Современное образовательное пространство характеризуется своей полиэтничностью. В связи с этим актуализируется проблема воспитания межнационального общения среди учащихся. Особого внимания заслуживает начальная ступень общего образования, так как она является важнейшей ступенью формирования гражданской идентичности личности, именно она закладывает основы всестороннего развития детей; именно здесь начинается работа по воспитанию культуры, формированию сознательного отношения к людям, развитию коммуникативных навыков [2, с. 597].
В связи с существенными преобразованиями во всех сферах деятельности младших школьников, а также на основании введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов необходимо осуществлять общественный диалог об изменении подхода к российскому образованию, его целях и задачах. Это находит свое отражение в требованиях сохранить своеобразие каждой семьи, народности и нации через обращение к национальным традициям в воспитании и обучении. Известно, что этнотолерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, обладающими иным менталитетом, ведущими иной образ жизни [1, с. 54].
Основное содержание
Существует множество работ известных авторов, посвященных построению полиэтнической образовательной среды. Так, Л.Н. Бережнова, Н.М. Борытко, Г.Н. Волков, Т.В. Поштарева в своих трудах дают определение полиэтнической образовательной среды, ее характеристик. Работы А.Н. Джуринского, О.В. Гукаленко, И.П. Ильинской посвящены идеям и положениям, связанным с обучением и воспитанием в условиях полиэтнической среды. Также в работах B.C. Библера, Л.А. Волова рассматривается понятие диалога культур как условия формирования духовных ценностей и развития личности.
Анализ работ данных авторов позволяет дать определение полиэтнической образовательной среды как целостной совокупности условий в культурно многообразном социуме, способствующем развитию личности в образовательном процессе, обеспечивающем формирование гуманных взаимоотношений и этнокультурной направленности учебно-воспитательного процесса. Так, полиэтническая образовательная среда, во-первых, содействует осознанию учащимися своих корней и тем самым позволяет определить свое место в мире, во-вторых, прививает им понимание и уважение к культурам других народов.
Целью образовательного процесса в полиэтнической среде является формирование гуманных взаимоотношений в условиях многообразия культур. Основой, на которой выстраивается организация полиэтнического образования младших школьников, выступает идея диалога культур, которая исходит из принципа культуросообразности. В таком образовательном пространстве у детей формируются гуманные взаимоотношения, умение взаимодействовать с разными этносами и самоопределение личности в мире.
Младший школьный возраст – один из важных этапов становления этнического самосознания, этнической социализации ребенка. Именно на этом этапе обучения у младших школьников формируются знания о различных этнических группах, которые на дальнейших этапах обучения будут углубляться и расширяться. Следовательно, полиэтническая образовательная среда должна содействовать осознанию ребенком своей принадлежности к определенной этнической группе, т.е. формированию этнической идентичности и в то же время воспитывать в нем понимание и уважение к культуре других народов.
Под гуманными взаимоотношениями мы понимаем те отношения, которые представлены в сознании человека переживаниями сострадания и сорадования, реализуются в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Иными словами, гуманность – это уважение к людям, забота о их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро и противостоять злу. Гуманный человек умеет не только разделить горе, но и радоваться успехам, признавать достижения других людей. Ему чуждо чувство зависти, злорадства. Он борется против жестокости, насилия, попрания достоинства личности. Он уважает всех людей, независимо от их возраста, пола, социального положения, национальности. Гуманность – одна из важнейших общечеловеческих норм нравственности. Без ее сформированности не может быть и речи о выработке более сложных нравственных, гражданских качеств [4, с. 107].
Интегративный характер педагогического процесса формирования гуманных отношений требует взаимодействия всех социальных институтов общества: семьи, школы, общественности, детских внешкольных учреждений и организаций. Основное место в их взаимодействии занимает начальная школа, которая создает необходимые условия для формирования гуманных взаимоотношений: воспитание гуманного отношения к людям, природе, готовность к положительному восприятию и осмыслению жизни окружающего социума. Собственно в начальной школе есть прекрасная возможность для того, чтобы организовать совместную разностороннюю общественно-полезную деятельность через различные формы и способы, оказывающие влияние на всестороннее развитие личности младшего школьника [3, с. 165].
Процесс формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде необходимо строить так, чтобы при выполнении самостоятельной и групповой работы они могли увидеть и принять все разнообразие и многогранность существующего мира и не боялись быть отличными от других. Все это эффективно и удобно показывать с помощью познавательного материала, который изучается на всех уроках начальной ступени образования и действенно формирует у учащихся гуманные взаимоотношения. Далее, большое воспитательное значение имеет коллективная деятельность, способствующая формированию у учащихся доброжелательного отношения друг к другу, эффективного взаимодействия при решении общих задач, этнической толерантности. В процессе решения задач, поставленных перед классом, дети учатся общаться между собой, терпеливо относиться к высказываниям и мыслям друг друга, сохраняя при этом свою индивидуальность. Так шаг за шагом формирование гуманных взаимоотношений у младших школьников является неотъемлемой частью современного образовательного процесса.
На основании вышеизложенного нами была проведена аналитико-диагностическая деятельность, целью которой является выявление уровня толерантности младших школьников и выявления эмоционального отношения к людям другой национальности при помощи анкетирования, тестирования и анализа полученных результатов.
Проведенное нами исследование проходило на базе МОБУ СОШ № 33 города Якутска. В процессе проведения нашего исследования были опрошены и протестированы 197 учащихся 3–4 классов. Для проведения исследования были использованы анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Я.А. Батрак и разработанная нами анкета.
Анализ полученных данных по результатам анкетирования «Самооценка навыков толерантного поведения младших школьников» Я.А. Батрак показал, что у большинства учащихся высокий – средний уровень проявления толерантности (таблица).
Классы |
Высокий уровень |
Достаточный уровень |
Средний уровень |
Недостаточный уровень |
Низкий уровень |
3 «А» 19 из 33 |
1 уч (5 %) |
10 уч (53 %) |
8 уч (42 %). |
– |
– |
3 «Д» 30 из 34 |
4 уч (13 %) |
12 уч (40 %) |
14 уч (47 %) |
– |
– |
4 «А» 28 из 32 |
– |
17 уч (63 %) |
8 уч (30 %) |
2 уч (7 %) |
1 уч (3 %) |
4 «Б» 31 из 34 |
1 уч (3 %) |
14 уч (45 %) |
13 уч (42 %) |
3 уч (10 %) |
– |
4 «В» 29 из 31 |
– |
8 уч (28 %) |
13 уч (45 %) |
7 уч (24 %) |
1 уч (3 %) |
4 «Г» 29 из 30 |
1 уч (4 %) |
14 уч (48 %) |
14 уч (48 %) |
– |
– |
4 «Д» 31 из 31 |
– |
19 уч (61 %) |
8 уч (26 %) |
4 уч (13 %) |
– |
Итого 197 уч. |
7 уч – 3 % |
94 уч – 48 % |
78 уч – 40 % |
16 уч – 8 % |
2 уч – 1 % |
Из таблицы видно, что 88 % младших школьников имеют достаточный и средний уровень самооценки навыков толерантного поведения при низком показателе как высокого, так и недостаточного уровня. Можно утверждать, что в любом случае ребята имеют большой потенциал в сторону позитивного отношения к целенаправленному формированию толерантного поведения.
Далее, по данной анкете были получены результаты сформированности отдельных компонентов толерантности: коммуникативная компетентность, ассертивность, эмпатия, ценностные ориентации и эмоциональная устойчивость. Данная структура позволяет лучше понять психологические условия развития толерантного поведения ребенка и дает возможность диагностической оценки толерантности.
- Коммуникативная компетентность: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Высокий уровень развития компонента толерантности – 26 % учащихся, достаточный уровень – 40 %, средний уровень – 22 %, недостаточный – 9 %, низкий уровень – 3 %.
- Ассертивность: способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей.
Высокий уровень развития компонента толерантности – 14 % учащихся, достаточный уровень – 23 %, средний уровень – 30 %, недостаточный уровень – 22 %, низкий уровень – 11 %.
- Эмпатия: способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радости и гope.
Высокий уровень развития компонента толерантности – 28 % учащихся, достаточный уровень – 29 %, средний уровень – 26 %, недостаточный уровень – 12 %, низкий уровень – 5 %.
- Ценностные ориентации: компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения.
Высокий уровень развития компонента толерантности – 39 % учащихся, достаточный уровень – 44 %, средний уровень – 11 %, недостаточный уровень – 5 %, низкий уровень – 1 %.
- Эмоциональная устойчивость: способность личности поддерживать динамическое равновесие между сохранением адекватного поведения в эмоционально значимой ситуации и восстановлением или поддержанием целостности личности, ее комфортного эмоционального состояния после стресса.
Высокий уровень развития компонента толерантности – 4 % учащихся, достаточный уровень – 23 %, средний уровень – 33 %, недостаточный уровень – 16 %, низкий уровень – 24 %.
Таким образом, анализ полученных данных по отдельным компонентам толерантности позволил нам увидеть общую картину о наличии достаточной сформированности и большого потенциала позитивного толерантного поведения младших школьников (коммуникативность – 66 %, сопереживание – 57 %, разделяемые ценностные ориентации – 83 %).
Следует подчеркнуть, что выявленные нами достаточная сформированность и большой потенциал позитивного толерантного поведения младших школьников в любом случае характеризуются их возрастной особенностью. Согласно одному из первых исследований в этой области – работе Ж. Пиаже (1951), в 6–7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, и только в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации, включая национальность родителей, место проживания, родной язык, у ребенка просыпаются национальные чувства [3]. В связи с этим совершенно однозначно, что именно данный возрастной период младшего школьника способствует эффективному формированию этнической идентичности ребенка и позитивному отношению к общению с детьми другой национальности, поскольку ему интересно абсолютно все.
Далее, представляются полученные результаты проведенного нами анкетирования, которое проводилось с целью выявления знаний и представлений детей о многообразии народов и культур. Также нас интересовало их отношение к людям и культуре своего и других народов. Для этого учащимся было предложено ответить на 10 вопросов анкеты. Данная анкета была разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Среди опрошенных присутствовали представители 12 различных национальностей: якуты, русские, ингуши, буряты, армяне, чуваши, эвенки, украинцы, таджики, татары, киргизы, эвены. Анализ результатов показал, что 25 % из всех опрошенных не знают своей принадлежности к тому или иному этносу. Можно предположить о существенном влиянии ассимиляции и нивелирования национальной самобытности у отдельных представителей тех или иных народов.
Интерес к культуре своего народа проявляют большинство учащихся, участвовавших в анкетировании – 89 %. Из них 11 % не проявляют никакого интереса. 54 % учащихся ответили, что соблюдают какие-то традиции своего народа, но при этом 60 % всех опрошенных не имеют определенного системного представления о самобытных традициях.
На вопрос: «Какие традиции, обычаи своего народа ты знаешь?» большинство учащихся затруднялись с ответом. Лишь 27 % учащихся смогли назвать общеизвестные праздники и обычаи. Отметим, что 20 % из них якуты, которые выделили летний праздник Ысыах и национальный танец Оhуохай. 13 % ограничились ответом «Много», «Я знаю много традиций, но не могу назвать», «Я знаю много традиций».
Вопросы «Есть ли у тебя друг/подруга другой национальности?» и «Хотелось бы иметь друга другой национальности?», «Как ты относишься к людям другой национальности?» мы использовали для выявления у младших школьников эмоционального отношения к людям разных национальностей. На первый вопрос мы получили 77 % положительных ответов. На второй – 33 % ребят ответили, что не хотят дружить с людьми других национальностей, что заставляет задуматься. Если уже на начальной ступени складывается такое отношение, то можно предполагать, что в среднем и старшем звене картина будет далеко не позитивной. На третий – 62 % учащихся ответили «Я «хорошо», «уважительно», «вежливо», «дружелюбно» отношусь к людям другой национальности», 24 % – «нейтральное, нормальное отношение», 10 % – затруднились дать ответ и 4 % – «негативно» и «не очень» отношение.
При анализе ответов на следующий вопрос 37 % детей ответили, что у них в классе не проводится никаких мероприятий по знакомству с культурой других народов, однако 35 % дали противоположный ответ, а 28 % учащихся ответили «не знаю», «не помню», «редко». Это может свидетельствовать о том, что проводимые мероприятия недостаточно интересны, неинформативны и не откладываются в памяти у детей. Также нужно отметить, что дети не смогли привести примеры таких мероприятий. Из их ответов (11 %) можно судить, что в основном с культурой разных народов они знакомятся на уроках ОРКСЭ (Основы светской этики), ЯНК (Якутская национальная культура), окружающий мир и английский язык.
Важно отметить, что заинтересованность к знакомству с другими национальностями и их культурой проявили 82 % опрошенных.
Заключение
На современном этапе полиэтничность образовательного пространства связана с актуализацией проблемы воспитания межнационального общения среди учащихся, где особого внимания заслуживает начальная ступень общего образования. Как жизненная ситуация и педагогически управляемая полиэтническая образовательная среда, во-первых, должна содействовать осознанию учащимися своих корней и тем самым позволяет им определить свое место в мире, во-вторых, прививает им понимание и уважение к культурам других народов.
Проведенное нами исследование по диагностике взаимоотношений младших школьников показало, что 88 % детей имеют достаточный и средний уровень самооценки навыков толерантного поведения при низком показателе как высокого, так и недостаточного уровня. Можно утверждать, что в любом случае ребята имеют большой потенциал в сторону позитивного отношения к целенаправленному формированию толерантного поведения и гуманных взаимоотношений.
37 % детей ответили, что у них в классе не проводятся мероприятия по знакомству с культурой других народов, однако 35 % утверждают, что мероприятия проводятся, а 28 % учащихся ответили: «не знаю», «не помню», «редко». Тем не менее важно отметить, что заинтересованность в знакомстве с другими национальностями и их культурой проявили 82 % опрошенных.
Определено, что необходимым условием формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде является совместная деятельность, направленная на воспитание культуры общения между детьми разных национальностей, в процессе которой учащиеся получают представление о культуре своего и других народов, об их традициях, обычаях. Все это эффективно и удобно проводить с помощью познавательного материала при активном участии детей, который изучается на всех уроках начальной ступени образования и действенно формирует у учащихся гуманные взаимоотношения, групповые и индивидуальные дружеские связи.
Библиографическая ссылка
Неустроев Н.Д., Полушкина С.А. ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 390-394;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35757 (дата обращения: 21.11.2024).