподавателей высших учебных заведений воспринимался преподавателями положительно, поскольку акцент на необходимость посещения факультативных занятий физической культурой был сделан на добровольность выбора каждого преподавателя на посещения того или иного вида занятий, а также на медико-биологические основы необходимости введения в свой повседневный график физических нагрузок и тренировок, также были даны рекомендации по посещению того или иного вида занятия согласно имеющимся у преподавателей проблемам по здоровью, и также был приведен аргумент, опирающийся на финансовую сторону такого факультативного обучения, поскольку оплату за посещение занятий преподаватели не вносили [4].
В ходе исследования были выявлены физические и медицинские проблемы преподавательского состава. На основании этого были сделаны выводы о том, какими видами физической активности стоит заниматься тому или иному преподавателю во время прохождения обучения или переобучения. Мотивацией к прохождению обучения, с целью повышения физической активности, что неизменно влечет за собой повышение и психической активности, становится возможность снять психо-эмоциональную нагрузку, полученной и в ходе обучения и в социальной сфере, с помощью фитнес-упражнений.
По итогам проведенной работы были сделаны выводы о том, что для реализации успешного обучения, переобучения преподавателей высших учебных заведений, для повышения качества обучения данных специалистов необходимо соблюдение большого количества условий, в том числе и разработка методологии обучения, обоснование организационно-педагогических факторов, которые находились бы в неразрывной связи с научно-практическими аспектами обучения взрослых специалистов [2, 9].
Проведя наблюдения за педагогами, проходившими курсы повышения квалификации, обучение или переобучение, согласно образовательному стандарту, введенному на территории Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что внедрение методов физической культуры в систему повышения квалификации педагогического коллектива, пусть даже и на факультативной основе, играет роль, значение которой сложно переоценить.
Поэтому, базируясь на научно-практическом опыте, а также литературных данных, преподавателям, ранее участвовавшим в исследовании, был предложен комплекс оздоровительных упражнений, основанный на подключении суставных нагрузок, задействующих все группы мышц и все основные суставы.
После проведения данного исследования и после того, как специалисты прошли курс повышения квалификации, обучения или переобучения, с факультативным посещением занятий физической культурой, а также с ее помощью, все преподаватели улучшили показатели своей физической формы и повысили уровень здоровья, встал вопрос о необходимости продолжения занятий физической культурой или ее элементами после окончания курсов повышения квалификации, обучения или профессионального переобучения. Поскольку в предыдущем исследовании все занятия физической культурой проводились на факультативной основе, не требующей от самих преподавателей оплаты, а после окончания курсов желающие продолжить описанные занятия физической культурой преподаватели уже были должны вносить оплату из своих личных средств, что не всегда было возможным для них, то разработка нового поддерживающего курса физических упражнений должна была соответствовать ряду требований, которым всецело соответствует комплекс упражнений суставной гимнастики.
Поэтому становится актуальным вопрос поиска новых методов воздействия на физические системы организма таким образом, чтобы развивались и физическая и психическая сферы деятельности данного конкретного человека [3, 4]. По принципу и механизмам спортивной тренировки, такие возбуждающие и раздражающие стимулы должны быть новыми для данного конкретного организма, оптимальными по силе и интенсивности воздействия, каждый момент тренировки должен нести в себе элемент преодоления, для расширения адаптационных границ, а также быть адекватным для данного конкретного организма и по его физическим характеристикам, и по психологическому восприятию его самим индивидом [6, 10]. Одним из таких видов воздействия является суставная гимнастика, основанная на всех фундаментальных законах функционирования психо-физических систем организма человека.
Выполнение упражнений суставной гимнастики для преподавателей, участвовавших в предыдущем исследовании, рекомендовалось дважды в день, утром и вечером на протяжении 6 месяцев, с целью поддержания полученных эффектов, как физических, так и психологических, с переходом, в будущем на однократное ежедневное выполнение данных упражнений, но с возможностью корректировать данную систему упражнений под персональные запросы, как физические, психологические, так и социальные.
Комплекс оздоровительных упражнений
Исходное положение – ноги на ширине плеч, стопы параллельно, с ощущением легкой косолапости, не привычной взрослому человеку. В таком положении стопы выстраиваются параллельно силовым линиям земли, что укореняет человека максимально плотно на той поверхности, на которой он стоит, при этом ось позвоночника выстраивается равномерно и гармонично, что позволяет всем процессам течь ровно и спокойно, не испытывая напряжения или зажатости.
Все движения производить медленно, в комфортном для себя темпе, с максимальным оцениванием своих внутренних ощущений по 9 раз (или по 27 раз).
1. «Перекаты». Принять исходное положение. Левую ногу поставить на пальцы. Производить перекаты через пальцы вперед-назад 9 раз. То же для правой ноги. На опорной ноге стоять прямо. Тянуть себя за макушку вверх. А копчик направлять вниз для простраивания вертикальной оси тела точно перпендикулярно земле и снятия внутренних микроспазмов в мышцах всего тела, а также в длиннейших мышцах спины.
2. «Высокий каблук». Принять исходное положение. Пятку левой ноги поднимать, перенося и ощущая нагрузку на пальцы. Опустить пятку на пол. повторить 9 раз для каждой ноги. Опорная нога прямая. Стоять прямо.
3. «Балерина». Принять исходное положение. Левую ногу отвести назад и в сторону, поставить на носок. Перекатывая ногу вокруг точки опоры, вращать в голеностопе. 9 раз в одну сторону, 9 раз – в другую. Повторить для правой ноги. Постепенно добиваться максимальной амплитуды, но с этим не спешить, делать без боли.
4. «Опора взглядом». Принять исходное положение. Держаться взглядом за любой предмет. Левую ногу поднять, поддерживать руками, голень опущена. Вращать голеностоп по 9 раз в каждую сторону. Повторить для правой ноги.
5. «Круги коленями». Принять исходное положение. Ноги шире плеч, ступни параллельно. Наклониться, ладони опустить на колени без надавливания. Коленями описывать круги, максимально возможной амплитуды, при этом ощущать вращение в тазобедренных суставах, втягивая в себя живот и ощущая движения в поясничном отделе позвоночника. Вращать внутрь 9 раз, потом – наружу 9 раз.
6. «Скорпиончик». Принять исходное положение. Движения тазом. Вперед – назад 9 раз. Вправо – влево 9 раз.
7. Принять исходное положение. Вращение тазом по кругу по 9 раз в каждую сторону по максимальной амплитуде и максимальной окружности. Ноги и туловище прямые.
8. «Малый паровозик». Принять исходное положение. Вращение плечами вперед 9 раз и назад 9 раз.
9. Арабский танец. Принять исходное положение. Двигать голову, не наклоняя, вперед – назад 9 раз, вправо – влево 9 раз.
10. «Стекание». Принять исходное положение. Производить медленный наклон вперед, постепенный с расслаблением всех групп мышц шейного, затем грудного, затем пояснично-крестцового отделов позвоночника. Голова падает на грудь, расслабляется шея, затем плечи, медленно фронтальной поверхности тела сгибаясь и закручиваясь, выдавливать мышцы дорзальной стороны кнаружи. Позвоночник стекает вперед, как размягчающаяся сверху свеча. Выпрямляться медленно, в обратном порядке. Повторить 9 раз.
11. «Тающее мороженое». Лечь на твердую поверхность (пол). Расслабить позвоночник и все мышцы. Почувствовать тепло и тяжесть в каждой мышце. 1–3 мин.
12. Потяжка. Продолжая лежать, согнуть колени, обхватить колени руками, голову чуть наклонить к коленям. Не скручивая позвоночник, слегка покачаться справа налево. Почувствовать весь позвоночник, какой он омолодившийся.
13. Вставание. Из предыдущей позы руки завести под спину, ближе к лопаткам, (ноги согнуты в коленях) опираясь на руки сесть, затем встать.
Все упражнения повторять 9 или 27 раз. При желании увеличить нагрузку количество повторений можно увеличивать кратно 9 до бесконечности. Минимальное время, которое занимает проведение и выполнение данного комплекса упражнений в среднем темпе, занимает 10–15 минут.
Понимая, что организм функционирует как единое целое и деление его на составные части не приводит к желаемому результату, можно сделать вывод о том, что человек – это система прежде всего психо-физическая, а затем уже социальная. Базируясь на этих основах, необходимо понимать, что для того, чтобы получить желаемый приспособительный результат, коим несомненно является педагогический результат, полученный в итоге профессионального обучения (в случае со взрослым специалистом, педагогом с многолетним стажем, этим педагогическим результатом становится овладение новыми навыками и профессиональными компетенциями в результате обучения, переобучения или повышения квалификации), прежде всего стоит влиять на физическую систему, то есть тело, организм и его физические возможности [5]. С расширением зоны физических возможностей, благодаря тому, что организм устроен по принципу иерархичной, высокоточной и тщательно продуманной системы, автоматически расширяются и углубляются возможности когнитивной сферы, отвечающей за способность к обучению и восприятию всего нового, независимо от того, касается ли это нового в сфере профессиональной или какой-либо другой деятельности.
Как любая психо-физическая система, данный комплекс упражнений должен выполняться максимально осознанно, с вовлечением внутренних и внешних ощущений. Игнорирование таких аспектов не имеет под собой никаких обоснований и приводит к механистическому подходу к реализации данного комплекса физических упражнений, что лишает его всяческого первоначального смысла и не приносит гарантированного результата.
Таким образом, подобранный комплекс упражнений суставной гимнастики для взрослых преподавателей, специалистов разных сфер, проходящих курсы повышения квалификации, обучения или переобучения, повышает все виды (и внешнюю и внутреннюю) мотивации к прохождению данного курса, что сказывается самым благоприятным образом на качестве обучения, развивая в преподавателе не просто высокопрофессионального специалиста, а высокоразвитую личность во всех аспектах ее существования: физическом, психическом, ментальном, интеллектуальном, социальном, что сказывается на качестве образования в общем и целом, повышая его эффективность и результативность.