Качество профессиональной деятельности учителя является латентной переменной, т.е. непосредственно неизмеряемой переменной. В данной работе качество профессиональной деятельности учителя определяется операционально – через набор индикаторов (показателей) портфолио учителя. Каждый индикатор портфолио характеризует один из аспектов качества профессиональной деятельности учителя.
Цель работы состоит в формировании и измерении интегрального показателя качества профессиональной деятельности учителя, измеряемого на линейной шкале. Этот показатель используется не только для сравнительного анализа учителей математики, но и для сравнения школ на основе качества профессиональной деятельности учителей математики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Сформировать операциональное определение качества профессиональной деятельности учителей на основе портфолио.
2. Провести анализ функционирования индикаторов портфолио.
3. Измерить качество профессиональной деятельности учителей на основе портфолио.
4. Сравнить общеобразовательные школы на основе качества профессиональной деятельности учителей.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие учителя математики всех 36 общеобразовательных школ Славянского района Краснодарского края. Для измерения качества профессиональной деятельности учителя использовалось портфолио, представленное в методических рекомендациях [5].
Качество профессиональной деятельности учителя измеряется в рамках теории латентных переменных. Наиболее полно на русском языке эта теория представлена в монографии [3]. Выбор этой теории обусловлен следующим.
1. Качество профессиональной деятельности учителя измеряется на линейной шкале, что необходимо для дальнейшего сравнительного анализа и мониторинга [5].
2. Измерение этого интегрального показателя необходимо для более точного уяснения его смысла, в данном случае ? что такое «качество профессиональной деятельности учителя». Кроме того, эта теория оказалась эффективной при измерении самых разных латентных переменных в социальных системах [1–7, 9, 10].
Для обработки данных использовалась диалоговая система «Измерение латентных переменных», разработанная в Лаборатории объективных измерений [8].
Таблица 1
Статистическая характеристика набора индикаторов
Номер индикатора |
Оценка индикаторной (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
Значение статистики Хи-квадрат |
Уровень значимости статистики Хи-квадрат |
41 |
–2,884 |
0,707 |
1,470 |
0,479 |
31 |
–2,698 |
0,651 |
1,245 |
0,537 |
34 |
–2,472 |
0,590 |
0,935 |
0,627 |
32 |
–2,025 |
0,491 |
1,894 |
0,388 |
29 |
–1,747 |
0,440 |
3,457 |
0,178 |
37 |
–1,679 |
0,285 |
1,124 |
0,570 |
35 |
–1,651 |
0,392 |
3,373 |
0,185 |
39 |
–1,651 |
0,425 |
0,472 |
0,790 |
30 |
–1,492 |
0,401 |
0,775 |
0,679 |
38 |
–1,367 |
0,319 |
4,083 |
0,130 |
28 |
–1,310 |
0,376 |
2,217 |
0,330 |
42 |
–1,195 |
0,362 |
4,016 |
0,134 |
36 |
–1,139 |
0,244 |
2,197 |
0,333 |
12 |
–0,961 |
0,336 |
0,976 |
0,614 |
11 |
–0,952 |
0,335 |
2,205 |
0,332 |
17 |
–0,921 |
0,332 |
1,347 |
0,510 |
8 |
–0,677 |
0,309 |
4,139 |
0,126 |
33 |
–0,537 |
0,209 |
0,415 |
0,813 |
40 |
–0,496 |
0,294 |
1,443 |
0,486 |
14 |
–0,416 |
0,288 |
12,495 |
0,002 |
1 |
–0,302 |
0,280 |
0,800 |
0,670 |
27 |
–0,092 |
0,267 |
8,275 |
0,016 |
7 |
0,010 |
0,261 |
3,020 |
0,221 |
15 |
0,152 |
0,254 |
6,916 |
0,031 |
9 |
0,168 |
0,254 |
0,806 |
0,668 |
13 |
0,181 |
0,253 |
0,896 |
0,639 |
26 |
0,341 |
0,246 |
1,657 |
0,437 |
3 |
0,423 |
0,243 |
4,157 |
0,125 |
25 |
0,596 |
0,238 |
0,718 |
0,698 |
18 |
0,661 |
0,236 |
9,158 |
0,010 |
24 |
0,976 |
0,229 |
2,503 |
0,286 |
10 |
1,315 |
0,226 |
1,272 |
0,529 |
2 |
1,391 |
0,226 |
1,451 |
0,484 |
20 |
1,457 |
0,226 |
7,527 |
0,023 |
23 |
1,495 |
0,226 |
1,539 |
0,463 |
19 |
1,778 |
0,228 |
1,492 |
0,474 |
16 |
1,875 |
0,230 |
0,443 |
0,801 |
6 |
1,914 |
0,230 |
0,601 |
0,740 |
22 |
2,154 |
0,235 |
1,065 |
0,587 |
5 |
2,510 |
0,246 |
9,622 |
0,008 |
21 |
3,739 |
0,324 |
1,804 |
0,406 |
4 |
5,526 |
0,612 |
4,180 |
0,124 |
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде всего, необходимо отметить, данные, адекватные модели измерения [3]. Статистика Хи-квадрат равна 92,932 при числе степеней свободы 78, что соответствует эмпирическому уровню значимости 0,119 (больше номинального 0,05). Кроме того, индекс сепарабельности учителей очень высок и равен 0,816.
Статистическая характеристика набора индикаторов представлена в табл. 1.
Лучше других дифференцирует учителей с высоким качеством профессиональной деятельности индикатор № 4 «Наличие ученой степени», его значение равно 5,526 логит (рис. 1).
Учителей с низким качеством профессиональной деятельности лучше других дифференцирует индикатор № 41 «Исключение действий, связанных с влиянием личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей», его значение равно –2,884 логит (рис. 2).
Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей представлены на рис. 3.
В верхней части рис. 3 находится гистограмма, показывающая распределение оценок качества профессиональной деятельности учителей, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторов на той же самой шкале. Здесь объекты соответствуют учителям.
Рис. 1. Характеристическая кривая индикатора № 4 «Наличие ученой степени»
Рис. 2. Характеристическая кривая индикатора № 41
Рис. 3. Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей математики
Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:
– диапазон варьирования оценок качества профессиональной деятельности учителей очень большой и равен 6 логит (от –1 до +5 логит). Это свидетельствует о том, что учителя очень сильно различаются по качеству своей профессиональной деятельности, т.е. портфолио хорошо дифференцирует качество профессиональной деятельности учителей;
– индикаторные переменные варьируются в еще большем диапазоне – 9 логит (от –3 до +6 логит), что обеспечивает высокую точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной;
– между двумя этими наборами оценок (учителями и индикаторными) существует смещение – различие между соответствующими средними равно 1,584 логит. Это означает, что для более точного измерения качества профессиональной деятельности учителей необходимо добавить в портфолио «трудные» индикаторы.
Представляет интерес сравнение видов общеобразовательных учреждений, – лицеев, средних и основных общеобразовательных учреждений, – по качеству профессиональной деятельности их учителей математики. Результаты этого сравнения представлены в табл. 2.
Дисперсионный анализ показал, что виды школ статистически значимо отличаются друг от друга качеством профессиональной деятельности учителей математики (табл. 2). Оценки видов школ представлены в табл. 3.
Как и следовало ожидать, среднее значение качества профессиональной деятельности учителей математики наибольшее в лицеях (2,156 логит), наименьшее в основных общеобразовательных учреждениях (1,282 логит). Средние общеобразовательные учреждения занимают промежуточное положение (1,563 логит).
Представляет интерес не только сравнение видов школ, но и самих школ (табл. 4).
Таблица 2
Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей математики в зависимости от вида школы
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Вид школы |
6,620 |
2 |
3,310 |
4,675 |
0,012 |
Школа |
93,943 |
34 |
2,763 |
3,903 |
< 0,001 |
Ошибка |
43,907 |
62 |
0,708 |
||
Всего |
144,470 |
96 |
Таблица 3
Средние значения качества профессиональной деятельности учителей математики в зависимости от вида школы
Вид школы |
Среднее значение |
Число учителей |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
Лицей |
2,156 |
14 |
0,324 |
1,513 |
2,799 |
СОШ |
1,563 |
61 |
0,155 |
1,255 |
1,870 |
ООШ |
1,282 |
22 |
0,258 |
9,769 |
1,794 |
Таблица 4
Средние значения качества профессиональной деятельности учителей математики в школах
Номер школы |
Вид школы |
Число учителей |
Среднее значение |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
11 |
ООШ |
1 |
4,149 |
0,842 |
2,466 |
5,831 |
43 |
СОШ |
3 |
4,016 |
0,486 |
3,044 |
4,987 |
16 |
СОШ |
6 |
3,107 |
0,344 |
2,420 |
3,793 |
31 |
ООШ |
2 |
2,906 |
0,595 |
1,717 |
4,096 |
8 |
ООШ |
2 |
2,431 |
0,595 |
1,242 |
3,620 |
25 |
СОШ |
5 |
2,357 |
0,376 |
1,605 |
3,109 |
1 |
Лицей |
8 |
2,308 |
0,298 |
1,713 |
2,902 |
19 |
СОШ |
2 |
2,303 |
0,595 |
1,113 |
3,492 |
17 |
СОШ |
5 |
2,201 |
0,376 |
1,449 |
2,953 |
4 |
Лицей |
6 |
1,954 |
0,344 |
1,267 |
2,640 |
56 |
СОШ |
3 |
1,931 |
0,486 |
0,960 |
2,902 |
39 |
СОШ |
2 |
1,810 |
0,595 |
0,621 |
3,000 |
18 |
СОШ |
2 |
1,722 |
0,595 |
0,533 |
2,912 |
46 |
ООШ |
1 |
1,523 |
0,842 |
–0,160 |
3,205 |
14 |
ООШ |
1 |
1,468 |
0,842 |
–0,214 |
3,150 |
54 |
ООШ |
1 |
1,294 |
0,842 |
–0,388 |
2,976 |
51 |
СОШ |
2 |
1,239 |
0,595 |
0,049 |
2,428 |
50 |
ООШ |
1 |
1,218 |
0,842 |
–0,464 |
2,900 |
9 |
ООШ |
2 |
1,161 |
0,595 |
–0,029 |
2,350 |
48 |
СОШ |
3 |
1,123 |
0,486 |
0,152 |
2,095 |
3 |
СОШ |
5 |
1,101 |
0,376 |
0,349 |
1,853 |
38 |
ООШ |
2 |
0,990 |
0,595 |
–0,199 |
2,180 |
22 |
ООШ |
1 |
0,987 |
0,842 |
–0,695 |
2,669 |
20 |
СОШ |
3 |
0,925 |
0,486 |
–0,046 |
1,897 |
10 |
СОШ |
2 |
0,905 |
0,595 |
–0,284 |
2,095 |
44 |
ООШ |
1 |
0,891 |
0,842 |
–0,791 |
2,574 |
28 |
СОШ |
5 |
0,863 |
0,376 |
0,111 |
1,616 |
49 |
ООШ |
1 |
0,666 |
0,842 |
–1,017 |
2,348 |
5 |
СОШ |
5 |
0,583 |
0,376 |
–0,170 |
1,335 |
21 |
ООШ |
3 |
0,460 |
0,486 |
–0,512 |
1,431 |
7 |
ООШ |
2 |
0,442 |
0,595 |
–0,748 |
1,631 |
6 |
СОШ |
2 |
0,364 |
0,595 |
–0,826 |
1,553 |
23 |
СОШ |
2 |
0,326 |
0,595 |
–0,864 |
1,515 |
29 |
СОШ |
4 |
–0,044 |
0,421 |
–0,885 |
0,798 |
30 |
ООШ |
1 |
–1,240 |
0,842 |
–2,922 |
0,442 |
Интересно отметить, что наибольшее среднее качество профессиональной деятельности учителей математики наблюдается в ООШ № 11 (4,149 логит). Кроме того, как видно из табл. 5, в некоторых СОШ (№ 16 и 25) среднее значение качества профессиональной деятельности учителей математики выше, чем, например, в лицее № 1. Более того, в некоторых ООШ (№ 11 и 25) среднее значение качества профессиональной деятельности учителей математики также выше, чем в лицее № 1.
Выводы
1. Представлена методика измерения латентной переменной «качество профессиональной деятельности учителя».
2. Необходимо подчеркнуть, что качество профессиональной деятельности учителя определяется операционально, т.е. через набор индикаторов.
3. Полученные результаты измерения использованы для измерения качества профессиональной деятельности учителей в 35 общеобразовательных школах Славянского района в 2014 году.
4. Использованные индикаторы можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «качество профессиональной деятельности учителя».
Библиографическая ссылка
Леус О.В., Маслак А.А. ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ПОРТФОЛИО // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 30-35;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35769 (дата обращения: 02.01.2025).