Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

Лобейко Ю.А. 1 Говердовская Е.В. 2
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
2 Пятигорский медико-фармацевтический институт
В статье рассматривается спортивная деятельность как путь становления личности, способствующая созданию единой интерпретации отдельных зависимостей при учете эффективности спортивного результата. Методика воспитания воли должна базироваться на изучении индивидуальных особенностей. Комплекс спортивных отношений, в котором составными частями следует считать не только отношения между людьми, но и отношения к спорту в целом, к спортивному будущему, настоящему и прошлому, к личным результатам, к себе, может сыграть решающую роль в формировании направленности и спортивной установки студента высшего учебного заведения. Проблема формирования взаимосвязи воли и отношений в спортивной деятельности, как считают авторы, приобрела актуальность в современном обществе, способствует развитию и воспитанию личности. С психолого-педагогических позиций в образовании воспитывать нужно не одно качество в отдельности, а комплекс качеств в целостности, закрепляя при этом имеющиеся положительные отношения студента-спортсмена и способствуя их увеличению.
личность
воля
жизненная позиция
воспитание
физическое воспитание
общество
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 448 c.
2. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. 2015. – Т. 1. – № 2 (21). – С. 156–159.
3. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Контуры типологического исследования социальности современного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – № 2-1. – С. 5–10.
4. Бакланов И.С., Бакланова О.А. Методологические особенности исследования социальности как социально-философской проблемы // European Social Science Journal. – 2013. – № 12–1 (39). – С. 31–36.
5. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Социально-философский аспект научно-информационной деятельности в системе общественного развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 26–29.
6. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Аверкина Ю.С. Постиндустриальное общество: социально-философский анализ развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–2. – С. 597.
7. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-7. – С. 1566–1569.
8. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовная культура общества: к проблеме ранних форм отчуждения // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–10. – С. 2336–2339.
9. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. – 2014. – № 7–2 (46). – С. 9–12.
10. Камалова О.Н. Становление и развитие неклассических подходов понимания интуиции в первой половине XX века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 4. – С. 127–133.
11. Колосова О.Ю. Экологическая идеология как фактор устойчивого общественного развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 115–120.
12. Колосова О.Ю. Глобальные экологические проблемы: антропогенный аспект / Высшая школа – региону: сборник научных статей. – Пятигорск, 2013. – С. 44–51.
13. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. «Науки о природе» и «науки о духе»: судьба старой дилеммы // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 10–16.
14. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. «Цивилизация молодых»: идея и реальность // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 145–160.
15. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 109–119.

При изучении процесса формирования личности студента-спортсмена целесообразно использовать методику «выбор тренера», тест незаконченных предложений, модифицированный применительно к спортивной деятельности, а также специально разработанную схему-оценку основных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, инициативности и самостоятельности, выдержки и самообладания. Оценка была основана: на поведении в ситуации (в том числе и экстремальной), в которой проявляется воля; на учете и контроле проявления признака, соответствующего определенному качеству; на учете и контроле числа недостатков в развитии и проявлении волевых качеств; на динамике проявления качества; на адекватности, которая устанавливалась путем тщательных психолого-педагогических наблюдений и опроса лиц, связанных с подготовкой спортсменов.

Методика «выбор тренера» позволяет изучить эталонное представление спортсменов о тренере и установить по их ответам основные показатели, относящиеся к определенной группе черт личности – волевому побуждению, волевому торможению, отношению к людям, уравновешенности, коллективизму. Модифицированный тест незаконченных предложений содержит основные специфические признаки-отношения: к отцу, матери, друзьям, тренеру, себе, соперникам, спортивным судьям, неуверенность и опасения, отношения к спортивному прошлому, настоящему и будущему. Качественный анализ содержания ответов позволяет раскрыть взаимоотношения спортсмена в семейной сфере, ориентиры спортивной деятельности, главные конфликтные зоны. Количественная оценка предполагает следующие позиции: хорошие отношения оценивались, плохие отношения, нейтральные отношения.

Результаты исследования позволяют выявить, что спортсмены, создавая облик тренера, использовали такие признаки, как характерологические особенности, отношение к работе и обучающимся, поведение в коллективе. Наибольшее число черт личности, относящихся к волевому побуждению, новички указывают в описании реального облика друга, личной характеристике, реальном облике и эталоне тренера. Вместе с тем, создавая эталон тренера, новички используют и черты, относящиеся к уравновешенности. Очевидно стремление испытуемых видеть в тренере черты, несколько не совпадающие с реальными и с чертами самого испытуемого. Спортсмены высокой квалификации отмечают наибольшее число черт личности, относящихся к волевому побуждению, в описании реальных обликов друга и тренера. Эталон тренера характеризуется чертами, относящимися к уравновешенности и волевому торможению. В процессе спортивной деятельности формируется определенная устойчивость к оценке личности тренера. Создавая облики тренера – реальный и эталонный, испытуемые чаще используют черты личности, которые относятся к двум группам – волевому побуждению и волевому торможению.

Определение волевых качеств проводится на составных этапах годичного цикла тренировки, включая участие спортсменов в соревнованиях. Математическая обработка полученных данных позволяет установить, что различие (по критерию Стьюдента) статистически значимо между начальным и конечным этапами исследования. Это свидетельствует о снижении числа недостатков в проявлении волевых качеств в течение учебно-тренировочных занятий у большинства обследованных спортсменов. Необходимо отметить дифференцированность при оценке проявлений воли, которую обусловливали три фазы признака каждого качества – подготовительная, исполнительная и оценочная.

При определении показателей объектов отношений устанавливается, что наибольшее число статистически значимых корреляционных связей проявляется в отношениях спортсменов к отцу, матери, спортивным судьям, друзьям, соперникам, спортивному прошлому и будущему. Положительные отношения (классифицируются в исследовании как хорошие) имеют большее число статистически значимых связей по сравнению с отрицательными связями и нейтральными. Согласно данным корреляционного анализа это указывает на доминирующую роль положительных отношений и их влияние, на уменьшение отрицательных отношений к спортивному прошлому и будущему, к матери и спортивным судьям, а также на уменьшение нейтральных отношений к отцу, матери, друзьям, соперникам и спортивному настоящему. Полученные численные показатели говорят о том, что можно планомерно воздействовать на воспитание волевых качеств через коллектив, выявляя при этом различные конфликтные ситуации. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих ликвидацию конфликтных зон во взаимоотношениях спортсмена как личности, является возрастание положительных отношений. «Особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [10], которая «характеризуется готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей» [15].

Выделяя недостатки в развитии и проявлении воли, необходимо отметить, что они имеют некоторую зависимость от взаимоотношений. Это подтверждается наличием корреляционных связей: отрицательной между положительными отношениями и оценкой волевых качеств; положительной между отрицательными отношениями и оценкой волевых качеств. Отрицательная зависимость указывает на уменьшение недостатков в развитии воли при увеличении положительных отношений.

Основываясь на принципе, изложенном в трудах П.К. Анохина, можно констатировать, что «вовлечение всякого нового компонента в трудных условиях» [1, c. 35] должно способствовать эффективному результату в спорте. Такими компонентами могут быть именно те качества, черты характера или взаимоотношения, которые не мешают получению ожидаемого результата в спортивной деятельности. Для подтверждения этой гипотезы проводятся исследования особенностей подготовки, условий, оценки личной деятельности самим спортсменом с учетом характера отношений, отвечающих специфике спорта, занятости и успеваемости студентов.

В данном исследовании объектом являются студенты-спортсмены, занимающиеся различными видами спорта: спортивными играми (баскетболом, волейболом, гандболом, футболом), спортивной и художественной гимнастикой, плаванием, вольной и классической борьбой, фехтованием и легкой атлетикой. Вопросы предлагаемой им анкеты можно отнести к следующим пяти группам:

1. Отношение к спорту. Вопросы, способствующие выяснению: основных видов подготовки и свойств личности, необходимых для достижения высоких результатов; мотивов выбора вида спорта и желания участвовать в состязаниях; основных направлений в совершенствовании подготовки спортсменов.

2. Отношение к цели. Вопросы, направленные на раскрытие целенаправленности спортсмена, выявление факторов, затрудняющих достижение высоких результатов.

3. Отношение к успеваемости. Вопросы, которые позволяют определить общественные поручения спортсмена, его успехи в учебе, а также успеваемость в мероприятиях, ранее намеченных.

4. Отношение к удовлетворенности. Вопросы, раскрывающие возможные будущие и настоящие результаты спортсмена, а также удовлетворение от занятий физическими упражнениями.

5. Отношение к свободному времени. Вопросы, выясняющие посещаемость тренировочных занятий; посещение кинотеатров и других общественных мест; отношение к научной работе.

Анализ группы вопросов, раскрывающих отношение к спорту, выявляет не только величину положительных или отрицательных отношений, но и психологическую особенность, имеющую некоторую противоречивость. Имеют место несовместимые друг с другом ответы. Несмотря на существующую в подобных исследованиях стабильность показателей, полученные статистические данные свидетельствуют о многообразии связей личности спортсмена, направленных на сохранение его значимой жизненной позиции. Повышение интереса к спорту у представителей других видов деятельности и массовость спорта как следствие интереса – таково направление развития спорта, по мнению большинства.

Основой характера для достижения высоких результатов в спорте большинство считает волевые качества и отношение к тренировкам. Следующие, относительно равные показатели – отношение к себе и к коллективу. Именно коллектив выступает как центр, формирующий спортивную личность.

Многие спортсмены-студенты (преимущественно представители игровых видов спорта) ставят своей целью выполнить норматив мастера спорта. Личная цель значительного числа – выполнение I разряда или норматива кандидата в мастера спорта. Стать олимпийским или мировым чемпионом изъявляют желание в основном представители таких видов спорта, как борьба, фехтование и спортивная гимнастика, причем большинство из этих студентов – мастера или кандидаты в мастера спорта различного возраста. При этом существуют некоторые факторы, затрудняющие выполнение поставленных целей и задач спортивной тренировки – ограниченное свободное время, недостаточная общая физическая подготовленность. Большинство студентов не испытывают особых затруднений в достижении поставленных целей и задач. Спортсмены подчеркивают свою целеустремленность. Но в то же время некоторые не отвечают утвердительно на вопрос «Целеустремленный ли Вы человек?». В этом случае весьма любопытно наличие уверенности в своих силах как структурное звено целеустремленности. Лучшие показатели у более квалифицированных и старших по возрасту спортсменов. При более глубоком, дифференцированном рассмотрении результатов можно установить сложность цели в зависимости от вида спорта и уровня спортивной квалификации. Из пяти мотивов занятий спортом в вопросе анкеты были выделены такие: не отстать от сверстников, друзей и влияние старших товарищей. Изменение мотивов становится заметным при сопоставлении данных новичков и спортсменов III разряда с данными спортсменов более высокой квалификации. У спортсменов невысокой квалификации мотив влияния старших товарищей не зафиксирован, в то время как у других спортсменов показатель этого мотива наибольший. Наблюдается изменение мотивов в течение определенного периода занятий спортом, то есть мотивы находятся в зависимости от возраста и квалификации спортсменов.

На успеваемость студентов-спортсменов в целом оказывала влияние общественно-политическая деятельность [12]. На отлично успевают немногие, большинство занимаются на хорошо. На удовлетворительно занимаются в основном студенты-спортсмены старшего возраста и высокой квалификации. При сопоставлении данных выявляется, что между успеваемостью и выполнением мероприятий, намеченных на день, существует прямая зависимость. Так требования дня не выполняют также спортсмены старшего возраста и высокой квалификации.

Удовлетворенность, получаемая от занятий спортом, зависит от возраста. Отрицательно на вопрос, удовлетворяют ли его спортивные занятия, не отвечает ни один из студентов до двадцати лет. В связи с этим следует обратиться к задачам физического воспитания, которые обусловлены объективной потребностью общества. Без удовлетворенности спорт не может стать необходимостью в повседневной жизни студенческой молодежи. Было бы несправедливо умолчать о неудовлетворенности студентов-спортсменов личными результатами в спорте в настоящее время. Большинство из них студенты первых курсов, однако значительный процент неудовлетворенных своими результатами и среди студентов старших курсов. У спортсменов низкой квалификации показателя неудовлетворенности своими результатами не зафиксировано.

При изучении свободного времени студентов-спортсменов с целью выяснения степени их занятости наблюдается невысокий показатель систематического посещения тренировочных занятий. Довольно значительное число не систематически посещают тренировочные занятия. Примечательно, что наибольший процент студентов, регулярно посещающих тренировки, среди спортсменов I и II разрядов и спортсменов старше двадцати одного года. К научной работе, по данным исследования, студенты проявляют интерес на старших курсах, чаще всего это студенты высокой спортивной квалификации.

Для выявления взаимозависимости между ответами на каждую группу вопросов проводится корреляционный анализ. В результате получаются коэффициенты корреляции, показывающие наличие связей (отрицательных и положительных) между всеми группами вопросов. Однако достоверными оказываются следующие: между отношением к спорту и целями; отношением к спорту и успеваемостью; целями и свободным временем; целями и успеваемостью; успеваемостью и свободным временем.

Таким образом, рассматривая деятельность студента-спортсмена, необходимо отметить взаимозависимость специфических отношений и дифференцированое их в зависимости от вида спорта, возраста и спортивной квалификации. В процессе спортивной деятельности существует связь отношений спортсмена с развитием и проявлением волевых компонентов и черт характера, которая сочетается с данными индивидуальных характеристик. Воспитание спортсмена-студента должно базироваться на научно обоснованных методических рекомендациях, в которых основополагающим структурным звеном является изучение занятости студентов, их успеваемости, удовлетворенности спортивными занятиями, взаимоотношений, отношения к спорту в целом и к избираемому виду спорта в частности. Поэтому, рассматривая формы работы по физическому воспитанию студентов, нельзя ограничиваться только отдельными, давно известными положениями о физических упражнениях или массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Избранные формы работы и четко поставленные задачи представляют собой действенный фактор воспитания только в том случае, когда они дополняют друг друга, базируются на изучении социально-психологических индивидуальных характеристик личности студента-спортсмена, на выявлении особенностей специфики отношений и объективных, учитывающих «сложное взаимодействие различных видов социальной коммуникации» [3], «методологические стратегии междисциплинарного исследования социальности» [4], отвечающих современности, методиках обучения. В процессах образования на первый план выходят не только возможности получения студентами через «традиционный процесс усвоения некоего стабильного набора профессиональных знаний, умений и навыков» [6], но и формирование у будущих специалистов ряда профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств, которые «определяются системой научного мировоззрения, научно осознанными социальными целями общества» [5]. Физическое воспитание, как и эстетического воспитание, формирует такой тип поведения, в основе которого лежат мотивы, определяющие ценностные ориентации личности. «В социокультурном пространстве современного общества духовность и нравственность способствуют формированию сознания человека и определяют его поведение и деятельность» [7]. Они «являются формами духовно-практического освоения мира, выражают ценностное отношение человека к действительности» [9], определяют «упорядоченность (порядок) духовной жизни общества» [8]. Развитие современной цивилизации [14] определяет целостная картина взаимосвязей в системе человек - общество - природа, утверждающая, что «естественные науки обосновали свое доминирование в области познания» [13].

Приступая к занятиям спортом, человек всегда стремится к достижению какой-либо цели. В связи с этим важно отметить, что спорт на исходном этапе еще не становится практической формой целенаправленности студента, а выступает только как ее отдельный компонент. Поэтому в процессе формирования личности студента-спортсмена важно обеспечивать максимальное взаимодействие социальных условий и жизненно необходимых факторов, которые определяют направленность развития личности, что проявляется «в определенной, фиксирующей этот мир структуре… в сознании» [2]. При этом актуальным является понимание того, «на каком уровне начинают совершаться трансформации и в сознании человечества в целом, и в сознании каждого индивида» [11].


Библиографическая ссылка

Лобейко Ю.А., Говердовская Е.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 143-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35792 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674