В «Государственной стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике» первое стратегическое направление предусматривает создание содержания образования с личностно-ориентированной направленностью, основанного на компетентности, и охватывает такие важные цели, как развитие курикулумов по всем ступеням образования, включая дошкольное, общее, начальное профессионально-специальное, среднее специальное и высшее образование [6].
Воспитание детей и молодёжи в духе национально-духовных и общечеловеческих ценностей является всеобъемлющей, многоаспектной и очень разнообразной проблемой по содержанию. Формирование и развитие нации зависит от привития детям и молодежи этих ценностей и от того, как они их воспримут и сохранят.
В многогранной деятельности общенационального лидера Гейдара Алиева обучение, воспитание и образование подрастающего поколения, воспитание в духе национальных ценностей имеет особую значимость.
Самым важным фактором создания национального единства являются национально-духовные ценности народа и процесс национального самосознания. Нации, утратившие национальное самосознание, подвергаются распаду. Поэтому сохранение и развитие национально-духовных ценностей во все времена считалось важным и необходимым фактором. Потому что духовная культура это универсальная ценность и достояние народа, принадлежащая всем слоям населения.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев неоднократно поднимал на государственный уровень вопросы сохранения, обогащения национально-духовных ценностей, созданные веками азербайджанским народом, передачи их подрастающему поколению, ускорения интеграции мировым ценностями и с целью достойного выполнения этих задач создал правовую, материальную и научную основу.
Гейдар Алиев, являясь основоположником строительства национально-мирового государства в Азербайджане, считал, что исламские ценности являются составной частью национально-духовных ценностей. Общенациональный лидер сам, осознав нравственную и философскую сущность ислама, рекомендовал использовать из этого чистого духовного источника самое ценное, которое является и национальным, и общечеловеческим в воспитании нового человека.
Если, это с одной стороны, выражает его почтение к религиозно-мировым ценностям, то с другой стороны, говорит о воспитывающем и обогащающем влиянии на духовный мир человека. Он говорил, что обряды, уроки, пути, указанные в «Коране» – это рекомендации, которые призывают людей к чистоте, честности, правдивости, счастью, героизму, смелости и храбрости.
Начиная с «Азербайджанской народной педагогики», в классической литературе, а также в произведениях известных поэтов, писателей и просветителей вопросы воспитания занимают особое место. Среди них следует особо подчеркнуть произведения Н. Гянджеви, А. Бакиханова, Р. Эфендиева, Ф. Кёчерли, М. Махмудбекова, С. Ганизаде, А. Сиххат, Н. Нариманова, Ф. Агазаде, А. Шаига и других. В этих произведениях указываются пути обучения и воспитания детей, формирование их как личностей, любящих свою Родину, уважающих другие нации и народности путем использования национально-духовных и религиозных ценностей. С этой позиции эти произведения являются богатым источником.
В современной педагогической литературе тоже сформулированы некоторые мысли о воспитании и образовании детей. Н. Сафарова и М. Гусейнова отмечают, что дети должны быть «способными гибко адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Проявлять готовность к речевому, межличностному взаимодействию и взаимопониманию» [9, с. 70]. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков в статье «Духовно-нравственное воспитание российских школьников» раскрывают высшую цель образования: «В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования. Высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций» [2, с. 56].
В настоящее время общество требует от высших учебных заведений, выделяя маленькие расходы, формировать граждан совершенных, с высокими нравственными качествами. Сегодня и общество, и государство хотят сохранить национальный суверенитет и обычаи. С этой позиции в «Законе об Образовании Азербайджанской Республики» одним из принципов является (3.0.4.) национальный и общечеловеческий характер образования – создание и развитие образовательной системы на основе защиты национальных и общечеловеческих ценностей и обеспечения их диалектического единства [9, с. 10].
На международной конференции, проведенной в Баку в 1998 году, 1–2 октября на тему «Современность и национально-духовные ценности» и на «Съезде мусульман Кавказа» Гейдар Алиев сказал: «Известно, что большинство народов, наций и людей, живущих на Кавказе, принадлежат Исламской религии, и она имеет сильную моральную силу. На Кавказе она пользуется большим уважением. Одним из обычаев Кавказа всегда было уважение к аксакалам (людям в возрасте). Это одна из особенностей Исламской религии. Человеку, отличающемуся в обществе, почтенному пожилому человеку, достойному доверия, воплощающему в себе духовные ценности, видавшему многое в жизни, то есть аксакалу, всегда было большое уважение, почтение, и все ценили его советы. Особенно молодежь – особая часть общества. Это очень красивая ценность. Гости, приехавшие на Кавказ из разных краев, севера, запада, иногда удивляются этим особенностям, а иногда восторгаются такими обычаями» [7, с. 16].
Если сказать по выражению Гейдара Алиева, все это является результатом того, что мы – гордимся тем, что мы кавказцы. Это значит, что мы – древние жители Кавказа, помимо того, что имеем высокие горы, бурлящие реки, каскадные источники, зеленые леса, цветущие луга и поля, но и как Азербайджанский народ отличаемся своими историческими корнями, имеющем свое особое место среди народов Кавказа, гордимся внесением большого вклада в общую культуру народов Кавказа.
Таким образом, распространение Исламской религии на Кавказе, духовные ценности, которые внесены исламской цивилизацией в жизнь кавказских народов, имеют особое значение, так как Ислам принес народам Кавказа счастье, радости, дружбу, развитие и общечеловеческие ценности.
Исламские ценности, которые нашли свое отражение в нашей святой книге «Коран», составляют национально-духовную основу народов Кавказа [7, с. 32–33].
Цель данной статьи ? в условиях глобализации сохранить национальные особенности, духовные и религиозные ценности как приоритетные задачи, стоящие перед образованием. Помимо этого, формировать граждан, обладающих общечеловеческими ценностями – уважающих демократические принципы, человеческие права и свободу, толерантных, креативных и самостоятельных. Азербайджанская Республика может считаться примером мультикультурализма на всем Востоке и во всем мире. Здесь живут люди разных национальностей – азербайджанцы, русские, евреи, грузины, авары, лезгины, татары. Представители каждой нации относятся к разным религиозным верованиям.
Дети, принадлежащие каждой стране, являются её светлым будущим. Поэтому каждая страна в каждом периоде заинтересована в воспитании счастливых, радостных детей, а также в формировании их как граждан своей земли.
В современном мире, в котором ускоренно происходит глобализация, развитие будущего каждой страны зависит от правильного строения образовательной системы. Поэтому всестороннее воспитание детей, овладение полноценным знанием и компетенцией имеет большое значение. Дошкольные образовательные учреждения играют особую роль во всестороннем и гармоничном развитии детей, в формировании активной жизненной позиции.
Основная цель дошкольных образовательных учреждений ? создать условия, отвечающие современным требованиям, строить воспитательно-образовательную работу на основе национальных и общечеловеческих ценностей, развивать интеллектуальный уровень детей и вырастить их здоровыми и бодрыми.
Основными условиями организации воспитательно-образовательного процесса на высоком уровне являются следующие:
– подготовить кадры на высоком уровне, знающие современные требования к образованию, имеющие творческий потенциал, в постоянных поисках нового и, самое главное, относящиеся к детям с любовью, уважением, заботой и улыбкой на лице;
– оформление группы с учетом гигиенических и эстетических требований, обеспечение возрастных групп соответствующим оборудованием и средствами, материалами к каждому занятию;
– особое внимание уделять профессиональным качествам педагогов и использованию ими новых педагогических технологий;
– организация педагогического процесса с учетом использования опыта зарубежных стран, анализ программ, рекомендаций и методических пособий;
– создание богатых методических кабинетов.
На протяжении всей истории наряду с физическим совершенствованием людей, одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством было привитие им национально-духовных и мировых ценностей.
Сегодня наша страна является мировым государством. Но мы не далеки от религии. Между религией и государством существует глубокое сотрудничество. Исламская религия, прививая гражданам Азербайджана красивые моральные ценности, воспитывает их на основе этих ценностей.
Суверенная Азербайджанская Республика, которая расположена на стороне Востока, является страной, которая рождена из единства мировых духовных ценностей, исламской культуры и национально-духовных ценностей.
На современном этапе обеспечение устойчивого экономического развития страны тесно связано именно с реализацией этого принципа.
В наше время знания обогащаются ускоренно, и объем их тоже неуклонно растет. Парадигма научных знаний тоже меняется. Сегодня понятия «профессионализм», «грамотность», «ответственность» приобретают новое содержание. Распространяется интеграция к мировым странам, ведется важнейшая работа в сфере глобализации. Все это содействует интеграции в образовании и возможности рационального использования человеческих ресурсов.
Общество ожидает инноваций в образовании. Жизнь требует от образовательных учреждений динамизма, гибкости, чувствительного отношения к социальным, научно-техническим, технологическим, экологическим требованиям, инновациям и международной конкуренции.
В Азербайджане, как и в других странах, образованию, а также развитию детей и молодежи на основе национально-духовных и религиозных ценностей уделяется положительное внимание общества.
В нашей республике помимо того, что проделано много дел по содержанию, форме и методике дошкольного образования с учетом использования опыта зарубежных стран, заслуживает большого внимания и воспитание детей на основе национально-духовных и мировых ценностей. В разные времена развитие человеческого общества определялось не только решением социальных и экономических проблем, в том числе и воспитанием детей и молодежи на основе национально-духовных и религиозно-духовных ценностей.
Содержание национальной культуры многоаспектно. Национальная культура, совершенствуясь от периода к периоду, внесла свой вклад в жизнь людей XXI века.
В период независимости главная цель образования ? это формирование и воспитание граждан, любящих как свою страну, язык, свою религию, культуру, так и других наций и народов мира.
На протяжении всей истории основной формой воспитания детей раннего возраста было семейное воспитание. Оно было связано с национально-духовными и религиозными ценностями, общей культурой и особенностями народа. Воспитание здоровых, бодрых детей с раннего возраста, совершенствование их с нравственно-духовной точки зрения является фундаментом для дальнейшей плодотворной деятельности подрастающего поколения.
В фольклорных примерах, составляющих основу народной педагогики Азербайджана, сотрудничество и взаимодействие детей друг с другом и с взрослыми очень характерно с этой позиции. Эта традиция и практика продолжается и сейчас. Но в то же время формируются дети и молодежь, интегрированные в современное общество, адекватные мировому уровню культуры общения. В этом деле большая ответственность возлагается не только на семьи, но и дошкольные образовательные учреждения.
Сегодня в нашем государстве, приобретавшем независимость и идущем по пути демократии, постепенно возрастает роль практики создания образовательно-воспитательной системы детей и молодежи на основе системы национально-духовных ценностей азербайджанского народа, а также общечеловеческих ценностей.
Национально-духовные и общечеловеческие ценности являются составной частью общей культуры народа. Поэтому ознакомление детей с раннего возраста с национально-духовными и общечеловеческими ценностями является необходимым требованием нашего времени.
Результаты проведенных многочисленных мероприятий утверждают, что массовые мероприятия, организованные в различных группах детского сада, не остаются без влияния на формирование нравственно-духовных качеств детей. В привитии морально-духовных качеств детям младшего возраста, в усвоении национально-духовных и мировых ценностей, в повышении качества и в эффективном проведении этих мероприятий большую роль играют воспитатели и их профессионализм.
Широкое мировоззрение исторически-художественных образов, духовно-нравственная чистота, красивая речь, внимательное отношение и любовь к детям, знание произведений классиков и фольклора являются самыми необходимыми средствами в воспитании младших детей.
Для претворения в жизнь всего вышесказанного во многих детских садах созданы соответствующие условия. Одним из этих детских садов города Баку является «Тебессюм» (Улыбка), который находится на таком участке, где имеются высокие платаны, разные фруктовые деревья и красочные цветы. Участок детского сада оборудован современными сооружениями для развлечения детей. В спортивной площадке для физического развития каждой возрастной группы имеются специальные оборудования. Ввиду того что спортивная площадка сверху закрыта, в каждом сезоне имеется возможность заниматься спортом на свежем воздухе.
В летнее время для питания детей на свежем воздухе организоуется специальное место, которое привлекает красочными цветами и эстетически установленными фонтанами. Разные деревья, кусты, цветы и растения являются живым наглядным средством для здорового образа жизни в детском саду. В детский сад ходят дети разных национальностей – азербайджанцы, русские, лезгинцы, евреи, татары, авары, грузины и т.д. Здесь дети узнают тайны природы, овладевают знаниями о растениях, учатся ухаживать и беречь их.
Учитывая многонациональный состав группы, проводится обучение русскому языку. По просьбе родителей ведется обучение и английскому языку. Надо отметить, что второму языку мы обучаем с пяти лет. Это связано с тем, что к этому возрасту родной язык детей достаточно формируется и обучение второму языку проводится путем сравнения двух языков и с опорой на родной язык. Овладев разговорной речью на втором языке системно и специальной методикой, дети не испытывают трудности в школе при обучении иностранным языкам.
В другом участке детского сада создан мобильный музей. Здесь малыши знакомятся с декоративным искусством, национальными узорами, традициями и обычаями нашего народа и народов мира. Педагоги проводят занятия по ознакомлению с окружающей средой, по декоративному искусству, лепке на свежем воздухе. В живом контакте с объектами дети рисуют, лепят, получают лучшие результаты, и занятия проводятся очень эффективно.
Воспитательно-образовательный процесс реализуется по специальному режиму, который составлен с учетом возрастных особенностей и условий детского сада. Педагогический процесс и развлечения организуются так, чтобы дети не устали от этого процесса, а напротив, участвовали с большим удовольствием. На занятиях используются новые технологии и интерактивные методы обучения, используются красочные наглядные пособия. Использованные приемы обучения влияют на развитие познания, мышления, самостоятельного суждения. Детям предлагается анализировать, сравнивать и обобщать предложенный им материал. Организация учебного процесса на основе этих факторов положительно влияет на личностное формирование детей дошкольного возраста. С целью проведения занятий на современном уровне, воспитатели используют компьютер, электронные доски, аудио-, видеозаписи и другие средства. При ознакомлении детей с домашними и дикими животными дети видят не только внешний вид этих зверей, но и наблюдают за их поведением, образом жизни и индивидуальными особенностями.
На занятиях широко используются игры и инсценировки. Каждому из них дается роль из сказки, которую они любят играть, показывают малышам кукольный театр, в которых прививаются детям вышеизложенные человеческие качества.
Для систематизации знаний и умений, приобретенных в течение определенного времени, каждую четверть между возрастными группами проводятся интеллектуальные игры «Tele taym», «Breyn rinq», «Что, где, когда?», «Угадай мелодии» и другие. В течение года проводятся обобщающие занятия: «Приключения Гек-гез коса» (персонаж из азербайджанской сказки). Это занятие проводится для обобщения знаний по экологическому воспитанию.
Занятие «Путешествие в мир сказок» проводится с целью обобщения знаний и умений по художественному чтению, «Гости Нем-Нема» проводится с целью выявления того, насколько дети научились рисовать, лепить, сшить узоры и т.д. Известно, что каждое занятие имеет свою методику. Здесь демонстрируется инициатива, приемы работы, творчество, внедрение новых технологий в учебный процесс и индивидуальный подход воспитателя к каждому ребенку. Но их объединяет один фактор: любовь к профессии, инициативность, ласковость и забота о детях. В процессе игры и исполнения заданий по труду дети учатся играть командами и в коллективе, общаться со сверстниками, пойти на уступку друг другу.
В детском саду организован центр, посвященный общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. Этот центр называется «Наш мир». Здесь собраны фотографии из жизни общенационального лидера Гейдара Алиева, его участия в мероприятиях, посвященных детям, фотографии с детьми, дворцы и школы, которые были построены по его инициативе. Об этом центре информируются и родители.
Дошкольный возраст является неповторимой страницей жизненного периода каждого человека. Именно в этом периоде происходит процесс социализации, то есть в этот период создается связь детей со сверстниками, со взрослыми, ознакомление с природой и предметной средой. В этом периоде ставится основа формирования сознания, индивидуальных качеств личности и укрепления здоровья. Учитывая вышесказанное, стараемся решать задачи, стоящие перед нами: личностно-ориентированное формирование личности детей, выявление и развитие умений и способностей, повышение интеллектуального уровня и подготовку детей к школе на высоком уровне.
Для того чтобы дети глубоко познали достоинство и ответственность этого исторического периода, не были пассивными наблюдателями развития страны, а активно участвовали в этом процессе, в дошкольных образовательных учреждениях организовываются все условия и мероприятия.
В сфере личностно-ориентированного развития духовно-нравственное воспитание обеспечивает:
– принятие детьми духовно-национальных и общечеловеческих ценностей;
– осознание детьми ценности человеческой жизни, нетерпимость к влияниям, представляющим угрозу жизни, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
– укрепление веры в Азербайджанское государство.
Дети как продолжатели нынешнего поколения должны жить верой в будущее, активно участвовать в жизни и развитии Независимого Азербайджана и быть достойными, честными людьми всего мира.
Библиографическая ссылка
Ширзадова М. НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 405-410;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35843 (дата обращения: 21.11.2024).