Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Бучнева О.А. 1
1 Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова (филиал)
Раскрывается сущность ключевых понятий «адаптация иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза», «педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов-первокурсников» и «условия педагогического сопровождения». С целью практического решения задач педагогического сопровождения выявляется ряд педагогических условий, оказывающих влияние на успешность адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза. Основное внимание в работе посвящено характеристике выделенных условий, таких как взаимодействие субъектов образовательной деятельности на всех уровнях (вуза, факультета, кафедры, курса, специальных служб); психолого-педагогическая и межкультурная компетентность командного состава; учет индивидуально-личностных и национально-психологических особенностей иностранных курсантов-первокурсников, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов; организация подготовительного курса обучения продолжительностью 10 месяцев в целях овладения русским языком. Выявленные и охарактеризованные условия педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников могут быть созданы для обеспечения успешной адаптации иных субъектов в образовательных организациях профессионального образования.
педагогическое сопровождение
адаптация
образовательная среда военного вуза
иностранный курсант-первокурсник
педагогические условия
1. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989. – 75 с.
2. Воскрекасенко О.А., Бучнева О.А. Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. – 2013. – № 7. – С. 136–140.
3. Дружинин В.Н. Психологическая компетентность в профессиональной деятельности командира полка (батальона): дис. ... канд. психол., наук. – Тверь, 1998. – 130 с.
4. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
5. Приказ Министра обороны Российской Федерации «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» от 20 декабря 2000 г. № 575.
6. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 1. – С. 65–70.
7. Язвинская С.Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2009. – 202 с.

В настоящее время подготовка военных специалистов для дружественных иностранных государств в российских военных вузах является не только основой для создания благоприятной внешнеполитической ситуации, но и одним из эффективных механизмов интеграции отечественного военного образования в мировое образовательное пространство.

Успешность освоения образовательных программ, а следовательно, профессиональное становление иностранных курсантов, во многом определяется эффективностью их адаптации к образовательной среде российского военного вуза. Под адаптацией иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза мы понимаем процесс активного освоения курсантом новой социальной среды, в которой он выступает не только объектом адаптации, но и её субъектом, а воинский коллектив – не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной [1, с. 137].

Вместе с тем высшее военное учебное заведение представляет собой особый вариант организации образовательной среды, предполагающий совмещение обучения, воспитания и служебно-функциональной деятельности, что накладывает отпечаток на протекание процесса адаптации обучающихся. Процесс военно-профессиональной подготовки иностранных курсантов-первокурсников осложняется и многоаспектностью адаптационного процесса: приспособлением к новой социокультурной среде и социальному окружению, новому языку взаимодействия и общения, новой системе обучения и воспитания, новым климатическим и бытовым условиям, к резко возросшим психоэмоциональным и физическим нагрузкам.

Среди военно-педагогических исследований, посвященных профессиональной подготовке военных специалистов и затрагивающих в том числе процесс адаптации личности, можно выделить работы А.В. Барабанщикова, Г.И. Васильева, О.В. Ивановой, В.В. Коноплева, Д.А. Кузнецова, А.Г. Локтионова, А.Б. Струкова, А.Г. Терещенко, В.Я. Яблонко и др. Непосредственно проблеме адаптации военных и курсантов посвящены исследования В.В. Бурова, В.М. Воробьёва, В.А. Дюка, А.С. Кислицыной, А.Г. Маклакова и др.

Однако, как показывает анализ научной литературы, вопрос организации педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза, а также создание педагогических условий, определяющих её успешность на сегодняшний день, так и не стал предметом самостоятельного научно-педагогического исследования.

В данных условиях организация педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов к образовательной среде военного вуза будет являться не только целью, но и средством для решения социально-педагогической проблемы – успешной и качественной подготовки военных специалистов дружественных иностранных государств.

В современной педагогической науке даются различные трактовки понятия «педагогическое сопровождение», ставшего объектом многочисленных фундаментальных и прикладных исследований (Е.А. Александрова, О.А. Воскрекасенко, Л.А. Жилина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Михайлова, Р.В. Овчарова, Т.В. Павлушкина, М.И. Рожков, С.В. Сергеева, А.Л. Уманский, В.А. Шишкина, П.А. Эльканова, С.М. Юсфин, М.В. Шакурова и др.).

В свою очередь, вслед за О.А. Воскрекасенко, С.В. Сергеевой под педагогическим сопровождением адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза мы понимаем систему взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленную на создание условий для успешной адаптации обучающихся к образовательному процессу учреждения, его осуществляющего [6, с. 66].

С целью практического решения задач педагогического сопровождения необходимо создание ряда педагогических условий, оказывающих влияние на успешность адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза.

Так, философская категория «условия» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [7, с. 77].

Анализ научной литературы и собственный опыт работы позволил нам выделить ряд педагогических условий: взаимодействие субъектов образовательной деятельности на всех уровнях (вуза, факультета, кафедры, курса, специальных служб); психолого-педагогическая и межкультурная компетентность командного состава; учет индивидуально-личностных и национально-психологических особенностей иностранных курсантов-первокурсников, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов; организация подготовительного курса обучения продолжительностью 10 месяцев в целях овладения русским языком. Рассмотрим каждое условие более подробно.

Данное условие конкретизирует принципы системного подхода: целостности и комплексности. В целях обеспечения эффективного педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза осуществлялось взаимодействие деятельности субъектов образовательной деятельности на разных уровнях вуза: специального факультета, кафедр, курса (подразделения), психологической медицинской служб военного вуза. Целью взаимодействия было изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, определения общих задач и требований к осуществлению мероприятий. В процессе выполнения условия стало возможным всестороннее, глубокое изучение индивидуально-личностных и национально-психологических особенностей данной категории обучающихся, а также получение о них более объективных данных из разных информационных источников для учета в организации мероприятий по направлениям педагогического сопровождения.

Так, на уровне военного вуза создавались необходимые организационные условия для осуществления эффективного педагогического сопровождения на специальном факультете и кафедрах: выделялось время и место, обеспечение средствами для проведения мероприятий по направлениям сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников. В свою очередь, задачи педагогического сопровождения согласовывались с задачами воспитательной работы, проводимой командным составом (курсовыми офицерами и начальниками курсов) специального факультета.

Согласно приказу МО РФ от 10.12.2000 г. № 575 основным средством воспитания иностранных курсантов-первокурсников признан образовательный процесс при ведущей роли гуманитарных и социально-экономических дисциплин [5]. В связи с этим на уровне кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин определялись основные задачи и разрабатывалась программа сопровождения по каждому направлению адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза. При этом программа педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников согласовывалась с программой образовательного процесса и планом мероприятий военного вуза.

Выполнение данного условия достигалось путем организации координации усилий всех субъектов педагогического сопровождения на всех уровнях, опоры на диагностические данные, свободы выбора методического инструментария. Так, например, педагогическое сопровождение служебно-функциональной и культурно-бытовой адаптации иностранных курсантов-первокурсников реализовывалось через воспитательные возможности их повседневной деятельности на специальном факультете при участии командного состава и специалистов психологической службы. В свою очередь, повышение психофизиологической и социально-психологической адаптированности иностранных курсантов-первокурсников решалось на уровне психологической и медицинской служб военного вуза.

Анализ научной литературы позволил выявить, что адаптация иностранных курсантов-первокурсников характеризуется как типическими, связанными с общими закономерностями развития личности в онтогенезе чертами, так и особенными, присущими определённой возрастной и национальной группе.

Данное условие является, во-первых, конкретизацией личностно-ориентированного подхода, основанного на учете индивидуальных особенностей иностранных курсантов-первокурсников и создании условий для их дальнейшего развития, а во-вторых, культурологического подхода, предполагающего учет национально-психологических особенностей данной категории обучающихся, исторических условий развития и многообразия проявления национально-психологических особенностей [3, с. 192].

Однако если проблеме учета индивидуально-личностных особенностей традиционно уделяется значимое место, то учету национально-психологических особенностей уделяется недостаточно внимания в научных исследованиях. Вместе с этим национально-психологические особенности оказывают определяющее воздействие на конструкцию мероприятий в рамках педагогического сопровождения поскольку могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации иностранных курсантов-первокурсников, как представителей той или иной нации.

С целью практического выполнения данного условия в рамках педагогического сопровождения были проведены мероприятия по сплочению иностранных курсантов-первокурсников разных национальных групп, укрепление дружественных отношений между национальными группами.

Соблюдая данное условие учебные группы иностранных курсантов-первокурсников, комплектовались представителями одной или нескольких стран в количестве от 3 до 10 человек, с учетом степени их владения русским языком, уровня образования и взаимоотношениями между странами. Это способствовало созданию равных по своему качеству учебных групп и позволило выработать единые методические установки на проведение различных по форме и содержанию занятий.

Вместе с этим выполнение данного условия как учет индивидуально-личностных и национально-психологических особенностей иностранных курсантов-первокурсников в процессе педагогического сопровождения их адаптации обусловлено наличием высокого уровня психологической и социокультурной компетентности командного состава военного вуза.

В связи с этим следующим важным условием эффективности, созданной нами модели педагогического сопровождения будет высокий уровень психологической и социокультурной компетентности командного состава иностранных курсантов-первокурсников.

На основе проведенного анализа научной литературы под психологической компетентностью командного состава, вслед за В.Н. Дружининым и О.Б. Сухановым мы понимаем совокупность глубоких функционально-психологических и социально-психологических знаний и умений, а также определенных (необходимых и достаточных) личностных качеств, позволяющих осуществлять работу с иностранными курсантами-первокурсниками с учетом их индивидуально-личностных и национально-психологических особенностей, наряду с учетом особенностей всех социально-психологических процессов и явлений в многонациональном воинском коллективе, а также в овладении методами и приемами предупреждения и разрешения межнациональных и межличностных конфликтов [2].

Эффективность педагогического сопровождения по направлению социально-психологической адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза зависит не только от грамотной организации мероприятий в рамках педагогического сопровождения адаптации иностранных курантов-первокурсников, но и от высокого уровня психологической компетентности командного состава специального факультета. Поскольку именно начальники курсов и курсовые офицеры, согласно должностным обязанностям, выполняют ряд функций, оказывающих влияние на скорость адаптационного процесса. Во-первых, это создание здорового морально-психологического климата в подчиненном многонациональном воинском коллективе, а во-вторых, ведение индивидуальной работы по формированию у иностранных курсантов-первокурсников высоких морально-боевых, психологических и интернациональных, военно-профессиональных качеств.

Организуя работу с иностранными курсантами-первокурсниками, командиры подразделений специального факультета должны руководствоваться не только общими принципами психолого-педагогической деятельности, но и обладать достаточным уровнем социокультурной компетентности. Поэтому практическое решение педагогического сопровождения социокультурной адаптации иностранных курсантов-первокурсников невозможно без подготовки кадров, ориентированных на педагогическую деятельность, основанную на толерантности, готовности к преодолению трудностей в межнациональном общении и взаимодействии с представителями разных национальностей, обладающих культурой межнационального общения.

В контексте практического решения задач нашего исследования интересным и важным представляется положение о национально-специфических компонентах культур в исследовании И.Ю. Марковиной и Ю.П. Сорокина, знания которых необходимы командному составу специального факультета для повышения уровня социокультурной компетентности. К компонентам культуры, несущим национально-специфическую окраску, относят: традиции, обычаи, обряды, бытовую культуру, тесно связанную с традициями, повседневное поведение (привычки представителей некоторой культуры, принятие в некотором социуме нормы общения); «национальные картины мира», отражающие специфику восприятия окружающего мира, художественную культуру, отражающие культурные традиции того или иного этноса [1].

Вместе с этим огромную роль в эффективной реализации модели педагогического сопровождения играет знание русского языка иностранными курсантами-первокурсниками. Проведение мероприятий в рамках направлений по сопровождению адаптации иностранных курсантов-первокурсников предполагает и знание ими русского языка. Именно на русском языке идет учебная деятельность, а также пишется вся учебная литература, уставы, инструкции и наставления, подаются команды. Поэтому важным условием эффективности разработанной модели было включение в образовательный процесс десятимесячного подготовительного курса, целью которого было изучение русского языка вновь прибывшими иностранными курсантами-первокурсниками, результативность и успешность которого позволила успешно провести мероприятия в рамках направлений педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза, тем самым обуславливая эффективность разработанной модели.

С целью эффективности и успешности проведения педагогического сопровождения необходимо создание условий, оказывающих непосредственное влияние на успешность адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза, обуславливая решение социально-педагогической проблемы – качественной подготовки военных специалистов дружественных иностранных государств.


Библиографическая ссылка

Бучнева О.А. УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 80-84;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35779 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674