Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Коларькова О.Г. 1 Савина А.А. 1
1 ПФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Целью данной статьи является раскрытие возможностей самостоятельной работы для развития у студентов среднего профессионального образования (СПО) общих и профессиональных компетенций на примере обучения иностранному языку (английский язык). Компетентностный подход, являясь сегодня ведущим в подготовке будущего специалиста, обусловил необходимость эффективной организации самостоятельной работы студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. В статье представлены некоторые примеры самостоятельной работы для студентов в рамках изучения английского языка с использованием современных методов и технологий: информационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве, метод сase-study, метод проектов. Опыт работы со студентами СПО показывает, что организованная таким образом самостоятельная деятельность помогает заинтересовать их английским языком; расширить кругозор в бытовой, академической и профессиональной сферах; сформировать потребность в самоорганизации и стремление к самообразованию; развить общие и профессиональные компетенции.
компетентностный подход
компетентность
компетенция
самостоятельная работа студентов
информационные технологии
технология обучения в сотрудничестве
метод case-study
метод проектов
1. Ермилова Н.В. Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 231–233.
2. Жолтикова Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. – 2014. – № 2. [Электронная версия]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14052.htm (дата обращения: 23.01.2016).
3. Ипатова И.С. Современные интерактивные формы обучения в ракурсе традиционной риторики // Великие реки-2015: материалы XVII Междунар. науч.-промышлен. форума. Труды науч. конгресса в 3-х томах. – Т. 2. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – С. 275–278.
4. Камаева Т.П., Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Иностранный язык и формирование корпоративной культуры социальной ответственности как компонента профессиональной культуры российского предпринимателя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 2 (20). – С. 81–84.
5. Оберемко Е.Г. Повышение роли самостоятельной работы студентов вузов в современных условиях // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 2(24). – С. 26–31.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 № 508 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 № 33324) [Электронная версия]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2016).
7. Русова Н.Ю. Соотношение информационных и интеграционных технологий в дидактике // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук: материалы IV Всероссийской с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 20 октября 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – C. 88–99.
8. Савина А.А. Апробация методики проектной методики // Актуальные проблемы обучения культуре русской речи, методике русского языка и дисциплинам специализации: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: Изд-во НГСА, 2014. – С. 133–137.
9. Савина А.А., Коларькова О.Г. Модель обучения студентов навыкам деловой письменной речи // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – Курск, 2015. – № 2(34) [Электронная версия]. – URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/039-030.pdf (дата обращения: 19.01.2016).
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (утв. Государственной Думой 21декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) [Электронная версия]. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.01.2016).

Новые социально-экономические преобразования в современном мире диктуют свои требования к уровню подготовки будущего специалиста в системе профессионального образования, в том числе и среднего профессионального образования. Сегодня нужны компетентные, творческие и высококвалифицированные специалисты. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отмечает следующее: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства» [10].

В основе разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения лежит компетентностный подход. Модель формирования будущего специалиста предполагает совокупность компетенций, которыми он должен овладеть в целях приобретения умений и навыков выполнения профессиональных обязанностей и степени готовности к их креативу. Вопросы компетентностного подхода широко освещаются в зарубежной и отечественной литературе (В.И. Байденко, Дж. Равен, И.А. Зимняя, Н.Ю. Русова, А.В. Хуторской, О.Н. Ярыгин и др.). Рассматриваются различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», вводятся классификации различных видов компетенций, предлагаются методы их формирования и оценки.

Понятия «компетентность» и «компетенция», ключевые в рассматриваемом подходе, в научных исследованиях трактуются по-разному. Так, Н.Ю. Русова, разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность», определяет их следующим образом: «Компетенция – это конкретное информационно-деятельностное пространство определенной семантики, последовательно осваиваемое субъектом образования и включающее фактологическую, теоретическую и художественную информацию, обслуживающие ее знаковые системы, физические и интеллектуальные операции, а также типовые и проблемные коммуникативные ситуации. Компетентность – интегративное личностное качество, характеризующее степень обладания одноименной компетенцией, т.е. те знания, умения и опыт собственной деятельности, которые позволяют личности выносить суждения, принимать решения, планировать и осуществлять действия в соответствующей сфере жизнедеятельности» [7].

Компетенция в контексте ФГОС СПО – это прежде всего, как утверждает Н.В. Ермилова, способность применять знания, умения и практический опыт в трудовой деятельности, которые являются результатами обучения, ожидаемые и измеряемые «составляющие компетенций». Компетентность же это система усвоенных знаний, освоенных умений, приобретенного практического опыта и профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность выполнения выпускниками определенной трудовой деятельности [1].

В основу ФГОС СПО положены общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). К общекультурным относятся инвариантные к области деятельности компетенции: общенаучные, социально-личностные, общепрофессиональные, экономические, организационно-управленческие. Профессиональные компетенции – это специальные компетенции, которые разрабатываются применительно к области деятельности для конкретного направления и специальности.

Анализ компетенций в ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» [6] позволяет сделать вывод о том, что компетенция самообразования в новой системе образования занимает приоритетное место. Самообразование – это в первую очередь самостоятельная деятельность обучающегося, направленная на удовлетворение личностных и общественных образовательных целей (Ю.С. Анисимов, Е.В. Демкина, Г.М. Коджаспирова, Е.А. Щуклина и др.). Е.Г. Оберемко подчеркивает, что в процессе подготовки компетентных специалистов большой акцент делается именно на «интенсификацию учебной деятельности и формирование готовности выпускников вузов к непрерывному образованию и самообразованию» [5].

В этой связи в учебных планах среднего профессионального образования наблюдается тенденция к сокращению аудиторных часов по ряду учебных дисциплин и усилению роли самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов, являясь сегодня одним из обязательных требований к организации образовательного процесса, призвана способствовать развитию творческого потенциала личности студента и формированию навыков самоорганизации и самообразования, что и обеспечивает ему непрерывный личностный и профессиональный рост. Систематическая самостоятельная работа является одним из необходимых условий успешного изучения студентом любой учебной дисциплины, включая и иностранный язык. Еще А. Дистервег в своих педагогических сочинениях подчеркивал: «…Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…».

В зарубежной педагогической литературе понятие «самостоятельная работа» называется по-разному. Так, например, педагоги и методисты Германии используют термин «косвенное (опосредованное) обучение» – работа, проводимая под косвенным руководством преподавателя. В английской и французской педагогической литературе встречается термин «индивидуальная работа». В Австрии и Швейцарии распространен термин «тихая работа», что подразумевает уединенность и тишину в процессе выполнения самостоятельной работы.

В научной педагогической литературе даются разные определения сущности самого понятия «самостоятельная работа», что объясняется его многогранностью. Так, например, А.Н. Щукин рассматривает самостоятельную работу как вид учебной деятельности, одну из организационных форм обучения, протекающую вне непосредственного контакта с преподавателем или управляемую преподавателем опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы. Преподаватели-практики Г. Большакова, А. Рубаник, Н. Тельных полагают, что самостоятельная работа – планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Мы придерживаемся мнения, что самостоятельная работа студентов СПО при обучении иностранному языку – это ведущая форма организации образовательного процесса под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия, направленная на углубление и обогащение практических знаний и умений студентов; способствующая повышению их интереса к учебной дисциплине; закладывающая основание общих и профессиональных компетенций, изложенных в ФГОС СПО в качестве основных требований к подготовке будущего специалиста по соответствующей специальности.

Внимание, уделенное самостоятельной работе студентов в нормативно-правовых актах и в научных исследованиях, ориентирует преподавателей на поиск новых и оптимизацию уже существующих видов самостоятельной работы, содействующих высокой активности студентов. При обучении иностранному языку самостоятельная работа представляет собой особую форму проявления творческой активности студентов. Самостоятельная работа проводится как во внеаудиторное время (домашние задания учебного и творческого характера: работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами; поиск информации по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме доклада, презентаций; выполнение лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий; чтение, перевод и анализ текстов; подготовка устных сообщений к выступлению на круглом столе; написание эссе и деловых писем; подготовка к ролевой игре; составление диалогов и др.), так и на аудиторных занятиях (на практических занятиях под руководством преподавателя: деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, case-study и др.). Работа при этом носит индивидуальный, парный либо групповой характер.

Результативность самостоятельного обучения студентов СПО во многом зависит от их умения рационально организовать этот процесс. Это достигается во многом благодаря созданию определенных педагогических условий, к которым мы относим внедрение современных активных методов и технологий обучения, позволяющих превратить студента, с точки зрения И.С. Ипатовой, «из пассивного слушателя в «источник» идей и действий. … И дает им возможность мыслить активно» [3]. Применение современных активных методов и технологий обучения «способствует развитию у студентов таких способностей, как умение работать в команде, навыки самостоятельной работы, умение работать с информацией и др., то есть формируются сразу несколько профессиональных и общих компетенций» [9].

При организации самостоятельной работы студентов СПО в качестве мощного мотивационного стимула для поиска и решения познавательных задач нами широко используются информационные технологии. Использование персонального компьютера и его программного обеспечения, цифрового воспроизведения звука и изображения, видеотекстов, информационных сетей, Интернета и других информационных технологий дает широкие возможности для развития навыков аналитического мышления, оптимизирует познавательную и творческую активность студентов, их самостоятельность (В. Вартанова, М.Ю. Васляева, А.В. Зубов, Е.С. Полат и др.). При использовании компьютера и интернет-ресурсов студенты СПО индивидуально работают с электронными источниками, с материалами рекомендованных специализированных сайтов, тем самым готовясь к устному выступлению с докладом на круглом столе либо к проекту в виде презентаций в рамках изучаемой темы. Подготовка выступлений и презентаций осуществляется студентами в программе PowerPoint. Для выполнения практических заданий активно применяются цифровые приложения к учебно-методическим комплексам. Самостоятельная работа студентов с применением информационных технологий помогает расширить словарный запас и кругозор; выработать способность осуществлять поиск и использовать информацию для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4); способность использовать информационно-коммуникационные технологии в будущей профессиональной деятельности (ОК-5) [6].

Также мы используем при организации самостоятельной работы студентов технологию обучения в сотрудничестве, получившую широкое распространение за последние годы. Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранных языков, которая предполагает организацию групп студентов, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, но при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной и самостоятельной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях [2]. Например, при изучении темы «Путешествие» по дисциплине «Иностранный язык» на 2 курсе отдельные группы студентов готовят задания, касающиеся резервирования номера в отеле, заказа билетов на самолет или поезд, подготовки багажа, определения маршрута, осмотра достопримечательностей и др. В рамках темы «Суд. Гражданские и уголовные дела» студенты 3-го курса совместно готовятся к проведению ролевой игры: «Встать! Суд идет!», выполняя роли прокурора, адвоката, судьи, обвиняемого, свидетелей. Применение технологии обучения в сотрудничестве в самостоятельной работе студентов, на наш взгляд, способствует развитию у студентов способности работать в коллективе и команде (ОК-6); способности брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий (ОК-7); способности соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения (ОК-11) [6].

Вместе с тем наиболее актуальным считаем использование в самостоятельной работе студентов метода сase-study, или метода конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация). Это техника обучения, реализуемая путем описания реальных конкретных событий. При описании реальных событий «обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные пути решения проблем и выбрать лучшие из них… Анализируя кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах в реальной жизни. Рост количества проанализированных студентом кейсов увеличивает вероятность использования готовой схемы решения в сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем» [4]. Опираясь на исследования Е.П. Белкиной, Г.А. Дубининой, Р.Д. Хайруллина, Ю.Н. Храмовой и др., посвященные методу сase-study в обучении иностранному языку, мы рассматриваем его как анализ конкретных социально-личностных и профессионально-значимых ситуаций на базе фактического иноязычного материала (текста, видеоматериала), предъявляемых студентам для самостоятельного изучения и последующего их совместного обсуждения на практических занятиях. Данный метод активно применяется нами при прохождении со студентами таких тем, как «Наука и технология», «Трудоустройство. Карьера», «Преступление и наказание», «Акты ООН в сфере социального обеспечения» и др. Студенты самостоятельно работают с предложенными текстами или видеоматериалами; анализируют представленные в них ситуации с позиций своего опыта, своей будущей профессиональной деятельности; выявляют проблему; предлагают возможные пути ее решения; и далее в ходе группового и коллективного обсуждения на аудиторных занятиях обмениваются мнениями; оценивают, соглашаясь или оспаривая, точки зрения других участников образовательного процесса. Реализация метода сase-study в самостоятельной работе студентов позволяет заложить основы таких компетенций, как способности выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК-2); способности принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях (ОК-3); способности самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (ОК-8) [6].

Еще одна современная технология может быть активно и успешно использована при организации самостоятельной работы студентов – метод проектов. Преподаватели, применяющие данный метод, обращают внимание на необходимость ознакомления студентов с этапами выполнения проектов на начальных стадиях работы. Роль педагога при выполнении первых занятий достаточно важна: он следит за правильной последовательностью выполнения этапов, корректирует работу участников, помогает оценить продукт и провести рефлексию. Данный «фундамент» в дальнейшем способствует эффективности самостоятельной работы студентов. По мере появления опыта выполнения подобных заданий постепенно снижается доля участия преподавателя. Однако преподаватель не может полностью «отстраниться» от процесса обучения. Учитывая психологические и личностные особенности студентов (особенности памяти, мышления, уровень мотивации, заинтересованность в получении знаний, коммуникативные качества, пунктуальность и др.), преподаватель осуществляет индивидуальную работу с отдельными студентами, консультирует и, как человек более опытный, высказывает свои пожелания-рекомендации для дальнейшего совершенствования процесса и результатов работы. Таким образом, действия педагога и обучающихся в рамках данной работы близки по своим принципам с технологией сотрудничества [8].

Метод проектов применяется нами как в рамках различных ознакомительных общих тем по иностранному языку: «Защита окружающей среды», «Путешествие», «Образовательная система стран изучаемого языка» и др., так и при изучении тем профессиональной направленности: «Судопроизводство», «Закон и порядок», «Права человека» и др.

Заключение

Видится целесообразным сформулировать следующие выводы:

1. Самостоятельная работа студентов СПО является на сегодня ведущей организационной формой образовательного процесса, призванной обеспечить при перераспределении аудиторных и внеаудиторных часов в пользу последних непрерывность и глубину познавательной деятельности студентов по учебной дисциплине «Иностранный язык» и направленной на реализацию компетентностной модели формирования будущего специалиста, закрепленной в ФГОС СПО.

2. Тщательно организованная самостоятельная работа, будучи направленной на становление и развитие общекультурных и профессиональных компетенций, не только позволяет:

а) сформировать у студентов СПО устойчивый интерес к иностранному языку;

б) расширить кругозор в бытовой, академической и профессиональной сферах;

в) осознать ценность приобретенных знаний и умений и выработать стремление и умение их самостоятельно добывать, но и способствует формированию потребности в самоорганизации и стремления студентов к самообразованию.

3. Эффективность организации самостоятельной работы студентов СПО достигается посредством внедрения в образовательный процесс современных активных методов и технологий обучения, среди которых наиболее актуальными для самостоятельной работы студентов являются информационные технологии, технология обучения в сотрудничестве, метод сase-study и метод проектов.


Библиографическая ссылка

Коларькова О.Г., Савина А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 143-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35708 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674