Новые медиа (англ. New media) – термин, который применяют для обозначения интерактивных электронных изданий и других новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций.
Влияние медиа на различные аспекты жизни возрастает, в результате, перед системой образования возникают новые задачи, что требует от обучающегося как знания современных технических устройств и умения с ними работать, так и определенного уровня критического мышления, навыков самостоятельной работы, связанной с поиском и обработкой информационного материала.
Опыт использования интернет-ресурсов в обучении студентов медицинского вуза выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации обучающегося, который не всегда подготовлен к продуктивной деятельности. Обучающийся, входящий в океан интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию [6].
Важным разделом в образовании студентов медиков является внедрение методик различных форм дистанционного обучения. Дистанционные формы образования отражены в нормативных документах. Так, в новой редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 29.12.2012, № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)) в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» даны определения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».
Современные технологии дистанционного обучения можно классифицировать на следующие виды:
1) face-to-face («лицом к лицу») – применение традиционных методов, основанных на непосредственном, очном, общении преподавателей и обучающихся;
2) аудио, видео – использование аудио- и видеозаписей учебного назначения, учебного телевидения;
3) печатные материалы – применение различных видов учебной полиграфической продукции (учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и т.п.);
4) CD – оффлайновое (англ. offline, «отключённый от сети») использование цифровых учебных материалов, интерактивных обучающих программ, систем тестирования;
5) e-mail – использование электронной почты для коммуникации, доставки учебных материалов;
6) WWW – онлайновое использование цифровых учебных материалов с помощью технологий World Wide Web;
7) LMS – применение онлайновых систем управления обучением (Learning Management Systems), реализующих как функции организации педагогического процесса, так и дидактические функции доставки учебных материалов, тестирования, коммуникаций, в том числе, посредством электронной почты, совместной учебной работы через электронные форумы, виртуальные классные комнаты [3].
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике. Однако для того, чтобы обучающиеся ориентировались в изобилии информации разного содержания и разного качества, появилась необходимость в разработке специальных учебных интернет-ресурсов, направленных на обучение студентов работать с информационной средой. Выделяют следующие учебные интернет-ресурсы: хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, вебквест. Данные ресурсы успешно применяются в образовательном процессе по различным дисциплинам [1, 5]. Учебные интернет-ресурсы создаются для учебных целей.
Хотлист (от англ. hotlist – список по теме) представляет собой список интернет сайтов по изучаемой теме. Хотлист сокращает период поиска необходимой информации обучающимся.
Так, кафедрами лечебно-профилактического факультета разработан перечень обязательных и дополнительных интернет-ресурсов для самостоятельной работы, содержащих, в том числе, информацию, основанную на доказательной медицине. При подготовке к семинарам и практическим занятиям обучающимся рекомендовано использовать информацию с сайтов профильных министерств, а именно, Минздрава России, Минобрнауки России, головных учреждений по специальностям, где представлены, в том числе, федеральные Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, а также федеральные клинические рекомендации по ведению больных [7].
Мультимедиа скрэпбук (от англ. multimedia scrapbook – мультемедийный черновик) представляет коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы, а также графическую информацию. Файлы скрэпбука могут скачиваться обучающимися и использоваться при изучении таких тем, как аускультация сердца.
Трежа Хант (от англ. treasure hunt – охота за сокровищами) включает ссылки на различные сайты по изучаемой теме, причем каждая из ссылок дополнительно содержит вопросы по содержанию сайта, которые направляют поисковую деятельность обучающихся.
Сабджект сэмпла – (от англ. subject sampler – заголовок примера) также включает использование ссылок на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). Однако после изучения каждого аспекта темы обучающимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью сабджект сэмпла является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу. Активность обучающихся в данной модели велика. Возможно обсуждение мнений с другими участниками.
Так работа на сайтах профессиональных медицинских сообществ, например, таких как общество хирургов РФ, национальный сервер дерматовенерологии (dermatology.ru), позволяет формировать профессиональные навыки, в том числе, идентификации профессиональной информации.
К несомненным достоинствам e-Learning – обучению с помощью Интернет и мультимедиа можно отнести возможность студента самому выбирать последовательность и продолжительность изучения материала курса, работать с материалами в удобное время. Преподавателю электронные курсы позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
Необходимо отметить, что разработать хороший электронный курс непросто и с технической стороны, и методически, также требуется специальная подготовка преподавателей.
Наиболее эффективными информационными образовательными технологиями в учебном процессе студентов, по нашему мнению, являются: использование обучающих компьютерных программ, тестов и клинических ситуационных задач, мультимедийных слайд-фильмов, а также электронных учебных пособий. Преимущества последнего вида учебного материала включают удобную навигацию, позволяющую легко разобраться со всеми представленными разделами; быстрый поиск информации по ключевому слову, по локализации поражения, например, при кожных заболеваниях, перекрестным гиперссылкам. Термины и определения повышают восприятие материала и запоминание. В пособии представлены тестовые задания для самоконтроля как по отдельным нозологиям, так и по всему материалу.
Вебквест (от англ. Webquest – интернет поиск) – самый сложный тип учебных интернет-материалов, предполагает проведение проекта с участием всех обучающихся.
Гуманитарная технология веб-квеста направлена на обработку, структурирование и специальным образом формирование информации в виде веб-страницы, которая, как правило, содержит следующие части:
1. Введение, в котором задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения.
2. Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно.
3. Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного вебквеста, чтобы облегчить студентам поиск необходимых материалов.
Веб-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных веб-квестов является нахождение необходимой информации и интеграции ее в собственную систему знаний. Работа над краткосрочными веб-квестами может занимать от одного до трех сеансов работы в системе Интернет. Чаще всего краткосрочные веб-квесты применяются при выполнении аудиторной самостоятельной работы. Долгосрочные веб-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным веб-квестом студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме.
Формы веб-квеста также могут быть различными, такими как:
1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят сами студенты.
2. Создание микромира, в котором студенты могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя пространство.
3. Написание интерактивной истории. У студентов есть варианты выбора как продолжить работу. Для этого каждый раз указываются два – три возможных направления, и этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин.
4. Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.
5. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый. Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за проделанную работу.
Веб-квесты называются специалистами одними из самых перспективных технологий организации образовательного процесса в университете и служат основой дальнейшего развития профессионального образования в этом направлении [3].
Таким образом, хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трэжа хант, сабджект сэмпл и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения.
В УГМУ внедрена такая форма проведения интерактивных занятий, как вебинар (webinar, интернет-семинар, онлайн-семинар). Вебинар представляет собой синхронный вид занятий, когда все его участники (преподаватель, обучающиеся) имеют доступ (по интернет-ссылке) к виртуальной аудитории специального веб-сервиса. Применение видео- и/или аудио- материалов, текстового чата, интерактивной доски позволяет провести аналогию между вебинарами и аудиторными лекциями, практическими занятиями или семинарами в очном обучении. Участники такого занятия могут не только слушать и смотреть подготовленный материал преподавателя, но и задавать вопросы, комментировать как в письменной, так и в устной форме.
При проведении вебинаров требуется предварительная подготовка и планирование. Данный этап включает выбор темы, содержания, определение целей и задач занятия. По содержанию и структуре вебинары можно подразделить на собственно семинары, лекции, обобщающие лекции, что зависит от задач вебинара, продолжительности, функций и видов деятельности обучающихся.
Инструментарий вебинара включает:
– в режиме реального времени аудиосвязь и видеосвязь;
– трансляцию видеороликов;
– лекция, сопровождаемая презентацией;
– работу с виртуальной доской;
– трансляцию документов с комментарием;
– чат;
– демонстрацию рабочего стола Windows;
– входное и итоговое тестирование, опросы;
– запись вебинаров с целью внесения коррекции на последующих занятиях [2].
Современное программное обеспечение проведения вебинаров, таких как WebEx Training Center, позволяет реализовать обучение аналогично форме «face to face». Преимуществами вебинара являются также возможность записи с последующим анализом семинара преподавателем и корректирующими мероприятиями, возможность проведения электронного тестирования для контроля усвоения материала.
Информационно-коммуникативные технологии повышают мотивации студентов к обучению, направлены на интенсификацию процесса обучения, на совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Обучающиеся на клинических кафедрах в рамках балльно-рейтинговой оценки достижений студентов заполняют лист самостоятельной работы с элементами дистанционного обучения, где отражают персональную посещаемость предложенных сайтов, прослушанные видеолекции, участие в телемостах, представление собственной информации [6].
Необходимо отметить, что самостоятельная работа студентов не может осуществляться без преподавателя, координатора процесса обучения, поскольку обилие аутентичной информации может стать причиной получения её студентом в искаженном виде.
Таким образом, важным в педагогическом процессе медицинского вуза является развитие информационной компетенции студентов, способствующей формированию у обучающихся самостоятельности, умению работать с профессиональной информацией, адаптируя его к профессиональной среде.
Библиографическая ссылка
Чернядьев С.А., Уфимцева М.А., Гетманова А.В., Ушаков А.А., Хабибулина М.М. РОЛЬ NEW MEDIA В ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 589-592;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35680 (дата обращения: 22.11.2024).