Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Антипина Н.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Молодёжь, в силу своих возрастных и социально-психологических особенностей в большей степени, чем другие социальные группы, восприимчива к переменам, происходящим в социуме. В статье исследуется социальное самочувствие студенческой молодежи вузов г. Тюмени. Дается краткий обзор основных подходов к исследованию социального самочувствия. Выявляются тенденции и особенности социального самочувствия студентов, акцентируется внимание на аспектах социальной напряженности и социального здоровья. Подчеркивается, что профессиональная самореализация является одним из наиболее важных факторов, влияющих на социальное самочувствие молодежи. Результаты исследования показали неуверенность молодёжи на рынке труда, свидетельствуя о проблемах в области занятости и профессиональной самореализации будущих выпускников вузов. Подчеркивается важность задачи оказания педагогической помощи в сфере социальной адаптации молодежи.
социальное самочувствие
молодежь
студенчество
профессиональная самореализация
1. Баталова Н.Л. Социальное самочувствие молодёжи в условиях изменяющегося общества (региональный аспект): автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Тюмень. 2009. – 26 с.
2. Блохина М.В., Григорьев Л.Г. Социальное самочувствие тверских студентов:опыт социологического исследования // Власть. – 2015. – № 10. – С. 182–187.
3. Ефлова М.Ю., Ишкинеева Ф.Ф., Фурсова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте социальных изменений // Вестник института социологии. – 2014. – № 3(10). – С. 34–44.
4. Социальное самочувствие населения в условиях реформ:региональный аспект / под ред. М.К. Горшкова. М. – СПб.: Нестор-История, 2011. – 176 с.
5. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение / Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко. – М.: Academia, 1996. – 196 с.
6. Busseri M.A., Sadava S.W. A review of the tripartite structure of subjective well-being: Implications for conceptualization, operationalization, analysis, and synthesis // Personality and Social Psychology Review. – 2011. – Vol.15, № 3. – Р. 290–314.
7. Bradburn, Norman M. The Structure of Psychological Weil-Being. – Chicago: Aldine, 1969.
8. Bruni L., Porta P.L. Introduction. Luigino B., Porta P.L., eds. Handbook on the Economics of Happiness. – Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2007. – Р. 303–334.
9. McGillivray M. Human Well-being: Issues, Concepts and Measures // McGillivray M., ed. Human Well-Being: Concept and Measurement. – Basingstoke, UK: Palgrave MacMillan, 2007. – Р. 88–112.

В условиях глобальных изменений, происходящих в современном обществе во всех его сферах, изучение проблематики социального самочувствия становится все более актуальным. По мнению исследователей, социальное самочувствие может рассматриваться как важный индикатор реакции человека на общественные преобразования, являясь интегральным критерием его удовлетворенности жизнью в социуме, что дает возможность выявить степень адаптации личности к новым социальным реалиям.

Молодёжь в силу своих возрастных и социально-психологических особенностей в большей степени, чем другие социальные группы, восприимчива к переменам, происходящим в социуме. Особенно это касается студенчества как наиболее активной части общества, обладающей большим инновационным потенциалом. Завтрашний день России во многом определяется мировоззренческой позицией будущих специалистов, от их мироощущения, установок и ценностных ориентаций существенно зависят перспективы развития общества.

Изучение социального самочувствия студенческой молодежи имеет большую практическую ценность. Понимание факторов, влияющих на социальное самочувствие, может быть решающим в разработке стратегий развития вузов. Решение педагогических проблем в сфере социально-психологической и профессиональной адаптации будущих выпускников вуза становится сегодня одной из приоритетных задач.

Следует отметить, что несмотря на растущий интерес ученых к феномену социального самочувствия термин «социальное самочувствие» до сих пор не имеет однозначной трактовки.

В отечественной науке понятие «социальное самочувствие» появилось в 80-е гг. Многие представители социологического подхода трактуют социальное самочувствие в рамках концепции образа жизни (О.Л. Барская, Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе, И.Т. Левыкин, Э.А. Орлова). Содержание категории «социального самочувствия» пересекается с понятиями «качества жизни», «стиля жизни», «уровня жизни», «социальной напряженности», «социального настроения», «социального здоровья». Н.Л. Баталова отмечает, что смежные социальному самочувствию понятия могут находиться с ним в различных зависимостях [2]. Ж. Тощенко и С. Харченко рассматривают социальное самочувствие как исходный структурный элемент социального настроения [5]. В начале ХХI века внимание российских социологов сосредотачивается на рассмотрении социального самочувствия как интегрального показателя адаптации личности в социуме на фоне происходящих изменений в стране. Оно измеряется через достаточность/недостаточность объективных условий для реализации собственных притязаний; восприятие индивидом благополучия собственной жизни, а также через удовлетворенность/неудовлетворенность жизненными достижениями, условиями существования [4].

В западной социологии в период 70–90-х гг. прочно укрепилось понятие «субъективное благополучие», используемое как синоним социального самочувствия и как многомерная характеристика, охватывающая все стороны жизни человека [9]. В исследованиях американских ученых используется термин «восприятие качества жизни» как аналогичный понятию «субъективное благополучие» [7]. Л. Бруни и П. Порта проводят разграничения между понятиями «счастье» и «субъективное благополучие» [8]. Ученые из Университета Брок (Канада) подчеркивают, что структура субъективного благополучия еще не сформирована и нуждается в дальнейших научных исследованиях [6].

Таким образом, различия в трактовках термина «социальное самочувствие» в западной и отечественной науке не имеют кардинального характера, а его содержание динамично изменяется. Социальное самочувствие является одной из комплексных характеристик условий жизнедеятельности человека и как интегральный показатель может иметь различную «начинку», то есть включать разные показатели и эмпирические индикаторы в зависимости от того, какие процессы интересуют исследователя.

Под «социальным самочувствием» в данной статье понимается внутреннее состояние социального субъекта, сопровождающееся той или иной степенью удовлетворённости собственными условиями жизнедеятельности.

В свете обозначенных вопросов главной целью исследования, проведенного в марте 2014 г., являлось определение ряда значимых параметров социального самочувствия студентов 1–5 курсов вузов г. Тюмени, в том числе ТюмГНГУ, ТюмГУ и ТюмГАСУ. Важной задачей было выявление существенных факторов, влияющих на социальное самочувствие студентов, и основных тенденций его развития с тем, чтобы определить возможные пути его улучшения. В рамках исследования был проведен анкетный опрос с применением специально разработанных анкет, включающих оценочные варианты ответов на вопросы. Выборка составляла 496 студентов, отбор респондентов случайный, бесповторный. Доминирующая доля респондентов обучалась на 2–4 курсах, что предполагает высокую корреляцию с мнением большинства.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что подавляющему большинству опрошенных студентов интересно учиться (на соответствующий вопрос ответили «да» 35,7 % респондентов; «скорее да, чем нет» – 49,1 %). Примерно столько же участников опроса сообщили, что им нравится учиться в их вузе (79,2 %). Более половины студентов удовлетворены качеством подготовки в рамках своей образовательной программы (61,3 %). Однако почти половина студентов отметили обеспеченность учебного процесса учебными ресурсами как недостаточную (46,9 %). Относительно высокий уровень данных параметров социального самочувствия связан во многом с развитием системы профессиональной ориентации в регионе, активизацией усилий руководства вузов по повышению качества образования, что важно в условиях демографического спада, снижения ценности образования на фоне усложнения социально-экономической и политической ситуации в современном российском обществе.

На вопрос «Чем выбранная Вами в вузе специальность привлекла Вас прежде всего?» около половины респондентов отметили престижность специальности (42,9 %), около трети рассчитывают на достойную оплату труда (29,1 %), а 8,7 % опрошенных надеются завести «нужные для жизни связи».

Очевидно, большое влияние на социальное самочувствие студентов оказывает сфера профессиональной самореализации. Как показал опрос, большинство респондентов надеются найти работу по специальности (63,4 %), а около 1/3 учащихся совмещают работу с учебой (35,8 %). Однако среди них лишь каждый шестой работает по специальности, остальные трудятся в сферах, не связанных с получаемой профессией, что внушает определенное беспокойство. Данные результаты свидетельствуют о необходимости эффективного содействия со стороны руководства вузов в области трудоустройства их будущих выпускников. Это подтверждается ответами студентов о том, что организация помощи с поиском работы по специальности им бы очень помогла (26,3 %).

В условиях углубления кризиса на рынке труда и роста молодежной безработицы в стране и в регионе названные проблемы становятся сегодня все более актуальными для каждого молодого специалиста. По данным нашего исследования проблемы безработицы тревожат сегодня около половины студентов (43,3 %). Это подтверждается результатами исследований многих отечественных авторов [4]. На вопрос «Как Вы думаете, будете ли Вы конкурентоспособны на рынке труда после окончания вуза?» положительно отвечают лишь 35,8 % студентов, что может свидетельствовать о неуверенности в собственных силах будущих выпускников.

Интересно, что по оценкам некоторых экспертов большинство российских студентов вузов мечтают уехать жить в другую страну (75,4 %) [4]. Такое желание можно объяснить многими причинами, связанными с неудовлетворенностью качеством жизни российской молодежи. Однако, учитывая значимость фактора профессиональной самореализации для будущих специалистов, можно предположить, что одним из ведущих мотивов желающих уехать за рубеж является стремление реализовать себя профессионально. В представлениях молодежи перспектив для их профессионального и личностного роста в других странах может быть больше, в то время как усиливается неуверенность и тревога за свое будущее в нашей стране.

Очевидно, планы студентов относительно их профессиональной самореализации являются весьма показательной характеристикой социально-экономической ситуации в стране и в регионе. Так, на вопрос «На какой территории Вы бы желали реализовать свои профессиональные компетенции?» всего лишь 30,9 % респондентов ответили «только в России», «как получится» – 39,7 %, а каждый пятый хотел бы уехать работать в Европу (19,5 %) (рис. 1).

При этом на вопрос «Какое чувство чаще всего вызывает у Вас нынешняя ситуация в стране?» около половины студентов отметили неуверенность (41,7 %) и тревогу (16,5 %), в то время, как надежду имеют всего лишь 13,2 % (рис. 2).

На вопрос «Какие из проблем нашего общества тревожат Вас больше всего?» на первое место более половины поставили «будущее своих детей» (56,9 %), на втором месте «кризис культуры и нравственности» (45,1 %) и на третьем – «рост безработицы» (44,9 %).

pic_34.wmf

Рис. 1. Распределение ответов студентов на вопрос «На какой территории Вы бы желали реализовать свои профессиональные компетенции?»

pic_35.wmf

Рис. 2. Распределение ответов студентов на вопрос «Какое чувство чаще всего вызывает у Вас нынешняя ситуация в стране?»

Тревожит студентов и опасность террористических актов (42,7 %), рост уголовных преступлений (41,6 %), риск потери здоровья (39,2 %), бедность (27,3 %). Всего лишь 8,9 % опрошенных респондентов ощущают полную защищенность. Полученные результаты свидетельствуют о распространении негативных настроений среди молодежи.

Исследование позволило выявить наиболее острые проблемы учащихся на период проведения опроса. Среди них материальные трудности (33,9 %), проблемы трудоустройства (25,8 %), вопрос жилья (12,9 %). Вместе с тем студенческая молодежь в массе своей настроена оптимистично, считая, что в дальнейшем благосостояние в их семьях будет улучшаться (51,7 %). Однако состояние тревоги и беспокойства остается характерным для подавляющего большинства респондентов (75,9 %).

Общий контекст социального самочувствия студентов определяется ответами на вопрос «Удовлетворены ли Вы в целом своей жизнью?» Полностью удовлетворенных лишь 24,8 %, частично ? более половины ответивших (53,7 %), что согласуется с предыдущими выводами.

Таким образом, исследование социального самочувствия студенческой молодежи показало, что выявленные тенденции имеют как позитивный, так и негативный характер. Большинство чувствуют себя удовлетворенными жизнью в целом, им нравится учиться в их вузах, они надеются реализовать себя профессионально в будущем. В то же время отмечается неуверенность молодых людей в завтрашнем дне, связанная с неблагоприятной ситуацией на рынке труда, где наблюдаются серьезные проблемы при поиске работы по специальности в условиях нестабильности в обществе в целом.

Итоги исследования свидетельствуют о необходимости активизации усилий со стороны государства, нацеленных на снижение напряженности на рынке молодежного труда, вузов в развитии их связей с работодателями и важности оказания педагогического содействия будущим молодым специалистам в сфере их социально-психологической и профессиональной адаптации.

Сегодня сложно пока делать выводы о том, насколько сильна напряженность в области профессиональной самореализации молодых специалистов, динамику развития выявленных тенденций предстоит еще изучать, особенно региональный аспект. Несмотря на обилие работ в рамках изучения социального самочувствия молодежи, большинство из них имеют фрагментарный характер и недостаточно полно освещают многие важные вопросы, отсутствие общепринятых методик проведения эмпирических исследований затрудняет возможности проведения сравнительного анализа имеющихся баз данных. Для решения проблем необходимо применять системный подход и предлагается проводить исследования в данном направлении с периодичностью раз в год.


Библиографическая ссылка

Антипина Н.Л. К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 81-84;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35860 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674