Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФИЛОСОФИЯ КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Лазутина Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
В рамках философии образования в данной статье анализируется статус философии, формируемый в системе современного профессионального образования. Выявляется зависимость формирования ценностных ориентаций студента технического университета от специфики направленности образовательно-воспитательного процесса, осуществляемого посредством предметов гуманитарного цикла, где философии принадлежит определяющая роль в становлении целостного мировоззрения. Показано, что философия как социокультурный феномен, выполняет разнообразные функции в жизни общества вообще и в жизнедеятельности индивида, в частности. Центральной проблемой данной работы является анализ функций, выполняемых философией в техническом университете. Доказано, что к функциям философии можно отнести мировоззренческую, методологическую, гносеологическую, аксиологическую, образовательную, воспитательную, культуросберегающую и другие функции. Показано, что основной функцией философии в техническом университете является мировоззренческая функция, способствующая формированию развитого технического мировосприятия.
ценность
дизайн
современное образование
аксиология образования
технический университет
1. Бакурадзе А.Б. Классификация ценностей в контексте управления образованием // Образование и наука. – 2013. – № 7 (106). – С. 101–113.
2. Елизарова Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей // Universum: Вестник Герценовского университета. —2010. – № 9. – С. 14–17.
3. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс модернизации университетского образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 57–68.
4. Петров В.В. Интеграция науки и образования в условиях модернизации российского общества // Философия образования. – 2012. – № 1(40). – С. 64–70.
5. Серкова В.А. Проблемы гуманитарного образования в политехническом университете (материалы круглого стола) // Труды Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. – Санкт-Петербург, 2011. – № 513. – С. 3–22.
6. Степин В.С. Философия в эпоху перемен // Вестник Московского университета. – 2006. – Сер. 7. – № 4. – С. 18–34.
7. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. 2-е изд. – М., 2013. – 320 с.
8. Ханжина Т.В. Роль образования в современном обществе // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12. – Часть 5. – С. 947–950.
9. Юрьев В.М. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. – 2004. – № 12. – С. 59–73.
10. Якиманская И.С. Концепция личностно ориентированного образования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2010. – № 5. – С. 36–40.

Отечественная образовательная система представляет пристальный интерес государства, политика которого направлена на реформирование образовательной сферы, что вызывает потребность общества в разработке новейшей методологии образования, что способствует обновлению статуса гуманитарных наук.

В современной отечественной педагогической мысли [2, 3, 8, 9] обсуждаются вопросы модернизации образования, «одной из основных функций которого, кроме осмысления технологии передачи знаний, является развитие человеческого капитала для будущего развития общества, креативным ядром которого выступает университетское студенчество» [3, с. 58], что приводит к смене существующей образовательной парадигмы и реформированию образовательного процесса в рамках технического университета.

В настоящее время внимание отечественных исследователей образовательного процесса направлено на поиск онтологических и гносеологических оснований педагогической деятельности, обусловливая разработку новейших педагогических приемов и усовершенствование существующих методик и образовательных технологий.

В центре данной работы находится изучение функций философии в структуре современного технического университета, что позволяет систематизировать существующие знания в сфере педагогического мастерства и усовершенствовать существующие методики его преподавания, что способствует, в свою очередь, обновлению в системе антропологии образования вообще, и повышению уровня технического образования, в частности.

Потребность в разрешении проблемы воспитания инженера как гармоничной личности, осуществляющей выбор верных ценностных ориентиров, влечет за собой анализ аксиологической составляющей образовательного процесса в рамках современного университета. Наиболее точно данной задаче соответствует философия, как особая форма выражения теоретического мировоззрения. К тому же философия, как наиболее динамичная система знаний о человеке, включенном в разнообразие отношений с окружающим его миром, отражает происходящие общественные изменения посредством специфического языка.

В связи с чем поиск природы и специфики бытия философии в современном техническом университете находится в центре внимания исследователей различных педагогических и философских направлений [1, 3, 5, 6, 7, 10], что приводит к развитию отечественной философии образования, где в настоящее время актуализируются вопросы выявления специфики технического образования.

Материалы и методы исследования

Анализ специфики философии как ведущего компонента современного технического образования вызвал необходимость обобщения теоретического материала из различных сфер знания, что обусловило использование системного подхода, реализующего потребность анализа философии и ее языка как открытой для изменений целостности.

Данная статья опирается на теоретические достижения отечественных авторов в области философии образования. Ее основу составляют педагогические концепции С.С. Корнеенкова, В.В. Петрова, В.А. Серковой, И.С. Якиманской и других исследователей в области педагогики, рассматривающих гуманистический аспект образовательной деятельности.

Методологической основой исследования явились функциональный подход, предоставивший возможность всестороннего анализа структуры философского знания и историко-философский анализ генезиса философского мировоззрения, что свидетельствует о поиске статуса философии на протяжении длительного времени.

Сравнительно-исторический и логико-исторические методы, заключающиеся в ретроспективном сопоставлении и анализе статуса философии различных исторических эпох, позволили понять генезис философского знания и проследить его развитие.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема выявления природы философии и обобщение ее значения в современной образовательной системе актуальна и представляет предмет рассмотрения данной работы, что продвигает развитие философии образования.

В наши дни технический университет как образовательный центр, выполняет стратегическую функцию в проведении государственных реформ, участвуя в социальном, политическом и культурном обновлении страны.

Формирование знаний, навыков и умений будущего инженера представляет важную задачу современного общества, ориентированного на развитие новейших технологий и внедрение их в производственную практику. Практика свидетельствует, что «Качество образования и конкурентная способность экономики взаимообусловлены» [8, с. 947]. Более того, как указывает В.В. Петров, «знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций» [4, с. 65], что способствует развитию конкурентоспособности и устойчивости экономики страны [4].

Происходящая в наши дни модернизация образовательного процесса, как отмечается в современной отечественной педагогической литературе, порожденная экономическими, политическими, социокультурными процессами, наблюдающимися в обществе, способствует «…необходимости создания и реализации новой педагогической парадигмы – гуманизации и гуманитаризации образования на всех уровнях его осуществления» [10, с. 34]. Это влечет за собой, согласно И.С. Якиманской, оформление основных принципов образования: «признание за человеком права на уникальность (индивидуальность, неповторимость); внутреннюю свободу (личностный выбор); активность (самостоятельную, созидательную, творческую деятельность); духовность (уважение, понимание, осознанность личностного развития) [10, с. 36]», что с необходимостью вызывает реформирование системы технического образования, обусловливая оформление тенденции к его дальнейшей гуманитаризации, влекущей за собой понимание важности развития креативных способностей будущих инженеров.

Тем самым наличествует потребность современного общества в новом мировоззрении, что порождает интерес к философии, как социокультурному феномену, реализующему возможность в теоретическом осмыслении происходящих изменений в сфере культуры. Отсюда берет начало понимание особого статуса философии, складывающегося в блоке гуманитарных дисциплин в образовательной среде технического университета, формируемое у широкого круга специалистов различных областей научного знания, что позволяет выявить функции, выполняемые философией в жизни общества вообще и в жизни отдельного человека, в частности.

В гуманитарной среде технического университета, под которой понимается в современной философии образования «мощный фактор формирования специалистов» [5, с.8], возникающей в результате «совместной деятельности преподавателей и студентов, администрации» [там же], происходит увеличение внимания к гуманитарным дисциплинам, формирующим мышление студента технической специальности, в частности, складывается понимание важности философии в формировании развитого мировоззрения будущего инженера.

Философия выполняет мировоззренческую функцию, значение которой проявляется в непосредственном влиянии на процесс формирования технического мировоззрения. Посредством знаковых средств языка философии запечатлевается техническая картина мира, отражающая происходящие изменения в сфере взаимоотношений в системе «человек-техника». К тому же изучение теории и истории философии позволяет студенту осознавать происходящие в столь противоречивом мире современных реалий социокультурные перемены.

Данная дисциплина способствует выработке умения будущего инженера критически оценивать собственные достоинства и недостатки мышления. В ходе изучения философии происходит осознание студентом важности поиска эффективных средств совершенствования личностных достоинств (и устранения недостатков). Тем самым, формируется знание об условиях развития личности, возможностях реализации ее свободы, что способствует применению философской и научной методологии для реализации профессиональных и личностных задач. Другими словами, формирование технического сознания представляет сложный диалектический процесс, что требует комплексного воздействия предметов технического и гуманитарного циклов на личность будущего инженера.

Благодаря философии как специфическому социокультурному феномену осуществляется возможность передачи знаний между различными поколениями людей, удаленных друг от друга не только на обширные расстояния, но и на многие года и столетия. К тому же понимание специфики возникновения и развития ведущих философских концепций совершенствует способность студента анализировать социально значимые проблемы и процессы и соотносить их с современным состоянием развития научного знания. В этом проявляется ее информационно-коммуникативная функция.

Общепризнано, что метафизическая потребность в знании является источником культуры. Посредством изучения философии происходит расширение кругозора студента-инженера и обогащение его эрудиции, тем самым, выполняется гносеологическая функция, которая осуществляет потребность студента в получении знаний о действительности (и ее дальнейшую систематизацию), а также становится возможным процесс самопознания. Более того, достижения философской эпистемологии применяются в качестве методологии научных исследований.

Философия предлагает человечеству развернутую систему методов, выступая как средство обобщения полученных знаний о действительности и происходящих изменениях в мире человека, выполняя, тем самым, методологическую функцию.

Социально – аксиологическая функция философии заключается в осознании ценностной составляющей жизни человека и формировании социального идеала. Изучение философии в системе технического университета способствует осознанию природы ценностных ориентаций и пониманию закономерностей смены ценностной парадигмы.

Современность, с ее реалиями, диктующими установку на реализацию потребности экономики в новых кадрах, обусловливает ориентирование образовательного процесса на рост профессионального мастерства студентов технического университета, побуждая к воспитанию креативных способностей у будущих инженеров.

Креативность, рассматриваемая современной педагогикой в качестве «механизма развития личности» [2], осуществляет возможность «профессиональной самореализации будущего специалиста». В свете вышеобозначенных тенденций в сфере высшего образования технический университет ставит перед преподавателем философии задачу – пробудить интерес будущего инженера к творческой деятельности, где особое значение придается самостоятельности, которая представляет в современной отечественной педагогике одну из самых востребованных образовательных ценностей. К атрибутам самостоятельности относят «способность к самостоятельной работе, самоанализу и самоконтролю» [2, с. 15], то есть самостоятельность представляется «как черта характера и качество личности» и «распространяется на множество жизненно важных умений различной природы» [там же].

Можно предположить, что в педагогической среде вызовет единодушие заключение Г.В. Елизаровой о том, что в современности «Одним из ключевых представляется умение разобраться в самом себе…» [2, с. 15], а также «…умение контролировать собственные эмоции, разграничивать в самом себе и других личное и типичное, т.е. обусловленное национальной культурой, условиями жизни и общественными стандартами» [там же]. Получается, что в качестве «неотъемлемой характеристики самостоятельности», по Г.В. Елизаровой, «выступает и баланс независимости от доминирующих взглядов окружающих, умение определять и отстаивать собственную индивидуальную позицию наряду с умением уважать принятые в обществе нормы поведения и индивидуальные позиции других» [2, с. 15].

Положительно то, что Г.В. Елизарова рассматривает ценность самостоятельности в нерасторжимом единстве с ценностью личной ответственности «за происходящее с субъектом образовательной деятельности, а также за организацию среды, в которой он живет и работает» [там же]. Получается, что диалектическое рассмотрение взаимовлияния ценности личной ответственности и самостоятельности (сопряженной с ценностью свободы) позволяет раскрыть природу креативности, что способствует теоретическому осмыслению закономерностей инженерного творчества и осуществлению реализации потребности общества в новых кадрах, в возможностях которых создание новейших научных технологий.

Итак, можно констатировать факт того, что образовательный процесс, как сложный феномен, включает в себя важнейший – аксиологический компонент, без которого невозможно сформировать личность будущего специалиста.

Таким образом, в современном обществе умение мыслить самостоятельно, опираясь на полученные знания, приобретенный опыт, ценится выше, чем эрудиция. Понимание особенностей мышления и знание законов логики, полученные в ходе изучения философии, стимулирует развитие критического мышления студента технического университета, а также способствует формированию универсалий культуры.

Культурно-воспитательная функция философии заключается в стремлении реализовать потребность формирования высокой культуры мышления подрастающего поколения, в потребности овладеть основами философского знания, включая рассмотрение специфики основных школ и направлений, проблем, теорий, законов, категорий и методов философии, что способствует развитию мировоззрения.

Философия, преподаваемая в современном техническом университете, имеет ярко выраженную практическую направленность, так как совершенствует умение студентов логически верно, аргументированно и ясно формировать и формулировать представление об изучаемом объекте. Изучение философии в высшем учебном учреждении ориентирует будущего специалиста на успех, формирует умение отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, демонстрируя оригинальные взгляды и убеждения. Поэтому знание философии позволяет будущим инженерам использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении их профессиональных задач, способствуя пониманию социальной значимости своей будущей профессии и вырабатывая стремление к высокой мотивации при выполнении профессиональной деятельности.

Таким образом, спецификой философии, как сложной иерархической системы культуры, пребывающей в динамике, является целостность представлений о знаниях, полученных в результате взаимодействия в системе «мир-человек».

Понимание значимости функций философии, выполняемых данной дисциплиной в техническом университете, способствует не только повышению статуса философии в техническом университете и осознанию значимости ее среди предметов гуманитарного цикла, но и приводит к повышению уровня технического образования.

Итак, роль философии в современном обществе вообще, в техническом университете, в частности, несводима к единственной функции. Другими словами, философия полифункциональна.

Выводы

В ходе исследования роли философии в системе технического образования среди предметов гуманитарного цикла было установлено, что данная дисциплина занимает центральное значение, способствуя адекватному восприятию, анализу и передаче социально значимой информации о взаимодействии человека и природы, человека и общества. Факты свидетельствуют, что философия передает специфическую систему знаний от поколения к поколению, выполняя, тем самым, информационно-коммуникативную функцию.

Проведенное исследование статуса философии показало, что философские принципы и законы, выступая в качестве методологии исследования, реализуют возможность постановки и достижения жизненных целей, в этом заключается ее методологическая функция.

Обобщение достижений современной отечественной аксиологии педагогики демонстрирует понимание того, что философия способствует отражению разнообразия ценностного мира и приводит к должному осознанию социально значимых идеалов и ценностей, то есть выполняет социально-аксиологическую функцию.

Таким образом, не следует сводить значение философии к одной функции, то есть философия – это полифункциональный феномен.

Функции, выполняемые философией, условно можно разделить на ведущие и второстепенные, которые взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

Ведущей функцией философии является мировоззренческая функция, заключающаяся в формировании системы принципов, идеалов и убеждений личности.


Библиографическая ссылка

Лазутина Т.В. ФИЛОСОФИЯ КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 504-508;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35662 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674