Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Белова Т.А. 1 Брицкая А.Л. 1 Непша И.В. 1 Сивирина О.А. 1 Швин М.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье представлен вариант воспитания личности будущего врача в Омском государственном медицинском университете. В начале статьи отмечено, что будущее любого общества связано, прежде всего с молодежью. Поэтому так важно сформировать цель патриотического воспитания на современном этапе. Таковой можно считать формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Поэтому патриотическое воспитание призвано стать неотъемлемой частью и системы высшего медицинского образования. В статье отмечено, что особая роль в формировании личностных качеств врача в духе патриотизма принадлежит дисциплине «История Отечества». Данная дисциплина способствует формированию не только взаимоуважения и трудолюбия, но и гражданственности, патриотизма, а также формированию национального и профессионального самосознания, чувства гордости и причастности к прошлому и настоящему нашей великой страны.
воспитание
медицина
молодежь
патриотизм
Родина
студент
1. Асмолов А.Г. Оптимистическая трагедия одаренности / Психология. Образование. Жизнь. – URL: http://www.asmolovpsy.ru/ru/publications/127 (дата обращения 12.02.2016 г.).
2. Белова Т.А. Использование технологии малых групп на семинарских занятиях по дисциплине «История Отечества» в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – С. 96–98.
3. Встреча В.В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Стенографический отчёт о встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. 2 сентября 2012 года, 20:00, Краснодар // Официальный сайт Президента России. – URL: http://special.kremlin.ru/ (дата обращения: 01.09.2013 г.).
4. Денисова Л.Л. Политическая культура преподавателя как фактор формирования гражданственности у молодежи // Педагогическая инноватика в современных условиях. – М., 2009. – С. 19–23.
5. Ижбулатова Е.Г. Патриотическое воспитание детей и подростков. – URL: http://festival.1september.ru^articles/614047 (дата обращения 26.02.2016).

Перспективы развития любого общества связаны с молодежью, и это понимают все. Поэтому многие политические партии и общественные движения традиционно стремятся привлечь к себе молодежь, сделать ее своим союзником. К сожалению, студенты чаще всего являются наиболее радикально настроенными представителями общественных групп.

Проблема осложняется еще и тем, что прежняя система ценностей и воспитания позволяла достаточно эффективно регулировать отношения человека и общества, но теперь ценности, казавшиеся незыблемыми, рухнули, а на смену им не пришли какие-то иные, способные равноценно заменить их. Социальная структура общества, в связи с экономически нестабильным положением страны, продолжает меняться, а это, в свою очередь, продолжает снижать и без того невысокий духовный потенциал молодежи. По данным социологических исследований, около трети молодых людей в современной России ориентируются на ценности «выживания», а не «достижения», на гарантированный минимум, нежели на свободу экономической деятельности [4, с. 22].

В начале 1990-х годов в воспитании молодежи России проявился кризис, что выразилось в практическом свертывании в этот период деятельности, направленной на воспитание патриотов, что привело к существенным изменениям социальных и ценностных ориентиров молодежи. В результате у молодежи изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почет, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга и др., присущим советскому периоду. Социологический опрос семнадцатилетних подростков показал, каковы их приоритеты. На вопрос, что самое главное в жизни, были получены следующие ответы:

– деньги (32,7 %);

– деловая карьера и образование (20 %);

– получать от жизни побольше удовольствий (18 %);

– любовь (5,1 %);

– деятельность ради будущего России (4,4 %);

– идеалы и вера (2,7 %) [5].

В этой связи в 2000–2010-х годах встал вопрос о возрождении патриотической составляющей в образовательной системе России. Отметим, что советскую систему образования часто критикуют за то, что она загружала головы детей огромным количеством знаний, которые затем не были нужны и в течение жизни не использовались и не применялись. Но без каркаса системных знаний о мире невозможно думать, аргументировать и принимать верные решения, ведь чтобы найти нужные сведения, необходимо по крайней мере знать, что эта информация существует!

Если мы не знаем о существовании чего-либо, то, соответственно, как мы можем рассуждать о том, нужны нам эти данные или нет. Иметь возможности доступа к фактам, знать и, самое главное, понимать эти факты – это совсем не одно и то же. Человеку вовсе не достаточно просто знать, где взять информацию о том, что это такое, ведь важно понимать, как это устроено и почему это происходит. И здесь неважно, говорим ли мы о естественных науках или социальных. Скажем, историк – это вовсе не тот, кто знает факты, а тот, кто умеет их анализировать, выводить причинно-следственные связи. Чтобы быть грамотным политиком, нужно не просто знать, что такое, скажем, ИГИЛ, а важно понимать, почему стало возможным его существование, каковы причины возникновения, чтобы грамотно выстраивать стратегию поведения. И без системного образования это будет невозможно.

Чем бы человек ни занимался, у него должен быть творческий подход, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, опираясь на настоящие системные знания и полученный опыт. Но здесь очень важно разграничить понятия: человек должен уметь меняться, но не приспосабливаться к тому техническому формату, который прописан ему в данный момент (скажем, в ситуации повышения налогов и снижения пенсий необходимо быстро научиться экономить). «Полезность или бесполезность знаний не должны определять рынок и технологии, т.е. специалисты, которые делают обычного человека экономичным, с управляемыми и программируемыми извне амбициями… Это очень удобно ? иметь подобных работников-потребителей, чей кругозор ограничен супермаркетом возможностей, которые и знать не знают, что существовал такой строй, как феодализм!» [4, с. 23]. В этой связи важную роль начинает играть патриотическое воспитание молодежи.

Принципы патриотического воспитания, на наш взгляд, должны быть следующими:

– научность;

– системность;

– приоритетность историко-культурного наследия;

– гуманизм;

– уважение традиций;

– преемственность в развитии молодежи;

– многообразие форм, методов и средств;

– индивидуальный подход;

– творчество.

Целью патриотического воспитания на современном этапе является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В.В. Путин следующим образом определил стратегию патриотического воспитания молодежи: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее» [3].

Итак, патриотическое воспитание призвано стать неотъемлемой частью системы высшего медицинского образования. Отметим, что особая роль в формировании личностных качеств врача в духе патриотизма принадлежит дисциплине «История Отечества» [2], а именно:

- Формированию любознательности и мотивации к познанию и пониманию нашего прошлого, истории России, истории отечественной медицины и высшей медицинской школы.

- Уважительному отношению к трудовым и ратным делам наших предков, символам нашего государства: флагу, гербу, Конституции страны.

- Знанию и уважению истории учебного заведения, в котором ты приобретаешь профессию, его наиболее выдающихся учителей – основателей научных школ.

- Знанию истории своей малой родины, своей семьи и т.п.

Иными словами, все, что направлено на воспитание не только взаимоуважения и трудолюбия, но и гражданственности и патриотизма, а также формирование национального и профессионального самосознания, чувства гордости и причастности к прошлому и настоящему нашей великой страны.

Предлагаем вариант воспитания личности будущего врача в Омском государственном медицинском университете.

Во-первых, обратим внимание на работу молодежного научного кружка «Исторические дискуссии». На заседаниях кружка обсуждаются наиболее спорные и загадочные страницы отечественной истории. Студенты, вовлекаясь в неформальный разговор на исторические темы, размышляют о прошлом и будущем России, её непохожести на другие государства, пропускают через себя трагические и славные события в жизни своей Родины. Это и есть первые шаги на пути к воспитанию чувства патриотизма, долга перед семьей и Отечеством.

Вторым направлением формирования патриотических взглядов является ежегодный фестиваль военно-патриотической песни, который собирает вместе неравнодушных сотрудников и студентов нашего медицинского университета, чтобы почтить память тех воинов, которые в годы тяжких испытаний защищали своё Отечество. Главная цель фестиваля, к счастью, реализуется каждый год – историческая нить, связывающая нас и наших героических предков, не обрывается. Проводя такой фестиваль, мы решаем важные задачи по поддержанию патриотических настроений, гордости за свою историю, за своих дедов и прадедов среди студентов.

Еще одним направлением нашей работы является Музей истории русского быта, расположенный в одной из учебных аудиторий кафедры истории Отечества и экономики. Музей способствует наглядному изучению повседневной истории народов России на музейных экспонатах, в студентах воспитывается веротерпимость, лояльность к представителям различных национальностей своей Родины, а значит, и любовь к ней.

Также в университете систематически организуется конкурс «Интеллектуальные игры». Основной целью данного конкурса является патриотическое воспитание студентов медицинских вузов, гуманизация медицинского образования, воспитание в студентах уважения к истории своей специальности и истории своего учебного заведения. В задачи конкурсной программы входит ознакомление студентов с основными вехами истории медицины, истории здравоохранения Омского региона, формирование у них представления об истории Омской государственной медицинской академии.

Кроме того, проводятся конкурсы плакатов, стендовых докладов, посвященные памятным датам российской истории, происходит посещение музеев города. В частности, в ОмГМУ ежегодно проводится комплекс мероприятий, посвященных годовщинам Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Так студенты Омского государственного медицинского университета принимают участие в военно-полевом выходе омских студентов. Организаторы марафона – региональный общественный фонд «Я – патриот», Омское городское отделение Всероссийской общественной организации «Боевое братство» и Омское областное отделение Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России. В рамках мероприятия, прежде всего, нужно было пройти «полосу препятствий» по семи эстафетным точкам. Самыми захватывающими оказались поднятие груза, тягание гирь и оказание первой медицинской помощи, а также пейнтбол и посещение военно-полевой кухни, где с удовольствием были съедены настоящая полевая каша и чай.

9 мая 2014 г. студенты Омского государственного медицинского университета приняли участие в акции «Лента Дружбы», организованной региональным отделением «Молодой Гвардии» в рамках празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Самая большая георгиевская лента в Сибири (полотно составляет более пятидесяти метров) была вынесена на Соборную площадь представителями молодежного совета национально-культурных объединений Омской области, а также активистами «Молодой гвардии». Эта лента символ Победы, олицетворяющий единение народов и сохранение памяти о героизме защитников Родины, из Сибири начала свое путешествие по всей стране.

20 апреля 2015 г. в Омскую область прибыли участники автопробега «Южно-Сахалинск ? Севастополь». Маршрут автопробега проходил через 23 города России, в том числе и через город Омск. И в каждом из городов ветераны Великой Отечественной войны передавали участникам автопробега написанные ими страницы для будущей книги «Дневник ветерана. История войны». 22 апреля 2015 г. студенты 1 курса лечебного факультета проводили в дальнейшее путешествие в г. Тюмень участников автопробега.

К масштабным мероприятиям, посвященным Великой Отечественной войне, следует отнести реконструкции наиболее значимых сражений. В частности, с 2014 по 2016 гг. прошли реконструкции трех военных событий периода Великой Отечественной войны: блокады Ленинграда, Московской и Сталинградской битв.

20 февраля 2014 г. Омский государственный медицинский университет, Колледж ОмГМУ, Омский кадетский корпус, Институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» СП СПО «Омское командное речное училище имени капитана В.И. Евдокимова», Кадетская школа-интернат № 9 г. Омска, ОГОО «Ассоциация ветеранов боевых действий ОВД и ВВ МВД России», Региональное отделение ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России, ОГОО «Центр психологической поддержки молодежи» провели мероприятия по реконструкции событий блокады Ленинграда. В мероприятии приняли участие 320 человек. Затем состоялась научная конференция, в которой приняли участие ветераны, рассказавшие о реальных событиях времен Великой Отечественной войны и прежде всего о военных действиях по освобождению Ленинграда.

12 декабря 2014 года было проведено грандиозное мероприятие – «Реконструкция событий Московской битвы». При подготовке к проведению реконструкции была организована выставка плакатов, посвященных битве за Москву; волонтеры выступили с сообщениями о событиях «Защитникам Москвы посвящается» для студентов колледжа, преподаватели кафедры истории Отечества и экономики ОмГМУ выступили с обзорным e-постерным докладом на тему: «Московская битва: значение подвига для Великой Отечественной войны». В событиях по реконструкции были показаны сцены начала войны, формирования ополчения, отступления и контрнаступления советских войск под Москвой. Завершилось мероприятие победным салютом.

22 января 2016 г. в колледже ОмГМУ состоялось массовое мероприятие «Реконструкция событий Сталинградской битвы». В нем приняли участие студенты колледжа ОмГМУ, обучающиеся Омского кадетского военного корпуса, кадетской школы-интерната № 9 г. Омска, Омского института водного транспорта (филиала), Омского летно-технического колледжа им. Ляпидевского. При подготовке к проведению реконструкции была организована выставка газет, посвященных Сталинградской битве, проведена научная конференция, в рамках которой выступили преподаватели кафедры истории Отечества и экономики ОмГМУ. В выступлениях были отражены исторические, нравственные и медицинские аспекты битвы за Сталинград. Также состоялась встреча студентов колледжа с ветеранами боевых действий. Всего в мероприятии приняли участие более 400 человек. Очень важно, что такие мероприятия позволяют напомнить студентам-медикам судьбоносные события российской истории.

Кроме всего вышеизложенного, Омский государственный медицинский университет активно сотрудничает с Омской государственной областной научной библиотекой им. А.С. Пушкина. В частности, в 2015 году кафедрой истории Отечества и экономики было организовано посещение студентами стоматологического факультета библиотеки им А.С. Пушкина, где сначала была проведена обзорная экскурсия по библиотеке, а затем студенты приняли участие в видеолектории «Знание о России», проводимом Президентской библиотекой к 775-летию победы в Невской битве. В работе видеолектория принимали участие Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Томск, Омск, Новосибирск. Такие мероприятия способствуют формированию патриотических взглядов у молодого поколения сквозь призму научного взгляда.

Итак, общество воспроизводит себя таковым, каким оно конструирует образование: «как в зерне уже запрограммировано будущее растение, так и будущий облик угадывается в той школе, которую оно взращивает и культивирует» [1]. Таким образом, формирование патриотизма, политической культуры и самосознания молодежи должно быть включено, вплетено в культуру, историю, экономику и в целом в образование.


Библиографическая ссылка

Белова Т.А., Брицкая А.Л., Непша И.В., Сивирина О.А., Швин М.В. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 309-313;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35824 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674