Социальная работа с семьей, интегрируясь с другими социальными системами, является главным составляющим звеном общей модели социальной работы с населением, а также приоритетным направлением в области социальной политики, как в США, так и в России. В связи с этим зарубежный опыт профессиональной деятельности в данной области заслуживает серьёзного внимания при модернизации и дальнейшем развитии социальной работы с семьей в нашей стране.
Цель исследования: дать ретроспективный анализ формирования государственной семейной политики США, обеспечивающий условия развития и становления социально-педагогической работы с семьей в стране.
В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ оригинальных источников, документов и материалов по проблеме; а также классификация и обобщение нормативных и статистических материалов, отражающих зарубежный опыт социальной работы с семьей.
Анализ специальной литературы показал, что первые формы социальной помощи семье зародились ещё в XVIII–XIX веках, когда эту функцию выполняли главным образом церковь, некоторые общественные организации и отдельные частные лица. Лишь постепенно процесс оказания помощи переходил к людям, избравшим такой вид деятельности для себя главным, – к социальным работникам, которые безвозмездно трудились в детских лечебницах, распределяли продукты и вещи среди особо нуждающихся и т.д. Это были в основном энтузиасты, близко к сердцу принимающие чужую боль, филантропы по натуре. Само же государство до второго десятилетия XX века не брало на себя функции помощи страждущим, а поэтому благотворительная деятельность, как и в других странах, находилась под патронажем церкви. С начала XX века в благотворительных организациях стали работать социальные работники профессионалы. Социальная работа с семьей как направление социальной работы получила свое развитие в США с момента зарождения профессии «социальная работа». У ее истоков стояли три общественных движения: Движение за организацию благотворительности, Движение сеттльментов и Движение за благосостояние детей. Первая благотворительная общественная организация была открыта в 1877 г. в Баффало. Её представители – «дружеские визитеры», в основном состоятельные женщины, посещали бедные семьи с целью поднятия их морального духа, а также для оказания краткосрочной материальной помощи, которая, впрочем, рассматривалась как крайняя мера. Представители движения за организацию благотворительности, чьим лидером была М. Ричмонд, рассматривали бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь, поэтому клиент выступал в своеобразной роли больного, а задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.
В своей работе «Социальные диагнозы» (1917) М. Ричмонд отмечала, что самое важное в социальной работе с индивидом или семьей – это в каждом конкретном случае поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Подчеркивалась важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Диагноз должен носить научно обоснованный характер, в отличие от тех общих моральных критериев, которыми в основном руководствовались в то время благотворительные организации. Установленный диагноз с учетом обстоятельств той или иной неблагоприятной ситуации позволяет выявить ее причину и наметить меры по ее изменению. Социальный диагноз предполагал оценку личности клиента и его социального положения. В центре были вопросы условий его жизни: проживание, заработная плата, рента, здоровье и другие проблемы. Изучение условий жизни нуждающегося фактически приводило к изучению условий жизни его семьи, таким образом, появлялись концепции, позволяющие в семье видеть основу ячейки общества, изменив которую, можно существенно изменить и общество. М. Ричмонд отмечала, что «семейные социальные работники приветствуют саму возможность на начальном этапе взаимодействия с клиентом встретиться с несколькими членами семьи, собранными вместе в привычном окружении, взаимодействующих друг с другом, участвующих каждый по своему, в развитие истории клиента…» [6, c. 63]. Развивая основной тезис социальных работников, заключавшийся в высвобождении и развитии ресурсов человека и его социального окружения, М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых является изменение как самого индивида, так и социальной среды. Таким образом, деятельность социальных работников была направлена в целом на «индивидуализацию каждой бедной семьи, так, чтобы каждый изъян мог быть выявлен и исправлен…» [2, c. 54].
Другим общественным движением, послужившим зарождению профессии социального работника, стало Движение поселенцев, чьим известным лидером была Джейн Адамс. В 1889 г. она основала Халл Хауз – поселение для иммигрантов, других обездоленных и членов их семей. Д. Адамс и те волонтеры, которые симпатизировали ее идеям, переселились в кварталы бедняков и стали жить по соседству с нуждающимися в помощи людьми. Расположенные в крупных городах, сеттльменты уделяли особое внимание оказанию услуг общине и ее развитию. Так же как и представители благотворительных организаций, работники сеттльментов были озабочены благосостоянием семьи, однако имелись принципиальные различия во взглядах на саму природу бедности. Они рассматривали бедность как результат неблагоприятных социальных условий. Большинство клиентов сеттльментов были семьи переселенцев и иммигрантов, чьи проблемы были связаны с перемещением из сельского района в городской, т.е. из знакомой в незнакомую среду. Несмотря на временные трудности, клиенты сеттльментов рассматривались как вполне способные к нормальному функционированию семьи, а ответственность за их проблемы возлагалась на общество, неспособное создать удовлетворяющие условия для жизни. Д. Адамс отмечала, что «когда возникают проблемы в семье, необходимо, прежде всего, проводить изменения в обществе…» [1, c. 43]. Такой вывод неизбежно привел к выступлениям за проведение социальных реформ, таких как улучшение условий труда, создание необходимых услуг, в частности дневной уход за детьми. Цели движения сеттльментов были отражены в трех направлениях деятельности:
– создание районных клубов, обеспечивающих досуг, возможность для получения образования, возможность для восстановления сил;
– проведение социальных исследований в отношении потребностей семьи и общества;
– общественно-политические действия, направленные на преобразование общества.
Таким образом, если представители движения за организацию благотворительности предполагали хорошо функционирующее общество с плохо функционирующими семьями, то лидеры движения сеттльментов исходили из веры в способность семей к нормальному функционированию при создании необходимых для этого социально-экономических условий.
Однако, несмотря на различия в подходах и методах работы, оба общественных движения были едины в своей озабоченности благосостоянием семей и в период Прогрессивной эры (1860–1900 гг.) внесли значительный вклад в развитие профессии социальная работа, направленной на удовлетворение потребностей отдельных семей.
Третьим общественным движением, повлиявшсм на развитие и становление социальной работы, было Движение за благосостояние детей, которое получило свое развитие с основания в Нью-Йорке Общества по оказанию помощи детям и закрепило свои позиции с учреждения Общества по защите детей от жестокости.
Вся история социального обеспечения в США, по мнению американского социолога Д. Лейби, указывает на возрастающую с годами роль как общественных, так и частных агентств, не принадлежащих церкви.
Анализируя развитие системы социального обеспечения в США, Д.Лейби выделяет три периода:
1) 1900–1930, когда вся деятельность проводится на уровне правительства штата и местных частных агентств, действующих в рамках благотворительности;
2) 1930–1968, когда федеральное правительство проявляет важные инициативы в области социального обеспечения;
3) с 1968 г. до наших дней, когда, по мнению автора, «кажется, что прогресс «государства благосостояния» остановился, если и вовсе не повернул вспять» [5].
Период 1900–1930 гг. характеризовался активной реформаторской деятельностью в области социального обеспечения.
С 1905 г. до начала Первой мировой войны происходило объединение лидеров двух общественных движений в интересах проведения социальных реформ. Участие представителей Благотворительных организаций в реформаторской деятельности было вызвано значительными изменениями в общественных взглядах на роль семьи. В 1900 г. Ч. Фолкнер, в своей президентской речи на Национальной конференции по благотворительности определил семью как «неотъемлемый элемент общественного строя» [4, c. 2] и предложил программу обучения в семье и в школе, способствующую нравственному совершенствованию личности. В 1908 г. М. Ричмонд выступила в защиту семейной жизни от «нападок враждебного окружения» и определила семью как «важную социальную единицу, значимое общественное явление» [7, c. 76]. Она указывала на необходимость изменений в практике социальных агентств, проведение законодательных преобразований, связанных с запретом на использование детского труда, с социальной защитой работающих женщин, а также административных изменений на производстве с целью укрепления семейного образа жизни. Она требовала от социальных работников спросить самих себя: «Реализовали ли мы те проекты, которые сделают наших детей лучшими главами семей, чем были их родители?» Общественные дискуссии велись также вокруг преимущества в использовании приемных семей для бедных, бездомных детей, в отличие от институциональной формы ухода (приютов для сирот). Впервые этот вопрос обсуждался на Конференции по проблемам детей в Белом доме (1909 г.), где была признана важность семейной жизни для здорового развития и функционирования личности, а семья была определена как «наилучший продукт цивилизации» [9]. Соответственно, уход за ребенком в собственной или приемной семье был признан предпочтительным в сравнении с институциональной формой. Следствием проведения данной Конференции стало основание в 1912 г. Детского Бюро и в 1921 г. Американской Лиги за благосостояние детей.
В эпоху Великой депрессии (30–40 гг.) в связи с необходимостью социального обеспечения федеральное правительство стало играть все более заметную роль в жизни американских семей, защищая личность и семью от катаклизмов и падений рыночной экономики. В докладе Комитета по экономическому обеспечению, в частности, отмечалось, что «главная цель социального обеспечения – это защита семейной жизни, а основной фактор в семейной жизни – это защита детей и их развитие» [8, c. 3]. Избранный в 1932 г. президент Ф. Рузвельт предложил программу «Новый курс», включившую в себя ряд федеральных программ, направленных на удовлетворение насущных нужд по поддержанию стабильного дохода и трудоустройства. В 1935 г. был принят Акт о Социальной Безопасности, который заложил национальную систему социальной защиты, в основу которой была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие своих семей. Данный Акт установил три вида федеральной помощи: социальное страхование, социальную помощь и услуги здравоохранения. Первоначально право на получение социальной помощи имели три категории людей: инвалиды по слуху и зрению, старики и дети-инвалиды. Позже к пользователям данной программы стали относить матерей с детьми-инвалидами и в некоторых случаях отцов, и программа получила название Помощь семьям с детьми на иждивении. Именно с этой программой в общественном мнении США ассоциируется само понятие «социальная помощь».
Наряду с острой озабоченностью проблемами «реального мира» период депрессии характеризовался широким распространением психоаналитических идей З. Фрейда, демонстрирующих значимость взаимоотношений в системе «родитель - ребенок», что сделало домашнюю обстановку психологической основой для выживания семьи. В то время происходило осознание глубокой обусловленности поведенческих проблем детей и психических расстройств взрослых взаимоотношениями в семье.
Добровольческие агентства по работе с семьей, призванные помогать семьям в достижении экономического благосостояния, продолжали развивать высококвалифицированную «индивидуальную работу для помощи индивиду в преодолении собственных проблем». Однако фрейдистские идеи требовали скорее индивидуальной работы с семьей как с целым, чем индивидуального лечения отдельных ее членов.
Так, уже к концу 30-х гг. 20 века социальные работники в агентствах по благосостоянию семьи оказывали не только материальную поддержку и помощь в адаптации к внешним условиям, но и помощь в разрешении эмоциональных и межличностных проблем в семье. Несмотря на то, что главным объектом в индивидуальной социальной работе продолжал оставаться индивид, ее цели были расширены и стали включать в себя:
– превентивную работу по исправлению и лечению социальных и эмоциональных проблем, которые ведут к неумению приспосабливаться к семейной обстановке;
– деятельность, способствующую внутрисемейной гармонии;
– развитие способности всех членов к полному функционированию в семье.
Следует отметить, что фрейдистские идеи о ключевом воздействии на развитие личности отношений в семье привели социальных работников к осознанию необходимости работы со всей семьей как с целым.
В тот период внимание деятелей социальной сферы было также сосредоточено на взаимоотношениях между агентствами по благосостоянию семьи и агентствами по благосостоянию детей и на возможность их объединения. В резолюции совместного заседания Американской Лиги по благосостоянию детей отмечается: «Рассматривая взаимоотношения между индивидуальной работой с семьей и индивидуальной работой с детьми, очевидно то, что они имеют одинаковые корни в индивидуальной социальной работе. …Любое агентство по социальной работе с семьей является также и агентством по работе с детьми, в том смысле, что оно имеет одинаковые обязательства по оказанию квалифицированной помощи в разрешении как проблем детей в семьях, так и по удовлетворению потребностей взрослых членов семьи… Любое агентство, имеющее дело с детьми в их собственной или приемной семье, является или должно являться семейным агентством, поскольку оно направлено на удовлетворение нужд детей в их взаимоотношениях с семейным окружением или затрагивает те трудности в семье, которые оказывают влияние на ребенка» [3, c. 25]. Основанием для объединения этих агентств служили:
1) общая теоретическая основа;
2) развитие объединенных структур между агентствами, предлагающими услуги семьям и детям;
3) развитие детских служб внутри семейных агентств и наоборот.
В 50-е гг. получила свое развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.
В 60-е гг. получил свое развитие семейно-центрированный подход, который предполагал разрешение проблем клиента, посредством работы со всеми членами его семьи. В своих исследованиях Г. Хамильтон, Н. Аккерман, М. Боуэн, Д. Джексон, С. Минучин, Ф. Холлис, В. Сатир заложили теоретическую основу психотерапевтического метода – семейной терапии, ведущего метода социальной работы с семьей.
В целом период 1910–1960 гг. характеризовался медицинской моделью организации социальной работы. Медицинский подход рассматривал клиента как потенциального пациента, и все возникающие с ним проблемы шли изнутри, от самого пациента и расценивались как болезни ума. Распространившаяся медицинская модель анализа поведения человека несколько смягчила, сделала более гуманным отношение общества к людям с подобными проблемами. Парадигма «изучение - диагноз - лечение» была главной в социальной работе того периода.
Библиографическая ссылка
Коновалова Е.Н. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В США // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 129-133;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35789 (дата обращения: 21.11.2024).