Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАНДРАЙЗИНГ В ОБРАЗОВАНИИ» В СИСТЕМЕ МАГИСТРАТУРЫ ВУЗА

Дуисеева А.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»
В данной статье рассматривается вопрос применения моделирования как метода создания учебной дисциплины в рамках программы магистратуры высшего учебного заведения. Автором выявлены основные понятия «модель», «моделирование», проанализированы подходы к определению данных категорий, приведены трактовки понятий согласно различным авторам. Проведен предварительный анализ вопросов, касающихся теории моделирования. В ходе работы описывается процесс создания учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании» по педагогическим направлениям. Автор выделяет конкретные этапы построения модели: постановка проблемы, формулировка итоговой цели, постановка задачи, выбор объекта моделирования, формирование критериев качества модели, проведение содержательного анализа системы «задача – объект». Делается попытка выявить проблему построения модели, обозначая конкретные шаги. Выделены основные этапы планирования эксперимента: изучение рабочей схемы построения модели, выявление элементов формируемой модели, построение исследуемой модели, установление связей между элементами построенной модели.
метод
моделирование
магистратура
высшее образование
учебная дисциплина
фандрайзинг
фандрайзинг в образовании
1. Аверинцев С.С. Философия: энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев. – М.: Гардарики, 2004. – 815 с.
2. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с.
3. Блауберг И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии / И.В. Блауберг, И.К. Пантина. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 431 с.
4. Гладилина И.П. Инновационные подходы к созданию моделей учебно-воспитательного процесса // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 38–42.
5. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) [Текст] / Б.А. Глинский. – М.: Изд-во МГУ, 1965. – 248 с.
6. Краснощеков П.С. Принципы построения моделей [Текст] / П.С. Краснощеков, А.А. Петров. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 264 с.
7. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов: моногр. – Славянск: СГПУ, 2010. 148 с.
8. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов / С.М. Локшина. – 4-е изд, испр. – М. : Русский язык, 1974. – 351 с.
9. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика [Текст] / Я.Г. Неуймин. – М.: Наука, 1984. – 189 с.
10. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – № 136. – С. 136–143.

На современном этапе развития науки применение моделей становится одним из основных способов описания действительности. Наука с каждым днем все больше говорит о методе моделей, который, в свою очередь, приобретает широкое распространение среди исследователей. Как универсальная форма познания моделирование является наиболее распространенным и востребованным методом исследования и преобразования явлений и объектов в различных областях деятельности.

Говоря о моделях и моделировании, важно заметить, что данные категории пришли в современную науку из кибернетики, постепенно превращаясь в общенаучные понятия, также как «информация», «управление», «система», «структура» и другие. Различные аспекты использования моделей и моделирования в обучении затрагивают многие авторы в своих психолого-педагогических исследованиях: Л.И. Айдарова, С.А. Бешенков, В.В. Давыдов, И.П. Гладилина, Е.А. Лодатко, А.К. Маркова, А.В. Цыганов, Е.В. Чудинова, А.А. Шибанов, Д.Б. Эльконина, В.А. Ясвин и другие.

Приступая к рассмотрению понятия «модель», важно проанализировать различные подходы к определению данного феномена. Таким образом, свое исследование мы начали с этимологической точки зрения. Так, понятие «модель» образовано от французской версии «modele» и означает образцовый экземпляр какого-либо изделия; прообраз; образец для изготовления, создания чего-либо. Имеется также и версия из латинского языка, где «modulus» – это некая мера, образ или норма [8]. Кроме этого, в словаре иностранных слов под редакцией С.М. Локшиной можно увидеть и другие трактовки данного понятия. Например, модель – это образцовый экземпляр какого-либо изделия; образец для изготовления, создания чего-либо; вид, тип конструкции; это то, что служит материалом, натурой для художественного произведения. Модель – это копия, воспроизведение предмета, обычно в уменьшенном размере или исследуемый объект, представленный в наиболее общем виде. [8].

Философский энциклопедический словарь под редакцией С.С. Аверинцева содержит неоднозначное определение. Так, модель – это аналог или структура, схематичное обозначение, система знаков какого-либо специального фрагмента реальности природы или социума, порождения культуры человека, концептуально-теоретического образования [1]. С гносеологической же точки зрения, модель – это объект, представляющий оригинал в области познания и практической деятельности. Таким образом, моделью в общем смысле можно назвать любое образное представление, аналог какого-либо определенного объекта, явления или процесса, который используется в качестве его основного «заместителя».

Более точное для нас определение предлагает в своей книге «Методы в науке и технике» Я.Г. Неуймин, говоря, что модель в общем смысле или обобщенная модель – это «специфический объект, представляющий собой описание средствами знаков и созданный для получения и хранения информации в форме» [9]. Такая модель, по мнению автора, должна отражать свойства, характеристики и связи объекта произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.

Нельзя не заметить, что отечественные и зарубежные авторы, безусловно, правы, утверждая, что все модели делятся на два типа: материальные и идеальные. Такое деление является довольно общим, однако смысл и цель данного разделения заключается в том, чтобы выявить истинную картину (природу) модели, с которой работает исследователь, а затем уже когнитивные возможности модели, которые определяются ее природой.

Современная наука с каждым днем все больше говорит о методе моделей, который, в свою очередь, приобретает широкое распространение. В этой связи Б.А. Глинский исследует причины популярности моделирования, которые, по его мнению, берут свое начало в таких специфических чертах научного познания, как изменение предмета научного исследования, начиная с изучения объектов привычного масштаба до исследования микро- или макромира. В таких случаях непосредственное исследование не представляется возможным. К таким особенностям можно также отнести усложнение экспериментальных устройств, используемых в современной науке; возрастание роли теории во многих ведущих отраслях науки, познание которых невозможно без абстракций высшего уровня и т.д. [5]. По мнению Бориса Александровича, моделирование относится к числу универсальных методов. Объективной основой универсальности метода моделирования он считает существование сходства между вещами на разных уровнях их бытия, говоря, что метод моделирования применяется на двух уровнях исследования: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне он может применяться для выполнения измерительной, описательной и других функций, а на теоретическом – для выполнения интерпретаторской, объяснительной, предсказательной функций, а также функций в мысленном эксперименте. Кроме этого, на обоих уровнях моделирование может выполнять критериальную функцию. Таким образом, можно предположить, что данное разнообразие гносеологических функций придает методу моделирования все больше значимости и служит важнейшим фактором для его массового и широкого распространения.

По мнению философов И.В. Блауберга и И.К. Пантиной, моделирование является методом научного исследования, который заключается в построении и изучении модели исследуемого объекта, а также своеобразным прообразом, несущим смысл установления сущности, уточнения характеристик и рационализации способов построения объектов. Авторы подчеркивают, что в основе моделирования лежит определенная аналогия, соответствие между исследуемым объектом и его моделью, что позволяет переходить от модели к самому объекту, использовать на нем результаты, полученные с помощью модели. Моделью, в свою очередь, они называют систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования (оригинала). В качестве простейших примеров философы приводят знаковые (математические), атомные, логические модели [3].

Процесс построения таких моделей, по мнению Я.Г. Неуймина, не является служебной процедурой, в ходе которой описываются свойства и характеристики объекта исследования. Это представляет собой основную составную часть решения задачи в целом. Ученый отмечает, что в ходе построения модели происходит осмысление и приведение в единую систему всей исходной информации о задаче, объекте и действующих факторах, имеет место оценка значимости и характеристик структурных компонентов и параметров, а при необходимости – планирование и проведение дополнительных исследований в отношении «объект – среда» [9]. Автор выделяет соответствующие этапы построения модели: постановка проблемы, формулировка итоговой цели, постановка задачи, выбор объекта моделирования, формирование критериев качества модели, проведение содержательного анализа системы «задача – объект» и др.

Рассматривая функциональные возможности модели, нельзя обойти стороной вопрос, связанный со свойствами моделей, которые активно привлекают внимание исследователей в практическом моделировании. Нами был проведен анализ литературы (С.А. Бешенков [2], И.П. Гладилина [4], Б.А. Глинский [5], П.С. Краснощеков [6], Е.А. Лодатко [7], Я.Г. Неуймин [9], А.В. Цыганов [10] и др.), который показал, что на сегодняшний момент система базовых характеристик понятия «модель» является недостаточно разработанной. Обращаясь к исследованиям Б.А. Глинского, посвященным определению структуры процесса моделирования, важно отметить, что процесс моделирования предусматривает наличие объекта, субъекта и модели исследования [5]. Однако, структура этого процесса возможна только при условии четырех последовательных действий: постановка задачи; создание модели; исследование модели; перенос знания.

Проведя предварительный анализ вопросов, касающихся теории моделирования, мы считаем необходимым перейти к вопросу построения модели в контексте нашего исследования. Учитывая все вышеизложенные определения модели, мы считаем целесообразным в рамках нашего исследования вывести рабочее определение модели учебного курса «Фандрайзинг в образовании» для подготовки магистра по педагогическим направлениям. Моделью учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании» мы будем называть описанный знаковыми средствами процесс подготовки магистра при изучении дисциплины «Фандрайзинг в образовании». Данный процесс должен отражать свойства, характерные черты и отношения организованного нами реального процесса обучения.

Итак, на данном этапе исследования можно наметить следующие шаги, которые необходимо проделать, чтобы обоснованно построить модель учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании» для подготовки магистра по педагогическим направлениям:

– изучение рабочей схемы построения модели;

– выявление элементов формируемой модели;

– построение исследуемой модели;

– установление связей между элементами построенной модели.

Я.Г. Неуймин убедительно доказывает, что модельное исследование, как и любой другой вид осознанной целенаправленной деятельности, начинается с возникновения проблемы, т.е. своего рода потребности изменить уже имеющееся либо желаемое положение вещей в той или иной области, предпочтительно в лучшую сторону [9]. Рассматриваемая нами проблема построения учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании» возникает из необходимости ее разработки, способной решать комплекс поставленных перед ней задач.

Приступая к моделированию процесса подготовки магистра по педагогическим направлениям при изучении учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании», важно учитывать подготовленность субъектов данного процесса (магистрантов педагогического направления лингвистического вуза) к началу освоения курса. «Фандрайзинг в образовании» преподается магистрантам с 1-го семестра согласно учебному плану профильной направленности «Учебно-исследовательская и проектная деятельность», с 2012 года – «Проектно-исследовательская деятельность: инновационные технологии организации». Для освоения дисциплины «Фандрайзинг в образовании» магистранты используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Философия науки», «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Основы организации учебно-исследовательской работы», «Информационное обеспечение научных исследований», «Основы научной коммуникации», «Научно-исследовательский семинар» и других. Освоение данного курса является необходимой основой для последующего изучения таких дисциплин, как: «Инновационные процессы в образовании», «Тренинг на достижение цели», «Технология проектной деятельности», «Менеджмент в сфере образования», «Экспертиза в образовании», а также для прохождения педагогической практики, подготовки к написанию научно-исследовательской работы и выполнению диссертации. Материальная база лингвистического вуза должна быть способной обеспечить доступ к различным источникам информации, необходимым для разработки грантовых проектов в сфере науки и образования. К таким, в первую очередь, относятся виртуальные платформы фондов, благотворительных организаций, а также базы данных, информационные, справочные и поисковые системы, электронные библиотеки. Кроме того, желательно наличие организационной и компьютерной техники и новейших информационных технологий.

Рассматривая региональные особенности для достижения поставленной цели, немаловажно иметь в виду грантовую инфраструктуру в регионе, наличие активных благотворительных организаций, фондов, а также доступность информации о региональной специфике грантовых программ. Другими словами, поставленная цель должна соотноситься с реальными возможностями ее достижения, то есть с ресурсами. В свою очередь, соотнесение целей с ресурсными ограничениями наталкивает нас на формулировку задач. Так, нашей главной задачей является разработка учебной дисциплины, ее программы, дидактического и методического обеспечения, системы практических заданий, обеспечивающих эффективную подготовку магистрантов к включению в грантовую деятельность. Следовательно, при моделировании перед нами встают четыре основные задачи:

– формирование у магистрантов базовых знаний по фандрайзинговой деятельности;

– развитие профессиональной мотивации;

– подготовка будущих магистров к практико-ориентированной профессиональной деятельности;

– развитие личностных качеств обучающихся.

Поскольку, согласно Я.Г. Неуймину, «Задача и объект моделирования должны рассматриваться совместно, ибо только их совокупность позволяет определить необходимые характеристики модели и требования к ее свойствам» [9], определим объект моделирования в нашей работе. Таковым является процесс подготовки магистрантов при изучении учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании». Но вся сложность отношений между задачей и объектом в случае исследуемой проблемы связана с комплексом поставленных задач. Это влечет за собой противоречивые требования к объекту. Он должен включать в себя осуществление профессиональной подготовки и практико-ориентированной подготовки магистров. Поэтому, на наш взгляд, анализ содержательной составляющей компонента моделирования «задача – объект» является принципиально значимым элементом в ходе изучения процесса моделирования.

Анализ данного компонента «задача – объект» показал, что возможен следующий подход к содержанию этой системы. В содержании может быть выделена базисная когнитивная составляющая, т.е. знания, необходимые магистру педагогического образования, и дополнительная составляющая – теоретический материал для подготовки магистра к практико-ориентированной профессиональной деятельности. Кроме того, система «задача – объект» предполагает обязательный анализ возможностей учебных блоков дисциплины для решения задач в комплексе и реальности их выполнения для условий исследуемого объекта. Для осуществления такого анализа необходимо рассмотреть разрабатываемую дисциплину и определить, насколько он позволяет решить задачи подготовки магистров.

При переходе к следующему этапу исследования, а именно – планированию эксперимента, в нашем случае должны учитываться все четыре аспекта задачи моделирования. В данном случае поиск наилучшего плана решения задачи включает в себя:

– создание программы учебной дисциплины и отбор содержания соответствующего материала;

– включение дидактических приемов для повышения мотивации магистрантов к профессиональной деятельности;

– отбор дополнительного материала для подготовки магистрантов к фандрайзинговой деятельности;

– разработку технологического обеспечения процесса подготовки магистрантов;

– разработку технологии развития качеств фандрайзера, необходимых при осуществлении научной и грантовой деятельности.

В соответствии с намеченными шагами выделяются два основных этапа в планировании эксперимента: разработка содержательной части подготовки магистрантов к фандрайзинговой деятельности и технологическое обеспечение этой подготовки. Для разработки второго этапа необходим подбор дидактических средств и технологий, которые бы смогли эффективно решить намеченные задачи.

Следующий этап процесса моделирования – получение и обработка экспериментальных данных. Поскольку эксперимент довольно – таки широк, в нем можно выделить четыре самостоятельных аспекта:

1. Формирование системы знаний у магистрантов.

2. Усиление профессиональной мотивации.

3. Подготовка магистрантов к практико-ориентированной профессиональной деятельности.

4. Развитие профессионально значимых качеств у магистрантов.

Уточним, что получение и обработка экспериментальных данных обеспечивается использованием различных методик. При обработке полученных в ходе эксперимента результатов важно выявить адекватные критерии оценки результатов каждого аспекта эксперимента.

Следующим элементом моделирования является оценивание качества полученной модели. При оценивании качества в процессе моделирования необходимо сравнить полученные результаты эксперимента с ожидаемыми и прогнозируемыми. Кроме того, для более глубокой подготовки магистров к практической грантовой деятельности в содержательную основу дисциплины были включены разделы и темы, направленные на подготовку их к осуществлению практической деятельности. Их содержание включает дополнительные вопросы по проектному менеджменту и фандрайзингу, а также конкретные знания и навыки в области оформления и подачи заявок на грант.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод моделирования помог нам выйти на создание учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании». Приведем ее основные положения. Первым положением является утверждение о возможности создания такой учебной дисциплины «Фандрайзинг в образовании», которая будет способствовать эффективной подготовке высококвалифицированного магистра. Второе положение сообщает, что учебная дисциплина «Фандрайзинг в образовании» обеспечит подготовку компетентного магистра, если в нем учтено сочетание теоретической и практико-ориентированной направленности с развитием у него личностных качеств и мотивации к своей профессии. Третье положение заявляет, что для решения комплекса поставленных перед курсом задач требуется разработка соответствующего технологического обеспечения.

Итак, можно заметить, данная модель построена с учетом всех необходимых современных требований, предъявляемых к магистрам по педагогическим направлениям, способна привлечь к эффективному обучению и стать основой при повышении уровня профессиональных качеств «магистра-фандрайзера».


Библиографическая ссылка

Дуисеева А.Р. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАНДРАЙЗИНГ В ОБРАЗОВАНИИ» В СИСТЕМЕ МАГИСТРАТУРЫ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 481-485;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35657 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674