Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013–2020 ГОДЫ»

Гормакова Л.Д. 1, 2 Клемантович И.П. 2
1 ГБОУ «Школа № 648»
2 ФГПОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Настоящая статья посвящена исследованию влияния проектной технологии на эффективность образовательного пространства общеобразовательной организации в условиях реализации государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы». Применяемый в педагогической практике проектный метод доказывает и показывает, что в результате проведения экспериментов повышается эффективность образовательного процесса, конкурентоспособность общеобразовательной организации, повышается интерес к познанию у обучающихся, формируются навыки саморазвития, формируется модель школы 2020, которой присуще применение инновационных технологий: интерактивных, кейс-технологий, космических технологий, технологии социально-педагогического проектирования и др. в урочной и внеурочной деятельности. Этот метод позволяет в инновационном режиме создать модель школы XXI века. Для построения инновационной модели необходим творческий коллектив, в котором профессионалы-педагоги, родители обучающихся, организации-партнеры становятся коллективом единомышленников в деле воспитания, обучения, самообразования, самоопределения подрастающего поколения, граждан нашей страны. С помощью творческих, заинтересованных партнёров в социуме общеобразовательной организации ГБОУ «Школа № 648» города Москвы проведены эксперименты по организации проектной деятельности социальной направленности, которые позволили показать положительное влияние применения проектного метода на формирование личности обучающегося, его гражданскую зрелость. Обучающиеся, вовлеченные в проектную деятельность, имеют высокие показатели качества знаний, развития творческих способностей, хорошо ориентируются в изменяющемся социуме. Таким образом, задачи развития образования до 2020 года в общеобразовательной организации успешно решаются с применением проектного метода, который становится главным инструментом реализации государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы».
проектирование
социально-педагогическое проектирование
педагогический проект
социализация
социум
методика
технология
образовательное пространство
1. Бегалиева С.Б. Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий. – Алматы, 2009.
2. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М. – Ростов-на-Дону, 2004. – 530 с.
3. Гончарук А.Ю. Основы теории и истории социально-педагогической культуры: Учебное пособие. – Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 164 с.
4. Гончарук А.Ю. Социально-педагогическая культурология: учебно-методическое пособие: в 2-х ч. – Ч. I. – М.: Перспектива, 2012. – 180 с. 6.
5. Государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 годы». Минобрнауки. 2012.
6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС. – с. 5.
7. Клемантович И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога в процессе вузовского образования: монография. – М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000, – С. 275.
8. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Учебно-методический комплекс. – М.: РИЦ, МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – С. 152–179.
9. Клемантович И.П., Фарниева М.Г. Использование педагогических инновационных технологий в социальной работе с детьми и их родителямию // Воспитание школьников. – 2012. – № 7. – С. 52–55. Прихожан И.А. Кулюткин Ю.Н. Управление социальным проектом. Практикум для некомерческих организаций. – Волгоград, 2009. – С. 4–8, 42–44.
10. Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. – СПб.: КРСМАС, 1995. – С. 230–232.
11. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6735) и от 15 мая 2013 г. № 792-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 21, ст. 2671).
12. Тригубова Н.Н., Хан Н.Н. Технология сотрудничества как условие реализации личностно ориентированного обучения подготовки будущего учителя // Национальное воспитание. – Алматы, 2007. – № 2. – С. 19–22.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

Современное образование ориентировано на выполнение социального заказа общества на образовательные услуги, на социальные потребности родителей, законных представителей обучающихся. Формирование проектного сознания и проектной культуры в современных условиях настолько велико, что проектирование стало самостоятельным и черезвычайно важным видом профессиональной деятельности педагога, социального педагога, педагога-психолога, родителей и детей. Проектирование в XXI веке широко применяется в различных сферах жизнедеятельности: дизайне, экологии, градостроительстве, инженерии, медицине, машиностроении. Уверенно проникла технология проектирования в образование, в социальную сферу. Правительством Российской Федерации в 2014 году утверждена новая редакция Государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы». Изменения коснулись целей и направлений развития образования на 2016–2020 годы. Программа разбита на семь частей, каждая из них представлена в форме подпрограмм (в т.ч. федеральных целевых программ). Высокую результативность выполнения главной цели развития образования, всех федеральных целевых программ показала социально-проектная технология. Именно педагогическое проектирование помогает обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися задачами на разных этапах выполнения программы и запросами общества по формированию гибкой системы непрерывного образования, развития человеческого потенциала. Глобальные, государственные, коллективные, индивидуальные социальные проекты апробируются и реализуются во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности. В государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы», как в одном из главных нормативных документов, в развитии современной общеобразовательной организации определены основные направления развития, которые требуют разработки для решения поставленных задач в сфере воспитания и образования [5]. При социальных переменах школа вынуждена работать в условиях неопределенности: растущего человека она должна подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь – неизвестно. Проектная деятельность помогает человеку стать в этой жизни целеустремленным, практичным и современным, адаптирует к современным технологиям общества. В перечень современных технологий включены интерактивные, IT-технологии, кейс-технологии, космические технологии (список можно продолжить), в основе которых навыки проектирования становятся самыми важными и востребованными. В.П. Борисенков отмечает, что социально-проектная технология в общеобразовательных организациях становится в активно изменяемом мире самой актуальной. [2]. Социальное проектирование как вид деятельности имеет прямое отношение к динамическому развитию общеобразовательного учреждения и дает хороший результат при применении специальных методик, технологий. Следует учесть, что методика – это способ, путь, набор последовательных действий для достижения цели. Создание же педагогического проекта – это упорядоченная деятельность субъекта проектирования средствами разных методик. Сочетание методов (методик) обеспечивает выполнение проектных задач и трансляцию в жизнь образовательной организации.

Субъектом, автором проекта может быть весь коллектив, творческая группа педагогов или отдельный педагог. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику вживания в роль, методику матрицы идей, метод аналогии, метод ассоциации, кейс-метод, методику мозгового штурма, партнерство активных сообществ, создание концепции и программы, структурного моделирования подразделения или общеобразовательной организации. Следует учесть, что методика – это способ(ы), путь(и) как набор последовательных действий для достижения цели. Создание же педагогического проекта – это упорядоченная деятельность субъекта проектирования средствами разных методик. Объединение методик в технологию помогает реализовать цели продуктивной, деятельностной педагогики, личностного развития обучающихся, создать модель современной общеобразовательной организации, которая решает задачу формирования коллектива единомышленников (педагогов – детей – родителей, партнеров, общественности). Цели такого содружества ориентированы на подготовку подрастающего поколения к послешкольной жизни, формированию личности, владеющей социальными навыками гражданина XXI века. Социализация – это развитие человека в определённой среде на протяжении всей его жизни при взаимодействии с окружающей средой. Социализация предусматривает усвоение социальных норм, культурных ценностей, саморазвитие, самореализацию личности в обществе. Этот процесс всегда происходит в условиях взаимодействия человека с окружающей средой в ходе целенаправленного, педагогически организованного влияния. Социализация – это процесс формирования человека как члена общества. Двухсторонний процесс социализации включает усвоение обучающимся социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с одной стороны, и, с другой стороны, процесс активного пополнения системы социальных связей детей и подростков за счет их активной деятельности в социальной среде.

Исследования педагогических процессов, эффективности труда, сотрудничества педагогического коллектива московской общеобразовательной школы с родителями, предприятиями, общественными организациями подтверждают, что социальные потребности микросоциума успешно удовлетворяются, ориентируют профессиональные и общеобразовательные организации на выполнение государственных программ, реализацию проектов, на основании которых и формируется процесс реализации государственного заказа в каждом образовательном учреждении и общеобразовательной организации. Исследования проведены в Государственной бюджетной общеобразовательной организации «Школа № 648» города Москвы. Цель исследования: определить сущность и специфику социально-педагогического проектирования в общеобразовательной организации в условиях личностно ориентированной системы воспитания, обучения и развития. Объект исследования: процесс социально-педагогического проектирования в общеобразовательной организации. Цель исследования: научное обоснование и разработка подходов (цели, содержания, структуры, методов, технологий), подготовка педагогов, родителей, учреждений-партнеров к социально-педагогическому проектированию в общеобразовательной организации. Объектом социально-педагогического проектирования выступили структурные подразделения, педагогические процессы, инфраструктура образовательной организации и социального пространства (внешнее и внутреннее благоустройство образовательной организации, пандусы, озеленение, реклама, места отдыха, игровые площадки, внешний вид и обустройство спортивных площадок и т.п.); социальные явления (табакокурение, алкоголизм, наркомания, сквернословие); социальные отношения (отношение к старикам, к родителям, к детям; отношение к партнеру проектной группы, к потребителю образовательных услуг, к заказчику на эти услуги; социальное взаимодействие, влияние, др.); социальные институты, социальная среда обитания. Гипотеза исследования: использование предлагаемой технологии создаст условия для повышения профессионального потенциала педагогов, подготовленности родителей в области воспитания детей, развития их творческого потенциала, саморазвития и самореализации будет результативным, если создаются условия для социально-педагогического проектирования; обеспечивается обучение педагогов и родителей основам социально-педагогического проектирования; обеспечивается личностное развитие педагогов, обучающихся и их родителей в воспитательно-образовательной деятельности; обеспечивается оптимальность построения индивидуальной траектории развития обучающихся с учетом достигнутого уровня; обеспечивается синтез педагогических, информационных, интерактивных технологий.

Проблема и цель исследования определили следующие задачи: проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике; выявить тенденции развития; выявить сущность понятия «социально-педагогическое проектирование»; разработать программы подготовки педагогов по применению в практике технологии социально-педагогического проектирования, родителей и учащихся по применению социального проектирования; реализовать программы социально-педагогического проектирования в виде компонентов деятельности общеобразовательной организации; проверить экспериментально результативность обучения педагогов технологии социально-педагогического проектирования, а родителей и обучающихся – социального проектирования. Методы исследования выдвинутой проблемы: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической, научно-методической, методологической, технологической и философской литературы; наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; методы моделирования: графическое, моделирование структурных подразделений, направлений деятельности, организации социально-педагогического проектирования педагогов и родителей; педагогический эксперимент; анализ и обобщение результатов проектирования в ходе эксперимента; методы статистической обработки результатов исследования, качественный анализ.

Результаты исследования с последующим обсуждением были представлены на педагогическом совете московской общеобразовательной школы, на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ. ГБОУ «Школа № 648» города Москвы в условиях реорганизации провела анализ уровня удовлетворенности потребностей в предоставлении образовательных услуг в микросоциуме организации, а также обобщила технологией swot-анализа выполнение государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» в школе. Особое внимание в работе педагогов уделено реализации государственных подпрограмм проектными технологиями. Анализ эффективности использования проектной технологии проведен в общеобразовательной московской школе.

Программа развития этой общеобразовательной организации направлена на формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал. Реализация её уже обеспечивает удовлетворение текущих и перспективных потребностей социально-экономического развития Российской Федерации, т.к. в социально-экономической жизни заметно значительное развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, которые обеспечивают равную доступность услуг образования для детей. Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей направлена на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Исследования показали, что современная система оценки качества образования основана на принципах открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия, что обеспечивает эффективную систему по социализации и самореализации молодёжи, развитию творческого потенциала молодёжи. Педагогическая деятельность среднестатистической школы города Москвы (ГБОУ «Школа № 648») подтверждает достаточно полную реализацию поставленных программой задач с применением проектной технологии как самой продуктивной, создающей команду единомышленников, состоящую из педагогов, детей и их родителей, а также учреждений-партнеров и общественных организаций. Именно проекты создали эффективное образовательное пространство, а не только имидж и конкурентоспособность организации. В улучшенных условиях обучения, комфортных аудиториях школы, музее, читальном зале, зимнем саду, зале конференций, в школьном театре «Слово», игровых и творческих комнатах, оснащенных современной техникой, создаются командные и коллективные проекты социальной направленности. У коллектива много впереди нерешенных задач: создание зала панельных дискуссий, создание модели информационного кабинета для 3D-моделирования, создание моделей благоустройства развивающей детской площадки для дошкольников, создание виртуального музея школы, собственной школьной смехопанорамы и многое другое для развития творческих потребностей обучающихся, комфортности дополнительного образования и работы разновозрастных творческих проектных групп. В настоящее время востребовано социальное проектирование, т.к. потребность в умении работать в команде, в проектной группе, в коллективе обострилась. Именно социальное проектирование способствует развитию у школьников ключевых компетенций, позволяет соединить теоретические знания и практическое применение, приводит к динамичному развитию.

Социальное проектирование – это вид деятельности, который имеет прямое отношение к динамичноому развитию, эффективному взаимодействию организации с гражданскими институтами по преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо заметны в практике. Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которого лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения, улучшения ситуации. Проектный метод и формирующееся проектное мышление становятся «общим делом» и общей «зоной ответственности». Социальное проектирование использует специальные методики. Методики – способы достижения цели. Построение социального проекта – это упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику вживания в роль, методику матрицы идей, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, партнерство активных сообществ. Применение этих методик помогает создать модель современной образовательной организации как социально значимый проект. «Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла. Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация, творческая группа, сообщество» [1]. Формы, в которых новация (новый продукт) предстанет в ходе реализации проекта, могут быть разнообразными: продукт-вещь, продукт-модель (новое оборудование, здания, сооружения, комплексы, площадки и т.д.), продукт-услуга (система управления, структурные изменения организации, решение социально значимых проблем в пределах организации, социума).

Каждый созданный, согласованный, принятый к апробированию, а затем к реализации школьный социально-педагогический проект становится педагогическим инновационным документом развития школы по выполнению важных государственных задач и выполнению социального заказа общества XXI века. Анализ школьных педагогических проектов, результаты обучения и воспитания подтверждают правильность позиционирования подпрограмм государственной программы (государственного проекта) в общеобразовательную организацию, ведущие направления которой стали основным эффективным форматом в управления образовательными процессами. Педагогический коллектив ГБОУ «Школа № 648» разработал программу развития организации на 2015–2018 годы «Повышение эффективности образовательного пространства школы – комплекса как средства формирования успешности обучаемых, обеспечения реализации федеральных государственных требований в образовании и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)». [5]. Эта программа стала основой методической работы школы. С целью выполнения программы развития ГБОУ «Школа № 648» реализуются социально-педагогические школьные проекты «Проектирование образовательной среды ГБОУ “Школа № 648”», «Образовательный ТЕХНОПАРК», «Альтернативные формы получения образования в общеобразовательной организации», «Формирование профильного обучения на третьей ступени ГБОУ “Школа № 648”», «Медицинский класс в московской школе», «Развитие профессионального образования», «Космос. Школа. Образование» и др. Школьные проекты «Дополнительное образование: профессии, культура, спорт», «Театральные сезоны», «Школьный пресс-центр» реализуют задачи подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» и т.д. Система педагогических проектов реализуется творческими группами педагогов-профессионалов, уверенных в успехе. Более восемнадцати проектов реализуются образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, учреждениями дополнительного образования, социально-культурными и досуговыми центрами, социальными партнёрами учреждения. В требованиях ФГОС второго поколения обозначено, что реализация проектов определяет инновационное развитие организации. Именно инновационное развитие обеспечивает эффективность образовательной деятельности в организации на всех ступенях обучения. «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования», «Вовлечение молодёжи в социальную практику», школьные проекты «Инновационные модели развития творческих способностей обучающихся на основе антропологического подхода в условиях образовательного учреждения», «Цифровая школа», «Электронный документооборот и электронный журнал» и еще ряд проектов в ГБОУ «Школа № 648» обеспечивают наиболее полное выполнение социального заказа социума, повышают конкурентоспособность общеобразовательной организации. Проектный метод, как видно по результатам исследования, обеспечивает эффективность и высокое качество образования в соответствии с запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и экономики. Метод проектов широко применяется в образовательной деятельности. Проект означает – «замысел», «брошенный вперед». Таким образом, проектирование – это процесс создания и реализации замысла, определение возможных путей решения проблемы. Социально-педагогическое проектирование начинается с практической проблемы или социального противоречия, которые необходимо решить. Социально-педагогическое проектирование на основе фундаментальных теорий обеспечивает решение конкретных педагогических задач. Разработкой последовательности педагогического проектирования занимались ученые-практики В.С. Безрукова, Н.Н. Грачев, М.М. Поташник, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов и др. Результатом применения внутришкольного педагогического проектирования, участия школы в проектах российского и городского масштаба позволили поднять авторитет учреждения, повысить конкурентоспособность школы. Таким образом, социально-педагогическое проектирование становится технологией образовательного процесса, всего образовательного учреждения в целом и обеспечивает, таким образом, выполнение государственной Программы развития образования до 2020 года.

«В реализации подпрограмм федеральной программы развития образования до 2020 года субъектами социальной пробы, практики и процесса становятся педагогические коллективы, обучающиеся, их родители, жители социума, вовлеченные в проектирование по реализации программы» [5]. Проектирование в педагогической деятельности остается инновационным процессом, но становится ключевой профессиональной компетенцией учителя в XXI веке. Именно проектирование как технология становится основной в современной школе, и будет занимать важное место в модели современного педагога». Участие коллектива московской школы № 648 в проектах российского и городского (Москва) уровней, совместно с офисом проекта «Школа Новых Технологий» (ШНТ) Департамента информационных технологий (ДИП) и Департамента образования Москвы позволили сформировать современную цифровую школу, оснащенную компьютерным оборудованием, которое позволяет создавать современные проекты и педагогам, и обучающимся, принимать участие и становиться победителями, призерами российских конкурсов, публиковать методические и творческие работы в СМИ. Организация школьного педагогического проектирования, участие школы в проектах российского и городского масштаба позволили поднять авторитет учреждения, повысить конкурентоспособность школы. ГБОУ «Школа № 648» в 2014 году в рейтинге школ города Москвы с 748 места за два года перешла на 144 место, в 2013 году – на 124 место, а школ в Москве более 2000. В Северном округе Москвы заняла пятое место, обогнав гимназии, лицеи, все общеобразовательные школы, учитывая, что в предыдущие годы школа значилась 600–700 в рейтинговом списке. В 2014 году коллектив школы благодаря проектной деятельности получил звание «Школы новых технологий», а на сайте школы Департаментом образования и Департаментом информационных технологий Москвы были размещены знаки школы – призёра «ШНТ» (Школа новых технологий), «ТОП-400» в 2013 г., «ТОП-200» в 2014 г., а в 2105 году получила звание Лауреата гранта мэра Москвы в сфере образования по итогам за 2014/15 учебный год за создание развивающей среды, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития обучающихся. Таким образом, применение проектного метода в управлении и организации деятельности школьного (педагогического и ученического) коллектива даёт значительное повышение эффективности всего образовательного процесса. Удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг; повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров; повышение конкурентоспособности образовательной организации в социуме (изменение рейтинга); увеличение доли партнерства в организации проектно-исследовательской деятельности образовательной организации; формирование сети образовательных организаций с активной проектно-исследовательской деятельностью; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного развития. На особом месте стоит ориентир на применение ИТ-технологий, интерактивных, облачных технологий, технологий информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» при условии ее выполнения переводит современное образование на новый уровень становления общеобразовательной организации, модернизации содержания, введения ФГОС и высокой технологичности образовательного процесса. Социально-педагогическое проектирование обеспечивает наиболее полное решение заявленных целей и является главным инструментом реализации государственной программы.


Библиографическая ссылка

Гормакова Л.Д., Клемантович И.П. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013–2020 ГОДЫ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 97-102;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35783 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674