В высшем профессиональном образовании последних лет прочно утвердился компетентностный подход. Изменение целей образования, его моделей от знаниевой концепции к компетентностной требует новых подходов к обучению в высшей школе. Это касается и реализации проектных компетенций в процессе обучения будущих бакалавров туризма.
Цель исследования – выявить возможности формирования проектных компетенций в высшем профессиональном туристском образовании. Классифицировать учебные проекты, которые можно использовать при формировании проектных компетенций. Исследование проводилось на базе Алтайского государственного университета, среди студентов (будущих бакалавров туризма) 1–5 курсов дневного и заочного отделения.
Методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение трудов по педагогике туризма, нормативных документов и нормативно-правовых актов); прогностические (моделирование и проектирование педагогических объектов); обсервационные (прямое, косвенное наблюдение).
Формирование проектных компетенций определяется государственным образовательным стандартом ВПО как базисным государственным документом. Эти компетенции необходимы будущему выпускнику для успешной профессиональной самореализации. И.А. Зимняя объясняет внедрение компетентностной модели образования в высшую школу следующими причинами: общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации, необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования», происходящей …сменой образовательной парадигмы, богатством понятийного содержания термина «компетентностный подход» и др. [3].
В связи с утверждением компетентностного подхода кардинально изменился взгляд на цели образования: от передачи знаний – к формированию компетенций будущего специалиста. По мнению А.В. Хуторского, компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения [9]. Структура компетенции гораздо сложнее ряда «знания – умения – навыки». Компетенция – это интегрированное понятие, включающее «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [9].
Особое место среди компетенций занимают профессиональные компетенции. Проблемы соотношения профессионализма и профессиональной компетентности подробно рассмотрены в работах Е.А. Климова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова и др. Реализация профессиональных компетенций ведет к формированию профессиональной компетентности, т.е. интегрированной системы компетенций, обладающей сложными внутренними связями. Профессиональная компетентность характеризуется различными уровнями, меняется со временем и не является эквивалентом понятий «профессионализм» или «профессиональный опыт».
В Федеральном государственномом образовательномстандарте высшего образования (Уровень высшего образования «бакалавриат», направление подготовки 43.03.02 – «Туризм») указаны следующие виды профессиональной деятельности выпускника: проектная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; производственно-технологическая. Согласно новым образовательным стандартам, «выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду… профессиональной деятельности, на который… ориентирована программа бакалавриата: проектная деятельность: владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1); готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-3)» [6].
Перед преподавателями высшей школы встает вопрос о возможностях реализации этого вида профессиональных компетенций, а также выяснения смысла и содержания проектирования как одного из видов учебной деятельности.
Проектирование – это способ упорядочивания, нормирования какой-либо преобразовательной деятельности, например профессиональной, на основе поисковой активности. Проектирование предполагает создание целостного представления о профессиональной деятельности, ее этапах, средствах деятельности, поведении субъектов деятельности.
Основная концептуальная идея проективного подхода: овладение деятельностью происходит непосредственно в процессе ее осуществления, а обучение идет через действие и в действии. Сама эта проектная деятельность становится учебным материалом, подлежащим рефлексии и осмыслению [4].
Проект – это форма организации совместной активности, основанная на поэтапной проектной деятельности для достижения «потребного будущего» [8]. Это потребует от участника проекта критического мышления, самостоятельности, самооценки, освоения техник самофутурирования и приемов укрепления саногенного мышления. Кроме того, проектная деятельность и формирование в ходе этой деятельности проектных компетенций склоняет к поисковой активности, а значит, у студента развивается логическое мышление, творческое воображение, воля, упорство.
Таким образом, можно говорить о профессионально-развивающем характере проектного обучения, так как в проекте ставятся творческие профессиональные задачи, а они требуют применения исследовательских, поисковых методов, нахождения способов разрешения проблемы и доказательства их правильности.
Овладевая сущностью проектной деятельности и формируя проектные компетенции, студент одновременно:
- осваивает содержание и способы осуществления профессиональной деятельности, учится достигать в этой деятельности успехов и конкретных результатов (продуктов);
- усваивает инновационные формы, методы и средства и применяет их в практической работе;
- самоопределяется в профессии;
- обретает личностные достижения, выражающиеся в готовности к сотрудничеству и кооперации, к коммуникации, к самоуправлению;
- повышает академическую успеваемость, осваивает навыки самообразования и осознает знание как ценность;
- осваивает проектирование как способ нормирования профессиональной деятельности, т.е. осваивает и присваивает профессиональную деятельность в границах дозволенного культурой, моралью, профессиональной этикой;
- приобретает такие творческие качества, как положительная «Я-концепция», потребность в самопознании, проявляет культуру самовыражения, осваивает навыки самореализации через профессию, развивает свои рефлексивные способности.
В процессе формирования проектных компетенций необходимо помнить о центральных идеях учебного проектирования:
- идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее);
- идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть, или КЕ) и желаемым (каким оно должно быть, или КДБ);
- идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»);
- идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
- идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий [4, с. 35–36].
Различные виды проектирования ориентированы на создание и преобразование разных объектов и предметов.
Основополагающими принципами проектной деятельности при этом являются:
– принцип проблемности – направлен на активизацию познавательной деятельности студентов, способствует формированию мотивации учения, развитию творческого отношения к деятельности;
– принцип паритетности – направлен на создание положительного психологического климата в отношениях между педагогом и студентом;
– принцип деятельности – реализуется в содержании и в организационных формах и методах обучения, связывающих теорию с решением практических жизненных задач;
– принцип разносторонности методического консультирования – отражает ориентацию на усиление воспитания, в том числе профессиональных качеств личности будущего специалиста, в процессе обучения.
Важным условием формирования проектных компетенций, кроме значимой в личностном плане проблемы, является материальность, конкретность результатов проектной деятельности, наличие (как результата любой творческой деятельности) продукта этой деятельности.
Таким образом, проекты – уникальная в своем роде и четко определенная деятельность, направленная на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении, в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов, с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, а также работающих под специальным руководством.
Однако творческая и эмоционально-оценочная деятельность должны осуществляться на определенном содержательном материале знаний и умений. Учебное проектирование предоставляет студенту, с одной стороны, возможность глубже узнать содержание специальных учебных предметов, с другой – применять и корректировать полученные знания в реальной работе. Опыт учебного проектирования, кроме формирования необходимых компетенций, дает студенту возможность реализовать имеющийся творческий потенциал в творческой деятельности, а только в процессе творческой деятельности могут происходить значительные положительные преобразования личности.
Исследователи выделяют три основных вида проектов. Это природные, технические (инженерные), социальные проекты. В образовании развиваются такие виды проектирования, как социально-педагогическое, направленное на изменение окружающей среды или решение социальных проблем педагогическими средствами; психолого-педагогическое, стремящееся преобразовать человека и межличностные отношения в рамках образовательного процесса, и образовательное проектирование, которое призвано проектировать качество образования и инновационные процессы в нем.
Способствовать личностному и профессиональному становлению будущего бакалавра туризма, формированию проектных компетенций в процессе обучения мы считаем возможным через реализацию социально-педагогических проектов. Под социально-педагогическим проектированием учеными понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.
Проектная деятельность в данном случае распадается на несколько разных по смыслу направлений, это:
1) организация предпроектного исследования;
2) менеджмент, включающий поиск средств, взаимодействие с потенциальными партнерами, организацию связей с общественностью;
3) разработка содержания проекта;
4) предварительная научно-методическая работа с учреждениями;
5) непосредственная работа.
Каждое из направлений требует детальной прогностической проработки действий, а также их четкой координации в пространстве и во времени.
Основными результатами обучения студентов с учетом развития их проектных компетенций являются: развитие разносторонних качеств личности, адаптация к современным социально-экономическим условиям, профессиональное самоопределение, рост самостоятельности и творческой активности, формирование технологической и проектной культуры [2].
Различные виды проектирования ориентированы на создание и преобразование разных объектов и предметов.
В формировании проектных компетенций у студентов могут использоваться туристские проекты как подвид социально-педагогических проектов. Учебные туристские проекты – это проекты, направленные на преобразование и изменение окружающей среды в процессе туристской деятельности, вариативное проектирование программ отдыха и обслуживающих этот отдых систем с учетом требований рекреации и экологии. В процессе выполнения таких проектов студенты овладевают конкретными профессиональными знаниями, а также – что не менее важно – приемами творческой деятельности, приобретают индивидуальный креативный опыт. Таким образом, туристские проекты одновременно можно отнести и к подвиду психолого-педагогического проектирования, т.к. важнейшим результатом такого проектирования становятся инициированные учебной проектной деятельностью личностные изменения.
В современном мире существует большое разнообразие видов туризма: познавательный, спортивный, паломнический, экологический, ностальгический, приключенческий и др. В зависимости от типов туризма мы предлагаем выделять следующие виды учебных туристских проектов (главным классификационным признаком здесь является предметное содержание проекта), используемых на занятиях в высшей школе: туристско-спортивные, анимационные, туристско-экологические, экскурсионно-краеведческие, профессионально-адаптационные, комплексные. Охарактеризуем кратко некоторые из перечисленных видов.
Туристско-спортивные проекты предполагают проектирование программы спортивных мероприятий, которые может предложить туркомплекс, исходя из природных и климатических ресурсов региона туристской деятельности. При этом студенты, разрабатывающие данный учебный проект, должны ориентироваться на туристов с разной спортивной подготовкой, разного возраста и разных спортивных предпочтений.
Анимационные проекты являются одними из наиболее актуальных на сегодняшний день. При проектировании анимационных программ студентам приходится учитывать разнообразие интересов отдыхающих, особенности психологии людей, изучать мировой опыт создания анимационных программ и парков развлечений. Анимационные проекты могут выполняться в самом разном формате: от мини-проектов (т.е. программы проведения какого-то отдельного мероприятия) до комплексного проектирования концепции создания анимационных программ туристского кластера.
Один из наиболее интенсивно развивающихся видов туризма в 21 веке – экологический туризм. При проектировании туристских маршрутов необходимо иметь четкое представление о природоохранных зонах своего региона, о наиболее интересных с познавательной точки зрения маршрутах, не забывая о сохранении уникальной природы региона.
Особое место в формировании проектных компетенций будущих бакалавров туризма занимают экскурсионные проекты. В рамках проектирования экскурсионных программ студентам предоставляется возможность как разработки тематики отдельных экскурсий в зависимости от имеющегося краеведческого материала, так и конструирования программ экскурсионного обслуживания региона. При проектировании экскурсионных программ необходимо использовать исторические (в том числе археологические) материалы, данные географии, биологии, экологии, этнографии, литературные источники; знать местные достопримечательности, легенды и предания. Практически все программы обучения будущих бакалавров туризма содержат учебный курс, связанный с проектированием экскурсий.
Как показывает практика, участие в любом виде учебного проектирования может стать для студента одновременно и так называемым проектом личностного становления [2].
Особое место среди проектов личностного становления занимает акмеологическое проектирование. Для профессионального образования речь в данном случае идет об акмеологическом проектировании, или о самопроектировании профессионального (а значит, и жизненного) пути личности.
Проекты, целью которых является, прежде всего, становление личности будущего специалиста, развитие его творческого потенциала, являются проектами личностного становления, помогают будущим специалистам быть готовыми к покорению личностных и профессиональных вершин, являясь в итоге проектами с акмеологическим компонентом.
Таким образом, реализация проектных компетенций в высшем образовании естественно и органично может быть достигнута в ходе реализации учебных проектов. Становится очевидным, что по своему содержанию учебные туристские проекты являются межпредметными и надпредметными, т.к. вынуждают использовать сведения из различных областей знания. Участие в проектной деятельности развивает коммуникативные навыки, т.к. предполагается работа в группах, общение, необходимость приходить к «общему знаменателю».
Работа по созданию учебного проекта побуждает студента к тому, что Д.Б. Богоявленская называет «способностью к познавательной самодеятельности», развитию творческих способностей, которые являются «способностью к осуществлению ситуативно нестимулированной самодеятельности», помогая при этом реализовать и другие, помимо проектных, важнейшие компетенции высшего профессионального образования [1].
Библиографическая ссылка
Войтенко М.В. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 85-89;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35861 (дата обращения: 04.11.2024).