Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Сайгушев Н.Я. 1 Савва Л.И. 1 Веденеева О.А. 1 Попов Д.Ю. 1 Балакина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Главной задачей летнего отдыха детей становится воспитание в ребёнке лучших патриотических качеств. Выполнению этой задачи способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами. Нами была разработана программа и технология по подготовке студентов к воспитательной работе в условиях летнего загородного лагеря для детей. Программа включала в себя следующие разделы: подготовка вожатого к работе в летнем лагере; логика развития смены; организация отрядного дела; организация общелагерных мероприятий; аналитическая деятельность вожатого; оформительский практикум; фото и видеоотчётность вожатого. Технология подготовки будущих воспитателей к производственной воспитательной практике, как показывает наш опыт работы, проходит при определенных условиях и включает наряду с теоретической и практической подготовкой и самостоятельную работу.
технология подготовки
программа
вожатый
дети
лето
досуговая деятельность
1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика классного руководителя: учебное пособие. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. – 122с.
2. Педагогическая организация летне-оздоровительного отдыха детей: учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов / Чуваш. гос. пед. ун-т; сост. Т.В. Петрова. – Чебоксары: ЧГПУ, 2008. – 175 с.
3. Сайгушев Н.Я. Воспитание творчеством: Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных центров. – Магнитогорск: МГПИ, 1997. – 56 с.
4. Сайгушев Н.Я., Сычкова Н.В., Скорова Л.Н. Педагогические россыпи: Методика воспитательной работы в условиях загородного оздоровительного лагеря: учебное пособие – Магнитогорск: МГПИ,1999. – 143 с.
5. Советы начинающему вожатому / сост. З.Н. Калинина и др. – Тула: Изд-во ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2010. – 45 с.

В последнее время наблюдается повсеместное возрождение культуры детского летнего отдыха. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Главной задачей летнего отдыха детей становится воспитание в ребёнке лучших патриотических качеств. Выполнению этой задачи способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.

Для внедрения и реализации таких программ в жизнь нужны подготовленные специалисты. Поэтому была разработана программа «Вожатый – старт в профессию», которая ставит своей целью подготовить студентов педагогических вузов к летнему сезону.

Осуществить подготовку будущих специалистов по приобретению навыков по организации культурно-досуговой деятельности детей в условиях загородных оздоровительных комплексов можно лишь при следующих условиях:

1) возможность заниматься и обучаться по организации культурно-досуговой деятельности в загородных комплексах как в процессе обучения, так и посредством организации подготовки во внеаудиторной деятельности в вузе;

2) наличие площадок для проведения и реализации программ по подготовке будущих специалистов;

3) предоставление необходимого оборудования в аудитории для занятий: мультимедиа, спортивный и игровой инвентарь, канцелярские товары;

4) наличие педагогов, студентов, ранее проработавших в детских оздоровительных комплексах, методистов, педагогов-организаторов, хореографов, работников культуры, специалистов мультимедиа и др.;

5) предоставление обучающимся площадки для реализации приобретённых навыков с участием детей разного возраста как заключительный этап подготовки специалистов.

Программа подготовки студентов вуза к производственной воспитательной практике к летнему сезону состоит из трёх этапов:

1. Первый этап. Теоретическая часть состоит из курсового обучения начинающих вожатых по основам вожатского мастерства.

Это этап самореализации, самопознания, профессиональной пригодности. Для дальнейшего удобства работы и подготовки вожатых тематику лета можно назвать каждый этап «кластер», как это сделано на Олимпиаде в Сочи. Проводя этот этап, необходимо отвести наибольшее количество времени как для студентов, так и для педагогов, так как направлений подготовки на этом этапе больше всего. Этап осуществляется путём проведения педагогических лекций, лекций по общей психологии и развитию личности ребёнка, подготовка вожатого к работе в летнем лагере, объясняется логика развития смены, организация отрядного дела и аналитическая деятельность вожатого.

2. Второй этап. Практическая часть. Работа студентов в классах по разнообразным направлениям подготовки.

Данный этап проходит по кластерам. Каждый кластер на практике рассказывает основные творческие аспекты деятельности вожатого. Для проведения инструктивного лагеря были выделены шесть кластеров:

– игровой кластер: включает игровые упражнения для работы с детьми всех возрастов в той или иной ситуации. Их разновидности:

– игры в дороге;

– игры на знакомство;

– игры на сплочение (тропа доверия, путешествие, правильный маршрут, города мастеров и т.д.);

– игры с залом;

– игры-шутки;

– спортивные игры (виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов и проходящие по определенным правилам);

– игры-викторины (как правило, такой игровой вид деятельности проводится в отрядах индивидуально, но может выходить и на общелагерный масштаб);

– кластер общелагерных мероприятий: основные общелагерные мероприятия, проходящие в детских загородных комплексах (массовое дружинное дело, проводимое в лагерях между несколькими отрядами);

– хореографический кластер: включает в себя как индивидуальный, так и массовый характер по раскрытию в себе творческого потенциала с возможностью реализовать себя в коллективе как танцора, поведение на дискотеке в загородных комплексах, хореографическое оформление номера, флэш-моб;

– коллективно-творческий кластер: включает в себя развитие навыков у будущих педагогов в области декоративно-прикладного искусства, оригами, живописи, коллективно-творческой деятельности, подготовки реквизита к мероприятию;

– отрядные уголки: данный кластер проводит обучение по оформлению отрядных уголков, стен, «заборов» отряда;

– кластер «Мультимедиа»: проводит обучение на компьютерах в программах по редактированию фото и видеоматериалов, созданию тех или иных презентаций, оформлению выступлений отряда на массовых мероприятиях, а также фото и видеосъемке как в отряде, так и на массовых мероприятиях (данные умения могут быть применены для отчётности в конце летней практики);

– «модный» кластер: даёт основные понятия содержания гардероба у будущего педагога для работы в загородных комплексах, воспроизводит имидж вожатого в глазах детей, вид вожатого на массовых мероприятиях;

– «патриотический» кластер: особенности патриотизма, государственная символика (герб, флаг), история России.

3. Третий этап. Заключительная часть заканчивается фестивалем вожатского мастерства. Проводится в формате культурно-развлекательного фестиваля или фестиваля вожатского мастерства с применением ранее полученных навыков. На таком концерте участвуют как представители лагерей, вожатые, педагоги, организаторы фестиваля, так и сами студенты-практиканты, показывающие свои приобретённые или усовершенствованные умения. Подобного вида фестивали могут являться как обучающими, так и познавательными и могут носить рекламный характер с целью привлечения клиентов (детей и их родителей) для отдыха в детских загородных оздоровительных комплексах. Подготовка к концерту ведётся по окончанию предыдущих этапов, времени на подготовку должно быть не менее двух недель. И проводится в учебном заведении.

Видами и формами обучения могут являться лекции, лекции-диалоги, теоретические и практические семинары, педагогические мастерские, дискуссии, тренинги, консультации, моделирование проблемных ситуаций, вожатский концерт как итог подготовки теоретической части.

Формами итогового контроля выступают собеседование, решение педагогических ситуаций, защита единичных и совместных проектов и участие в вожатском концерте.

Программа включает в себя следующие разделы.

1. Подготовка вожатого к работе в летнем лагере.

2. Логика развития смены.

3. Организация отрядного дела.

4. Дружинное дело (организация общелагерных мероприятий).

5. Аналитическая деятельность вожатого.

6. Оформительский практикум.

7. Фото и видеоотчётность вожатого.

Остановимся на кратком пояснении каждого раздела программы.

Первым раздел имеет несколько модулей:

1) нормативно-правовые основы деятельности вожатого. В данном пункте раскрывается конвенция ООН о правах ребенка, должностные инструкции и функции отрядного вожатого, права и обязанности вожатого, а также законы и правила внутреннего распорядка загородного оздоровительного комплекса. Студент должен знать все вышеперечисленные нормативные акты и уметь использовать различные техники общения, составлять правила внутреннего распорядка, строить работу, опираясь на должностные инструкции. Результатом пройденного материала может стать практическая работа по составлению этического кодекса вожатого;

2) организация вожатым режимных моментов в детских оздоровительных лагерях. Здесь будущий педагог должен знать понятия об организации подъема и отбоя, дежурстве в лагере, организации выхода отряда в поход, на мероприятие, на выезд в музей и т.д. Занятость детей (кружки, спортивный час, музыкальное занятие). Студент обязан пройти данный лекционный курс и приобрести соответствующие навыки. Как результат пройденной работы может стать практическое задание по составлению графика дежурства в отряде, лагере и т.д.;

3) психолого-педагогические основы деятельности вожатого и деловое сотрудничество. В данном разделе будущий педагог должен изучить возрастные физиологические и психологические особенности детей, уметь корректировать отрицательное психологическое состояние детей, вызванное долгим отрывом от дома, уметь повышать детскую самооценку. Неотъемлемой частью данного пункта является изучение стилей руководства и их основных характеристик. Осознать термин профессионального выгорания. В качестве практики можно предложить нестандартную педагогическую ситуацию.

4) методические и управленческие основы организации деятельности вожатого. В данном модуле студент должен познакомиться с управленческими аспектами деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере, рассмотреть технологии планирования в деятельности вожатого. Уметь ставить цели и задачи, знать все виды планирования (план-сетка, план на день, расписание). Помимо этого студент обязан научиться составлять программу по организации досуговой деятельности в соответствии с возрастной категорией детей.

5) начальная медицинская подготовка вожатого. Предупреждение ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей, оказание первой медицинской помощи, правила поведения в экстремальных ситуациях, правила поведения на спорт-площадках, на экскурсии и т.д., это и есть основа содержания данного раздела, который должен знать обучаемый при трудоустройстве на работу в детский оздоровительный центр.

Вторым направлением в представленной программе по приобретению навыков у будущих педагогов по организации досуга является логика развития смены. Обозначим в данном разделе темы, необходимые в работе вожатого.

Одна из важнейших тем – это деятельность вожатого в организационный период смены. Обучаемый должен знать цели и задачи организационного периода, знать, как правильно познакомиться с детьми, уметь проводить основные мероприятия организационного периода (игры на знакомство, игры на сплочение, игры на выявление лидера, игры на снятие тактильного барьера, игры на доверие), а также разрабатывать и принимать законы отряда, разрабатывать план смены, уметь подводить итоги организационного периода. Практическая часть этой темы может пройти в виде игры со студентами.

Следующей темой для обсуждения может стать деятельность вожатого в основной период смены. Студент должен знать что такое мастерская (тренинг), как выбрать для себя и подготовить хорошую мастерскую, как организовать игры основного периода и соответственно научиться организовывать игры-шутки, игры на создание команды, игры на сплочённость и толерантность в группе, осуществлять контроль и коррекцию психологического климата в отрядах, проводить диагностику и профилактику конфликтов, повышать самооценку детей, что является неотъемлемой частью данной темы.

Ещё одна тема для обсуждения – это тема деятельности вожатого в заключительный период смены. Заключительный период смены всегда является самым ответственным, так как построенное всегда легко сломать, а восстанавливать не хватит времени и сил. Поэтому стоит отнестись к данной теме с особой трепетностью. Задачей этой темы является обучение студентов навыкам по организации и проведению вожатского концерта, организации подведения итогов смены. Студент должен знать, как правильно и разнообразно провести последний день в лагере, прощальный огонёк и, как немаловажный аспект, как организовать сбор вещей, сдачу корпусов и собственно сам отъезд детей из лагеря. После проведения лекционного курса по теме можно дать в качестве практического задания разработать сценарий последнего дня в лагере.

В третьем направлении раскрываются основные моменты по организации отрядного дела. Все подпункты данной темы направлены на проведение отрядных дел всех возрастных категорий детей. Обучаемый должен уметь осуществлять разработки отрядных дел для детей всех типов темперамента и в соответствии с возрастной категорией уметь ставить цели, задачи проведения отрядного дела, знать различные методики проведения. В виде практического задания студент должен разработать три вида отрядного мероприятия для трех возрастных категорий: младшие, средние и старшие. Также в этом разделе необходимо рассмотреть методику коллективно-творческого дела (КТД). Он должен знать основные требования к составлению КТД и основные этапы подготовки КТД. Заканчивается раздел игровыми технологиями и классификацией игр. Студент должен знать методику проведения организации игры, а также уметь разрабатывать и проводить игры.

Четвертым направлением представленной модели по реализации подготовки вожатых является дружинное дело или общелагерное мероприятие. Основой раздела является разработка сценария дружинного дела и проведение общелагерного (дружинного) дела. Обучаемый должен знать основы работы с детьми при подготовке номера, должен быть выдан актерский практикум и актёрское мастерство. Танцевальный практикум и правила поведения на сцене являются зачетом пройденного материала.

Аналитическая деятельность вожатого является темой пятого направления. Стоит сказать, что под аналитической деятельностью принято понимать направление интеллектуальной деятельности людей, которое направлено на решение задач, возникших в различных сферах жизни. Говоря об аналитике вожатого, следует помнить диагностику и мониторинг в работе вожатого в структуре смены. Данные материалы содержат методы диагностики, требования к ним, мониторинг и виды мониторинга. Студент должен знать все виды мониторинга и диагностики, научиться проводить его с детьми. Частью раздела, соответственно, и видом мониторинга может явиться отрядный огонёк. Каждый студент должен уметь организовать и провести отрядный огонек в загородном оздоровительном комплексе с учетом возрастных особенностей детей.

Творческим аналитическим отчетом вожатого по итогам работы может явиться дневник вожатого. Вожатый должен ежедневно заполнять дневник для ведения отчетности работы в детском оздоровительном центре.

Направление шестое – оформительский практикум. Под данным практикумом чаще понимается оформление и организация отрядного уголка, оформление сцены, подготовка декораций, реквизита на мероприятия. Соответственно, студент должен знать необходимые требования к отрядному уголку, рубрики отрядного уголка, примеры отрядных уголков с подробным описанием, а также его ежедневное заполнение, подготовка реквизита и т.д.

И седьмое направление – это фото и видеоотчётность вожатого. В данном разделе студент должен теоретически, так и на практике научиться самостоятельно, выполнять фото и видеопрезентации. Соответственно, студент должен знать требования к фото и видеопрезентациям, виды программ, их названия, примеры отрядных и общих презентаций.

Таким образом, технология подготовки студентов вуза к производственной воспитательной практике, как показывает наш опыт работы, включает наряду с теоретической и практической подготовкой и самостоятельную работу.


Библиографическая ссылка

Сайгушев Н.Я., Савва Л.И., Веденеева О.А., Попов Д.Ю., Балакина Н.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 203-206;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35721 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674