Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ИЗМЕРЕНИЕ КОНДИЦИОННЫХ НАВЫКОВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Коняева М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
Статья освещает изобретение автора, которое относится к области спортивной медицины и может быть использовано для определения специальной физической выносливости, достаточной для выполнения любых ациклических упражнений, проходящих в аэробно-анаэробном режиме, например при ритмической гимнастике, круговой тренировке силовых упражнений с участием ног. Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении возможности определения выносливости человека при занятии ациклическими упражнениями в более широком диапазоне: в аэробном и аэробно-анаэробном режиме работы организма. Поставленная задача решается способом определения выносливости человека, включающем проведение циклических нагрузочных функциональных проб, заключающихся в измерении времени бега на средней и короткой дистанциях и определении на их основе индекса выносливости.
выносливость
аэробная и анаэробная нагрузка
частота пульса
сердечный ритм
общая выносливость
1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М., 1979. – С. 7–8.
2. Купер К. Новая аэробика: Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. – М.: Фис, 1976.
3. Селуянов В.Н., Саркасия С.К., Мякинченко Е.Б. Теория и практика физической культуры: учебное пособие для институтов ОФК «Изотоп». – 1995.
4. Физиология мышечной деятельности: учебник для институтов физической культуры / под ред. Я.М. Коца. – М.: Фис, 1982.
5. Bessman S.P., Geiger P.I. Science. – 1981. – Vol. 211. – № 3. – Р. 448–452.
6. Cavanagh P.R., Kram R. Med Sci Sports Exerc. – 1985. – Vol. 17. – № 3. – Р. 304–308.

Степень развития общей выносливости (тренированности). Согласно требованиям Международного комитета по стандартизации мер, результаты, получаемые инструментальными методами, считаются достоверными, если применяются следующие тесты: педалирование на велоэргометре, бег на третбане, степ-тест. Велоэргометрический тест Валунда – Шестранда используется для определения мощности физической нагрузки, (в кгм/мин или вт) при которой частота сердечных сокращений после тренировки фиксируется на 130, 150, 170 ударов в 1 мин. Нами использовалась формула представленная В.Л. Карпманом:

konyaev01.wmf

где N1 и N2 мощности первой и второй нагрузки (кг/мин); f1 и f2 – частота пульса в первой и второй нагрузке (уд. в 1 мин). В среднем у девушек величина W170 равна у хорошо подготовленных физически (спортсменов) – 780 кг/мин; а просто у здоровых, но не занимающихся спортом – 580 (на 200 кг/мин меньше) [3].

Обычно в исследованиях используются пробы со специфическими нагрузками для общефизической подготовленности. Это был бег на 1000 м и при локомоции в танцах (упражнения ритмической гимнастики) с определенным ритмом (темпом исполнения). Возможность использовать циклические и ациклические движения для определения PWC170 основана на том, что существует линейная зависимость взаимоотношений между пульсом и скоростью движений, расчет производится по формуле

konyaev02.wmf

где PWC170(V) – физическая работоспособность, выраженная в величинах скорости локоляции (м/с), при пульсе 170 уд/мин; V1, V2 – скорость циклических движений (м/с) соответственно во время первой и второй нагрузок – ЧСС (пульс) во время первой и второй нагрузок. Величина физической работоспособности считается хорошей, если PWC170(V) = : 3,0 + 10 % – y спортсменов обычно не превышает 5 м/с, а у девушек ~2 м/с.

Общими закономерностями процесса адаптации человека к повседневным факторам труда являются качественные и количественные изменения различных систем организма, в первую очередь кардио-респираторных и сосудистых систем.

В оценке общего функционального состояния главенствующую роль отводят показателям сердечно-сосудистой системы (ССС):

– частота сердечных сокращений (ЧСС) является интегральным показателем организма в целом;

– артериальное давление диастолическое (АДД) отражает тонус периферических сосудов, поскольку его величина свидетельствует о степени готовности периферического русла к принятию крови;

– артериальное давление систолическое (АДС) отражает степень мощности левого желудочка и является конечным результатом деятельности ССС в целом;

– артериальное давление пульсовое (АДП) является показателем уровня минутного объема сердца;

– сердечный ритм (СР) характеризует уровень регуляции ССС под контролем центральной нервной системы (головной, спинной мозг).

Для системы кровообращения использовались формулы Р.М. Баевского, А.П. Берсенева, Н.П. Палаева [2].

Сравнивая реакцию организма на стандартную нагрузку до и после учебно-тренировочных занятий или в различные моменты занятий, можно получить представление о суммарном воздействии нагрузки на организм по Р.Е. Мотылянской

1. Сначала рассчитывают тренд пульса (T f0) до занятий:

konyaev03.wmf

где f0 – пульс до начала занятий, затем комплекс упражнений и затем подсчет пульса на 1 – f1 на 3-й – f3 в минуты отдыха.

2. Тренд артериального систолического давления (Тp0) рассчитывают по формуле

konyaev04.wmf

где PS0 – систолическое давление до занятий (исходная норма); PS1, PS3 – систолическое давление на 1-й и 3-й минуте отдыха.

3. Рассчитываем индекс Тренда (UT0) до занятия:

konyaev05.wmf

4. Аналогичным путем рассчитываем данные после занятия: Tf1, TPS1.

5. Величину воздействия тренировочной нагрузки (В.В.Н.) находят как разницу индексов трендов В.В.Н. = UT1 – UT0, если знак минус, то он не учитывается. Величина воздействия нагрузки незначительна, если В.В.Н. – 0,5; малое если В.В.Н.: 0,6–1,0; 1,1–2,0 среднее; 2,1–3,0 большое.

Мы считаем более рациональным использовать формулу, которая строится на результатах бега на 100 м (с максимальной скоростью, когда работает в основном креатинфосфатазная реакция, с включением гликолиза, бег на 200 м – гликолиз с включением аэробных механизмов, время бега со скоростью 15 км/ч (около 2000 м) – обеспечивается в основном аэробными механизмами энергоснабжения).

Таким образом, Tad 200 ± 30 – вы имеете стайерский или смешанный тип метаболизма и вам подходит тренировка на выносливость, как ее рекомендует К. Купер, если же вы прирожденный «спринтер» (качество физической выносливости генетически обусловлено), то необходимо обратиться к профессиональному тренеру, так как повышение тренированности потребует значительных и длительных усилий, поскольку необходимо привести в работу механизмы фенотипического уровня адаптации [2]. Мы предложили студентам занятия по нашей авторской программе.

При этом учитываются:

- реципрокные отношения мышц, то есть при проведении упражнений на мышцы живота «выключались» мышцы бедра;

- на одном занятии преимущественно работали только сгибатели или только разгибатели;

- учитывались особенности адаптации клеточных механизмов при развитии выносливости: при тренировке с субмаксимальными аэробными нагрузками, активность окислительных ферментов выходит около 10 недель и возвращается при детренированности за 2 недели к исходному уровню – занятия носили однотипный характер.

Таким образом, управление нагрузкой со стороны преподавателя сводится к управлению:

- величиной закисления мышц и крови;

- активизацией САС;

- катаболическим воздействием упражнений на мышечные волокна. То есть, величиной и длительностью закисления мышц (биохимический фактор), количеством уступающей работы, скоростью растягивания мышц при уступающей работе и величиной силы, растягивающей мышцы в упражнениях стретча (механический фактор). Однако надо учитывать, что при высоком темпе и амплитуде циклических движений в момент смены направления движения на обратное практически неизбежны расслабления мышц и связанное с этим облегчение доставки кислорода, при этом высока вероятность того, что ММВ, имеющие высокую оксидативную мощность, перейдут в аэробные условия функционирования и эффект их силовой тренировки резко снизится;

- участие в работе быстрых МВ.

В середине или конце подхода (в зависимости от преодолеваемого сопротивления и степени перекрытия кровотока) БМВ подключаются обязательно, однако существуют методические приемы, позволяющие интенсивно использовать эти МВ с самого начала подхода и тем самым ускорять закисление мышц. Например, использование так называемого ауксотонического режима, когда в цикл обычных плавных и медленных динамических, статодинамических или статических упражнений включаются элементы или даже серии резких «взрывных» движений с высоким темпом [4].

Степень активизации САС в этой части занятия будет определяться уровнем психического напряжения при преодолении усталости и степенью подключения БМБ.

Глубина катаболического эффекта будет определяться степенью и длительностью закисления мышц, а также использованием упражнений, насильственно растягивающих напряженные («отрицательная» работа – эксцентрический режим сокращения) или расслабленные мышцы (стретч). Катаболический эффект резко усиливается, если растягиваются утомленные мышцы. На величину закисления мышц будут влиять волевые усилия занимающегося по преодолению усталости, боли в мышцах в конце подхода, а также использование или неиспользование «суперсетов», то есть повторение подхода, цель которого – воздействие на ту же мышечную группу через 30–120 с после окончания первого подхода.

Предполагается, что растягивание мышц во время стретча сразу после статодинамического подхода удлиняет время, в течение которого сохраняется высокая концентрация ионов водорода и свободных радикалов в МБ. Они могут повреждать клеточные белки (мембранные, сократительные, митохондриальные) [5]. Кроме того, сочетание в этом варианте «химических повреждающих факторов» и «механических повреждающих факторов» предположительно может увеличить глубину разрушения клеточных структур [6].

Все перечисленные факторы, увеличивающие «физиологическую стоимость» занятия, вместе с глубиной исчерпания запасов гликогена в аэробной и партнерской частях занятия, будут определять длительность восстановления занимающегося после занятия, то есть время, когда будет допустимо повторение тренировки [3].

Вышеописанные методы не позволяет определять общую выносливость, достаточную для ациклических упражнений. Известны способы, в которых для определения физической работоспособности используют различные критерии. В частности, работоспособность может быть определена по величине максимального потребления кислорода (МПК). С помощью газоанализатора определяют концентрацию вдыхаемого кислорода воздуха и выдыхаемого углекислого газа, с последующим расчетом МПК в условных единицах.

Определение работоспособности по индексу PWC170 требует двух-трех дозированных нагрузок на велоэргометре или третбане, с подсчетом частоты сердечных сокращений (ЧСС) [2]. Описанные способы требуют соответствующего оборудования: газоанализатора, третбана, велоэргометра; присутствия врача, специалиста по функциональной кардиологии. Размах значений PWC170 – узкий, 2–5 м/с, что требует тщательного и очень точного подсчета импульса. Наиболее близким к предлагаемому решению является способ определения латентных показателей выносливости, основанный на сравнении результатов спортсмена на двух дистанциях: средней и короткой, т.е. разницы между временем на средней дистанции, которое показал бы на ней спортсмен, если бы мог преодолеть ее с той же скоростью, что и короткий отрезок [1].

Недостатком ранее использованного метода является то, что он позволяет определять работоспособность только при проведении циклических упражнений и в анаэробном режиме. Нами разработана формула определения индекса достаточной выносливости студентов.

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для определения специальной физической выносливости, достаточной для выполнения любых ациклических упражнений, проходящих в аэробно-анаэробном режиме, например при ритмической гимнастике, круговой тренировке, силовых упражнениях с участием ног. Известен способ определения кардио-респираторной выносливости человека путем предъявления дозированной физической нагрузки в виде приседаний, измерения частоты сердечных сокращений до нагрузки, после нее и в конце первой минуты восстановления пульса. Затем рассчитывают выносливость по индексу Руфье. Прием состоит в следующем – осуществляются приседания из положения стоя в положение сидя на стуле с опорой руками о бедра, в течение трех минут

Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении возможности определения выносливости человека при занятии ациклическими упражнениями в более широком диапазоне: в аэробном и аэробно-анаэробном режиме работы организма. Поставленная задача решается тем, что в способе определения выносливости человека, включающем проведение циклических нагрузочных функциональных проб, заключающихся в измерении времени бега на средней и короткой дистанциях и определении на их основе индекса выносливости, тестируемый дополнительно пробегает длинную дистанцию с разной скоростью под заданный ритм и в заданный промежуток времени, затем определяют расстояние, которое тестируемый пробежал за этот промежуток времени, и определяют индекс достаточной выносливости для ациклических упражнений из выражения

ИД = t1 – (tср – tкn + tкn1),

где t1 – время, за которое испытуемый пробегает длинную дистанцию в заданном ритме; tср – время преодоления испытуемым средней дистанции; tк – время, за которое испытуемый пробегает короткую дистанцию; n – частное от деления длин средней и короткой дистанций; n1 – частное от деления длин длинной и короткой дистанций.

Способ заключается в следующем. На первом этапе испытуемый пробегает две дистанции: среднюю (например, 400 м) и короткую (60 или 100 м). Измеряют время, за которое испытуемый пробежал эти дистанции. Высчитывают, как и в прототипе, индекс выносливости при выполнении циклических упражнений по формуле (1).

После восстановления, а лучше на следующем занятии задают время t1 = 4–8 мин и определяют расстояние (длинную дистанцию), которое испытуемый преодолеет под заданный ритм (метроном, плеер). По полученным данным определяют индекс выносливости, достаточный для выполнения циклических / ациклических упражнений по формуле (2).

Пример № 1. Студентка, 20 лет, занимается в секции ритмической гимнастики третий год. Солистка. Показатели пробы Ид. Были получены следующие результаты: на короткой дистанции в 100 м – 16,7 с; на средней дистанции 400 м – 90 с, длинная дистанция 2000 м – 10 мин (600 с). По формуле вычисляем индекс выносливости:

ИД = 600 – (90 – 16,74 + 16,720) = 242,8.

Время упражнений в общеукрепляющей гимнастике – 5 мин, больше не требуется. Расстояние за это время – 1000 м.

Для этого случая

ИД = 300 – (90 – 16,74 + 16,710) = 109,8.

Достигнутый уровень вполне достаточен для выполнения поставленных задач.

Пример № 2. Студентка, 18 лет, занимается аэробикой 8 месяцев, в рамках ОФП, т.е. 2 раза в неделю. Пробегает 100 м за 18,7 с; 400 м за 120 с, за 5 мин (300 с) – 1000 м.

ИД = 300 – (120 – 18,74 + 18,710) = 67,8 с.

Эта же студентка показала результаты: t1 = 730 с, дистанция 2000 м, tср = 120 с, tк = 18,7 с, n = 4, n1 = 20,

Следовательно,

ИД = 730 – – (120 – 18,7·4 + 18,7·20) = 310,8 с.

Если у студента индекс выносливости

0–170 единиц – низкий уровень;

170–230 единиц – средний (достаточный) уровень;

230 и выше – высокий уровень (натренированные спортсмены).

Нормативы ИД рассчитывались в соответствии с обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов.

Индекс выносливости определялся следующим образом:

1. Ид = 284 – – (77 – 9,8Х6,7 + 9,8Х16,7) = 109.

2. Ид = 345 – – (107 – 10,6Х6,7 + 10,6Х16,7) = 132.

3. Ид = 292 – (86 – 10,4Х6,7 + + 10,4Х16,7) = 102 и т.д.

4. Ид = 347 – (109 – 11,7Х6,7 + + 11,7Х16,7) = 111.

5. Ид = 420 – (121 – 12,6Х6,7 + + 12,0Х16,7) = 179.

Согласно полученным результатам были выделены две группы студентов: с низким и средним уровнем выносливости.

У нас не было цели при тренировках получить группы студентов с показателями «высокий уровень выносливости». Наша задача заключалась в том, чтобы научить музыкантов максимально нивелировать проявления профессиональных заболеваний, предотвращать обострения болезней при помощи систематических занятий общеукрепляющей гимнастикой.


Библиографическая ссылка

Коняева М.А. ИЗМЕРЕНИЕ КОНДИЦИОННЫХ НАВЫКОВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 148-152;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35709 (дата обращения: 20.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074