Все полеты и перелеты воздушных судов (ВС) над территорией РФ осуществляют в соответствии с Воздушным кодексом, на основе которого разрабатываются Основные правила полетов в воздушном пространстве РФ для авиации всех ведомств, а также другие документы, регламентирующие организацию, подготовку, проведение и обеспечение полетов.
Радиотехническое обеспечение (РТО) полетов является особым видом боевого обеспечения авиации Вооруженных Сил РФ, которое организуется в целях обеспечения боевого управления и боевого применения авиации, навигации, взлета, посадки ВС в простых и сложных метеоусловиях, контроля за воздушной обстановкой и местоположением ВС в воздушном пространстве.
Одной из основных задач теории и практики безопасности полетов является выработка методов, позволяющих с единых позиций строго классифицировать и оценивать влияние на безопасность полетов различных факторов.
Задача по обеспечению полетов может быть успешно решена только тогда, когда руководящий состав части связи и РТО повседневно и кропотливо проводят профилактическую работу по устранению и предупреждению причин возникновения авиационных происшествий и инцидентов по вине личного состава и техники связи и РТО других недостатков в обеспечении полетов; анализ инцидентов, разработку и проведение мероприятий по их предупреждению; изучение авиационных происшествий и инцидентов по вине связи и РТО с личным составом.
Оценка деятельности отдельных людей, коллективов может быть осуществлена с помощью качественных и количественных показателей (критериев). Ответ на вопрос: «Как работает тот или иной коллектив, подразделение, часть?» – может быть дан в виде качественной оценки: «отлично», «хорошо» и т.д. ? и количественных показателей, характеризующих его деятельность. Для оценки уровня безопасности полетов в авиационных частях применяются статистические и вероятностные критерии.
Эффективность боевой подготовки и уровень боевой готовности авиационных частей в значительной степени зависит от степени освоения правил эксплуатации боевых авиационных комплексов, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от системы профессиональной подготовки личного состава Воздушно-космических сил (ВКС).
Постановка задачи
Анализ безопасности полётов позволяет выделить главную составляющую этой проблемы – профессиональную подготовку. В таблице представлены отказы радиотехнических систем (РТС) при существующей системе подготовки специалистов [6], отражающие процентное распределение причин отказов. Из таблицы видно, что на отказы техники приходится 28 %, а на отказы, вызванные ошибками личного состава, – 72 % от общего числа отказов. По официальным данным ICAO этот показатель еще выше – 80 %. В свою очередь, наибольшее число отказов по вине человека (36 %) связано с недостаточным качеством освоения техники.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что на этапе подготовки личного состава необходимо использовать эффективную систему контроля профессиональных навыков и умений работы на технике. Поэтому необходимо разработать такую систему, которая позволила бы контролировать профессиональную готовность оператора к обеспечению полетов, что должно повлечь за собой снижение авиационных инцидентов и происшествий по вине человека. Такой системой может являться система допуска оператора к самостоятельной работе на технике.
Отказы радиотехнических систем
Отказы техники, вызванные ошибками (72 %) |
Отказы техники |
||||
при планировании применения системы |
при применении системы по назначению |
при обслуживании системы |
при обеспечении системы |
при освоении системы |
|
24 % |
4 % |
4 % |
4 % |
36 % |
28 % |
Рис. 1. Схема допуска к самостоятельной работе на технике
Целью работы является разработка системы контроля профессиональной готовности оператора к обеспечению полетов и снижение влияния человеческого фактора на авиационные инциденты и происшествия.
До назначения на самостоятельную работу или при переводе на другую должность, связанную с обслуживанием техники связи и РТО, а также при перерыве в работе более 6 месяцев личный состав обязан пройти специальную подготовку по вопросам техники безопасности (рис. 1).
К самостоятельной работе на технике РТО допускается личный состав [1, 7]:
1) прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в использовании техники по назначению, ее техническом обслуживании и текущем ремонте;
2) прошедший медицинское обследование и признанный по состоянию здоровья годным к работе по соответствующим специальностям;
3) сдавший зачеты по знанию правил и мер безопасности, имеющий для эксплуатации этой техники группу по электробезопасности и получивший удостоверение на право эксплуатации конкретного типа техники.
Подготовка личного состава по знанию устройства техники, правил ее эксплуатации и ремонта, мер безопасности при работе с техникой осуществляется в соответствии с программами, разработанными и утвержденными командиром части.
Для проверки знаний и определения возможности допуска личного состава к самостоятельной работе на технике связи и РТО приказом командира части ежегодно назначается комиссия. Эта комиссия должна включать не менее трех человек: заместителя командира части по вооружению; инспектора энергонадзора; ответственного за электрохозяйство части (командира подразделения).
Проверка знаний каждого военнослужащего должна производиться индивидуально. Присвоение квалификационной группы (II–IV) по технике безопасности производится комиссией при наличии в ее составе специалистов, имеющих квалификационную группу не ниже той, которая должна быть присвоена проверяемому личному составу.
Проверка знаний личного состава производится путем устного опроса и практической проверки каждого специалиста с выставлением оценок по разделам: правила эксплуатации (знание материальной части, правила технического обслуживания, умение практически работать, выполнять текущий ремонт); правила техники безопасности (знание правил, умение их выполнять, умение оказывать первую помощь).
Результаты приема зачетов оформляются в журнале протоколов проверки знаний правил техники безопасности и правил эксплуатации. Протокол утверждается командиром части. После проверки знаний проводится стажировка каждого военнослужащего на конкретном рабочем месте в пределах 50 часов или двух недель. Стажировка для допуска проводится в сроки, определенные приказом командира части под руководством опытного специалиста и под контролем командира подразделения. В процессе стажировки совершенствуются и закрепляются теоретические знания. После стажировки приказом командира части производится допуск личного состава. На основании приказа командира части оформляется удостоверение на право эксплуатации техники связи и РТО каждому военнослужащему.
В случае длительного перерыва в работе (более 6 месяцев) личный состав допускается к самостоятельной работе после повторной проверки знаний комиссией. Лица, нарушившие правила и меры безопасности, отстраняются от работы и подвергаются внеочередной проверке независимо от срока предыдущей проверки. При неудовлетворительной оценке проверка может быть проведена не ранее чем через две недели. Проверка знаний правил эксплуатации и правил техники безопасности личного состава, непосредственно организующего эксплуатацию техники (командира взвода, начальников групп), проводится ежегодно. Командный состав, имеющий технику в подчинении (заместитель командира по вооружению, командиры рот), проверяется один раз в 3 года.
Кстати, допуск работника к самостоятельной работе в различных организациях осуществляется типовым образом: к самостоятельной работе по профессии или выполнению соответствующей работы в соответствии с Трудовым кодексом [4], к самостоятельной работе персонала в организациях нефтепродуктообеспечения Российской Федерации [5], к самостоятельной работе персонала в энергетических организациях [2].
Алгоритм работы системы допуска к самостоятельной работе на технике
Реализация предложенной системы допуска к самостоятельной работе на технике связи и РТО заключается в разработке программного обеспечения, сущность которого состоит в оценке качества подготовленности личного состава к обеспечению полетов и перелетов ВС. Алгоритм работы системы допуска к самостоятельной работе представлен на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм работы системы допуска к самостоятельной работе на средствах связи и РТО (начало)
В данной программе два режима работы: «допуск к самостоятельной работе» и «допуск к дежурству на объекте». Режим допуска к самостоятельной работе предлагается использовать в учебных классах для контроля и проверки знаний у личного состава, допускающегося к самостоятельной работе на технике.
Что касается режима допуска к дежурству на объекте, то его необходимо использовать непосредственно на средствах связи и РТО в день заступления оператора на дежурство. После запуска программного обеспечения формируется диалоговое окно с системными клавишами «допуск к самостоятельной работе» и «допуск к дежурству на объекте». Нажатие той или иной клавиши определяет режим работы программы. В случае выбора «допуск к дежурству на объекте» оператору предлагается ввести свой личный номер и пароль. Далее появляется следующее окно, в котором указаны личные данные оператора: фамилия, имя, отчество, должность, личный номер и дата заступления на дежурство.
Рис. 2. Алгоритм работы системы допуска к самостоятельной работе на средствах связи и РТО (окончание)
Тем самым реализуется процесс инициализации пользователя по личному номеру. По нажатию клавиши «подтвердить» при проверке уровня теоретической подготовки оператору представляется ряд вопросов и четыре варианта ответов.
При проверке практических навыков и умений вводится неисправность на программно-имитируемой технике, при этом оператор должен определить по признаку неисправности неисправный блок или узел и привести станцию в работоспособное (исправное) состояние или действовать согласно инструкции для личного состава дежурных смен на средствах связи и РТО в особых случаях полета.
Если оператор правильно отвечает на все вопросы, то формируется сигнал, разрешающий производить запуск средства связи или средства радиотехнического обеспечения. В момент формирования сигнала на дисплее появляется надпись: «Вы допущены к дежурству».
Таким образом, разработанная система допуска к самостоятельной работе на средствах связи и радиотехнического обеспечения позволяет поддерживать знания на должном уровне и не допускать к дежурству личный состав, неспособный правильно действовать при возникновении нештатной ситуации.
Заключение
С целью повышения уровня подготовки личного состава, профессиональных навыков и умений работы на средствах связи и радиотехнического обеспечения полётов авиации, профессиональной готовности оператора к обеспечению полётов, поддержания знаний на должном уровне и исключения возможности допуска к дежурству на объекте личного состава, неспособного действовать при возникновении нештатной ситуации, с использованием методов математического программирования разработаны программно-технические средства обеспечения автоматизированного допуска к самостоятельной работе на технике.
Разработанная система может быть использована для контроля готовности персонала к эксплуатации как военной, так и гражданской техники, как в учебных классах для контроля и проверки знаний у личного состава, допускающегося к самостоятельной работе на технике, так и при допуске к дежурству на различных образцах техники.
Таким образом, система позволит осуществлять не только допуск к самостоятельной работе на технике, но и вместе с этим поддерживать знания на должном уровне, поскольку в наше время военные знания стареют не вместе с людьми, как это было раньше, а значительно быстрее. Теоретические знания требуют существенного пополнения через 8…10 лет, практические же знания должны обновляться через 6…7 лет, а практические навыки – еще чаще [3].
Библиографическая ссылка
Машков В.Г. ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗИ И НАВИГАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 52-57;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35854 (дата обращения: 21.11.2024).