Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

САМОМЕНЕДЖМЕНТ И ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Ушаков А.А. 1
1 ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Краснодарского края
Современные информационные образовательные среды интегрируются в единую макросреду. В изменяющихся условиях требуется исследование особенностей непрерывного саморазвития педагога в интегративной образовательной среде. В статье рассматривается организация личностно-профессионального саморазвития педагога в различных аспектах. С одной стороны, саморазвитие осуществляется на основе самоорганизации и самоконтроля деятельности без постоянного внешнего воздействия. Но вместе с этим необходимо тьюторское сопровождение, инициирующее саморазвитие педагога как личности и профессионала. Автором статьи обосновано соотношение самоменеджмента и тьюторского сопровождения в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога. Результаты проведенного исследования расширяют представления об особенностях личностно-профессионального саморазвития в интегративной образовательной среде и могут быть использованы образовательными организациями в научно-методической деятельности, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
самоменеджмент
тьюторское сопровождение личностно-профессионального саморазвития
интегративная образовательная среда
1. Розин В.М. Тьюторская педагогика как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности // Культура и искусство. – 2014. – № 6. – С. 668–679.
2. Симонова А.А. Самоменеджмент педагога: сущность, содержание, технологии. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – 136 с.
3. Татаринова В.А. Профессиональный самоменеджмент педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 236–240.
4. Хачатрян Э.В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов в процессе реализации инновационной деятельности // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 15. – С. 43–47.
5. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – С. 158–166.

Динамичные изменения социокультурных условий определяют возрастающие требования к результативности образовательного процесса и его качеству, активизируя поиск путей достижения обозначенной цели образования и внедрение инноваций. Современный педагог должен обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг, мобильно и творчески решая профессиональные задачи. В связи с этим актуализируется проблема непрерывного развития и саморазвития педагога как личности и профессионала. Процесс личностно-профессионального саморазвития предполагает его осуществление на основе самоорганизации деятельности без постоянного внешнего воздействия. Педагог сам создает профессионально-развивающую среду, интегрируя ее ресурсы в личностно значимые смыслы. Практический опыт педагогической деятельности показывает, что в организации саморазвития возникают затруднения, связанные с проектированием и осуществлением данного процесса. В условиях стремительно изменяющихся требований к образовательному процессу эффективно оказывать помощь педагогу в решении поставленных задач позволяет тьюторское сопровождение саморазвития.

Целью проведенного исследования является обоснование соотношения самоменеджмента и тьюторского сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях современной интегративной образовательной среды. Для достижения поставленной цели использовались такие дополняющие друг друга методы исследования, как сравнительный анализ, синтез, анкетирование, ранжирование, корреляционный анализ.

Под личностно-профессиональным саморазвитием педагога понимается целостный циклический процесс деятельности, осуществляемый по концентрическому принципу от низкого к высокому уровню в следующей последовательности: инициирование саморазвития (самомотивация); целеполагание как проектирование (постановка цели – субъективного образа желаемого результата саморазвития); действия по достижению запланированного результата саморазвития; рефлексия и корректировочные действия в случае необходимости.

Степень воздействия образовательной среды на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога детерминируется развивающим потенциалом среды, который многократно возрастает в условиях её интеграции. Современная интегративная образовательная среда является открытой макросистемой, которая представлена:

– на структурно-функциональном уровне – как объединение информационных образовательных сред различной уровневой и функциональной принадлежности (микросреды отдельных образовательных организаций, мезосреды общего, профессионального и дополнительного образования);

– на содержательном уровне – как синтез вариативных профессионально-развивающих ресурсов, обладающих свойством синергизма.

Интегративная образовательная среда характеризуется системным эффектом, проявляемым за счет взаимодействия совокупности микросред как структурных компонентов макросреды, которые в отдельности не могут воспроизводить качество системы в целом. Такая среда предоставляет педагогу комплекс альтернативных возможностей для выбора стратегий саморазвития и проектирования вариативных индивидуальных профессионально-развивающих траекторий.

В социально-гуманитарных науках и практической деятельности саморазвитие личности и профессионала тесно связано с самоменеджментом – самостоятельным управлением собственным развитием на основе рационального использования времени и самоорганизации деятельности. При этом целью самоменеджмента является наиболее полное использование возможностей человека, что обеспечивает повышение самомотивации, рост профессионализма и достижение целей личностно-профессионального саморазвития. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются теоретические основы самоменеджмента педагога, а также отражены практические аспекты рассматриваемой проблемы: предлагаются рекомендации, позволяющие использовать собственные возможности, рационально и сознательно управлять своей жизнью [2], разработаны программы по обучению педагогов профессиональному самоменеджменту [3].

Феномен тьюторства (англ. tutor – тренер, наставник, лат. tueor – наблюдать, заботиться) оформился в средневековых классических университетах. Изначально тьюторство определялось как посредничество в образовательном процессе с целью сопровождения самообразования. Необходимость в тьюторстве возникает в связи с переходом к вариативности и индивидуализации образования. В философском аспекте современная тьюторская педагогика рассматривается не только как сопровождение развивающейся личности, но и точка роста современной культуры, вектор социальных инноваций [1]. Основополагающая функция тьюторских моделей – образовательная рефлексия, базовым процессом которой является самоопределение личности. В практическом плане разработаны технологии тьюторского сопровождения личностно-профессионального развития педагогов в условиях инновационных образовательных процессов [4].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о признании важности как самоменеджмента, так и тьюторского сопровождения в процессах развития и саморазвития педагогов. С нашей точки зрения, повысить результативность личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях современной интегративной образовательной среды позволяет рациональное сочетание самоменеджмента и тьюторского сопровождения данного процесса с учетом индивидуальных способностей педагогов.

На первом этапе проведенного исследования определены компетенции, обеспечивающие организацию самоменеджмента, и выявлены педагогические условия тьюторского сопровождения, соответствующие процессуальным компонентам личностно-профессионального саморазвития педагога (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение самоменеджмента и тьюторского сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде

Процессуальные компоненты личностно-профессионального саморазвития педагога

Компетенции, обеспечивающие организацию самоменеджмента в процессе личностно-профессионального саморазвития

Педагогические условия тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития

1. Мотивационный компонент.

Наличие потребностей и мотивов, инициирующих процесс саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды.

К1. Готовность к сознательному профессиональному и личностному изменению, стремление к постоянному самосовершенствованию как признак творческой личности.

У1. Инициирование личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды, развитие мотивации к самосовершенствованию, обучение основам самоорганизации деятельности.

2. Проектировочный компонент.

Постановка цели как субъективного образа желаемого результата саморазвития, цель обусловлена мотивами и определяется самим педагогом, процесс целеполагания в данном случае понимается как проектирование.

К2. Способность определять цель и задачи собственного саморазвития, прогнозировать его предполагаемый результат и самостоятельно проектировать индивидуальную профессионально-развивающую траекторию.

У2. Оказание методической помощи в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории саморазвития.

3. Деятельностно-практический компонент.

Действия педагога по достижению результата саморазвития на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач).

К3. Способность к самостоятельной реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории без постоянного внешнего контроля.

У3. Осуществление научно-методического сопровождения процесса саморазвития педагога, координация деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов.

4. Рефлексивный

компонент.

Оценка результата саморазвития, осуществляемая как по внешним, так и по собственным (внутренним) критериям.

К4. Владение методами объективной оценки и самоанализа результатов личностно-профессионального саморазвития.

У4. Осуществление научно-методической службой мониторинга процесса личностно-профессионального саморазвития педагога на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества.

5. Эмоционально-волевой

компонент.

Саморегуляция процесса и результата личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде.

К5. Способность управлять процессом личностно-профессионального саморазвития на основе самоконтроля деятельности, самостоятельно корректировать свои действия по результатам саморазвития.

У5. Научно-методическое обеспечение самоконтроля личностно-профессионального саморазвития педагога, обеспечение непрерывности процесса саморазвития.

Компетенции, обеспечивающие организацию самоменеджмента в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога – это способности управлять собственным развитием, определять его цель и задачи, самостоятельно проектировать и реализовывать индивидуальную профессионально-развивающую траекторию, оценивать и корректировать результаты саморазвития на основе практического опыта самоорганизации и самоконтроля деятельности.

Под педагогическими условиями понимается совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности [5]. Факторы образовательной среды существуют независимо от создаваемых педагогических условий. В отличие от факторов, которые не поддаются непосредственному влиянию, условия специально создаются в педагогических системах и предполагают, но не гарантируют результат процесса. Педагогические условия тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития в интегративной образовательной среде – это внешние обстоятельства, конструируемые на уровне локальной микросреды образовательной организации и существенно влияющие на процесс и результат саморазвития педагога. В данном случае тьюторская деятельность заключается в научно-методическом сопровождении личностно-профессионального саморазвития педагога в совокупности мотивационного, проектировочного, деятельностно-практического, рефлексивного, эмоционально-волевого компонентов. В роли тьютора выступает, как правило, специалист по научно-методической работе образовательной организации (заместитель руководителя или методист). Основным принципом работы тьютора является расширение возможностей использования вариативных профессионально-развивающих ресурсов интегративной образовательной среды как открытой системы. Тьютор оказывает методическую помощь педагогам в проектировании и реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий, сохраняя и развивая самостоятельность субъекта.

На втором этапе исследования установлена степень значимости компетенций, обеспечивающих организацию самоменеджмента, и приоритетность педагогических условий тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога. С этой целью проведено анкетирование педагогов с последующим ранжированием полученных данных, в результате чего определены значения средних баллов (по 10-балльной шкале) для исследуемых компетенций и педагогических условий (табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование по степени значимости компетенций, обеспечивающих организацию самоменеджмента, и педагогических условий тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога

 

Код

Компетенции и педагогические условия

Средний балл

 

Блок «Самоменеджмент»

 

КОМПЕТЕНЦИИ

К5.

Способность управлять процессом личностно-профессионального саморазвития на основе самоконтроля деятельности, самостоятельно корректировать свои действия по результатам саморазвития.

8,47

К4.

Владение методами объективной оценки и самоанализа результатов личностно-профессионального саморазвития.

8,18

К1.

Готовность к сознательному профессиональному и личностному изменению, стремление к постоянному самосовершенствованию как признак творческой личности.

7,94

К3.

Способность к самостоятельной реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории без постоянного внешнего контроля.

7,65

К2.

Способность определять цель и задачи собственного саморазвития, прогнозировать его предполагаемый результат и самостоятельно проектировать индивидуальную профессионально-развивающую траекторию.

7,41

   

Блок «Тьюторское сопровождение»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

У2.

Оказание методической помощи в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории саморазвития.

8,71

У3.

Осуществление научно-методического сопровождения процесса саморазвития педагога, координация деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов.

8,71

У5.

Научно-методическое обеспечение самоконтроля личностно-профессионального саморазвития педагога, обеспечение непрерывности процесса саморазвития.

8,47

У1.

Инициирование личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды, развитие мотивации к самосовершенствованию, обучение основам самоорганизации деятельности.

8,35

У4.

Осуществление научно-методической службой мониторинга процесса личностно-профессионального саморазвития педагога на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества.

8,24

На заключительном этапе исследования выявлена значимая взаимосвязь между исследуемыми компетенциями и педагогическими условиями тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога. Так, для мотивационного компонента коэффициент корреляции между К1 и У1 составляет 0,50 (см. рисунок).

uh1.wmf

Корреляционная связь между компетенциями, обеспечивающими организацию самоменеджмента, и педагогическими условиями тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога (на примере мотивационного компонента)

Корреляционный анализ использовался также для определения зависимости между проектировочными и рефлексивными компетенциями, детерминирующими самоменеджмент личностно-профессионального саморазвития педагога (табл. 3).

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа с целью выявления взаимосвязей между способностью педагогов к саморазвитию, проектировочными и рефлексивными компетенциями

№ п/п

Корреляционные взаимосвязи

Коэффициент парной корреляции Бравэ-Пирсона

t-критерий Стьюдента

Оценка достоверности коэффициента при α = 0,05

1

Способность к саморазвитию и проектировочные компетенции

0,59

3,080

tф > tst

2

Способность к саморазвитию и рефлексивные компетенции

0,48

2,306

tф > tst

3

Проектировочные и рефлексивные компетенции педагогов

0,54

2,694

tф > tst

Таким образом, в результате проведенного исследования обосновано соотношение самоменеджмента и тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях современной интегративной образовательной среды в совокупности процессуальных компонентов. Установленные в результате исследования взаимосвязи между способностью педагогов к саморазвитию, проектировочными и рефлексивными компетенциями достоверны и статистически значимы. Чем более сформированы проектировочные и рефлексивные компетенции, тем выше способность педагога к личностно-профессиональному саморазвитию. Перспективы исследования связаны с разработкой практических рекомендаций по проектированию вариативных индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагогов на основе самоменеджмента и тьюторского сопровождения процесса саморазвития.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А. САМОМЕНЕДЖМЕНТ И ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 580-584;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35678 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674